Так невозможно же определить, металлическая мачта или деревянная - детали, из которых набиралось тело мачты, и накладные элементы, шкало, фиши, подгонялись так тщательно, что разглядеть их практически невозможно. Кроме того, бизань-мачта, вооруженная как "барк", не претерпевала какой-либо большой нагрузки и многих дополнительных деталей не требовала. Так же не требуется частая установка бугелей.
Я хочу особо подчеркнуть именно этот момент - перед нами не фок, не грот-мачты, несущие колоссальную нагрузку, у нас рассматривается крайне ленивая бизань-мачта, для которой просто бессмысленно делать дорогостоящий и тяжелый металлический вариант. Зачем, если эта мечта кроме паруса бизань ничего не несёт...Вот это главный момент.
Соответственно, и "выпуклостей", всяких накладок типа фронт-фишей, на этой мачте мы не увидим - они ей задаром не нужны.
На теле мачты указанные стрелками элементы могут быть бугелями - так как мачта была "сухая", адских способов старинных технологий, типа надевания на тело мачты раскалённых колец-бугелей, уже не требовалось, но они могут быть и хомутами - например, для ... а для чего, не знаю - сначала думал, что для трисель-мачты, но на ПА вместо трисель-мачт использовался, похоже, металлический трос (по нему ходили сегарсы - это такие кольца на передней шкаторине паруса бизань). Гафель не спускаемый, так что хомуты, поддерживающие трисель-мачту или трос вместо неё, могли бы иметь место. Но могли быть и просто бугели на болтах - для бизань-мачты нагрузка была "ни о чём". Опять же - трисели стояли на всех мачтах, если перед нами не бугели, а хомуты для трисель-мачт или трисель-тросов, то тогда они должны быть на всех трёх мачтах.
На фото ниже: если бугели на самом деле хомуты и поддерживают трисель-мачту или трисель-трос (что мешало бы движению сергасов), то эти хомуты, видные на удалении на фото ниже, почему-то не видны на более близкой к нам грот-мачте, хотя тоже должны быть, исходя из условия, что это только хомуты для трисель-мачты.
А вот на этом фото ниже мне вообще кажется, что тело мачты обернуто парусиной.
Я вроде уже говорил, что в районе марсовой площадки топ бизань-мачты имеет скорее квадратное сечение, или накладки, но оба варианта применимы скорее к деревянной мачте, первый вариант - так наверняка характерен для "дерева":
Фото ниже: по мачтам ДД тоже трудно определить, железные или деревянные они на этом фото:
Владимир Мономах На его деревянной фок-мачте точно такие же бугели (с проушинами болтами по бокам), как на бизань-мачте ПА:
Ещё один пример: Зимовка корабля. Бизань-мачта и другой деревянный рангоут снят и сдан на хранение во избежание замораживания и неминуемого растрескивания.. Металлические мачты оставлены. Тут можно было бы сказать: тот самый случай, когда фото сделано после требований МТК по деревянной бизань-мачте, после зимовки, мол, назло Комитету, изготовили (кто? где? на какие средства?) металлическую бизань-мачту, и по весне она была установлена. Но тогда данный факт противоречил бы "Кратким сведениям", которые написаны позже, в 90-м.
Цитата, "Краткие сведения...":
"Длина реев показана вместе с ноками; длина ноков обоих вместе. Уклон фок-мачты на 1 фут длины — ½ дм; Уклон грот-мачты на один фут длины — 5/8 дм; уклон бизань-мачты на 1 фут длины — ¾; уклон бушприта- мачты на 1 фут длины — 4 ½ дм; высота над водой гротового клотика — 147 фт.
Запасной рангоут: имеется, брам-рей, утлегарь, фоковый гафель и выстрел.
Мачты: бизань-мачта фрегата деревянная, фок и грот стальные, трубчатые из листов 5/16 дм и скреплены внутри по всей длине 4-мя угловыми полосами (4хЗх 1/8 дм; На расстоянии у фок-мачты 10 фт, у грот 23 фт от верхней палубы, толщина листов мачт увеличена до 3 /8 дм и так идет до степса (в жилой палубе). В местах, где мачты проходят палубы, на протяжении 7 фт и от степса на 2 фт к верху мачты охватываются еще листами в 3/8, так что в этих местах вся толщина стенок мачты ¾ дм.
Над топом мачты имеется как бы крышка, но крышка постоянно приподнята; воздух проходит в зазор между крышкой и мачтой и по мачте до батарейной и жилой палуб, где в мачте сделаны дыры; так что мачты служат и вентиляторами. Эзельгофты железные, толщиной 1,5 дм, диаметр (внутренний) мачтовой круглой дыры — 18 дм, стеньговой — 20,5 дм, высота мачтовой дыры — 11 дм, стеньговой — 9 дм. Громоотвод идет, как всегда, от шпильки клотика по полосе на задней стороне стеньги и здесь соединяется откидной планкой с особой медной полосой, изолированной от мачты, далее по задней ванте идет медный проволочный трос, спускающийся за борт.
Паруса фрегата: фок, грот, марсели, бимсели, трисели, бизань, грот-стень-стаксель, фока-стаксель, фор-стень-стаксель и кливер. Запасные паруса сшиты: кливер, фор-стень-стаксель, фока-стаксель, фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-трисель, грот-стень- стаксель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-трисель и бизань. Центр парусности, при поставленных нижних парусах, марселях, брамселях, бизани, кливере и форстень-стакселе отстоит от средины GWL к носу на — 34,11 фт; выше GWL к носу на 67,87 фт; т. е. приходится над срединой средней трубы, на высоте фор-марса и при этих парусах момент парусности: 582 653,3 к носу, 1 159 504,9 кренящий. На одну тонну водоизмещения приходится 3,5 кв. фт парусности; на 1 кв. фт GWL приходится 1,52 кв. фт парусности; на 1 кв. фт приходится 24,4 кв. фт парусности при водоизмещении = 6060 тонн, площади GWL = 14 166 кв. фт и площади = 893 кв. фт.
Мичман Стеценко"
Если, конечно, мичман Стеценко ошибся в вверенном ему имуществе, я, конечно, славно ахххх... обалдею.
Цитата, Кондратенко, стр 59:
"Стальные трубчатые фок и грот мачта несли прямые паруса на трёх реях (...), а деревянная бизань-мачта была "сухой" (не имела реев) и несла только гафельный парус (бизань)."
Цитата, Мельников:
"Технический Комитет сообщил командиру С.-Петербургского порта, что вышеупомянутое предложение командира фрегата “Память Азова” о перенесении фок-мачты и о добавлении фор-стеньги-стакселя способствует улучшению морских качеств судна, и, кроме того, перенесение фок-мачты ближе к носовой оконечности в данном случае полезно еще в том отношении, что со снятием с фрегата крайнего носового орудия, таким перемещением фок-мачты несколько восстановится значительно уменьшенный носовой момент судна. Ввиду этого технический Комитет одобрил представленный чертеж парусности фрегата к руководству с тем, чтобы грот и фок- мачты были сделаны стальными, прочий же рангоут, с включением бизань-мачты и бушприта, деревянный."