Некоторые изменения в информации, ранее обсуждаемой в этой Сказке.
Вернёмся к этой фотографии, времён путешествия цесаревича, одна из самых ранних и самых подробных фотографий верхней палубы фрегата "Память Азова", вот наиболее полный вариант фото:
Первое.
Две одинаковые деревянные детали фасонной формы, наблюдаемые позади щита орудия, я называл гандшпугами, и тому были основания.
Сравнив несколько изображений гандшпугов, я пришёл к выводу, что фасон деталей, хотя и весьма схожий с тем, что на фотографии, увы, иной. Однако, фасон, весьма напоминающий пиллерс, был весьма знаком. Где-то же я его видел. И сегодня, в пылу коронавирусного жара, я наконец-то вспомнил, где я видел эти парные детали, похожие на пиллерсы.
Вот фотография, сделанная на борту одного из российских кораблей на праздновании 400-летия открытия Америки в 1893 году (в разных источниках данный корабль позиционируется как "Дмитрий Донской", но это неверно).. Искомые детали находятся в левой части фотографии, они белые, сразу за леерным ограждением, рядом с дамами в светлых платьях:
Намёк понят, осталось найти...
Ну, элемент знакомый, но очень экзотический, и его изображение найти сложно - уж очень этот элемент редко встречается. Речь идёт о "вертикальном трапе со стойками и поручнями, устанавливаемом на нижней площадке забортного трапа" - цитирую термины по книге "Морская практика".
То есть, две "палки", торчащие над щитом восьмидюймового орудия на фотографии "Память Азова" - это балясины ограждения вертикального трапа нижней площадки парадного забортного трапа.
Я нашёл достаточно толковое изображение вертикального трапа нижней площадки. Думаю, по этому фото будет понятно и назначение, а так же конструкция и принцип работы элемента. На данной модели показан один из сложных вариантов вертикального трапа нижней площадки, вертикальный трап с пиллерсами мог быть проще и не иметь нижних рогов-кранцев, как на этой модели. Это известная модель крейсера Варяг, изготовленная на заводе-производителя корабля и хранящаяся сейчас в нашем Морском Музее. Смотрите нижнюю площадку парадного трапа:
Так как нет ни одной фотографии парадного трапа крейсера "Память Азова", где вертикальный трап нижней площадки был бы виден, я делаю вывод такой: этот трап, конечно же, был на крейсере первого ранга штатно, но либо не использовался в момент фотографирования корабля в разные годы - либо его не видно из-за прибывшей шлюпки. Что же мы видим на фотографии с отдыхающими матросами? Когда трап снят, как минимум в 1890 году вертикальные трапы хранились нештатно за орудиями главного калибра - возможно, чтобы были под рукой во время многочисленных разъездов цесаревича.
Позже, после путешествия, вертикальные трапы были перенесены для хранения на крышу второго кожуха, сразу за дымовой трубой:
Второе.
Странные нестандартные "ящики" напротив юферсов вант фок-мачты по оба борта. В "ящике" наблюдается некий запасный такелаж и ещё какие-то предметы. Увы, отдыхающие матросы не позволяют толком рассмотреть эти "ящики" на фотографиях.
Мне изначально не нравилась "вынужденная" версия про какие-то временные ящики для снастей, обусловленные тем фактом, что корабль ещё сырой и его постоянно "доделывают"... Опять же, ну всё равно это как-то не по-флотски, у парусного мастера (должность ответственного за такелаж и паруса, а, например, сам рангоут входил в круг ответственности корабельного плотника) были свои, штатные помещения для запасных снастей, нет необходимости создавать некие хотя бы временные склады... И, ещё один момент, вот лично мне за долгие годы изучения рангоута и такелажа ни разу не встречались подобные конструкции на палубах.
А ещё червь сомнения точил меня за один жизнью наученный момент, который в "морских практиках" и прочих умных книжках не найти, но о котором знаешь не понаслышке: приглядитесь, коллеги: "ящик" на фото вплотную, аж до "не могу", придвинут к талрепам вант... А ванты, в зависимости от того, с наветренной или подветренной стороны находятся, или натягиваются и звенят, что аж уши режет, или, наоборот, прослабляются и провисают - а, значит, провисают и юферсы с талрепами - на гиганте "Память Азова" довольно нехилые! А "ящичек" прижат в талрепам! Получите-распишитесь проблемы технического характера (не дай бог зацепит-поцарапает - порвёт тут же! - недаром чулки одеты) и морально-неэтического воспитания виновных. С вантами не шутят! Значит... значит, "ящик" был подвижен, его легко можно было отставить в сторону - что говорит о его временном нахождении здесь... или о том, что это не "ящик" никакой, а кое-что другое.
Я уже рассказывал про плоскодонки (англ. punt), используемые на наших кораблях в те годы. В частности, я пытался обратить внимание коллег на отлично заметные плоскодонки, появившиеся на кат-балках "Памяти Азова" после событий в Чифу (стр 49 этой Сказки, сообщение 1449).
Отсутствие упоминания плоскодонок в "Кратких сведениях" и не совсем стандартная, "полевая", "подручная" подвеска плоскодонок в варианте "после Чифу" навела меня на мысль, что плоскодонки появились на ПА только в 1894-95гг.
Но фотография ниже навела меня на другую мысль. На этой фотографии на плоскодонке так же уложен некий хлам и, помимо прочего, убраны банки. А какой хлам мог быть уложен в плоскодонку? - краска, ремнабор да леса для покрасочных работ, ведь плоскодонки в первую очередь служили для покраски бортов и ремонта корпуса в районе ватерлинии.
Соответственно:
На фотографии крейсера "Память Азова" периода "после Чифу" плоскодонки просто вывешены на кат-балках "чтобы быть под рукой, потому что новая экспериментальная, "полевая" розово-светло-серая окраска быстро слезала."
А до событий в Чифу плоскодонки могли храниться на палубе. И эти странные "ящики" на палубе ПА на фотографии с отдыхающими матросами, - это и есть плоскодонки (пант, джонбот), хотя и с непривычными для плоскодонок формами. Кроме того, если сравнивать фотографии плоскодонок ПА из сообщения 1449 и раннее фото, то общность есть - например, вертикальные, без завалов, борта шлюпок и крутые линии оконечностей. Есть и разница - на поздней фотографии плоскодонки имеют хорошо заметный кранец вдоль планширя плоскодонки, вероятно, сделанный из старой парусины, чтобы уменьшить повреждения при работах по обслуживанию бортов корабля.
Итак, "ящики" на фотографии 1890 года - это плоскодонки для обслуживания бортов корабля. И эти же плоскодонки видны позже, на фотографиях 1895 года, нестандартно подвешенными на кат-балках корабля.
Всё на сегодня.
Раз уж упоминали "Варяг" и плоскодонки, а как-то раз Фёдор выражал желание построить модель этого корабля, то укажем, что как минимум одна плоскодонка была на вооружении "Варяга", она заметна между второй и третьей дымовыми трубами, на рострах, около дефлектора: