Цитата |
---|
Fedot написал: Я уже говорил, откуда пришла информация, смотри выше. Странно, если понятия "внутренняя и внешняя обшивка" не имеет ни какого отношения к корпусу |
Да, Фёдор Васильевич, говорил. Ты сказал, что уточнял у Дубинина. Но он не захотел тратить время. Больше от тебя я ничего не услышал. И ты так и не сказал, каким именно образом обосновано решение в пользу серого. Типа, "Ай, он просто сказал: "крась верх в серый", и я стал красить", или "он мне прислал фотографию (описание, чертёж с с соответствующей надписью), и я на основании этого материала принял решение ..." Вот это я хотел узнать от тебя, Васильевич.
А то странная ситуация получается: я тут который раз обосновываю и поясняю, как потерпевший
, но и у меня естественно возникают вопросы, а какие аргументы против-то, может, пора и ещё кому-то потрудиться и объяснить свои действия? Ну, ты понимаешь.
Про внешнюю и внутреннюю обшивку я не понял тебя: ведь именно о корпусе и идёт речь. В тексте "Кратких" нет разделения обшивки корпуса на обшивку бортов и на обшивку верха - всё это одна обшивка корпуса. Обшивка бортов не может быть из условной фанеры, потому что Титов пишет о способах укладки поясьев, диагональный - внутр., горизонтальный - снаружи. Так описывают на шлюпках поясья из полноценных досок - и здесь тоже нет никаких экзотических новаций, способ обшивки как раз традиционный. Диагональную обшивку стали использовать на шлюпках уже в первой половине 19 века, выглядела она примерно вот так:
В рассматриваемый нами временной период самый близкий документ, показывающий диагональную и продольную обшивку российских шлюпок, это Атлас Кишкина. Хорошо видно, что изображены доски, не фанера:
Использование красного дерева, может, и выглядит с современной точки зрения излишней роскошью, но тут надо отметить, что красное дерево являлось довольно распространённым конструкционным материалом в кораблестроении.
Во-первых, под "красным деревом" подразумевалось не какое-то конкретное название дерева, а группа пород деревьев. То есть, термин "красное дерево" не означает , например, "сосна", а означает "хвойные". Под "хвойными" мы можем иметь в виду и дешёвую доступную ель, и не гниющую в воде лиственницу, и благородный кедр. Так же было с "красным деревом". Были и доступные по цене породы древесины, были и очень дорогие.
Во-вторых. Красное дерево - древесина, на самом деле, славилась не только красотой текстуры, но и отличной крепостью, сравнимой с древесиной дубов. Кроме того, чем южнее страна и её колонии, тем легче ей было построить корабль целиком из красного дерева - выходило, как не резало бы это ухо современному человеку, проще и дешевле. Вот она, глобализация 18-19 века в действии.
Как пример, Испания: огромное число кораблей Испании построено на Кубе, из красного дерева, которого там завались, а вот дуб на Кубе - экзотика на вес золота. Но построить корабли на Кубе было для Испанской короны дешевле, проще и быстрее, чем в метрополии. Вот даже знаменитый Сантисима Тринидад, самый большой боевой корабль в мире на протяжении почти сорока лет, герой Трафальгарской битвы, был построен из красного дерева. Мы тут за пару-тройку дюжин досечек сомнения разводим, а на постройку Тринидада ушло четыре тысячи отборных стволов красного дерева.
В третьих, в 19 веке экспорт древесины пород красного дерева вырос в разы благодаря развитию мировой промышленности в целом и неизбежного возникновения дефицита материковой конструкционной древесины для нужд кораблестроения в Европе. Грубо говоря, делать мебель не из дуба, а из красного дерева - эта возникшая мода на самом деле была продиктована не сколько стремлением к прекрасному, или там к новизне, сколько к практичности и доступности. Красное дерево стало дешевле дуба в Европе.
Ну, понятно, сейчас и то и то - из серии "зажрались", но сто с шапкой лет назад использование красного дерева было рациональным решением. Конечно, в России были свои сосны и дубы, но купить красное дерево, уже готовое, просушенное, на брусья и доски напиленное, высшего качества, да ещё и модное в Европке и подавно в САСШах, было проще. И тем более, если мы говорим о катерах корабля первого, высшего ранга, и на этом катере будут перемещаться морской генералитет. Да, тут огромное значение имеют понты, говоря по-простому. Можно купить Ладу, но давайте купим Роллс-Ройс.
Но давайте будем напирать на практичность. Для сравнения, по "деревянной" глобализации: Англия. "Владычица морей" для нужд своего кораблестроения закупала мачтовый лес в колониях в США. Буквально, бросовый хвойный материал, канадскую сосну. Но это для нас и для северных американцев сосна - бросовый материал, курам на смех, а вот в Англии сосна была на вес золота. А почему, а потому что повырубали всё своё. Потом стали закупать сосну в Риге. Даже пеньку покупали в ненавистной России - а что, хорошая пенька, прочная, лучше, чем манильская, да и цена невысокая. Российская пенька для англичан, это всё равно что кубинское красное дерево для испанцев - можно использовать своё, можно использовать иное, но лучше просто купить на другом конце света - проще и дешевле. "Чай, не во времена колумбов живём", в конце 19 века доставка товара была даже, посмеюсь, быстрее и проще, чем в наши дни.
В-четвёртых, катера ПА были построены до кризиса в стране, голод, разразившийся в начале девяностых, ещё не затронул все сферы экономики царской России, и финансирование кораблестроения было ещё пока достойным. Мы сомневаемся в красном дереве катеров, но забываем, например, хотя бы ту же роскошь яхты Штандарт и других яхт нашего флота...
Катера были построены в 88 году, почти год дожидались машин и котлов, и только под занавес навигации 89 года вышли на испытания. Во время постройки, из-за использования древесины пород красного дерева, катера выглядели примерно так (воспользуюсь фотографией модели Ромы, спасибо!):
Потом катера были окрашены "по уставу", и "красное дерево" бортов закрасили. К гадалке не ходи, обшивка изнутри корпуса тоже закрашена - и все эти "диагонали" были покрыты белилами. Звучит диковато, но именно это и есть проблема - наше современное восприятие. Нет, это не вандализм какой-то, красное дерево закрашивать, это элементарная защита обшивки от воздействия агрессивной среды. Сама древесина, повторю, есть чисто конструкционный материал, её закрасили точно так же, как закрасили бы обшивку из дуба или сосны. Другое дело верх - где всё для людей. Остальную красоту, а так же обшивку емкостей, угольных ям, котла, декоративную отделку кокпита, сидения, другие элементы, покрыли лаком - яхтовым, рояльным - но лак дороже краски, иначе весь катер для океанского крейсера высшего ранга блестел бы, как кое-что у кота, но целиком лаком уровня рояльного покрывали катера уровня Дагмар.
Ну, и не опровергаемый факт в завершение: Мичман Титов1-й знал, что обшивка катера, внутренняя и внешняя, была выполнена из красного дерева.