Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: Пред. 1 ... 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 ... 98 След.
RSS
Полуброненосный фрегат (крейсер) "Память Азова". Самодел. 1:200., Глаза боятся, руки делают. Попытка - не пытка, в конце концов!
Цитата
Юрий Флоров написал:
А вот от Моделиста. Мне она не нужна.
Да, эта немного другая, чем раньше вкладывали, потоньше, но, по-моему, крупноватая ячейка.
Чую придется самому из нитки клеить. :(  
Изменено: Fedot - 13.03.2021 16:33:37
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Фёдор, на конце леера есть коуш.

Пользователь добавил изображение

Этот коуш играет роль юферса. В очко коуша привязывается конец талрепа, дальше талреп идёт в очко обуха, вбитого в битенг (битс), возвращается в коуш и так несколько шлагов. То есть, простейшая стяжка.

Пользователь добавил изображение


После обтяжки свободный конец талрепа просто обматывается вокруг себя несколькими шлагами, как на фото штагов ниже (увы, моя коллекция фото сейчас недоступна, чтобы показать более подходящий пример, но, думаю, принцип понятен).

Рисунок

Я использую сеточки от чайных пирамидок. Но есть недостатки, в том числе белый цвет и упругость. Латунную сеточку от бензофильтров тоже можно использовать, а упругость
латунной сетки легко ликвидировать, если сетку хорошенько отжечь. Тогда она становится уже практически чёрной и ведёт себя, как бумага, упругости как ни бывало. Сначала попробуй пирамидки.
Изменено: Игорь Тараканов - 13.03.2021 17:02:11
У меня нити трех размеров 150, 100, 40. Я смотрю на такелаж и думаю, где использовать 100, а где 40 (потолще), в том числе в такелаже бушприта с утлегарем. 150 размер как самые тонкие я боле менее понимаю, где использовать.
Что скажите?
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
Еще нужен общий совет. Сеть между багштагами. Не знаю, где найти что-то подходящее. Просматривал куски тюля, слишком крупные ячейки. Из подходящих есть латунная сеточка от какого-то фильтра тоненькая, хорошо просвечивающаяся, но как ее к ниткам (багштагам) приклеить. Проволочка хоть и тонкая, но сеточка имеет определенную жесткость.
Неожиданно получил очень дельный совет по поводу сеточки от супруги! Она говорит, мне нужно искать в магазинах тканей фатин (мелкосетчатый материал, используется в частности для фаты, видимо отсюда и название). И я уже нашел через интернет магазин в нашем городе, где есть подходящий, надо дождаться выходного.
Изменено: Fedot - 15.03.2021 16:08:55
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
Неожиданно получил очень дельный совет по поводу сеточки от супруги!

Советы наших жён - БЕСЦЕННЫ!!!!!

С Уважением, Алексей.
...Ноги, крылья... главное - хвост!...
Цитата
Fedot написал:
У меня нити трех размеров 150, 100, 40. Я смотрю на такелаж и думаю, где использовать 100, а где 40 (потолще), в том числе в такелаже бушприта с утлегарем. 150 размер как самые тонкие я боле менее понимаю, где использовать.
Что скажите?
Игорь Юрьевич, что скажешь о применении "толстой" и "средний" ниток на оснастке утлегаря? Я думаю, что ванты, например, должны быть из "толстой". А что еще?
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Фёдор Васильевич, конечно, было бы неплохо ознакомиться с твоим видением. Взял бы фотографию, подписал бы цифры, стрелки, где какую толщину планируешь. Так проще было бы обсуждать.

Вообще, все мы понимаем, что в реальности толщин снастей было гораздо больше, и существуют целые таблицы толщин такелажа и формулы расчётов.

Но будем исходить из твоего условия задачи - использовать как можно меньше вариантов. Тогда я вижу это так.

Я насчитал шесть толщин, которые наиболее копийно отобразят такелаж корабля. Вот, расставил по убывающей. От самых толстых к самым тонким:

1. Нижние штаги и ванты мачт, шкоты фока и грота.
2 Стень-ванты, верхние штаги, стоячий такелаж бушприта, - чёрные; фор- и грот-марса-шкоты, брасы, марса-брасы,  - той же толщины, но коричневые,
3. Топенанты фока и грота, топенанты гика, дирик-фалы гафелей, все фалы реев.
4. Весь бегучий такелаж марса-реев, брам-реев и гафелей, все талрепы всех талей.
5. Эти снасти при свёрнутых парусах убраны в бухты и подвешены у основания мачт - гитовы, бык- и нок-гордени, рифы.
6. И, наконец, самые тончайшие нити пойдут на выбленки вант, фалы стакселей и кливеров, рубашечные гордени. При отсутствии парусов остаются только выбленки, остальное так же убрано в бухты и подвешено у основания мачт.

Вот, на этом фото, можно все шесть групп попробовать тебе самостоятельно расставить:

Рисунок

* В общем, как пойдёшь за фатином, набирай заодно ещё всяких нитей, да потоньше, потоньше...
** Пятую группу можно заменить шестой на бухтах вокруг мачты - но только при свернутых или отсутствующих парусах.
Изменено: Игорь Тараканов - 17.03.2021 11:35:23
Цитата
Fedot написал:
о применении "толстой" и "средний" ниток на оснастке утлегаря? Я думаю, что ванты, например, должны быть из "толстой". А что еще?
Васильевич, небольшая, но, думаю, понятная просьба у меня к тебе будет: придерживайся, пожалуйста, терминологии, что я так долго и старательно для тебя расписывал - в первую очередь, это нужно, чтобы не запутаться. Вот как сейчас - а хз, какие ты снасти имел в виду, ибо упомянутые тобой не существуют. Вот и гадай, об одном и том же мы говорим, или о разных вещах.

Значит так. Бакштаги утлегаря я отнес бы к третьей группе толщины из моего прошлого сообщения. Контра-брасы шлюпочного выстрела тоже третья группа. Цепные ватер-штаги и цепные бак-штаги бушприта по толщине - вторая группа. Все остальное - перты, леера - четвёртая группа, сюда же и оснастка шлюпочных выстрелов. Штаги, идущие с фор-стеньги на утлегарь, проходящие через него и мартин-гик, я отнёс ко второй группе толщин, хотя, конечно, фор-брам-штаг лучше сделать тоньше, третьей группы.
Изменено: Игорь Тараканов - 17.03.2021 11:26:47
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Цитата
Fedot написал:
о применении "толстой" и "средний" ниток на оснастке утлегаря? Я думаю, что ванты, например, должны быть из "толстой". А что еще?
Васильевич, небольшая, но, думаю, понятная просьба у меня к тебе будет: придерживайся, пожалуйста, терминологии, что я так долго и старательно для тебя расписывал - в первую очередь, это нужно, чтобы не запутаться. Вот как сейчас - а хз, какие ты снасти имел в виду, ибо упомянутые тобой не существуют. ...
Торопился на работу, поэтому от утлегаря резко "перепрыгнул" к вантам мачт без пояснений. Только и всего. Думал, поймешь. unk()  
Изменено: Fedot - 17.03.2021 12:24:20
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
А, так речь вообще о вантах мачт? Да, понимаю, я, как на работу, вообще не могу писать в теме, слишком много времени тратится. Ну, я нижние ванты отношу к первой группе толщины, как и нижние штаги.  
Цитата
Игорь Тараканов написал:
А, так речь вообще о вантах мачт? Да, понимаю, я, как на работу, вообще не могу писать в теме, слишком много времени тратится. Ну, я нижние ванты отношу к первой группе толщины, как и нижние штаги.  
А "второй" этаж вант намного тоньше? Ну в общем я понял. Меня больше волновали как раз фор-брам-штаг и... (подглядел) кливер-леер. Сомневался, не должны ли они быть потолще (на фото не понятно).
Вчера успел заскочить за фатином...
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
А, понял тебя. Да не, Фёдор, они очень тонкие. Это объясняется тем, что фор-брам-штаг металлический, вот его и не делали толстым, как если бы он был растительным тросом; кливер-леер тоже металлический, я его  (блин, забыл перечислить) отношу к четвёртой группе.
Изменено: Игорь Тараканов - 17.03.2021 12:42:30
Цитата
Игорь Тараканов написал:
13 - фор-брам-штаг (или "верхний фор-стень-штаг", потому что на "Памяти Азова" не было брам-стеньг). Стальной чёрный трос, удерживающий верхнюю часть удлинённой фор-стеньги в сторону носа. Фор-брам-штаг одевается на стеньгу простым или сплеснённым огоном (свободно, потому что все стеньги были съёмными), спускается к ноку утлегаря, проходит через сквозное отверстие в ноке утлегаря (продолговатое отверстие со шкивом внутри, называется шкивгат), спускается к ноку мартин-гика, проходит через кламп на теле гика, и идёт к корпусу. Но! Но тут его направление от ДП корабля изменяется - он идёт вверх к фальшборту бака с правой стороны от бушприта. Проходит через отверстие в обшивке и идёт к соответствующему (правому) битенгу (битсу) бушприта, где обтягивается винтовым талрепом.
...
16 - утлегарь-ватер-штаг. Металлический чёрный трос, фиксирующий утлегарь в вертикальной плоскости против изгибающего момента от штагов мачты и парусов. Начинается от нока утлегаря, одет огоном прямо за шкив-гатом фор-брам-штага поз.13 и далее вдоль этого штага (параллельно) спускается к мартин-гику, проходит через кламп и идёт к корпусу, к фальшборту бака, проходит в отверстие в фальшборте около бушприта, по левому борту и идёт к обуху на левом битенге бушприта, где и набивается винтовым талрепом.. То есть, поз. 16 повторяет зеркально путь поз. 13.
Игорь Юрьевич, что считается обухом битенга? Куда цепляется талреп, к оголовку, к телу?
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Васильевич, доброе утро!

Обух битенга, по сути, - просто штырь, саморез с кольцом вместо шляпки. Вбивался (вкручивался) в боковую плоскость битенга. Он очень небольшой должен быть, ведь эти леера для рук не испытывали большой нагрузки, вообще "ни о чём", лишь бы натяжение было достаточным настолько, чтобы не было провиса такого, что человек кувыркнётся.

Винтовые талрепы на бушприте цепляются своим глаголь-гаком (почему такой гак - потому что все эти снасти, как и последующие, которые будем обсуждать, легкосъёмные) цепляются своим глаголь-гаком за болт, вставленный в проушины на металлической ленте, опоясывающей тело бушприта. Называется такая лента-кольцо "хомут". В твоём масштабе, учитывая, что хомут, как и всё тело бушприта, окрашен тоже в белый, хомут можно показать, а можно и опустить, воткнув только колечко для гака талрепа.

"Хомут" и его собратья (на фото ниже - четыре хомута) находится за эзельгофтом и далее вниз по телу бушприта. Вот, на этом фото наиболее хорошо видны хомуты, опоясывающие тело бушприта. Увы, фотографии бушприта ПА столь толкового качества и понятной, я не нашёл. Если будешь имитировать проушины просто колечками, то расстояние расположения колечек для талрепов придётся делать на глаз, потому что на ПА много отличий от тезисов из "Морской практики"-1889. То есть, оф. данные часто расходятся с нашим прототипом, здесь лучше чисто по фото ПА делать.

Схема, раз уж решили рассмотреть подробно, должна быть такой. Итак, на фото, сверху вниз по телу бушприта. К эзельгофту приделаны три металлические  полоски со шкворнями, одна внизу, две по бокам - для крепления мартин-гика и блинда-усов. Первый хомут, сразу, тут же за эзельгофтом (на фото - прямо за мартин-гиком), предназначен для блоков контр-брасов шлюпочного выстрела, и на него же должны крепиться перты (на этом фото перты убраны). Блоки контр-брасов хорошо видны на фото. Сразу за этим хомутом установлены по бокам на теле бушприта виолины (шкив-клампы для штагов и лееров кливера, закрашенные стрелки - я просто взял фото из прошлого сообщения). За виолинами установлен хомут с проушинами для ватер-штага и бак-штагов бушприта (самые верхние две стрелочки, правая и левая, начало надписи на фото). На этом фото ещё есть следующий хомут, он установлен для дублирующих ватер-штага и бак-штагов (вторые парные стрелки, ниже).

Есть ещё один хомут (моя стрелка направлена вверх), на данном фото свободный (резервный для заведения стоячего такелажа при аварии).

Эзельгофт в виде металлических колец и полос, гюйс-шток крепится к эзельгофту, леера для рук крепятся к колечкам на верху эзельгофта (на фото что-то просматривается около гюйс-штока).

Рисунок  
Изменено: Игорь Тараканов - 19.03.2021 09:58:31
Результат многодневных страданий по вечерам. В день по ниточке, иногда по две.

Рисунок
Рисунок  
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Фёдор, добрый день! Слушай, а очень, очень даже неплохо получается для такого мелкого масштаба, я боялся, всё будет гораздо хуже. Всё очень прилично, ошибки с толщиной не допущено - ты постарался на славу. Что за цепочка, откуда?


Утлегарь на фото почему-то выглядит зелёно-коричневым. Какой-то он совсем не деревянный, по сравнению с другими элементами на модели. Должен быть теплого оттенка просмоленного дерева, красно-коричневый, как ты реельсы недавно тонировал, потому что его пропитывали специальными морилками и покрывали тиром, отчего побочным явлением цвет древесины становился благородных оттенков.  Стеньги мачт будут иметь точно такой же красно-коричневый цвет, с легким блеском тира. Ну, похоже на то, как у тебя здесь же, на полубаке, реельс перекрашен, перила трапов и тд...

Пользователь добавил изображение

Рисунок  
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Что за цепочка, откуда?
Цепочка, конечно, не масштабная, но очень хотелось на бушприте ее показать. Цепь покупал у "Верфи на столе" - https://www.shipmodeling.ru/shop/model_elements/tsepi/nabor-iz-tsepey-7-i-5-zvenev-s_TRM06624/ (та, что помельче 7 зв/см). Там же покупал и другие в том числе 16 зв/см. Так вот, 16 зв/см оказалась менее пригодной, т.к. оказалась более массивной - у нее звенья такой же ширины как у китайской 7 зв/см и по форме чуть ли не круглые. Этим, к стати, все цепочки отечественные у "Верфи на столе" страдают.
Цвет утлегаря мне тоже не нравится. Мазанул тамиевской красно-коричневой. На фото цвет чуть искажен, но тамиевская хоть и называется так, но далеко не КРАСНО-коричневая. Попробую маслянной промазать, посмотрим, что получиться.
Ты не знаешь, куда идет на полубаке конец от крышки клюза? Как он там закреплялся?
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Шкентель крышки клюза идёт вверх, проходит сквозь направляющую проушину, установленную прямо под вельсом, поднимается выше, к фальшборту полубака, проходит через установленную на нём вторую проушину, благодаря которой "перепрыгивает" на полубак и фиксируется на кофель-нагеле кофель-нагельной планки (КНП), которая, как недавно обсуждалось, находится на внутренней поверхности фальшборта полубака.

Обе упомянутые проушины одновременно использовались для фиксации выстрела противоминных сетей (на фото выстрел демонтирован).

Кстати, если приглядеться к этому фото, то заметно "проседание" металла обшивки фальшборта полубака - и видны как бы рёбра жесткости фальшборта, горизонтальные и вертикальные. Горизонтальное "ребро" - это как раз расположение КНП.

Шкентель крышки носового прожектора , так как находится гораздо выше, заведён попроще: сама леерная стойка напротив имеет встроенную проушину, через которую и проходит шкентель крышки люка прожектора.

Рисунок

Рисунок  
Забыл отметить, впрочем, ты наверняка и так знал: шкентели крышек клюзов и шкентели крышек люков носовых прожекторов - чёрные цепи. Логично, постоянно попадает вода, растительный трос долго бы не прожил. Для полноты картины, скажем так, привожу другой пример. Здесь из-за отсутствия фальшборта полубака хорошо видно, как шкентель крышки клюза идёт к КНП или её аналогу. Цепочки настолько мелкие, что, для того, чтобы увидеть звенья, фото ниже приходится сильно увеличивать (но видно, что не трос).

Рисунок

Вот ещё неплохие примеры имитации цвета тированного рангоута из коллекции тех лет.
На первом фото талрепы стень-вант, над талрепами поверх стень-вант расположен ворст с кофель-нагелями на нём; с топа мачты спускается вниз сквозь площадку марса цепной борг нижнего рея - всё перечисленное здесь точно такое же, как на "Памяти Азова", так что фото сохраняй для примера. Вот для боргов очень пригодится та цепочка с "Верфи...", так что ничего из запасов не пропадёт.
На втором фото заметен чехол, которым закрывали сложенный кливер, чтобы парус не портился от воды. Из-за этого чехла кливеры всегда на фотографиях выглядят светлее остальных парусов:

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение  
Изменено: Игорь Тараканов - 20.03.2021 22:37:30
Васильевич, так ты фатин чёрный нашёл, или красил? Предохранительная сеть получилась очень хорошо. Мне понравилось совершенно.
Я так понимаю, его ты будешь использовать для имитации противоминной сети?
Талрепы на твоих фотках не разглядеть совершенно. Что, какое ты решение принял, как их сделал, рассказывай.
Цитата
Игорь Тараканов написал:
...Цепочки настолько мелкие, что, для того, чтобы увидеть звенья, фото ниже приходится сильно увеличивать (но видно, что не трос)...
Ну мне то уже придется изображать их нитками, вариантов таких цепочек нет. А как цепь на кафель-нагельной планке закреплялась. И как ее поднимали? Вручную крышка клюза не подъемная.

Цитата
Игорь Тараканов написал:
...Вот для боргов очень пригодится та цепочка с "Верфи...",
Что есть борги? И какую цепочку ты имеешь в виду?
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Васильевич, так ты фатин чёрный нашёл, или красил? Предохранительная сеть получилась очень хорошо. Мне понравилось совершенно.Я так понимаю, его ты будешь использовать для имитации противоминной сети?
В магазине были разные цвета, в том числе и черный, так что красить не пришлось. Для противоминных сетей планирую использовать кусок тюля, там сеточка покрупнее. При сворачивании сеточка из фатина может потеряться. Но надо будет посмотреть и сравнить, тогда и определимся.

Цитата
Игорь Тараканов написал:
Талрепы на твоих фотках не разглядеть совершенно. Что, какое ты решение принял, как их сделал, рассказывай.
Реально талрепы изображены только на цепях. В кусочек трубочки из медицинской иголки вклеен кусочек проволоки с  загнутыми крючками на концах. На нитках же просто одеты кусочки трубочек из иглы.

Рисунок

Еще не пойму как леерное ограждение полубака заканчивается у бушприта. Не похоже на то, что у Сан Саныча.

Пользователь добавил изображение  
Изменено: Fedot - 21.03.2021 04:43:16
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
как леерное ограждение полубака заканчивается у бушприта. Не похоже на то, что у Сан Саныча.
"Не похоже" - не то слово!
Нижний леер заканчивается непосредственно на первой стойке. Заметно даже крепление коренного конца леера к кольцу стойки (зелёный овал) . Понятно, что нижний леер бессмысленно вести к бушприту - фальшборт полубака прекрасно справляется с задачей защиты людей от падения за борт. Верхний леер, как мне видится, просто проходит над бушпритом через обушок в хребте бушприта, который нам не должен быть видным, потому что мешает утлегарь. Короче, "леер проходит в зазоре между бушпритом и утлегарем, в этом зазоре вбит обух, не дающий лееру смещаться!".  На первой стойке по правому борту видно, что верхний леер имеет огон с коушем, и через этот коуш на леере и через кольцо на стойке заведён талреп - то есть, тут всё сделано абсолютно точно также, как описано мной в сообщ 1862 (оранжевый овал). На этой фотографии в голубом овале я отметил следы ремонта - леер левого и леер правого борта стянуты между собой талрепами нестандартно - вероятно, произошёл обрыв леера по левому борту, на обоих концах обрыва были сделаны огоны, из-за чего длина леера сократилась, и стянуты между собой талрепом. На ранних фотографиях элементов в голубом овале не наблюдается, леер порвали уже в нулевых годах.

Рисунок

Рисунок

Рисунок  
Сказал, что нет фотографии под рукой, а она всегда была рядом. Вот, на этом фото видно, как обтягиваются леера: на конце леера огон с коушем, через коуш и ответный обух пропускаются петли тонкого талрепа, несколько шлагов, а потом , после обтяжки, свободный конец талрепа наматывается сам на себя. Это стандартная обтяжка любых лееров, хоть ограждения, хоть для рук, хоть для сушки одежды, без использования юферсов, блоков и винтовых талрепов.

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
А как цепь на кафель-нагельной планке закреплялась. И как ее поднимали? Вручную крышка клюза не подъемная.

Я обратил внимание на фотографиях, что на цепочке-шкентеле нет увеличенных звеньев, как у шкентелей ставней пушечных портов - для крючков на коечных сетках, помнишь, мы рассматривали этот момент. Значит, цепочки крышек прожектора и клюза не крепились на крючки. А ведь всё взаимосвязано, и даже в твоём вопросе скрыт ответ.

А вот как всё устроено. Цепь проходит через верхнюю проушину, которая, как и во второй стойке, на самом деле есть шкив-кламп. При увеличении фото хорошо видно направляющий ролик (шкив) в проушине. А это, по закону талей и блоков, уже существенный выигрыш в нагрузке. Выше палубы полубака опасности отсыревания снасти уже нет, поэтому цепь заканчивается, плавно переходя в тросовый шкентель (методом сплеснения: верёвка расплетается и вплетается в несколько последних звеньев цепи, получается прочное не толстое соединение с плавным переходом от цепи к верёвке).

Этот трос достаточной длины, чтобы его можно было спокойно уложить на кофель-нагель, думаю, крайний, на кофель-нагельной планке, узлом "восьмёрка".

И ещё длина шкентеля позволяла работать не одному человеку, а команде. На полубаке вообще нет ни одной снасти, с которой справился один человек. Разве что шнуровка чехла кливера под силу одному человеку, и то нужна помощь с другой стороны бушприта. Остальные снасти находятся под серьёзной нагрузкой.

И вот тут-то всплывают два битенга у основания бушприта, свободные шкивы которых позволяют замутить хоть какие хочешь варианты талей. Бери "сколько-хочешь-шкивный" блок с гаком, талреп, вторым блоком послужит битенг (битс) - и тяни, и обтягивай любую снасть любым числом людей. Ладно, крышки клюзов. Есть вещи реально потяжелее прямо здесь. Фока-штаги с этой вот фотографии как ставили? Чтобы натянуть винтовые талрепы этих штагов, эти железные многотонные тросы от мачты до места крепления у бушприта надо хотя бы как-то дотянуть, а они же тяжеленные! А потом ещё и обтяжку провести, а шпиля или брашпиля на полубаке нет. Вручную сделать данную работу невозможно. Вот и используются битенги, которые у тебя на модели, получаются, как бы не заняты никакими снастями. Вот чем объясняется "пустота" на битенгах полубака.
Цитата
Игорь Юрьевич, есть вопрос. Я тут готовлюсь к "заготовке дров", смотрю в таблицу и думаю: длины реев и гафелей указаны полные с ноком или без них? Как считаешь?
Длина выстрела вроде бы указана полная по моему прикиду, а про остальное не уверен.

Рисунок  
Изменено: Fedot - 28.03.2021 15:27:42
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Все реи указаны без ноков, то есть, к длине рея из таблицы нужно обязательно приплюсовывать ещё и длину двух ноков (по одному ноку с каждой руки рея). То есть, длину нока из таблицы нужно умножить на два и прибавить к длине рея.

Например, полная длина грота-рея будет 25,2+1,83+1,83= 28,86 м.


Значения ноков выведены отдельно, чтобы были известны места крепления верхних шкаторин парусов, точки расположения посадочных мест такелажа рея и углы брасопки реев (такелаж реев заведён на ноки так же, как уже упоминавшийся вариант в разговоре про утлегарь - дальше начала нока такелажа нет).

Сразу: топы мачт указаны отдельно, их тоже нужно прибавлять к длине мачты. Значение длины топа мачты указывает нам место расположения марса. Топ мачты - это длина участка мачты от  краспиц марсовой площадки до эзельгофта мачты, при этом толщина марсовой площадки и эзельгофт составляют длину топа мачты включительно.

Лисель-спирты, не указанные в таблице, по длине равнялись каждый длине руки того рея (ес-сно, вместе с ноком этой руки), на котором этот лисель-спирт был установлен. То есть, например, полная длина грота-лисель-спирта равна половине полной длины грота-рея. Ноки лисель-спиртов равны по длине нокам своих реев.

Останется загадкой, что в архивном документе подразумевалось под термином "флагшток". На стеньгах ПА были только топы и клотики. Клотики - это такие специальные шкив-клампы на топе стеньги, в форме шайбы. Обычно в клотике имелось два шкив-гата, для флаг- и вымпел-фалов. На клотик устанавливалась так называемая шпилька клотика, по сути - молниеотвод. Шпилька клотика грот-стеньги, кроме того, несла флюгарку. Клотик со шпилькой, это и есть самая высокая точка рангоута и всего корабля. И никаких флагштоков на ПА здесь не наблюдается. Мичман Стерненко в "Кратких" ни о каких флагштоках не упоминает, не нашёл я так же ни одной фотографии ПА с флагштоками на мачтах. Стеньги у крейсера были стандартны. Предполагаю, что в архивной таблице говорится не о флагштоках стеньг как таковых, какими они были на самом деле, а всё-таки речь идёт о топе стеньги. Почему я так решил: если бы флагштоками называли шпильку клотика - а она действительно по факту является флагштоком для флюгарки, то тогда куда девать огромную, несоразмерную длину этого загадочного "флагштока" (2,13 м), явно никакого отношения к шпилькам клотика не имеющую? Я думал-думал, и решил так: единственное логичное и оправданное предположение, это то, что под термином "флагшток" скрывается топ стеньги. А ведь топ стеньги как раз в таблице отсутствует, что странно - мы ведь должны знать крайнюю точку крепления такелажа. Подтверждением может служить также фотография стеньги с крейсера Адмирал Корнилов (ниже): судя по некоторым деталям, длина топа стеньги на фото как раз около 2 м.

Итак, все стеньги из таблицы имеют полную длину такую: длина из первого столбца плюс высота "флагштока", он же - топ стеньги, и уже на "флагштоке", то есть, на топе, установлен клотик со шпилькой.

Например. Полная длина фор-стеньги ПА составит: 20,9+2,13=23,03 м.


Насчёт столярных работ. Васильевич, подбирая заготовки, учти, что у стеньг нижняя часть тела - шпор - был квадратного сечения. Этот квадрат сделан как раз под размер квадратной ячейки, что образуют собой пересекающиеся салинги и краспицы марса. Собственно, краспицы марса и являются второй точкой крепления стеньги на мачте (первая точка - эзельгофт). Квадратность шпора и отверстия под него в "решетке" краспиц не даёт стеньге проворачиваться.  Выше шпора в стеньге обычно находился шкив-гат для стень-вынтрепа (мощного троса, с помощью которого стеньгу спускали и поднимали).

Рисунок

На фото: марс фок-мачты "Адмирала Корнилова" в период событий в Чифу (фор-стеньга спущена, видна только верхняя часть стеньги).

На фото: хорошо видна постоянно открытая крышка вентиляции над топом мачты (как у ПА). Эзельгофт на оголовке топа мачты не деревянный, а металлический, поэтому почти слился с мачтой по толщине, аналогично, как было у ПА. Эзельгофт имеет проушины (колечки-обушки) для подвески блоков (видно как минимум пять проушин, на которые подвешены блоки, самые крупные блоки на фото - блоки топенантов нижнего рея).
Топ стеньги начинается от шкив-гата в стеньге для фала фор-брамселя (вертикальная сквозная прорезь со шкивом внутри отлично видна на фотографии). Над шкив-гатом перепадом диаметра сделана ступенька, служившая опорой для такелажа стеньги. Топ стеньги окрашен в белый, и только его самая нижняя часть, где ступенька, просмолена для такелажа. На оголовке топа установлен клотик, в шкив-гаты клотика идут два фала. На клотике - металлическая шпилька клотика.

Рисунок

Рисунок

Напомню цитату из Кратких:
"Над топом мачты имеется как бы крышка, но крышка постоянно приподнята; воздух проходит в зазор между крышкой и мачтой и по мачте до батарейной и жилой палуб, где в мачте сделаны дыры; так что мачты служат и вентиляторами. Эзельгофты железные, толщиной 1,5 дм, диаметр (внутренний) мачтовой круглой дыры — 18 дм, стеньговой — 20,5 дм, высота мачтовой дыры — 11 дм, стеньговой — 9 дм. Громоотвод идет, как всегда, от шпильки клотика по полосе на задней стороне стеньги и здесь соединяется откидной планкой с особой медной полосой, изолированной от мачты, далее по задней ванте идет медный проволочный трос, спускающийся за борт."
Изменено: Игорь Тараканов - 28.03.2021 22:43:25
Васильевич, по поводу длины ноков фор-марса- и грот-марса-рея.
Ноки этих реев почти в два раза длиннее ноков остальных реев.
Долгое время я думал, что в таблице показана зачем-то сумма двух ноков - уж больно большая разница по длине по сравнению с другими реями получалась. Опять же, Гармашев... На чертежах из альбома его издательства все ноки всех реев ПА "усреднены", что успокаивало. Я сильно не задумывался об этом, но вот сейчас пробил по литературе, оказалось, всё нормально, в таблице нет странности. На чертежах Гармашева, увы, посчитали длину ноков фор-марса- и грот-марса-реев из таблицы суммированной (и я повёлся на это), и логика автора чертежа мне в этом плане понятна.
Однако, перепроверив, сейчас могу абсолютно уверенно и достоверно точно утверждать, что длина 3,66 м из таблицы - это длина одного нока марса-рея, а не сумма гипотетических ноков 1,83+1,83. А действительная сумма ноков будет 3,66+3,66=7,32 м, вот её и надо будет прибавлять к длине марса-рея. На фотографиях корабля тоже заметно, что ноки марса-реев почти в два раза длиннее, чем ноки других реев.

Пример:
Полная длина фор-марса-рея будет равна 19,67+3,66+3,66=26,99 м.

У Гармашева марса-реи укороченные получились. Вообще, на чертежах рангоута у Гармашева более-менее с прототипом совпадают только габаритные размеры, а вот конструкция и подавно деталировка мачт, реев, а также такелаж - вообще ни в какие ворота, что-то высосано из пальца по мотивам современных барков и шхун, а что-то так вообще ни в какие ворота . Ну, разве что план площадки марса ещё более-менее на себя похож.

Про гафели и гик: их ноки тоже надо прибавлять к длине рея. Так как рука у этих реев только одна, нок тоже только один.

Например, полная длина грота-гафеля будет 9,0+0,76=9,76 м.
Изменено: Игорь Тараканов - 28.03.2021 22:57:58
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Я думал-думал, и решил так: единственное логичное и оправданное предположение, это то, что под термином "флагшток" скрывается топ стеньги.
Думаю так и есть, полностью с тобой согласен.
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Насчёт столярных работ. Васильевич, подбирая заготовки, учти, что у стеньг нижняя часть тела - шпор - был квадратного сечения. Этот квадрат сделан как раз под размер квадратной ячейки, что образуют собой пересекающиеся салинги и краспицы марса.
Ну это сделать не трудно, если этот участок не был изогнут, только длина этого участка стеньги не известна.
И сразу про марсы... Твое отношение к рисунку марсовой площадки у Гармашева и утверждению, что они одинаковые на всех трех мачтах?
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Напомню цитату из Кратких: "Над топом мачты имеется как бы крышка, но крышка постоянно приподнята; воздух проходит в зазор между крышкой и мачтой и по мачте до батарейной и жилой палуб, где в мачте сделаны дыры; так что мачты служат и вентиляторами.
Насколько я помню, это про фок и грот мачты - они были металлическими и полыми, бизань-мачта была обычной деревянной.
Спасибо за подробную расписанную схему на примере мачты "Нахимова"
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Про гафели и гик: их ноки тоже надо прибавлять к длине рея. Так как рука у этих реев только одна, нок тоже только один.
И тут я согласен. Но вот с выстрелом, похоже, ситуация другая - длина для него указана полная вместе с ноком, иначе, если к длине прибавлять нок, он не укладывается по длине на свое место.
Все-таки табличка имеет свои странности...
К стати, а выстрел был черным или красно-коричневым (нок белый - это понятно)?
Изменено: Fedot - 29.03.2021 13:03:24
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
если этот участок не был изогнут,
Нет, слава богу, с середины века уже не изгибали.

Пользователь добавил изображение
Конкретно по "Памяти Азова" есть подтверждение: фотографии корабля периода Чифу, когда стеньги были спущены, - хорошо видно как минимум шпор фор-стеньги на фотографиях в разных ракурсах.

Рисунок

...и на фотографиях ПА в составе Учебного отряда на Балтике, когда фор-марс уже был снят, и на стеньгу открылся достаточный обзор:

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
только длина этого участка стеньги не известна
Ну, почему же. Длина шпора стеньги составляла 2,5 высоты лонга-салингов своей мачты.
Можно заметить, что на "Памяти Азова" по этому правилу выполнены все три стеньги:

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
утверждению, что они одинаковые на всех трех мачтах
Это ошибка или опечатка. Марсы рассчитывались в зависимости от миделя корабля и размеров мачты. Размеры фок- и грот-марсов одинаковые.  Но никак не одинаков с ними бизань-марс. Размер бизань-марса можно взять на стр 26 книги Кондратьева, чертёж вверху.
Деталировку марсов можно так же посмотреть на фотографиях модели ПА из ЦВВМ, фотографии крупным планом были в твоей "Сказке" несколько страниц назад:

.Рисунок

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
Насколько я помню, это про фок и грот мачты
Абсолютно так. Над топом бизань-мачты крышки вентиляции не было. Ну, понятно, такую деталь опустили в описании.

Цитата
Fedot написал:
Спасибо за подробную расписанную схему на примере мачты "Нахимова"
Всегда пожалуйста!
Правда, спущенная стеньга - это "Корнилов". Но можно показать мачты и Нахимова, и Донского, и других.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
Но вот с выстрелом, похоже, ситуация другая - длина для него указана полная вместе с ноком, иначе, если к длине прибавлять нок, он не укладывается по длине на свое место.Все-таки табличка имеет свои странности...
Увы, нет. Всё в таблице правильно с размерами шлюпочного выстрела. Тут ведь есть независимое подтверждение. Мало архивной таблицы, есть же ещё и оригинальный чертёж выстрела, копию чертежа можно найти у Кондратенко на стр 54. Отчётливо видно размер, указанный на чертеже, ровно 50 футов до нока.

Цитата
Fedot написал:
К стати, а выстрел был черным или красно-коричневым (нок белый - это понятно)?
Чёрным. Обычно шлюпочные выстрелы красили в цвет того участка борта корпуса, где располагался выстрел.  
Васильевич, если таблица и чертёж выстрела совпадают, то что получается у нас по факту. Чертёж и таблица - оба 1889 года. Значит, изначально шлюпочный выстрел и был таким, как в таблице. Вполне достаточная длинна, и для работы со шлюпками, и для хорошего вылета выстрел-топенанта, выстрел-брасов (контр-брасов выстрела) и для бурундуков выстрела.
Встретить фотографию ПА с уложенным шлюпочным выстрелом непросто. Пожалуй, давай отталкиваться от "лионской" фотографии, на момент прибытия корабля.

Рисунок

Я произвёл измерения согласно фотографии, получилось:
1. На чертежах издательства Гармашева неверно указано расположение бугеля выстрела на борту корабля - бугель нужно перенести немного в сторону носа, потому что шлюпочный выстрел располагался перед минным выстрелом, а не после него (подтверждается и другими фото).

2. При заявленной длине на архивных чертеже и таблице, выстрел, увы, по факту короче. И тут версия, думаю, все со мной согласятся, очевидна: трижды упомянутая одинаковая длина (в "Кратких..." ведь указана длина выстрела тоже 50 футов!) и была такой для шлюпочного выстрела изначально. Но! Ни одной фотографии ПА с убранным выстрелом на 1890 год я не нашёл. Поэтому видится следующее: изначально "табличный" выстрел существовал, но в течении короткого времени - какого - неизвестно, потому что нет нужных фото.

Позже, по факту эксплуатации корабля, стало очевидно, что часть выстрела и его нок попадают под давление пороховых газов при выстреле орудия ГК. Шлюпочный выстрел укоротили, (заметьте, не намного), чтобы он компактнее укладывался возле спонсона орудия ГК. То есть, табличная величина длины выстрела не есть ошибка, но только для своего периода времени. Мы же пользуемся более поздними фотографиями.

Не знаю, как ты, Васильевич, а я, конечно, табличную величину проигнорирую в виду наличия факта несовпадения размеров на достоверных фотографиях, буду корректировать длину выстрела. Но не по Гармашеву, а по лионскому фото (главный аргумент,) и по поздним, в т.ч. порт-артурским. В принципе, вычислить истинный размер выстрела несложно.
Изменено: Игорь Тараканов - 29.03.2021 23:51:02
Страницы: Пред. 1 ... 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 ... 98 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)




Реклама на Каропке
Не показывать чат