Судя по фотографиям других кораблей, не только "могли", но и вообще игнорировали от души, а то и подавно клали большой и толстый баклажан.
Возьмём тот же Владимир Мономах. Маленький показательный пример. Несмотря на многомесячное ожидание Памяти Азова для вояжа цесаревича, не было сделано ничего, чтобы привести корабль в соответствующий статусу вид - в переносном смысле, конечно, - порядок-то на корабле был образцовый, как и на всех кораблях. А вот что касается схемы окраски, она не изменилась с момента предыдущей кампании. А это очень странно, учитывая, важность будущего путешествия. Ладно бы, как тут предлагалось, случилась "бытовуха", пушку испачкали маслом (что, как я уже говорил, лишь гипотетическое предположение из разряда версий), - Вася за пять минут подкрасит, из которых четыре будет бегать, ... а здесь "архиважное" международное политическое мероприятие, кампания небывалого для страны размаха, а какие важные лица первой величины будут на борту, и тд и тп, и что? работу, которую можно провести быстро, качественно и слажено за короткий период, в благоприятных условиях, не сделали! - утрирую, но направление мысли поймайте, плиз...
91 год?
Хорошо. Закончилась прогулка цесаревича, на Флоте уже вовсю "свирепствует" злобный циркуляр, "обязательный для всех кораблей". Но ни в 91, ни в 92, ни в 93 на Мономахе не были проделаны работы по перекраске корабля по новым инструкциям. Хотя корабль не единожды стоял в доках и ремонтировался.
Самое очевидное, что, если шарую окраску используем вместо белой при окраске станков по практическим соображениям (гипотетическая грязь от обслуживания орудия пачкает белую краску), а так же в главную очередь чтобы не портить парадного вида корабля, то тут как раз нестыковочка: тогда шарыми должны быть все станки корабля, а на Памяти Азова это абсолютно не так - кроме двух, все станки нам отлично видны - и видны не только нам, но и тогдашним важным лицам, почётным гостям, и тд - и все станки белые.
Кроме того. Правильно ли я помню, что краска шарого цвета как таковая на корабли в то время не поставлялась? Шарый предполагалось смешивать самостоятельно (рецепт встречается даже у Посьета - краска использовалась на Флоте уже давно). Два раза один и тот же идеальный колор удавалось кому смешивать, коллеги? Вот и я о том же. Так если ты должен просто подкрасить станок, то тебе как раз выгодно и практично иметь его белым, покрашенным уже теми белилами, которых в запасе на корабле - жжжж ешь.
Про то фото ПА из учебного отряда, это да, там щека орудия ГК отличается по тону от щита. Но это какой год, а у нас какой. Если спор только про ту фотографию, то полностью беру на себя вину - написал, что станки белые - и я поясняю, почему: я написал это в том смысле, что "не чёрные", как показал на модели Фёдор. Мы ведь с ним обсуждали модельные чёрные станки 8-дюймовых пушек. А вот с другими фотографиями я бы поспорил, вижу белые станки ГК (и зачехлённые тоже вижу).
Ладно мы. Даже опытные классики не могут разобраться, что, как и когда работало в этой системе российской документации по окраске. Казалось бы, простые даты появления "белой окраски борта для заграничного плавания", - чего там, найти и утвердить, - а вот и фигушки, у авторов разных книг гуляют эти даты очень в большом диапазоне.
Что касается Дмитрия Донского, то та фотография предположительно сделана в 1893 году, в США, во время празднования 400-летия открытия Америки Колумбом. Есть косвенный признак, это приручённая экипажем лань, попадающаяся на фотографиях.
И с другой стороны, Рюрик. Про историю фотографий я не в курсе, вы уж сами. Но, да, все (вот тут как раз все!) станки пушек на верхней палубе шарые. Но вот что интересно. Казалось бы, строгое соблюдение циркуляров и инструкций, а дефлекторы на корабле окрашены нештатно. А они не маленькие такие, хорошо заметные. Клал, клал народ на циркуляры свои большие баклажаны.
Кстати, о баклажанах: сколько циркуляров, инструкций, указов и приказов нарушил или проигнорировал М. Кази при строительстве Памяти Азова? Не счесть! И ладно бы, серые станки, кораблю от этого ни холодно, ни жарко, - а вот прямое сознательное ухудшение конструкции, в целях ускорения постройки корабля (дабы быстрее освободить мощности под новый заказ), вот это размах так размах. Всю жизнь, до самого момента разрезки на металлолом (где вскрытие подтвердило факт критичных недоработок), Память Азова ходил с недоделками, напрямую влияющими на прочность корпуса и на живучесть корабля. Память Азова всегда, каждую секунду был миной замедленного действия и представлял опасность для экипажа (кстати, и цесаревича!), потому что Кази самовольно упростил его конструкцию там, где этого категорически делать нельзя не только по инструкциям, но и по правилам мирового кораблестроения. Если бы ПА однажды сел на мель, он гарантированно затонул бы - пострадали или погибли бы люди. Кази не просто игнорировал МТК, он де-факто совершил преступление - если бы корабль погиб. А вы говорите, шарый цвет обязателен для всех, тут покруче циркулярчики нафиг посылали. Вообще, подробно, как бодались Кази и МТК, можно почитать у Мельникова. Уму непостижимо - и это на важнейшем оборонном заводе, где строится стратегически важное оружие - полное самоуправство и разброд...
Кстати, цитата про снабжение красок, из того разговора про Сисой, - тоже обсуждалось на айрбазе когда-то. Пусть и у нас побудет:
В заключение хочу сказать: утверждение "циркуляр был обязателен для всех кораблей" - это в первую очередь формальность, сухая буква закона. Но это лишь желаемое. Формулировка "на усмотрение капитана" - уже больше похоже на истину, возможно, официальная оговорка, чтобы спасти документ, пока его де-факто не признали неработающим. Ибо как не крути, но экипаж в море не может родить нужную краску, если ею не снабдили, и в большинстве случаев технически невозможно привести корабль к новой схеме окраски в море. Утверждение "клали большой и толстый баклажан" больше похоже на то, как фактически выглядело теоретическое "на усмотрение капитана". Однако, бардака не было. В рассматриваемый период корабли всегда содержались в порядке и выглядели на самом высочайшем уровне - этому нужно отдать должное.