19 сентября 2021 года, 10:44
Совершенно искренне восхищаюсь! Камера получилась "как живая", даже цветовые оттенки деталей выглядят схоже. Подход к детализации и копийности в столь непростом масштабе достоин уважения!
|
|
|
|
19 сентября 2021 года, 16:07
Присоединяюсь.
С Уважением, Алексей.
...Ноги, крылья... главное - хвост!...
|
|
|
|
20 сентября 2021 года, 2:50
Спасибо, уважаемый Алексей Александрович, насчет полутора миллиметров полностью с Вами согласен. С уважением... |
|||||
|
|
20 сентября 2021 года, 14:54
Григорий, спасибо за оценку, тем более ценную что это мнение семисотника. С уважением... |
|||
|
|
21 сентября 2021 года, 3:50
Спасибо, Игорь, за Ваше внимание к сказке. Честно говоря, давно присматривался в синему оптоволокну для имитации просветленной оптики.
С уважением... |
|||
|
|
22 сентября 2021 года, 6:56
После выполнения всех подготовительных мероприятий приступил к восстановлению палубных шпигатов на палубе носовой надстройки. По фотографиям восстановил близкую к истине схему палубных шпигатов на палубе носовой надстройки, которая стала продолжением схемы на палубе носовых ракетных контейнеров.
Высверлил палубные шпигаты в палубе носовых ракетных контейнеров сверлом 0,3 мм и глубиной 0,5 мм, добавив еще одно отверстие под гнездо кожуха телекамеры, изготовленной ранее ( Теперь палуба носовой надстройки приобрела следующий вид. Кожух телекамеры вместе с камерой будет установлена после покраски модели.
С уважением… |
|
|
|
26 сентября 2021 года, 4:25
Дошел черед до обтекателей лючков ракетных контейнеров, предназначенных для подключения к бортразъему ракеты. К лючкам личный состав спускался по трем ступенькам забортного трапа полукруглой формы. Лючки сверху закрывались обтекателями с восьмью шпигатами по периметру.
Сверху обтекатели имели штатную крышку для доступа к лючку контейнера. Иногда, по ряду причин, на обтекателях эти штатные крышки отсутствовали.
На некоторых подводных лодках 651 проекта также отсутствовали шпигаты вокруг обтекателей, особенно после покрытия легкого корпуса резиновым противогидролокационным нерезонансным покрытием с рупорными каналами НППРК-4ДЗ.
Но на фотографии носовой части Б-68 651Э проекта есть как забортные трапы, так и восемь шпигатных отверстий вокруг обтекателей лючков контейнеров. Пришлось делать все эти элементы.
Схему расположения шпигатных отверстий вокруг обтекателей лючков контейнеров и забортных трапов на кормовых контейнерах восстановил по их фотографиям.
Высверлил по восемь шпигатов вокруг обтекателей лючков контейнеров и отфрезеровал по три ступени забортных трапов. Исключение составил обтекатель лючка носового контейнера правого борта, где сделал всего пять шпигатных отверстий из-за близкого расположения к обтекателю желоба для троса АБУ (аварийного буксирного устройства) и три ступени забортного трапа к нему. Кормовой ракетный контейнер правого борта.
Кормовой ракетный контейнер левого борта.
Носовой ракетный контейнер левого борта.
С уважением… |
|
|
|
1 октября 2021 года, 4:24
На этот раз дорабатывал носовую оконечность подводной лодки. Это отверстие формы квадрата с полукруглой нижней стороной под шток ТПУ (торпедо-погрузочного устройства). Отверстие довольно большое – половина высоты волнорезного щита торпедного аппарата.
Дело в том, что на некоторых проектах советских дизельных подводных лодок, в том числе и на 651 проекте, торпедо-погрузочного люка не было. Торпедный боезапас загружался на лодку через торпедные аппараты, при этом во время загрузки торпед в первый отсек создавался дифферент на корму. Для загрузки торпед через носовые торпедные аппараты применялось ТПУ (торпедо-погрузочное устройство), которое своим штоком при погрузке торпед крепилось в специальном отверстии, сделанном в форштевне.
ТПУ не претерпело значительных изменений и для подводных лодок 877 или 636 проекта, но погрузка торпед (ракет) производится на ровном киле.
Сверлом 0,3 мм сделал отверстие под трос АБУ (аварийное буксирное устройство).
И отфрезеровал отверстие под шток ТПУ.
С уважением…
Изменено: |
|
|
|
1 октября 2021 года, 7:45
По логике вещей, следующими пойдут в доработку крышки ТА?
С Уважением, Алексей.
...Ноги, крылья... главное - хвост!...
|
|
|
|
2 октября 2021 года, 4:04
Не исключено, уважаемый Алексей Александрович. Но пока волнорезные щиты торпедных аппаратов меня вполне устраивают.
С уважением... |
|||
|
|
6 октября 2021 года, 6:33
Во многом эта модель стала для меня экспериментальной, впрочем, каким был и сам прототип подводной лодки. Решил наконец-то доделать кормовую оконечность, это – съемный лист над баллером и румпелем вертикального руля со шпигатами, и шпигаты на палубе кормовой оконечности.
Если изготовление отверстий трудностей не вызывало, то расшивка съемного листа стало настоящей проблемой. Дело в том, что имеемые обычные (бюджетные) скрайберы от Тамии, и не только, имеют среднюю толщину лезвия 0,4 – 0,5 мм. Такая толщина лезвия мне не подходит. Есть лезвия толщиной 0,15 – 0,1 мм, но после нарезки расшивки по Северодвинской смоле они окончательно затупятся, да и стоят довольно дорого. Принял решение делать расшивку на станке с ЧПУ гравером 0,1 мм. Тут возникла следующая проблема – гравировка должна быть сделана по очень неровной поверхности. Для того, чтобы сделать расшивку пришлось это освоить. Учет неровной поверхности можно сделать измерением карты высот, по которой в дальнейшем учитывается кривизна поверхности, но программа снимает эту карту в пределах прямоугольника, в съемный лист (вид сверху) имеет форму трапеции. Пришлось делать расшивку расчетным методом. Снял замеры участка кормовой оконечности штангенциркулем и построил 3D модель этой же части кормовой оконечности сверху до ватерлинии (в пределах съемного листа).
В пластике толщиной 3 мм отфрезеровал 3D модель и гравировкой сделал на ней расшивку.
С помощью калибровочного слайда от цифрового микроскопа измерил ширину канавки расшивки, получил ширину 0,2 мм. Как говорил штурман из кинофильма "Правда лейтенанта Климова": "Товарищ командир, все совпало". Теперь это надо выполнить на натуральной модели подводной лодки.
Кроме проблемы с расшивкой по очень неровной поверхности, возникла проблема с кавернами в Северодвинской смоле, которые как всегда появляются внезапно в ходе обработки и в самом неожиданном месте. Поэтому обработка не обошлась без двухкомпонентной шпаклевки от EpoPutty.
Подшаманил управляющую программу, под толщину расшивки до 0,15 мм. Отгравировал и высверлил очень неровную поверхность кормовой оконечности с пятью фиксированными поворотами. Расчетная 3D модель участка гравировки практически совпала с натуральной модель подводной лодки. Сверлом Ø 0,15 мм замерил ширину и глубину сделанной расшивки, она составила 0,15 мм. Как у неплохого скрайбера.
Теперь и кормовая оконечность приобрела вид близкий к прототипу, кроме того была освоена расшивка по очень неровной поверхности расчетным методом. Насколько это сделано копийно - судить коллегам.
С уважением…
Изменено: |
|
|
|
11 октября 2021 года, 6:48
Начал доработку очень интересного устройства подводной лодки 651 проекта - АБУ (аварийного буксирного устройства), вернее той часть его, которая находится на ОР (ограждении рубки). На 651 проекте АБУ имело свои особенности. На правом борту ОР находилась бухта с буксирным тросом, закрытая круглой крышкой. Часть буксирного троса с огоном прокладывалась в желобе горизонтально до бухты с проводником, также закрывавшимся крышкой, откуда проводник с огоном переходил на мостик.
На судоремонтном заводе части буксирного троса с огоном и часть буксирного троса ниже крышки с бухтой по технологии закрывались для обтекаемости специальными коробами. Но море и экипаж делали свое дело и коробы постепенно исчезали с ОР до следующего среднего ремонта. Поскольку я делаю модель подводной лодки по состоянию на 1986 год, сразу же после модернизции 651 проекта до 651Э, то с большой долей вероятности коробы буксирного троса АБУ на ОР должны были сохраниться. Из белого пластика сделал следующие элементы (сверху вниз): короб огона буксирного троса с крышкой бухта проводника одной деталью, крышку бухта буксирного троса, короб буксирного троса ниже крышки бухты буксирного троса.
Для подгонки первых двух деталей и отработки посадочных мест сделал сборочный стенд, отфрезеровав углубления в пластике.
На стенде собрал и подогнал короб буксирного троса с огоном и крышкой бухты проводника к крышке бухты буксирного троса, так чтобы короб на 0,2 мм был выше крышки.
Теперь уже на модели отфрезеровал углубления под посадочные места элементов АБУ. Особую трудность составила фрезеровка углубления под короб буксирного троса с огоном и крышкой бухты проводника, так как толщина стенки мостика в районе крышки бухты проводника составила всего 0,8 мм. Так же проверил на вибрацию при фрезеровке крепление ВИКО (
Сделал примерку, просто уложив изготовленные ранее элементы АБУ ОР в посадочные места.
С уважением…
Изменено: |
|
|
|
22 октября 2021 года, 4:10
Не спеша приступил к доработке кормовой части ОР (ограждения рубки). Необходимо доработать: ложемент антенны "Тополь", вырез под гакабортный рубочный и кильватерный огни, бортовые и кормовое отверстие газоотвода дизелей в перископном положении.
Ложемент антенны "Тополь" производитель (Полярный медведь) сделал кривым в кормовой части.
Двухкомпонентной шпаклевкой от EpoPutty выровнял ложемент и снова нарезал его гравером.
Также предварительно выровнял шпаклевкой от EpoPutty газоотвод дизелей в перископном положении. Надфилем сделал вырез под гакабортный рубочный и кильватерный огни. Далее, высверлил бортовые и кормовое отверстие газоотвода дизелей в перископном положении.
Ну, а почему начал работу по исправлению ОР с кормовой части, уважаемые коллеги, поймете чуть позже.
С уважением…
Изменено: |
|
|
|
29 октября 2021 года, 4:18
Теперь можно приступить к сеткам на выгородке системы общекорабельной вентиляции и трубопроводов газоотвода дизелей под РДП (работа дизелей под водой), расположенной в кормовой части ОР (ограждения рубки). В общем, как у Пикуля: "В который раз Ирбены".
Сначала провел кастинг среди имеемого в наличии фототравления. Критерии - ячейка не более 0,2 мм и чтобы выглядело "прозрачно". В кастинге приняли участие: Фототравление Мир Моделей "надмоторные сетки Т-90". И фототравление от North Star Models сетка 0,2х0,2 мм. Фототравление от North Star Models сетка 0,2х0,2 мм кастинг не прошло по причине отсутствия "прозрачности" (толщина материала 0,1 мм). А вот фототравление Мир Моделей "надмоторные сетки Т-90" выглядит "прозрачно", по этой причине оно и было обмерено с помощью калибровочного слайда от цифрового микроскопа. Размер ячейки составил 0,2 на 0,2 мм и ширина прутьев – 0,1 мм, толщина материала 0,05 мм.
Фототравление Мир Моделей "надмоторные сетки Т-90" также кастинг не прошло только по форме ячейки - квадрат, а нужен прямоугольник. Так что, имеемое фототравление кастинг провалило. Но по его результатам сделал два важных вывода. Чтобы сетка смотрелась "прозрачно": - соотношение размера ячейки сетки к ширине прутьев должно быть 2:1, а лучше 3:1; - соотношение размера ячейки сетки к толщине материала должно быть 3:1, а лучше 4:1. Пришлось изготавливать свое фототравление. Из латунной фольги толщиной 0,05 мм выгравировал комплект малых и больших сеток. Размер малой сетки 1,2 на 2,15 мм, размер большой сетки 2,25 на 2,65 мм.
Проверка на "прозрачность".
С помощью калибровочного слайда от цифрового микроскопа обмерил сетку. Ширина ячейки составила почти 0,2 мм и ширина прутьев – 0,07-0,05 мм. То есть, при гравировке вышел на толщину человеческого волоса. Но это имеет и свои недостатки, при малейших вибрациях в ходе гравировки стал появляться брак, приблизительно 1/ 3 от произведенного, но самое плохое - это можно выявить уже после извлечения заготовки из станка.
Ну и в конце, сделал сравнение самодельного фототравления с фототравлением Мир Моделей "надмоторные сетки Т-90". Конечно, сделать фототравление непросто, но это еще не все, гораздо сложнее его теперь освоить.
С уважением… |
|
|
|
30 октября 2021 года, 22:34
Александр Олегович, давно не комментировал вашу стройку. Все идет превосходно! Касательно вентрешеток. Как по мне, так однозначно надо ставить ваши. Ну а то, что часть отбраковывается, так это издержки производства.
|
|
|
|
31 октября 2021 года, 4:48
Для себя разделяю сетки (решетки) по сложности исполнения их крепления на три категории: - сетки (решетки) первого порядка крепятся в прорезанном насквозь отверстии в корпусе модели, при большом количестве сеток (решеток) может серьезно повести корпус и снижается его прочность; - сетки (решетки) второго порядка крепятся на специальной ступеньке глубиной 0,05 – 0,1 мм и шириной равной ширине рамки сетки, а вместо сквозного отверстия делается небольшое (на 0,5 - 1,0 мм) углубление, при этом прочность корпуса почти не снижается; - сетки (решетки) третьего порядка, когда сетки (решетки) крепятся на специальной ступеньке, но отверстие делается сквозным, а вторая сетка (решетка) устанавливается на противоположной стороне корпуса, тогда можно сквозь сетки увидеть не только "солнышко", но и внутреннее оборудование ОР, как пример - С помощью станка с ЧПУ обмерил кормовую часть ОР. Поскольку модель у меня в единственном экземпляре и ОР (ограждение рубки) сужается к корме под углом 6 градусов. а делать решил сетки (как минимум) второго порядка и дело завалу не подлежит. Для отработки всех управляющих программ для станка с ЧПУ сделал сборочный стенд из пластика толщиной 3 мм, в котором отфрезеровал уклон 6 градусов, прямоугольные углубления и ступеньки для крепления сеток. Удалив переходы и зачистив их наждачной шкуркой, извлек две "бракованных" сетки (сейчас важны их габариты). Сделал примерку сеток на стенде и получил на выходе сетки второго порядка. Ну и в конце, сделал примерку сеток на ОР, предварительно удалив сетки производителя двухкомпонентной шпаклевкой от EpoPutty.
Теперь уже можно заняться установкой сеток на модели.
С уважением… |
|||
|
|
6 ноября 2021 года, 7:54
Установку сеток на выгородке системы общекорабельной вентиляции и трубопроводов газоотвода дизелей под РДП (работа дизелей под водой), расположенной в кормовой части ОР (ограждении рубки), начал по правому борту.
Отгравировал посадочные места, пока по способу крепления это сетки второго порядка. Погрешность модели от теоретических расчетов составила 0,04 мм. Сделал примерку сеток на штатных местах. Для примерки воспользовался все теми же "бракованными" сетками. С уважением...
Изменено: |
|
|
|
6 ноября 2021 года, 8:38
А ведь многие люди, не связанные с судомоделизмом, до сих пор думают, что построить модель подводной лодки проще простого.... всего-то пяток или десяток деталей.....
Когда сталкиваюсь с такими, то просто даю ссылку на эту Сказку. С Уважением, Алексей.
...Ноги, крылья... главное - хвост!...
|
|
|
|
6 ноября 2021 года, 16:25
|
|
|
|
6 ноября 2021 года, 16:27
|
|
|
|
7 ноября 2021 года, 2:44
Категорически с Вами согласен, уважаемый Алексей Александрович, в части касающейся отношения к постройке моделей подводных лодок. Лодка не металла груда, не уродливое чудо - лодка королева красоты! С уважением... |
|||
|
|
7 ноября 2021 года, 10:05
Рад, уважаемый deLoro, что работа над сеткам выгородки вентиляции понравилась Вам. С уважением... |
|||
|
|
10 ноября 2021 года, 5:27
Поскольку сетки второго порядка на выгородке системы общекорабельной вентиляции и трубопроводов газоотвода дизелей под РДП (работа дизелей под водой), расположенной в кормовой части ОР (ограждения рубки) вроде бы удалось сделать. Теперь при установке сеток по левому борту можно замахнуться на способ крепления третьего порядка (
В процессе работы убедился, что Северодвинска смола материал не только прочный, но и довольно колкий. Поэтому фрезеровка прямоугольных сквозных отверстий только с правого борта насквозь довольно рискованно и практически невозможно. Необходимо делать прямоугольные углубления с обеих сторон, чтобы в середине ОР они сошлись и дали бы мне сквозное отверстие. Для строгой симметрии расположения сеток по правому и левому борту воспользовался методикой маркерных отверстий Ø 0,2 мм, которые насквозь просверлил в углах прямоугольных углублений правого борта. И на левом борту ОР они дали мне углы прямоугольных углублений левого борта. Таким образом, удалось решить задачу симметричности прямоугольных сквозных отверстий для сеток с точностью 0,1 мм.
По левому борту ОР отгравировал осадочные места для малой и большой сетки и сделал сквозные прямоугольные отверстия. Погрешность модели от теоретических расчетов по левому борту составила уже 0,1 мм.
Сделал примерку сеток на штатных местах по правому борту. Для примерки воспользовался все теми же "бракованными" сетками. Теперь кормовая часть ОР правого борта выглядит так.
Примерка сеток по левому борту.
И в конце проверка кормовой части ОР на прозрачность, вроде бы удалось сделать сетки третьего порядка и заодно увидеть солнышко сквозь них.
С уважением… |
|
|
|
17 ноября 2021 года, 4:22
Поскольку прямоугольные сквозные отверстия под сетки третьего порядка на выгородке системы общекорабельной вентиляции и трубопроводов газоотвода дизелей под РДП (работа дизелей под водой) ОР сделал и сквозь них видно солнышко, то кормовое сквозное отверстие не смотрелось бы без видимого участка трубопровода газоотвода дизелей под РДП. Трубопровод проходил под углом около 45 градусов и занимал чуть меньше половины прямоугольного отверстия.
Из белого пластикового прутка Ø 1,0 мм сделал видимый участок трубопровода и воспользовался сборочным стендом для подгонки трубопровода к стенкам прямоугольного отверстия. Прикинул, как участок трубопровода будет смотреться сквозь сетку. Лаком "PLASTIK-71" приклеил видимый участок трубопровода газоотвода дизелей под РДП, так, чтобы он находился на одинаковом расстоянии от правого и левого борта ОР (ограждения рубки). Правый борт.
Левый борт.
С уважением… |
|
|
|
17 ноября 2021 года, 9:35
Подтверждаю: солнышко имеется вналичии! С Уважением, Алексей.
...Ноги, крылья... главное - хвост!...
|
|||
|
|
17 ноября 2021 года, 18:24
|
|||||
|
|
17 ноября 2021 года, 19:06
Но во Владивостоке полярной ночью ведь и не пахнет. С Уважением, Алексей.
...Ноги, крылья... главное - хвост!...
|
|||
|
|
17 ноября 2021 года, 19:14
|
|||
|
|
18 ноября 2021 года, 5:47
Коль Алексей Александрович подтвердил наличие солнышка, то можно перейти к оптике. С уважением... |
|||||
|
|
18 ноября 2021 года, 10:56
Конечно же полярной ночью не пахнет, уважаемые коллеги, широта ведь во Владивостоке крымская, но вот только долгота почти колымская, а долгота на полярную ночь не влияет. С уважением...
Изменено: |
|||||||||||
|
|
||||||||||