Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: Пред. 1 ... 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 ... 98 След.
RSS
Полуброненосный фрегат (крейсер) "Память Азова". Самодел. 1:200., Глаза боятся, руки делают. Попытка - не пытка, в конце концов!
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Увы, нет. Всё в таблице правильно с размерами шлюпочного выстрела. Тут ведь есть независимое подтверждение. Мало архивной таблицы, есть же ещё и оригинальный чертёж выстрела, копию чертежа можно найти у Кондратенко на стр 54. Отчётливо видно размер, указанный на чертеже, ровно 50 футов до нока.
50 футов = 15,24 м. В таблице указана длина 15,25м и нок 3,35м. Т.е., если мы приплюсуем к длине нок, как с гафелями, то получим не правильную длину. Для выстрела, в отличие от гафелей, длина указана полная (с ноком). Вот про какую странность я говорю.
Цитата
Игорь Тараканов написал:
На чертежах издательства Гармашева неверно указано расположение бугеля выстрела на борту корабля - бугель нужно перенести немного в сторону носа
Ну это я еще давно увидел.
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Не знаю, как ты, Васильевич, а я, конечно, табличную величину проигнорирую в виду наличия факта несовпадения размеров на достоверных фотографиях, буду корректировать длину выстрела.
Есть такое дело. При длине в 50 футов, конец выстрела ложится по проектному - на полку спонсона. На фото же мы видим, что он укладывается как раз до спонсона.
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
50 футов = 15,24 м. В таблице указана длина 15,25м и нок 3,35м. Т.е., если мы приплюсуем к длине нок, как с гафелями, то получим не правильную длину. Для выстрела, в отличие от гафелей, длина указана полная (с ноком). Вот про какую странность я говорю.
Так и я ж говорю: в оригинальной ("футовой") таблице даны длина выстрела 50 футов 0 дюймов, длина нока 11 футов 0 дюймов, толщина 9 дюймов. На архивном чертеже длина выстрела до нока 50 футов. В таблице Кондратенко нет ошибки или странностей, его таблица повторяет данные 1889 года, где "футовая" таблица совпадает с архивным чертежом.

Цитата
Fedot написал:
При длине в 50 футов, конец выстрела ложится по проектному - на полку спонсона.
Длина шлюпочных выстрелов диктовалась обеспечением работы со шлюпками при выставленных минных сетях. Мы можем говорить, что выстрелы на фотографиях ПА обрезаны не штатно при условии достоверности самих чертежей корпуса. Как бы наш выстрел не выстрелил бы ещё один, гораздо более неприятный моментик...
Цитата
Игорь Тараканов написал:
выстрелы на фотографиях ПА обрезаны не штатно при условии достоверности самих чертежей корпуса.
С корпусом все нормально. Я прикидывал и сравнивал с чертежами в "Мидельшпангоуте" Кондратенко.
А к таблице, именно как к первоисточнику, и есть претензии и непонятки. Вспомним про длину утлегаря. У меня там было ощущение, что для получения его истинной длины к указанной длине надо два раза нок прибавить. Что-то явно там напутано еще в те времена.
Почему для получения полной длины гафелей к указанной длине ноки надо прибавить, а у выстрелов длина указана уже с ноком?
Я вот уже думаю, может в указанной длине выстрела они по дури к полной длине еще раз прибавили длину нока. Потому как, если указанную длину (полную, как мы выяснили) укоротить на одну длину нока, тогда выстрел ляжет, как на фотографиях, до спонсона.
Изменено: Fedot - 30.03.2021 13:13:11
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Всё, перепроверил. Пришлось посчитать шпангоуты да шпации, а они переменные (череда матерных выражений), чуть голову не сломал. К чертежу корпуса вопросов больше не имею. Так сказать, для успокоения, пусть и излишний труд, но теперь хотя бы появилась уверенность. Теперь могу утверждать следующее: чертёж корпуса из сборника Гармашева в целом совпадает с архивным.
Теперь о шлюпочном выстреле. Да, не спроста Васильевича мучил червячок сомнения. На архивном чертеже выстрела (стр 54 Кондратенко) действительно показана проектная истинная, то есть, полная длина выстрела вместе с ноком, 50 футов, из которых 39 футов - длина руки выстрела, 11 футов - нок. На  окончании 39 фута руки следует установить кольцо с тремя обушками ("бугель") для крепления выстрел-топенанта, выстрел-браса и бурундука. Толщина выстрела у бугеля 9 и 1/2 дюйма, толщина середины руки 11 дюймов, оконечность нока толщиной 5 и 1/2 дюйма. Сам нок (увы, очередной "приветик") абсолютно не соответствует по форме своему настоящему внешнему виду... Короче, очередной чертёж прототипа, не совпадающего в дальнейшем с конечным продуктом. Это мне, помимо таблицы, дополнительно запудрило голову. Всё, проверку произвёл, расчёты сделал, голову освободил от навязанных данных. Вывод: 50 футов - полная проектная длина шлюпочного выстрела вместе с ноком. В очередной раз фотографии превзошли чертежи и таблицы.
Изменено: Игорь Тараканов - 30.03.2021 14:02:41
Цитата
Fedot написал:
укоротить на одну длину нока, тогда выстрел ляжет, как на фотографиях, до спонсона.
Не знаю. Как я уже говорил, нет обоснований утверждать, что 50 футов - ошибка. Проектная длина, выстрелы могли быть "сделаны в металле" по проектным размерам, а укорочены позже, по факту размещения. Это как ялы-шестёрки изначально планировалось поставить перед орудиями ГК, а позже их переставили во избежание повреждения огнём орудий. На чертежах же ялы остались впереди, и только фотографии являются аргументом против проектного размещения ялов.
С размерами не всё ясно, сколько и где отпилили. У Мельникова не нашёл упоминаний. Может, сразу, при вооружении корабля рангоутом, и сделали выстрелы "по месту". Может, позже. А сколько отрезали, хз. Почему не могу сказать точно, и тем более, подтвердить или опровергнуть версию, что отпилили на размер нока, 11 ф? Потому что погрешности. Например. Для меня, например, остался открытым вопрос, на каком шпангоуте был установлен бугель для поворота выстрела (в "Кратких" соединение называется "шарнир и башмак"), на 39м или 40м шпангоутах. Выстрелы ставили напротив мачты, чтобы топенант выстрела, идущий на мачту, был вертикальным при отдаче выстрела. Но мачта имеет наклон, указанный в "Кратких..." и тогда сдвиг бугеля происходит на шпацию... Или вот точное расположение края нока выстрела по отношению к началу спонсона - весьма расплывчатое место, скажем так. Вот так, два фута туда, два сюда, и набегают погрешности.
Так же надо учитывать, что рука шлюпочного выстрела должна превышать длину сетевых выстрелов, 20 футов 3 дюйма, хотя бы на ширину яла...
Изменено: Игорь Тараканов - 30.03.2021 14:10:40
Васильевич, а вот какое твое мнение про выстрел здесь, на позднем фото, где "ПА" уже "Двина"? (Кондратенко, стр 158)
Бугель смещён, или нет? Нок заканчивается на том же месте?
Просто фото очень удачное насчёт "рассмотреть шлюпочный выстрел без помех и искажений"...

Рисунок  
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Для меня, например, остался открытым вопрос, на каком шпангоуте был установлен бугель для поворота выстрела (в "Кратких" соединение называется "шарнир и башмак"), на 39м или 40м шпангоутах.
Уж не знаю по шпангоутом, но посмотри внимательно на фотографии, если провести вертикаль от границы орудийного порта, то бугель почти на этой вертикали, чуть смещен в сторону кормы.
Я думаю на "Двине" ни кто ни чего не менял в плане выстрела, и уж точно удлинять его было не зачем (противоторпедных сетей уже не было).
Изменено: Fedot - 30.03.2021 16:33:20
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Алексей Никитин передает привет и говорит: "фотографий корабля ОЧЕНЬ МНОГО на разные периоды его службы"... Но, естественно, не в свободном доступе, а в чьих то личных "карманах". А что нам с них толку? Даже, если бы я их приобрел (при моем достатке на сегодняшний день - это роскошь), показать их, чтобы что-то обсудить или выяснить совместными усилиями "НИЗЯ!!!" (таковы условия продажи). Что-то, конечно, на них увижу, но не всегда пойму что, и не покажешь, чтобы выяснить не понятое. И получается -  чахни над ними, как кащей над златом... А модель построишь и... можно их выкидывать. Я не любитель коллекционировать фото кораблей.
Поэтому и ценю опубликованные материалы, и благодарен людям их опубликовавших.
Изменено: Fedot - 30.03.2021 17:00:38
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
"Заготовка дров" закончена. Чтобы не путаться, пришлось разложить и подписать по назначению. Можно начинать собирать стеньги с мачтами. Но сперва нужно сделать марсовые и салинговые площадки. А для этого надо разобраться в их устройстве. На фото ПА контур марсовых площадок сверкает металлическим блеском, значит ли это, что рама площадки сделана из металла, причем не крашенного (латунь, бронза)? А ограждение есть только на прямой кормовой кромке? Другого не видно.  
Изменено: Fedot - 11.04.2021 13:49:42
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Совершенно верно. Вся передняя реборда марсовой площадки бронзовая (см также модель из ЦВММ). Я тоже заметил, что окантовки марсов дают блеск на фотографиях. Ограждение марсовой площадки грот-мачты есть только на кормовой кромке марса.
Лонга-салинги опираются на чиксы (мачтовые щёки). Решётка, создаваемая лонга-салингами и краспицами, должна удерживать шпор стеньги. На фотографиях ПА, где облегчённый рангоут (в составе Учебного отряда) видны салинги и краспицы - марсовая площадка была снята. Важно учесть наклон мачты при установке данных элементов, потому что чиксы, лонга-салинги и марсовая площадка были параллельны палубе.

Форма и размеры чиксов почти везде были схожие,

Рисунок

Рисунок

Рисунок

так что, если не видно на ПА, можно воспользоваться фотографиями других кораблей, например, из недавних сообщений 1889 со стр 63.

Рисунок

и вот ещё до кучи картинки тех лет:

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок  
Изменено: Игорь Тараканов - 13.04.2021 13:00:49
Спасибо, Игорь!
А настил на марсовой площадке сплошной досчатый?  
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
да
Забегая вперёд. По поводу креплений реев к мачтам и стеньгам.

Нижние реи крепились к мачтам на металлических шарнирных бейфутах. Бейфут был разборным.
На музейной модели видна часть бейфута фока-рея, площадка марса со сплошным палубным покрытием (то есть, между планками всё-таки не было зазоров, как на более поздних марсах), в бронзовой окантовке марса видно овальное отверстие впереди, через которое проходит цепь борга. Борг - это тросовая или цепная подвеска рея, петля, охватывающая топ мачты. Видно, как цепь борга охватывает центр рея. На конце петли борга, в пространстве "марс-рей" свисал глаголь-гак, на который и подвешивался рей.

Рисунок

Пользователь добавил изображение

Рисунок

Рисунок

На модели не показаны блоки фала рея. Кроме бейфута и борга, рей также поддерживается парными талями, называющимися гини, или фал рея. На фотографиях многих кораблей блоки фала рея (гини) видны. При этом сам фал обычно полностью снят - видимо, во избежание преждевременного износа. Фал корневым концом привязывался к рею узлом "петля", шёл на многошкивный блок, подвешенный рядом с лонга-салингами, спускался к ответному блоку на рее, вновь поднимался к верхнему блоку, и так ещё один шаг, в конце концов фал с верхнего блока позади его выходил из шкива и спускался к битенгу мачты на палубе, к тому битенгу (битсу), который был позади мачты. Но вот что интересно: на фотографиях ПА заметно, что вообще все блоки фалов и сами фалы нижних реев сняты. Их, видимо, на ПА устанавливали только перед спуском рея (рей спускали для ремонта, а так же при спуске стеньги и в других случаях).

На фото: на других кораблях заметны блоки фала нижнего рея (гини), при этом, сам фал снят. Так же следует обратить внимание на другие блоки, подвешенные к марсу. Самый крайний блок предназначался для топенанта лисель-спирта (шпор лисель-спирта поднимали вверх при сворачивании парусов, чтобы не мешал), остальные блоки - для снастей горденей парусов - горденями парус притягивали к рею при уборке паруса.

Несмотря на то, что на ПА фалы нижних реев и их блоки были сняты, сами фалы показать придётся. Свёрнутые в бухты фалы рея (толстые коричневые растительные тросы толщиной как стень-ванты) висели на подвеске вдоль тела мачты. Тонкие растительные коричневые тросы бегучего такелажа парусов - нок-гордени, бык-гордени и гитовы на модели тоже придётся показать, но, слава богу, только в виде бухт на этой же подвеске. Гордени и гитовы были нетолстыми снастями.

Рисунок

Рисунок

Марса-реи и брам-реи присоединялись к стеньгам с помощью тросовых бейфутов.
Изменено: Игорь Тараканов - 11.04.2021 17:44:55
Да уж... Это сколько еще на марсовую площадку навесить надо!
Про реи, раз уж зашла о них речь... Реи и марс-реи в середине имеют некие конструкции, я так понимаю, для укрепления центра? Надо же как-то их воспроизвести будет.
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Совершенно верно, только всё гораздо хуже:
:D
- все реи, то есть, и нижние реи, и марса-реи, и брам-реи, имели в середине утолщение, понятно, в месте касания с мачтой/стеньгой. Утолщение называется батенс и изначально батенс был восьмигранным в сечении. Но во времена ПА батенс в сечении стал круглым. По краям батенса можно видеть на нижних реях - бугели (кольца) бейфута, на марса-реях и брам-реях - стропы (кольца) тросового бейфута, по соседству с ними свисают блоки гитовов и (побольше размером) блоки шкотов того паруса, который выше ярусом (позже покажу). Так же от батенса по верхней поверхности рея идут в обе руки, до нока, металлические леера, на которые крепился парус этого рея.
Нижние реи и марса-реи имели ещё и длинные тиковые наделки, идущие от батенса далеко к середине каждой руки рея. Эти наделки по сути есть длинные рейки, которые видны на фотографиях модели из ЦВММ и живого корабля. И только брам-реи наделок не имели.
Васильевич, у меня сейчас тоже работка, давай, через пару-тройку дней я постараюсь раскрыть этот вопрос, и, если не забуду, подгоню годные картинки (они как раз на работе).
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Совершенно верно, только всё гораздо хуже:
 
- все реи, то есть, и нижние реи, и марса-реи, и брам-реи, имели в середине утолщение, понятно, в месте касания с мачтой/стеньгой. Утолщение называется батенс и изначально батенс был восьмигранным в сечении. Но во времена ПА батенс в сечении стал круглым. По краям батенса можно видеть на нижних реях - бугели (кольца) бейфута, на марса-реях и брам-реях - стропы (кольца) тросового бейфута, по соседству с ними свисают блоки гитовов и (побольше размером) блоки шкотов того паруса, который выше ярусом (позже покажу). Так же от батенса по верхней поверхности рея идут в обе руки, до нока, металлические леера, на которые крепился парус этого рея.
Нижние реи и марса-реи имели ещё и длинные тиковые наделки, идущие от батенса далеко к середине каждой руки рея. Эти наделки по сути есть длинные рейки, которые видны на фотографиях модели из ЦВММ и живого корабля. И только брам-реи наделок не имели.
Васильевич, у меня сейчас тоже работка, давай, через пару-тройку дней я постараюсь раскрыть этот вопрос, и, если не забуду, подгоню годные картинки (они как раз на работе).
Я не тороплюсь, мне до этого еще далеко... Тут еще и токарник сломался. Китайцы есть китайцы...
Изменено: Fedot - 12.04.2021 12:23:22
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Вся передняя реборда марсовой площадки бронзовая
А реборда это как бы тонкий обруч, которым как бы окаймлена площадка? Типа вот так?

Пользователь добавил изображение  
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Васильевич, да.

Вообще, марсовые площадки были стандартизованы, как и все элементы рангоута. Смотришь на один корабль, понимаешь, что всё точно также и на другом.
Но, как я уже говорил, на "Памяти Азова" есть свои нюансы.
Во второй половине 19 века типов марсовых площадок, применявшихся у нас в кораблестроении, было порядка пяти, если я правильно помню. Чертёж из Гармашева, что ты сейчас показал, это вариант с полной окантовкой передней кромки площадки марса бронзой. У него не могло быть показанной тобой желтым цветом полоски, потому что вся передняя часть по кромке уже была бронзовой. Ну, это же Гармашев. Конструкция марса в этом плане полностью повторяет музейный вариант, в этом плане претензий нет. Для марса "из музея" буртик по передней кромке марсовой площадки не нужен абсолютно. Уточним на всякий случай, что окантовка бронзой - это и укрепление передней кромки площадки, и защита парусины, а рассматриваемые с тобой буртики есть подобие таких же буртиков, но более выраженных, на боевых марсах броненосцев (у нас марсы рангоутные).
Итак, вариант марса с бронзовой окантовкой показан - и очень копийно, - на музейной модели. Мы помним, что модель выполнена до спуска корабля на воду, тут я без претензий ни к Гармашеву, ни к музейной модели - марс-то типичный, один из пяти вариантов. На фотографиях живого корабля "ПА" мы имеем марсовую площадку немного усовершенствованную - она больше соответствует чертежу 1884 года: сплошной (без зазоров) настил палубы марса, отсутствие полной окантовки бронзой в пользу накладных полос металла для усиления каркаса. На чертеже марсовых площадок обр 1884 не показан металлический буртик, потому что на чертеже показана типовая конструкция, необходимый минимум. И вот тут и появлялись варианты - переднюю кромку марсовой площадки обшивали медью, тканью, вообще никак не закрывали или же ограждали буртиком. При сравнении с фотографиями наших кораблей того же периода, заметно, что на кораблях передние кромки марсовых площадок, при одинаковой в целом конструкции всего марса, отличаются друг от друга. Мне не удалось установить, когда именно переднюю кромку стали обшивать буртиком. Примечателен пример фрегата "Дмитрий Донской" - на ранних фотографиях на марсах корабля нет буртика на марсах, после упрощения рангоута, на празднествах в 1893 году "Дмитрий Донской" уже щеголяет с буртиками вполне приличных размеров.

Здесь как раз "всплывает" нюанс ПА - на всех фотографиях заметен буртик из металла, призванный защитить переднюю кромку площадки от повреждений парусом (марселем) и такелажем, и, понятно, ответно защитить парусину и такелаж от повреждения о кромку марса. Однозначно, в отличии от "ДД", усовершенствованные марсы "ПА" получил сразу при вооружении.


На фото. Марсовые площадки обр 1884. в типовом упрощённом варианте "без усиления ребордой из бронзы". Примерно с 1888-89 гг на марсах появятся буртики по передней реборде. Сплошной палубный настил без зазоров, характерный для больших боевых кораблей, металлические накладки используются в виде отдельных полос. Такая же конструкция марсовой площадки использовалась практически на всех наших фрегатах/крейсерах 80-90 годов 19 в. Нетрудно заметить, что в деталях марсовые площадки порой значительно отличаются друг от друга от корабля к кораблю, порой даже в пределах одного чертежа.

Рисунок

Рисунок

Прекрасное фото марса крейсера "Дмитрий Донской".  Защита передней кромки марса. Буртик отсутствует, реборда дополнительно закрыта тканью.

Рисунок

На этом фото грот-марса "ПА" заметно, что буртик прерывается в передней части, на ширину примерно толщины стеньги - вероятно, для заведения снастей:

Рисунок


Другие варианты оформления передней кромки марсов наших кораблей:

"АН", 1893:

Пользователь добавил изображение

Опять "ДД", но уже в 1893, в Нью-Йорке. Хорошо заметны высокие буртики на фока-марсе, призванные, видимо, защитить экипаж на верхней палубе от падающих с марса гильз "патронов" пушек Гочкисса. Важный момент, немного рассеивающий сомнения: свежевыкрашенные в белый цвет буртики абсолютно не блестят и вообще не могли бы давать характерный тёмный блеск, как на "ПА". Буртик тоже прерывается впереди, как на "ПА" :

Рисунок

Пардон, нечаянно отрезал бизань-марс. Исправляю! На бизань-марсе "ДД" идея высоких буртиков воплощена настолько, что тут уже рукой подать до ограждения настоящих боевых марсов наших броненосцев той эпохи:

Рисунок

Для сравнения: "ДД" до перевооружения рангоута ни на одном марсе не имел даже намёка на буртик.

Рисунок

На фото. Марсы "Генерал-Адмирала" в 1893 г. Весьма вероятно, что реборда по кромке марсов выполнена из металла. Она блестит темным блеском, что обычно выдаёт бронзу. И для сравнения: что мы помним про лонга-салинги марса - что они были заподлицо с передней кромкой марсовой площадки. Так вот, торцы лонга-салингов, находящиеся "в этом же месте, в это же время", не блестят абсолютно:

Рисунок

Фёдор, обрати внимание, лисель-спирты темно-коричневые (на фото отличаются по оттенку от чёрных реев). Верёвочные трапы с края собачьей дыры марса до эзельгофта тоже неплохо бы воспроизвести на модели. По задней части мачты с палубы до марса и с эзельгофта до топа стеньги тоже по задней части стеньги так же шли веревочные трапы.

Марсы "Рынды". Имеют выраженный буртик на кормовой кромке марса. Хорошо заметны веревочные трапы, ведущие на эзельгофты, натянутые от края собачьих дыр.

Рисунок

Марс "Владимира Мономаха" снизу, удачный ракурс - чисто тебе в копилочку для выяснения деталировки:

Рисунок  
Изменено: Игорь Тараканов - 14.04.2021 11:44:22
Цитата
Fedot написал:
А ограждение есть только на прямой кормовой кромке? Другого не видно.  

Ограждение на кормовой кромке представляло собой металлические стойки с пазами на оголовках, куда вставлялась деревянная планка.
Пространство зашивалось сетью. Обычно было четыре стойки. Вот чертёж, где подробно показана конструкция стоек ограждения (см в центре):

Пользователь добавил изображение
Кстати, марсовая площадка показана с бронзовой ребордой, охватывающей переднюю кромку и раму. Марсы такой формы встречались на нашем флоте до середины 80х годов, и именно такая форма площадок показана на чертежах "Памяти Азова", датированных 31 мая 1888 г.


Фотография с отличным изображением кормового ограждения марсов "Генерал-Адмирала" по состоянию на 1893 г:

Рисунок

Приписывается "ПА", но, возможно, это "Мономах" или ранний "Минин":

Пользователь добавил изображение

Кроме кормового, на грот-марсе ""Памяти Азова" больше никакого ограждения нет.

На фока-марсе и на бизань-марсе, очевидно, из-за присутствия пушек Гочкисса, установлено леерное ограждение по всему периметру марсовых площадок. Леерные стойки с трудом, но можно разглядеть на фотографиях фока-марса. Они окрашены в белый, но усиления отверстий для лееров и сами леера помогают отыскать стойки на фотографиях. Леер двухрядный, он огибал марсовую площадку по контуру, причём, со стороны внутренней поверхности стень-вант - тоже. К сожалению, на фотографиях из моей коллекции разглядеть стойки лееров на бизань-марсе практически невозможно, разве что заметны штрихи лееров.



Рисунок

Рисунок

Насколько я понимаю, леерные стойки по периметру фока- марса и бизань-марса были точно такие же по конструкции, как и леерные стойки на палубах корабля. По идее, леерные стойки были заваливаемые, потому что на площадке марса во время действий с парусами производилось много работ. Собственно, поэтому лееров ограждения и нет на обычных, невооруженных марсовых площадках кораблей, потому что мешают работать.


Ванты.

Ванты на топ мачты и на стеньги одевались и фиксировались очень просто, в виде петель. Обычно ванты были сдвоенные: две ванты на самом деле были одним тросом, согнутым посередине в петлю. Поэтому обычно вант чётное количество. Если вант нечётное число, то одиночные ванты всегда первые. Тогда петля образуется связкой с другой одиночной вантой, но другого борта. После установки вант поверх петель вант ставились штаги, тоже в виде петли. И только потом на салинги укладывали марсовую площадку.
Петли вант одевались на топ мачты поочередно с каждого борта. Стопором для петель вант служили лонга-салинги, имеющие в этом месте небольшие закруглённые накладки из вяза, для предотвращения перетирания вант:

Рисунок

Пользователь добавил изображение



Пользователь добавил изображение

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение  
Изменено: Игорь Тараканов - 14.04.2021 02:31:18
По поводу окраски марсов. Существовали определённые правила -не сколько традиция, сколько оправданная с технической точки зрения необходимость. Салинги (лонга-салинги плюс краспицы) полностью белые, вся нижняя часть марсовой площадки белая. Верхняя часть площадки - вся палуба и каркас - неокрашенное дерево (каркас - дуб, планки палубы - тик, сосна). Окантовка собачьей дыры по кромке - белая. Металлические накладки по контуру марсовой площадки наверху площадки - лакированный метал (бронза). Сплошная бронзовая реборда отсутствует. Металлический буртик - металл, видимо, покрытые лаком или бронза, или латунь, тогда как на других кораблях буртики белые и не блестят (железо, дерево, на броненосцах на боевых марсах так точно железо). Стойки заднего ограждения - белые, стойки лееров - белые, сетка - растительный шнур, леера - металлический шнур. Вант-путенсы стень-вант и талрепы - чёрные. Нижний ворст с кофель-нагелями на стень-вантах - чёрный. верёвочные трапы, ведущие с марса на эзельгофт, с марса на топ стеньги, с палубы на марс, - чёрные. Стень-ванты - чёрные. Выбленки - растительный трос.

Фотографии "насчёт сомнений".
Буртики должны быть белыми. Во всяком случае, они наверняка таковыми и были, пока их как минимум парусина и снасти не очистили от краски. У нас ведь в чём сомнения? Деревянные или металлические, так? Допустим, буртики на передних кромках марсов ПА были белыми деревянными и блестят лишь потому, что их потёрли паруса. Но передние кромки лонга-салингов, точно так же попадающие под парусину и снасти, не блестят, а они в одной плоскости с буртиками и в той же плоскости, и под тем же углом к солнцу. Лонга-салинги демонстрируют нам белую краску без всякого металлического блеска. Кроме того, на бизань-марсе на новогодней фотографии буртик также имеет блеск, хотя его никак не мог натереть никакой парус или снасти - корабль имел парусное вооружение "барк" и крюйселем не вооружался. В районе вант-путенсов стень-вант ни на одной фотографии кромки марсов не белые.

Фотография "с новогодней ёлкой": Несмотря на то, что в Чифу рангоут был перекрашен, салинги и марсы остались в штатной окраске. Хорошо заметен контраст между блеском буртиков и белыми лонга-салингами в любых проекциях...

Рисунок

Фотография "с овальными трубами". Этот же самый эффект: если бы буртики были белыми и просто блестят от солнца из-за полировки парусиной, то точно так же блестели бы передние торцы л-с. И уж никак не могли парусина или снасти натереть до блеска буртики бизань-марса. Лисель-спирты на фото имеют цвет - тированное красно-коричневое дерево, как стеньги.

Рисунок

Исправляю: ВНИМАНИЕ, информация некорректная. Я окончательно убедился, что марсы сверху были окрашены так же, как и везде, то есть, в белый, а сетка на заднем ограждении была белой (отбеленная или покрашена).
Изменено: Игорь Тараканов - 01.06.2021 16:06:04
Из серии "а как у них?".
Вот я говорил, что фока- и бизань-марсы ПА имеют леерное ограждение марсовой площадки по внутренней поверхности стень-вант. Нашёл интересную фотографию, которая наглядно, (с оговорочкой), показывает это самое "внутреннее ограждение марсовой площадки. Здесь леерное ограждение обшито, и поэтому его хорошо видно. Напоминает, как традиционно натягивают брезенты на леерных ограждениях мостиков кораблей всего мира. Правда, у этого "янки" внутреннее ограждение марса весьма маленькое, ограниченное, толи дело на нашем "ПА", там стойки буквально по кромке идут, и лишь в районе стень-вант отходят от края марса, чтобы оставаться вертикальными, им наклонные стень-ванты мешают.

Рисунок

Обратите внимание на чехлы на грота-марселе и многие-многие другие вкусняшки.  
Изменено: Игорь Тараканов - 14.04.2021 12:26:26
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Фёдор, обрати внимание, лисель-спирты темно-коричневые (на фото отличаются по оттенку от чёрных реев). Верёвочные трапы с края собачьей дыры марса до эзельгофта тоже неплохо бы воспроизвести на модели.
Ой, Игорь Юрьевич! Слишком многого ты от меня хочешь! У меня до сих пор марсовая площадка в голове ни как не сложится, а ты реализации таких мелочей от меня ждешь....
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Кстати, марсовая площадка показана с бронзовой ребордой, охватывающей переднюю кромку и раму. Марсы такой формы встречались на нашем флоте до середины 80х годов, и именно такая форма площадок показана на чертежах "Памяти Азова", датированных 31 мая 1888 г.
Не понял какую форму ты имеешь в виду, ту что на картинке, чуть ли не прямоугольную? Да нет, посмотри на фото ПА, они там почти полукруглые, как Сан Саныч нарисовал.
Цитата
Игорь Тараканов написал:
На фока-марсе и на бизань-марсе, очевидно, из-за присутствия пушек Гочкисса, установлено леерное ограждение по всему периметру марсовых площадок. ... Леер двухрядный, он огибал марсовую площадку по контуру, причём, со стороны внутренней поверхности стень-вант - тоже.
Ситуация все больше и больше усложняется...
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Ванты на топ мачты и на стеньги одевались и фиксировались очень просто, в виде петель.
Виталий Маненок показал это хорошо на примере мачты своей модели "Дмитрий Донской" http://vfl.ru/fotos/dd3c33ea34071394.html на страничке http://forums.airbase.ru/2021/04/t105953_27--postrojka-stendovoj-modeli-krejsera-pamyat-azova-v-mass...
Изменено: Fedot - 14.04.2021 13:27:51
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
Да нет, посмотри на фото ПА, они там почти полукруглые, как Сан Саныч нарисовал.
Я имел в виду, что именно такая (трапециевидная) форма марсов действительно показана на чертеже "Памяти Азова" Ф. 876. Оп. 51. Д. 7.
Я в том смысле высказался, что в ходе проектирования и постройки ПА у нас аж три варианта марсовых площадок встретились. То, что на живом корабле стояли впоследствии марсы серповидной формы, я конечно знаю.

Цитата
Fedot написал:
Ситуация все больше и больше усложняется...
Я тебя уже знаю. Спокойствие, только спокойствие. Позже перечитаешь мои заметки ещё раз, картинка уляжется, всё будет понятно. Это всегда так. Себя вспоминаю, когда начинал только изучать рангоут и такелаж (детство золотое!) - думал, усё, конец мне будет из-за взрыва неокрепшего мозга... а нет, дошло потом, что, куда и зачем. У ПА так вообще всё упрощено.

Цитата
Fedot написал:
Виталий Маненок показал это хорошо на примере мачты своей модели "Дмитрий Донской"
О! а ты здесь, на Каропке, почему про ванты-то не спросил?  :D Ну ты даешь! Давно бы тебе про эти пресловутые петли рассказал, делов-то... Ты же знаешь, у меня нет привычки посылать нах, ой, то есть, отправлять читать книжки, искать посьетов с сарычевыми - я сразу тебе выжимку из тех книг и дал.
Что касается модели Виталия. Ну, никаких противоречий уже показанных мною тебе картинкам из Сарычева и не вижу. Наоборот, фото только подтверждает, хотя видно хуже, чем если бы Виталий не поленился и не показал тебе картинки из Сарычева, раз у него есть. А вот по поводу "подсмотреть", взять работу Виталия за образец. Тут такой нюанс. У него корабль на модели показан на период "до перевооружения" (сужу по марсу), то есть, на момент, когда корабль имел парусное вооружение "фрегат", а не более подходящее для взятия в пример парусное вооружение "барк" - вот когда ДД стал барком, тогда заодно изменились его марсы. Вообще, Виталий как-то обещал сделать сайт или нечто подобное, где можно было бы полюбоваться его моделями. Васильевич, будешь общаться, спроси, где модели Виталия можно посмотреть во всей красе. Мне, например, интересно, исправил ли он гребной винт на ДД - на тех фото, что я видел, модель имела винт левого вращения, а не правого. Но так-то на модели Виталия я залипаю часами, уж очень они хорошие, сделаны с душой и любовью, детально и достоверно. Работы Виталия заслуживают восхищения и очень интересны. Деталировка потрясающая, во всяком случае, у свежих моделей. Но в плане исторической достоверности лучше всё-таки придерживаться фотографий настоящих кораблей.
Там тебе ещё Катеньку (Катти Сарк - так этот популярный клипер ласково называют моделисты) предлагают посмотреть в качестве примера, но я бы порекомендовал как пример всё-таки Уорриор, чем Катеньку, та вообще в сторону уведёт, причём, в неверную.
Изменено: Игорь Тараканов - 14.04.2021 13:43:22
Разреши, прокомментирую этот диалог:
"И похоже "маталл" образует даже небольшой бортик, а серединка вроде как необшита. Как-то все сложно для понимания. "Бортик" у вант как-будто сходит на нет. Весьма интересная конструкция. Таким образом обеспечивали защиту передней части площадки и весьма серьезную. М-да, нюансы!"
"Там защищать конструкцию не от чего.Могли укрепить спереди металлической полосой гнездо стеньги.так делали на кораблях РИФ.дальше наверняка дерево."

Ну, Васильевич, если "сложно для понимания", спросил бы у меня. Я же уже упоминал причину. Зачем нужен вырез в буртике перед стеньгой... а затем он нужен, что, для того, чтобы спустить стеньгу, нужно было разъединить шарнир бугеля нижнего рея и отвести рей вперёд, чтобы дать проход стеньге вниз. Значит, на переднюю кромку марса будут опираться снасти, удерживающие нижний рей во время спуска стеньги.  Говорил я про "разобрать бугель нижнего рея перед спуском стеньги", говорил, а ты почему-то забыл, вот и стало "сложным для понимания". Это первое. Второе - когда мы рассматривал бушприт и снасти, я упоминал (в частности) булини фока, которые так же используются как леера для сушки парусов, белья и прочего. Они заходят на стеньгу и ещё имеют кожаную или матерчатую обертку- помнишь? Под парусами корабли ходили редко, но вот мороки с парусами всё равно было немеряно. Хочешь, не хочешь, а паруса нужно сушить независимо от их использования, они же отсыревают вне желания наших хотелок... вот сушка парусов и белья с койками производилась настолько часто, что не мудрено, что народ пользуется специальным вырезом в буртике марса для практически постоянного размещения здесь булиней нижних парусов и марселей, используемых как леера.
"Там защищать конструкцию не отчего" - есть от чего, собеседник забыл про основные приёмы работы с парусами. Защищать нужно боковую кромку марса от... конечно же, от паруса, а именно, от марселя при курсах крутой бейдевинд и галфвинд, и, конечно же, нужно защитить саму парусину. Дело в том, что на указанных курсах реи максимально разбрасоплены, а марсель с наветренного борта полностью ложится на стень-ванты и марс как раз в этой обсуждаемой вами зоне. Простыми словами, встречный ветер наваливает марсели на марс и ванты, да так, что "хрен отдерёшь", при этом развёрнутые чуть ли не вдоль ДП паруса работают как латинские, обеспечивая движение нужным курсом - это круто, но парусину и кромки марса можно угробить запросто.
Изменено: Игорь Тараканов - 14.04.2021 14:15:47
Цитата
Игорь Тараканов написал:
. Вообще, Виталий как-то обещал сделать сайт или нечто подобное, где можно было бы полюбоваться его моделями. Васильевич, будешь общаться, спроси, где модели Виталия можно посмотреть во всей красе
Давно уже спрашивал, он ответил, мол на том сайте, на этом и другом есть... Даже ссылки конкретной ни разу не дал. Может времени человеку не хватает на это. Я не стал доставать...
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Ну, Васильевич, если "сложно для понимания", спросил бы у меня. Я же уже упоминал причину.
Ну я ж не могу одновременно читать, писать в двух местах. Конечно, я здесь прочитал ответ на свой вопрос, который там до этого спросил  (bay)  
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
я здесь прочитал ответ
"Обращайтесь!"  :D

Цитата
Fedot написал:
Даже ссылки конкретной ни разу не дал.
Жаль! Я вот тоже как-то пробовал найти коллекцию Виталия, сразу "все в одном флаконе", как и грозился сделать автор, да так и не нашёл.
"Будем искать!" :D  
Фёдор, спасибо за ссылку, почитал твою тему на дружественном форуме, вспомнил, что хотел спросить: а у тебя заготовки мачт с учётом "подземной" части сделаны? Насколько глубоко запланировано ставить мачты, какие у них "шахты" - я, видимо, пропустил этот момент - на фотографиях набора корпуса модели на первой странице твоей "Сказки" не видно.

По поводу крышек вентиляции на топах мачт, я думаю, не следует делать их такими выпуклыми, как на "АН" на модели Виталия. На фотографии "ПА" в Чифу грот-стеньга у корабля спущена ниже, чем фор-стеньга, и поэтому эзельгофт грот-мачты и топ мачты видны лучше. Такая выпуклая крышка, как у модели "Нахимова" Виталия, была бы заметна. Я буду делать крышки топа мачты, как на "Корнилове", показывал в сообщении 1885, стр 63.  
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Если вант нечётное число, то одиночные ванты всегда первые.
Точно?
Я всегда считал, что одиночные ставились последними, т.к. такое положение позволяет сильнее обрасопить рей.
Точно.
первыми
- и как раз по причине брасопки нижнего рея:

укладка петель идёт от первой краспицы (т.е. расположенной перед мачтой) к последней (той, что за мачтой), соответственно, последние петли находятся выше первых на топе мачты, и поэтому первые ванты имеют всегда меньший вылет наружу - что и нужно для максимальной брасопки нижнего рея. Кроме того, на одиночные ванты безопаснее уваливать рей - в случае обрыва порвётся одна ванта, а не две.
если бы первая ванта была бы парной, сдавливание её носовой ветви неминуемо потянуло бы вторую ветвь из-за перекоса петли, что недопустимо,
долгое время первые ванты даже имели вместо классических юферсов обтяжку в виде талей - ради быстрого ослабления подветренной ванты, а такую вольность могла позволить только одиночная ванта, для парной получившийся перекос был бы критичным.
использование на крейсере ПА новых вант и вынесенные с помощью металлического бугеля вперёд рея позволили использовать парную схему везде, где можно - вот поэтому я и уточнил - если видите нечётное количество, значит, одиночную ванту ввели в такелаж специально, как раз из-за проблем с брасопкой рея. Кроме того, в определённый период старались не ставить на первую ванту выбленки - чтобы ванта лучше прогибалась от рея.

(вообще, если докопаться, первыми на топ мачты укладывали шкентели мачт-талей (сей-шкентели), но в случае ПА это не актуально)

Откуда дровишки, знаю: Марквардт, со ссылкой на Стила, причем не Марквардт, а именно Стил утверждал, что в 17-18 веке последняя ванта была одиночной и почему-то это обстоятельство как-то влияло на брасопку рея, до которого у последней ванты как до Китая раком. Видимо, в тексте Д.Стила оговорка, что неудивительно для книги, где 90 процентов информации - таблицы с размерами.
Изменено: Игорь Тараканов - 15.04.2021 00:25:01
Страницы: Пред. 1 ... 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 ... 98 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат