И какая же модель подводной лодки без шпигатных решеток. Начать работу над ними решил с решеток, расположенных чуть выше ватерлинии.
Работу со шпигатными решетками для этой модели уже начинал, пробовал паяные решетки (проволока и фототравление).
Далее с освоением станка с ЧПУ, продолжил работу с гравированными решетками по латунной фольге. Вся эволюция развития этого процесса изложена здесь (пост 143 сказки).
Но после изготовления отражателя антенного поста СЦУ (системы целеуказания) "Успех" с ребрами жесткости (ссылка - пост 430 сказки), убедился в возможностях и точности работы станка с ЧПУ.
Освоение фрезеровки углублений под ребра жесткости гидроакустики, имеющих форму поверхностей третьего порядка, позволило пересмотреть подход к изготовлению шпигатных решеток. Оставалось только решить задачу надежного крепления модели с любым фиксированным креном от 70 до 180 градусов на рабочем столе фрезерного станка. В итоге, на свет появилась очередная конструкция шпигатных решеток изготовленных способом фрезеровки целиком, при этом глубина фрезеровки промежутков между прутьями для их контрастности делалась на 0,5 мм ниже уровня легкого корпуса. Все равно пришлось бы фрезеровать посадочное место под решетку из латунной фольги в легком корпусе. Сделал три пробника с углубленной на 0,1 мм ниже уровня легкого корпуса решеткой.
Результат мне не особо понравился, углубленная всего на 0,1 мм решетка смотрелась не совсем контрастно. К тому же, такая конструкция будет несколько затруднять выделение решетки смывкой.
В итоге сделал еще три варианта фрезерованных шпигатных решеток (третий ряд сверху). Слева направо: с углубленной на 0,1 мм ниже уровня легкого корпуса, с чуть выделенной границей самой решетки и просто с прутьями решетки.
Вариант шпигатной решетки с чуть выделенной границей понравился мне больше всего (средняя в третьем ряду сверху) и теперь можно было приступать к фрезеровке на модели.
Благополучно решив задачу надежного крепления модели с любым фиксированным креном от 70 до 180 градусов на рабочем столе фрезерного станка, приступил к фрезеровке двух решеток выше ватерлинии по правому борту в районе кормовых ракетных контейнеров.
Измерив кривизну легкого корпуса с помощью алюминиевой фольги-самоклейки, отфрезеровал обе шпигатные решетки прямо по легкому корпусу модели.
Шпигатную решетку по правому борту выше ватерлинии в районе кормовых торпедных аппаратов делал по той же технологии.
Измерив кривизну легкого корпуса с помощью алюминиевой фольги-самоклейки, а кривизна была уже намного больше, чем у решеток в районе кормовых ракетных контейнеров, отфрезеровал шпигатную решетку также прямо по легкому корпусу модели.
Теперь можно делать разметку для фрезеровки шпигатных решеток ниже ватерлинии.
С уважением…