Большая дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Б-68 проекта 651Э, Полярный медведь 1/350, Легкий тюнинг модели 651 проекта от Полярного медведя.
Но во Владивостоке полярной ночью ведь и не пахнет.
С Уважением, Алексей.
Ну а модель ПЛ получается уникальной!
Спасибо, уважаемый Сергей Григорьевич, не могу с Вами не согласиться, Действительно, модель подводной лодки 651 проекта на сегодняшний день представлена пока в единственном экземпляре на Капорпке. В академии говорили: ‘Почему трудно было воевать в Первой конной армии? Решения передрать не у кого было."
Теперь необходимо заполнить фигурный вырез в кормовой части ОР (ограждении рубки), а для этого сделать обтекатель гакабортного рубочного и кильватерного огней.
Пришлось вспомнить занятия оптикой, точнее баловство с оптическими эффектами с использованием прозрачного пластика (плексиглаза).
Следующая фотография натолкнула на мысль сделать обтекатель для двух огней одной деталью.
Изготовить обтекатель решил из обычной школьной прозрачной линейки. Одна из трудностей была сделать видимым плафон гакабортного рубочного огня внутри обтекателя. Технология изготовления показана на фотографии. Если не полениться и кликнуть по ней мышью, то можно увидеть все стадии процесса.
Алексей Лежнев написал: Прозрачность - имеется вналичии, а как потом с покраской планируете? Маски?
С Уважением, Алексей.
Пока, уважаемый Алексей Александрович, окончательное решение не принял устанавливать обтекатель до или после покраски модели. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.
Алексей Лежнев написал: Я бы остановился на варианте - устанавливать ПОСЛЕ покраски.
Очень не люблю работать с масками - ВСЕГДА что-нибудь да где-нибудь но подтечёт под них.
С Уважением, Алексей.
Конечно, уважаемый Алексей Александрович, после такого количества масок, наложенных недавно при строительстве эскадренного броненосца "Три Святителя" начнешь испытывать к ним неприязнь, прямо кушать не хочется (фильм "Мимино"). При маскировке мелочевки я использую жидкие маски, под них обычно не протекает.
Но пожалуй, воспользуюсь Вашим советом, иначе зачем было его спрашивать.
А я поддержу идею жидких масок (маскол). Вставлять прозрачную деталь после покраски - тоже имеет обратную сторону, а именно, следы клея. Клей нечаянно может попасть на краску, ну и чего тогда старались, а ещё на прозрачном пластике может серебриться на поверхности склейки, а может вызвать "туман", попав на саму деталь. На неокрашенной модели испорченную прозрачную деталь можно будет заменить без ущерба, а вот на уже покрашенной модели замена детали приведёт к ещё большей "неаккуратности", дополнительным следам клея, повреждениям от физического воздействия при извлекании испорченной детали, и прочее. К тому же, у вас корпус больше, чем стеклянные детали, они у вас утоплены - так видно на ваших фото. Полагаю, на прототипах (это тоже видно на фото, но не модели, а подлодки) прозрачные обтекатели были заподлицо с корпусом. А рамки по периметру прозрачных элементов как планируете делать?
Игорь Тараканов написал: Клей нечаянно может попасть на краску, ну и чего тогда старались, а ещё на прозрачном пластике может серебриться на поверхности склейки, а может вызвать "туман", попав на саму деталь.
При использовании циакрина или нитроклея - да, полностью согласен.
А вот при использовании обычного ПВА - этих проблем вообще никогда не возникает. Даже если клей и немного выдавится на краску или на прозрачную деталь, то после высыхания он даёт очень приличную усадку, остаётся прозрачным и практически незаметен.
Минус - да, сохнет долго. Но зато и снять приклеенную деталь впоследствии можно при необходимости без проблем.
Я уже давно работаю только с ПВА. Циакрин или Момент использую в очень ограниченных случаях.
Жидкие маски никогда не пробовал, хотя интересно. Поэтому пользуюсь контурной лентой, узенький скотч. Потом что нужно закрыть, закрываю автомалярным скотчем. Дешево и сердито. Подтеков нету, бывают потдувы, скорее из-за недогляда и невнимательности. Убираются влажной шкуркой от 2000 и выше.
Игорь Тараканов написал: Клей нечаянно может попасть на краску, ну и чего тогда старались, а ещё на прозрачном пластике может серебриться на поверхности склейки, а может вызвать "туман", попав на саму деталь.
При использовании циакрина или нитроклея - да, полностью согласен.
А вот при использовании обычного ПВА - этих проблем вообще никогда не возникает. Даже если клей и немного выдавится на краску или на прозрачную деталь, то после высыхания он даёт очень приличную усадку, остаётся прозрачным и практически незаметен.
Минус - да, сохнет долго. Но зато и снять приклеенную деталь впоследствии можно при необходимости без проблем.
Я уже давно работаю только с ПВА. Циакрин или Момент использую в очень ограниченных случаях.
С Уважением, Алексей.
Цитата
ВЛАДИМИР ИЛЬИН написал: Жидкие маски никогда не пробовал, хотя интересно. Поэтому пользуюсь контурной лентой, узенький скотч. Потом что нужно закрыть, закрываю автомалярным скотчем. Дешево и сердито. Подтеков нету, бывают потдувы, скорее из-за недогляда и невнимательности. Убираются влажной шкуркой от 2000 и выше.
Спасибо, уважаемые коллеги, что поделились Вашим бесценным опытом в области применения клея и масок. И дали хорошую порцию информации для размышлений над дальнейшей технологией строительства модели.
Цитата
Игорь Тараканов написал: А я поддержу идею жидких масок (маскол). Вставлять прозрачную деталь после покраски - тоже имеет обратную сторону, а именно, следы клея. Клей нечаянно может попасть на краску, ну и чего тогда старались, а ещё на прозрачном пластике может серебриться на поверхности склейки, а может вызвать "туман", попав на саму деталь. На неокрашенной модели испорченную прозрачную деталь можно будет заменить без ущерба, а вот на уже покрашенной модели замена детали приведёт к ещё большей "неаккуратности", дополнительным следам клея, повреждениям от физического воздействия при извлекании испорченной детали, и прочее. К тому же, у вас корпус больше, чем стеклянные детали, они у вас утоплены - так видно на ваших фото. Полагаю, на прототипах (это тоже видно на фото, но не модели, а подлодки) прозрачные обтекатели были заподлицо с корпусом. А рамки по периметру прозрачных элементов как планируете делать?
Игорь, в качестве клея широко применяю лак "Plastik-71", имеющий три ценных особенности: лак акриловый, прозрачный и имеет специальный ультрафиолетовый краситель, который легко позволяет контролировать качество покрытия (склейки). Кроме того, время начальной полимеризации составляет от 15 до 30 мин, что позволяет точно отпозиционировать склеиваемые элементы. Этим же лаком грунтую металлические детали перед покраской.
Отбивку обтекателя огней на ограждении рубки белым цветом пока планирую сделать декалями, как это уже делал на модели подводной лодки 641 проекта (ссылка).
Пока делились опытом в области применения клея и масок решил отвлечься от ограждения рубки, чтобы глаз не замылился, а заодно и довести до ума сделанный ранее блок вибраторов эхолота НЭЛ-6 (ссылка), входившего в состав штурманского вооружения подводных лодок 651 проекта. Блок вибраторов располагался в килевой балке под цепным ящиком.
Блок вибраторов НЭЛ-6 имел бронзовый корпус с установленными в нем пакетами никелевых пластин (I канал – шесть длинных и II канал - две короткие). Блок вибраторов было запрещено покрывать краской.
Для наглядности привел черно-белую схему в цветной вид. Блок вибраторов делал методом аппликации из фольги латуни, которую "превратил" в бронзу, и стали вместо никеля. Для доработки блока вибраторов решил уменьшить толщину бронзового корпуса от 0,1 до 0,05 мм и сделать из латунной фольги толщиной 0,05 мм, а никелевые пластины сделать из фольги (нержавеющая сталь толщиной 0,03 мм), выгравированной на станке с ЧПУ, чтобы сохранить ее зеркальную поверхность. Из латунной фольги толщиной 0,05 мм выгравировал пять комплектов блока вибраторов на станке с ЧПУ (с учетом остальных не построенных моделей). Размеры блока вибраторов 1,8 на 1,8 мм.
На станке с ЧПУ научился гравировать фольгу из нержавеющей стали толщиной 0,03 мм. Из этой фольги выгравировал подложку для блока вибраторов.
Для подгонки всей конструкции в ход пошел пластик толщиной 3 мм для изготовления сборочного стенда. На стенде подогнал корпус блока вибраторов, выгравированный из латуни. На том же стенде подогнал и установил подложку из стальной фольги.
Окончательная сборка и сравнение с ранее изготовленным блоком вибраторов.
Далее нужно было латунь "превратить" в бронзу. Для получения цвета бронзы необходимо в растворе воды с нашатырным спиртом растворить ХОМ (хлорокись меди) и выдержать в нем изделие до 20 секунд. Если держать изделие (медь или латунь) от 6 минут и более (до 30 минут) можно получить цвет черни с голубоватым отливом. Патина получается очень устойчивой, ее можно полировать и удалить только абразивом. Ранее в аналогичном растворе чернил защитные решетки для датчика МГ-23 ГИСЗ "Береста" (ссылка).
Завесил корпус блока вибраторов на 20 секунд в растворе и получил на латуни патину бронзового цвета, которую отполировал волосяной щеткой.
Для сравнения выложил корпус блока вибраторов на начищенной латунной фольге.
Снова сделал сборку конструкции на стенде и сравнение с ранее изготовленным блоком вибраторов.
В килевой части корпуса модели отфрезеровал посадочное гнездо для корпуса блока вибраторов глубиной 0,1 мм.
Установил в посадочное гнездо стальную подложку из фольги нержавейки, изображающие пакеты никелевых пластин.
И установив теперь уже побронзовевший корпус блока вибраторов сделал окончательную примерку на корпусе модели.
Александр Олегович написал: в качестве клея широко применяю лак "Plastik-71",
Теперь и я попробую его в деле.
С Уважением, Алексей.
Для контроля за качеством покрытия (склейки) лаком "Plastik-71", уважаемый Алексей Александрович, рекомендую пользоваться следующим или подобным девайсом.
Китайский карандаш с ультрафиолетовым фонариком, подсвечивает специальный ультрафиолетовый краситель, содержащийся в лаке после его нанесения на склеиваемые детали. Экспроприирован мной у внука в пользу моделизма. Отдан совершенно добровольно и безвозмездно.
Поскольку при изготовлении блока вибраторов эхолота НЭЛ-6 освоил гравировку фольги из нержавейки, то теперь появилась возможность продолжить работу над входными люками, изготовленными ранее (ссылка). А конкретнее, дополнить их комингс-площадками.
У моделистов, занимающихся моделями подводных лодок, принято делать эти площадки из алюминиевой фольги-самоклейки (толщина 0,05 мм). Во время строительства своих моделей лодок 633 и 641 проектов я делал комингс-площадки входных люков из серебряной потали (толщина 0,005 мм), но меня не устраивал оттенок комингс-площадки и теперь решил попробовать фольгу из нержавейки (толщина 0,03 мм). Фольга лежала у меня около пяти лет, но блеска не потеряла, несмотря на Приморскую влажность. Поэтому полировать ее не пришлось.
На станке с ЧПУ выгравировал заготовки комингс-площадок.
Обрезал и удалил наждачной шкуркой переходы, в итоге - результаты примерки.
Так, используя станок с ЧПУ, попробовал несколько детализировать технологию изготовления входных люков с комингс-площадкой методом вставки, этот метод предложил и реализовал уважаемый Сергей Носов при строительстве модели К-3 (ссылка).
Пришлось вернуться к сеткам на выгородке системы общекорабельной вентиляции и трубопроводов газоотвода дизелей под РДП (работа дизелей под водой), расположенной в кормовой части ОР (ограждения рубки), изготовленным ранее (ссылка), пока они окончательно не окислились.
Четыре дня не стал ждать, заранее зная ответ на вопрос: "Чем красить фототравление защитной сетки, чтобы не "убить"?" Сравнил размеры защитной сеткой МГ-23 ГИСЗ (гидроакустической станции измерения скорости звука) «Береста» на фото слева, которую чернил ранее (ссылка) и сеток на выгородке системы общекорабельной вентиляции и трубопроводов газоотвода дизелей под РДП на фото справа. И понял, что покрасить сетки вентиляции и не "убить" их можно только чернением, а точнее патинированием. И учитывая размеры сеток и ячеек в них процесс надо сделать на микроуровне. Но предварительно сетки необходимо хорошо обезжирить, при этом наждачная шкурка не подойдет, а спирт или ацетон не удалят окончательно окислов, в результате чего патина ляжет неравномерно.
Обрезал у сеток переходы и зачистил их наждачной шкуркой, после чего завесил на капроновой мононите (Ø 0,07 мм). Сделал декапирование, позволяющее удалить тончайшие пленки оксидов, на 15 секунд опустив сетки в 5% раствор серной кислоты. После чего промыл в мягкой воде.
Не доверяя известным, а особенно неизвестным брендам жидкостей для чернения, чернение проводил в уже проверенном растворе (вода, нашатырный спирт и ХОМ (хлорокись меди)) в течение 20 минут. После чего, промывкой в мягкой воде остановил чернение и дал просохнуть не менее 2 часов, чтобы патина (в данном случае чернь) окончательно закрепилась.
Результаты чернения комплекта сеток после просушки в течение суток. Самое главное, при чернении не одна из ячеек сетки не забилась. При покрытии сеток краской аэрографом, забились бы три – четыре ячейки сетки, как минимум, но их невозможно бы было вычистить, не порвав сетку.
Сделал примерку левого борта ОР.
Примерка правого борта ОР.
И в конце снова проверка сеток в кормовой части ОР на прозрачность и возможность увидеть сквозь них солнышко. Вроде бы фототравление выжило и осталось "прозрачным".
Устал от работы с сетками и решил немного побаловаться, а заодно придать модели дополнительный шарм. Предметом баловства стала буква "Э" на откидном листе (лючке) эпроновской выгородки.
Один из вариантов эпроновской выгородки на подводной лодке показан на схеме. Вентиляция отсеков-убежищ (отсеки снабженные устройствами для выхода личного состава на поверхность) и подача воздуха для продувания ЦГБ производится через специальные выгородки, расположенные над этими отсеками. Выгородки аварийно-спасательных устройств размещены на палубе надстройки. Для облегчения их поиска на откидных листах (лючках) выгородок наварен традиционный отличительный знак “Э” (ЭПРОН).
Из дошипласта толщиной 0,15 мм выгравировал букву "Э" высотой 0,9 мм и шириной 0,7 мм. Пробовал это сделать на оракале, но более мягкий оракал при таких размерах совершенно не держит форму, к тому же при толщине линии шрифта 0,15 мм клеящий слой оракала перестает работать.
Для сравнения выложил букву "Э" на одном из эпроновских откидных листов (лючков) декали для модели подводной лодки 705 проекта (масштаб 1/350)
и на декали для модели подводной лодки 955 проекта (масштаб 1/350).
Для примерки выложил букву "Э" на одном из эпроновских откидных листов (лючков) строящейся модели.
Конечно, буква выглядит несколько великовато, для масштаба 1/350 высота должна быть 0,7 мм. Но при меньших размерах теряется прочность дошипласта и невооруженным глазом виден только внешний контур буквы. Пока это оптимальный размер для букв из дошипласта: прочность буквы - ее визуальное восприятие.
Продолжил баловство, Предметом баловства снова стали буквы, на этот раз "Н" и "К". Об аварийно-сигнальных буях (АСБ) и истории их развития уже было написано (ссылка). Буи с антенно-фидерным устройством, позволявшим обеспечить радиосвязь аварийной ПЛ, находящейся на грунте, с аварийно-спасательными силами на дистанции 10 - 15 км, как правило устанавливались на носовой надстройке. Для обозначения на один из красных секторов наносилась белая буква "Н" краской либо приваривалась, вырезанная из стали и окрашенная. При этом, буква располагалась так, чтобы она читалась из центра буя. 651 проект.
644 проект.
Буи с сигнальной лампой и телефонной трубкой, как правило устанавливались на кормовой надстройке. И также для обозначения на один из белых секторов наносилась красная буква "К" краской либо приваривалась, вырезанная из стали и окрашенная. При этом, буква располагалась так, чтобы она читалась из центра буя. 651 проект.
641 проект.
633 проект, буй имел характерную для 633 проекта и его модификаций форму.
Из дошипласта толщиной 0,15 мм выгравировал буквы "Н" и "К" высотой 0,9 мм и шириной 0,7 мм. Обрезал и зачистил переходы на букве "Н" и "К".
Кроме, того букву "К" выкрасил в красный цвет.
Сделал примерку носового АСБ. И примерку кормового АСБ.
Для кого АСБ - шпынек с красно-белыми секторами, а для кого и целый детектив, уважаемый Алексей Александрович. Флот сам по себе один большой детектив, Вам ли об этом не знать. Вот только буквав "МЕ" и "ЖО" в военно-морской азбуке нет, есть насчет этого буква "Г" - гальюн .
Продолжил теперь уже совершенствовать баловство с элементами "детектива", поскольку буквы "Н" и "К" на АСБ (аварийно-сигнальных буях) мне не показались.
На этот раз из латунной фольги толщиной 0,05 мм выгравировал буквы "Н" и "К" высотой 0,7 мм и шириной 0,5 мм. Для сравнения спички показалось мало, поэтому выложил иглу для бисера бисерную Ø 0,4 мм, игла не цыганская.
Выкрасил буквы эмалью, удалил из фототравления и сделал сравнение с буквами из дошипласта.
Далее по накатанной: примерка носового АСБ
и примерка кормового АСБ.
Носовой и кормовой АСБ для сравнения с буквами из дошипласта и латуни.
Прекратил пока баловаться и занялся газоотбойниками ракетных контейнеров. Для удобства передвижения личного состава по надстройке с палубы носовых ракетных контейнеров на палубу надстройки в районе ОР (ограждения рубки) над газоотбойниками носовых ракетных контейнеров использовались переходные мостики, имевшие решетчатую конструкцию. При выходе в море мостики не убирались.
В центральной части переходные мостики снизу поддерживались двумя кронштейнами.
Из латунной фольги толщиной 0,05 мм выгравировал два переходных мостика.
Отделил и зачистил переходы для крепления мостика у фототравлению.
Установил два кронштейна (показано на примере левого борта), сделанные из медной проволоки Ø 0,15 мм кончики которых расплющил и загнул вверх под углом 90 градусов.
Сделал примерку по левому борту, просто уложив переходные мостики на кронштейны.
И по правому тоже. Всех коллег поздравляю с наступающим Новым годом.
Январь не располагает к работе на станке с ЧПУ и чтобы не терять время занялся немного историей и теорией. Восстановил навыки работы с программой FreeCad, которые за год оказались весьма утеряны. Тем более, что 3D-модели являются основой и мастер-моделью по которой изготавливаются детали на 3D-принтере и станке с ЧПУ.
Итак, небольшой экскурс в историю советской радиолокации для подводных лодок. По памяти, фотографиям и с использованием информации (ссылка) сделал 3D-модели в масштабе 1/350.
Сначала была мысль сделать только 3D-модель антенны СЦУ (системы целеуказания) "Успех" для модели 651Э проекта. Если не полениться и кликнуть по модели мышью, то можно увидеть ее со всех сторон.
Затем, решил расширить линейку 3D-моделей и сделать антенные посты основных радиолокационных станций и комплексов, принятых на вооружение советских и российских подводных лодок.
РЛС "Флаг".
РЛК-101 "Альбатрос".
МРК-50 "Каскад".
МРК-55 "Чибис".
МРКП-58 "Радиан".
МРКП-59 "Радиан-У".
И в конце, используя все 3D-модели, показал историю советской радиолокации для подводных лодок с годами принятия их на вооружение. Все антенные посты выполнены в одном масштабе – 1/350.
Спасибо, уважаемый Алексей Александрович, за оценку подхода к моделизму. Думаю, что моделизм тоже ИСКУССТВО, однако. Поэтому и требует к себе соответствующего подхода, иначе можно превратить его в ремесло (размышления о моделизме ).