Да, не всё так просто, коллеги. Смотрите.
Вернёмся к нашей "любимой" фотографии из Золотого Рога. Считается, что снимок сделан сразу по окончанию путешествия цесаревича. Так вот, на седьмом кожухе дверей нет, есть перила. Как говорят математики, "по крайней мере, по правому борту".
На первом кожухе на фотографии, сделанной примерно до начала путешествия или во время путешествия цесаревича, на первом кожухе тоже нет дверей, есть ящик. Наблюдается даже некий предмет, который я прочитал как кронштейн для перил (перила сняты) - но не факт, конечно. И, опять таки, "по крайней мере, по правому борту":
Вот что написано у Мельникова про предложения Георгия Павловича Чухнина по уменьшению перегрузки ПА: Впоследствии Г.П. Чухнин считал
возможным снять одну мачту, а существующиегромоздкие марсы заменить боевыми. Не оправдавшим себя имуществом считал они вспомогательный котел Бельвиля. Для опреснения он не годился, для обеспечения работы динамо-машин его паропроизводительность была недостаточна. Поэтому в плавании он оставался без применения. Снять следовало и шесть машинок для подъема мусора (эта работа без труда выполнялась вручную), а также шесть вентиляторов (из двенадцати - ИТ) для форсированного дутья. Излишними оказались и 81 вторичный элемент (аккумуляторы) — система освещения от динамо-машин оказалась вполне надежной и дублирования не требовала. Без употребления оставались и подпалубная цистерна пресной воды для ванн. Освободиться можно было и от семи мин заграждения. При нехватке помещения, для хранения всех штатных 36 мест корабль мог принять только 24 их якоря. Вообще же можно было ограничиться 20 минами, так как “несравненно большее значение”, чем мины, имеет восстановление штатной численности артиллерийских боеприпасов. Осуществление всех названных предложений позволяло разгрузить корабль на 128,2 т.
Чуть ниже: Управляющий Морским министерством установку опреснителя приказал отложить до возвращения из Америки. Шесть вентиляторов решили не снимать — они нужны были для усиления поступления воздуха в топки котлов...... Доказавшие свою бесполезность машинки для выгрузки мусора (с их большим расходом пара) и вспомогательный котел Бельвиля разрешалось снять.
(что и было сделано Балтийским Заводом примерно в апреле-июне 1893 г - ИТ)
Теперь открываем Кондратенко, страницу 107, последний абзац: ...компенсировать возникающую перегрузку ... Чухнин предлагал за счёт демонтажа... шести машинок для подъёма мусора... ( речь идёт о рапорте капитана корабля Г.П. Чухнина от 12 декабря 1892 г. Когда именно были убраны мусорные машинки, не написано - ИТ)
Итак, оба автора упоминают шесть машинок для подъёма мусора. Шесть.
Вообще, похоже на какую-то опечатку. Ясно же, стоит взглянуть на чертёж на вкладке, там можно насчитать все шесть машинок - если это действительно они. Не могли же все машинки быть только по одному борту. Перевес получается. И ещё: по идее, надо иметь возможность доступа к обоим бортам - в случае крена корабля (при аварии, например).
Увы, я так и не встретил упоминания, а сколько же машинок для мусора было всего. От их количества, получается, и надо прыгать при планировании дверец. Вот, упоминается только шесть.