Приступил к очередной реактивной пусковой установке, на этот раз немного экзотики - малосерийная установка для запуска реактивных снарядов М-28 - аналогов немецких турбореактивных снарядов 28 см Wk.Spreng. Установка ЛАП-7 была разработана в блокадном Ленинграде в 1942 году. Поставлено в войска не более 12 единиц.
Идя по пути наименьшего сопротивления была взята модель MiniArt 35277.
И все бы вроде неплохо - отличный газончик, неплохо сделанные укупорки (немецкого образца) и М-28 (можно и 320мм снаряды собрать) но...
Этих "но" несколько
- по базе-носителю - Отличная полуторка, куча мелких деталей, проработанные детали, однако по непонятной причине забытые тяги передних тормозов. Инструкция предлагает ставить на передние колеса тормозные барабаны, но тяг к ним нет. Тут или ставить ступицы вместо барабанов или делать тяги.
- Понятно, что детализация достигается современными технологиями литья и высокотехнологичными пресс-формами, но вырезать тонкие и мелкие детальки из огромного количества толстых питателей задачка не для слабонервных. Про модельный нож надо забыть и вооружится лезвием, иначе сломать при отделении от литника или последующей зачистки можно запросто.
- В наборе базовый грузовик довоенного выпуска, в кузов которого предлагается поставить 2 деревянные балки для крепления рам пусковых установок. Логично, но не совсем верно, об этом далее...
- по установке Тут все намного интереснее. Существует только одна фотография установки, сделана она похоже зимой (лед под колесами и "ватник" на капоте). Остальные изображения это производные с этого фото.
Конструктивных особенностей на фото не сильно то разглядишь, особенно это касается механизмов горизонтальной и вертикальной наводки. И в принципе модель от Миниарта этому изображению соответствует (включая деколи с номерами), однако если попытаться углубится в тему то получается достаточно много непонятных моментов.
Углубится можно только читая описание конструкции. Наиболее подробно его дает А.В. Карпенко в журнале Бастион. Статья основана на архивных материалах ВИМАИВиВС.
описание звучит так
Цитата |
---|
...Переделанный в установку ЛАП-7 автомобиль ГАЗ-АА был оборудован следующим образом: над задней осью в шасси был заделан шкворневой брус и на дне кузова была укреплена пово-ротная платформа артиллерийской части боевой машины. На поворотной платформе установки было размещено три деревянные рамы МТВ-2Д, на каждой из которых укладывалось для ведения огня по два ящика с минами ГМ-280. Горизонтальное и вертикальное наведение рам было раздельным. Каждой раме независимо можно было придавать отличные углы возвышения от 10 до 45 градусов. Пуск реактивных мин производился электрозапалом от подрывной машинки ПМ-2. Грубая наводка установки на цель производилась маневрированием машины, точная прицелом....
... На установке ЛАП-7 для повышения эффективности стрельбы было размещено прицельное приспособление от 50-мм ротного миномета...
...С целью защиты заднего стекла кабины был поднят передний борт кузова на 400 мм и поставлено визирное устройство для трубки наводки машиной по заданному направлению...
...27 сентября 1942 года с завода №371 на «Ржевский полигон» был доставлен второй опытный образец установки ЛАП-7, который отличался поворотным механизмом - был поставлен винт вместо рычажного привода...
...По результатам всех испытаний установки ЛАП-7 были сделаны следующие выводы: прочность установки удовлетворительная; поворотные механизмы испытания выдержали; подъемный механизм следует доработать; боковые борта удлинить; кабину покрыть стальными листами; пуск мин не отработан - изменить электросеть; для работы с прицелом установить фонарь... |
На предлагаемой производителем модели мы видим следующее:
- рама установки не поворачивается по горизонту, шкворневой брус отсутствует, оси на которой по идее должна крепится поворотная рама тоже нет
- то что сделал производитель механизмом вертикальной наводки скорее всего является механизмом горизонтальной наводки
- вертикальное наведение рам под укупорки не разделено (все 3 рамы поднять или опустить можно только вместе), как выглядели механизмы вертикальной наводки можно только догадываться
- высота переднего борта стандартная для полуторки, не увеличенная (на фото можно разглядеть увеличенный в ширину кабины борт)
- визирного устройства в кабине нет и не понятно как оно вообще должно выглядеть (можно предположить что это скорее всего что-то похожее на буссоль) .
- Нет прицела, по идее он должен стоять на первой раме от заднего борта, но тогда не совсем понятно как с ним можно было работать... для наводчика на грузовой платформе просто нет места. Возможно борт должен иметь упоры (как на машинах с зенитной установкой М4)
- крыша кабины без защиты. Стекла предлагается закрасить оставив щели, с большой долей вероятности они тоже были зашиты железом.
- не понятно по электросети. Испытаниями установлено, что использование ПМ-2 ненадежно, что придумали взамен вопрос. По аналогии с другими установками должен по хорошему появится дополнительный аккумулятор, пуск скорее всего так и осуществлялся с выносного пульта.
Собрать "изкаропки" не очень интересной, поэтому попробую привести модель к описанию. Пока непонятно как устроены некоторые элементы конструкции (будем фантазировать) и что из замечаний приемочной комиссии было учтено на последующих машинах, а что нет))))