Васильевич, да.
Вообще, марсовые площадки были стандартизованы, как и все элементы рангоута. Смотришь на один корабль, понимаешь, что всё точно также и на другом.
Но, как я уже говорил, на "Памяти Азова" есть свои нюансы.
Во второй половине 19 века типов марсовых площадок, применявшихся у нас в кораблестроении, было порядка пяти, если я правильно помню. Чертёж из Гармашева, что ты сейчас показал, это вариант с полной окантовкой передней кромки площадки марса бронзой. У него не могло быть показанной тобой желтым цветом полоски, потому что вся передняя часть по кромке уже была бронзовой. Ну, это же Гармашев. Конструкция марса в этом плане полностью повторяет музейный вариант, в этом плане претензий нет. Для марса "из музея" буртик по передней кромке марсовой площадки не нужен абсолютно. Уточним на всякий случай, что окантовка бронзой - это и укрепление передней кромки площадки, и защита парусины, а рассматриваемые с тобой буртики есть подобие таких же буртиков, но более выраженных, на боевых марсах броненосцев (у нас марсы рангоутные).
Итак, вариант марса с бронзовой окантовкой показан - и очень копийно, - на музейной модели. Мы помним, что модель выполнена до спуска корабля на воду, тут я без претензий ни к Гармашеву, ни к музейной модели - марс-то типичный, один из пяти вариантов. На фотографиях живого корабля "ПА" мы имеем марсовую площадку немного усовершенствованную - она больше соответствует чертежу 1884 года: сплошной (без зазоров) настил палубы марса, отсутствие полной окантовки бронзой в пользу накладных полос металла для усиления каркаса. На чертеже марсовых площадок обр 1884 не показан металлический буртик, потому что на чертеже показана типовая конструкция, необходимый минимум. И вот тут и появлялись варианты - переднюю кромку марсовой площадки обшивали медью, тканью, вообще никак не закрывали или же ограждали буртиком. При сравнении с фотографиями наших кораблей того же периода, заметно, что на кораблях передние кромки марсовых площадок, при одинаковой в целом конструкции всего марса, отличаются друг от друга. Мне не удалось установить, когда именно переднюю кромку стали обшивать буртиком. Примечателен пример фрегата "Дмитрий Донской" - на ранних фотографиях на марсах корабля нет буртика на марсах, после упрощения рангоута, на празднествах в 1893 году "Дмитрий Донской" уже щеголяет с буртиками вполне приличных размеров.
Здесь как раз "всплывает" нюанс ПА - на всех фотографиях заметен буртик из металла, призванный защитить переднюю кромку площадки от повреждений парусом (марселем) и такелажем, и, понятно, ответно защитить парусину и такелаж от повреждения о кромку марса. Однозначно, в отличии от "ДД", усовершенствованные марсы "ПА" получил сразу при вооружении.
На фото. Марсовые площадки обр 1884. в типовом упрощённом варианте "без усиления ребордой из бронзы". Примерно с 1888-89 гг на марсах появятся буртики по передней реборде. Сплошной палубный настил без зазоров, характерный для больших боевых кораблей, металлические накладки используются в виде отдельных полос. Такая же конструкция марсовой площадки использовалась практически на всех наших фрегатах/крейсерах 80-90 годов 19 в. Нетрудно заметить, что в деталях марсовые площадки порой значительно отличаются друг от друга от корабля к кораблю, порой даже в пределах одного чертежа.
Прекрасное фото марса крейсера "Дмитрий Донской". Защита передней кромки марса. Буртик отсутствует, реборда дополнительно закрыта тканью.
На этом фото грот-марса "ПА" заметно, что буртик прерывается в передней части, на ширину примерно толщины стеньги - вероятно, для заведения снастей:
Другие варианты оформления передней кромки марсов наших кораблей:
"АН", 1893:
Опять "ДД", но уже в 1893, в Нью-Йорке. Хорошо заметны высокие буртики на фока-марсе, призванные, видимо, защитить экипаж на верхней палубе от падающих с марса гильз "патронов" пушек Гочкисса. Важный момент, немного рассеивающий сомнения: свежевыкрашенные в белый цвет буртики абсолютно не блестят и вообще не могли бы давать характерный тёмный блеск, как на "ПА". Буртик тоже прерывается впереди, как на "ПА" :
Пардон, нечаянно отрезал бизань-марс. Исправляю! На бизань-марсе "ДД" идея высоких буртиков воплощена настолько, что тут уже рукой подать до ограждения настоящих боевых марсов наших броненосцев той эпохи:
Для сравнения: "ДД" до перевооружения рангоута ни на одном марсе не имел даже намёка на буртик.
На фото. Марсы "Генерал-Адмирала" в 1893 г. Весьма вероятно, что реборда по кромке марсов выполнена из металла. Она блестит темным блеском, что обычно выдаёт бронзу. И для сравнения: что мы помним про лонга-салинги марса - что они были заподлицо с передней кромкой марсовой площадки. Так вот, торцы лонга-салингов, находящиеся "в этом же месте, в это же время", не блестят абсолютно:
Фёдор, обрати внимание, лисель-спирты темно-коричневые (на фото отличаются по оттенку от чёрных реев). Верёвочные трапы с края собачьей дыры марса до эзельгофта тоже неплохо бы воспроизвести на модели. По задней части мачты с палубы до марса и с эзельгофта до топа стеньги тоже по задней части стеньги так же шли веревочные трапы.
Марсы "Рынды". Имеют выраженный буртик на кормовой кромке марса. Хорошо заметны веревочные трапы, ведущие на эзельгофты, натянутые от края собачьих дыр.
Марс "Владимира Мономаха" снизу, удачный ракурс - чисто тебе в копилочку для выяснения деталировки: