Про пожарные рукава. Информация по ним касается всех, кто строит или только планирует строить модель любого нашего парусно-парового военного корабля конца 19 века. Не важно, строите вы Корейца или Манжура, Память Азова, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского и др. Когда изучаете фотоматериалы, обратите внимание на некоторые детали, которые весьма и весьма повлияют на восприятие модели.
С пожарными рукавами абсолютно та же история, какая бывает с моделистами в плане "ооо, там на фотографии вокруг мачты много-много какого-то такелажа, я в этом ничего не понимаю, да ну его нафик!". И человек, увидев изобилие всяких там тросов и канатов вокруг мачты, даже не пытается всё это хотя бы разглядеть... а что там?
А там иногда присутствует такое, что на порядок облегчит понимание всех этих тросов-канатов, хотя бы потому, что уберёт половину нагромождений с глаз долой.
Так вот. Коллеги, кто строит модели русских парусных броненосцев и им подобных на конец 19 века, учтите такой момент. Пожарные рукава на наших кораблях, на зарубежный манер, в ту пору не сворачивались в бухты. Всё дело в конструкции рукавов тех лет. Встречались два типа рукавов (причём, какой-то системы не обнаружено, на одном корабле могли быть рукава обоих типов одновременно). Первый рукав - это толстый грубый брезент сплошного плетения (рукав светлого цвета), с пропиткой; второй рукав - брезентовый с шовным чехлом (рукав тёмного, почти чёрного цвета), тоже с пропиткой.
Пожарные рукава использовались ка по назначению, так и для полива палуб при драинии или от рассыхания, бортов и тентов в жару, при помывке и тд. После применения рукава надо было обязательно высушить, и одновременно не дать им слежаться - чтобы пропитка не склеилась. Такая же беда была и рукавами более новыми, с каучуком, - они тоже склеивались при слёживании.
Получалось, в бухту не свернёшь, на палубе не оставишь. Оставалось рукава подвешивать.
Пожарные рукава на наших (и зарубежных) кораблях в конце 19 века подвешивали на мачты или на ванты мачт. Чаще всего использовалась фок-мачта. Заплечиком служил деревянный стержень круглого сечения, на который вешали рукав пополам. У стержня был шпрюйт, к шпрюйту присоединяли фал. Фал шёл на блочок, подвешенный под марсом, и после блочка спускался прямо вниз, на кофель-нагельную планку битенгов (ту самую, из прошлого моего сообщения).
Коллеги, разглядывая мачты прототипов своих моделей, обратите внимание на подвешенную "лапшу". Возможно, это как раз не пугающие замысловатые нагромождения такелажа, а банальные шесть-девять пожарных рукавов подвешены себе спокойненько до следующего использования.
Как отличить на фото? По гайкам. На рукавах заметны бронзовые гайки, как правило, с двумя характерными цилиндрическими выступами. Этакие первые гайки Богданова. Так как головок (так они правильно называются, "головки") очень много, ожидайте так же увидеть головки с заглушками, с разными зацепами и другое. Главное - это ну никак не такелаж.
Кроме подвески вдоль мачт, пожарные рукава, повторю, реже, подвешивались вдоль вант. Их легко заметить на фотографиях по необычной толщине вант (как правило, первых и последних). Только определить пожарные рукава на вантах сложнее: точно так же на эти ванты подвешивались: рангоутное дерево, выстрелы лиселей, сами лиселя, свёрнутые, с рейками (реёк - это летучий рей дополнительных парусов), топселя, свёрнутые, с рейками, и другое. Запасное дерево отличить можно по тому, что оно обычно очень прямое (как на ПА, до 1893 года, есть такие выстрелы лиселей), свёрнутые лиселя можно отличить по "пузырчатости" паруса (поищите фотографии Генерал-Адмирала, у него на вантах - свёрнутые лиселя), а пожарные рукава обычно идут не на всю длину вант и волнисто изгибаются под своим весом.
На Памяти Азова пожарные рукава легко найти: они подвешены через деревянный заплечик со шпрюйтом и фалом к фок-мачте. Вы стопроцентно узнаете рукава по характерным головкам (гайкам).
Согласитесь, мы видели эти (и другие) фотографии много раз, но никогда не обращали внимание.
А вот буквально пара примеров с других кораблей, совсем немного, чтобы не перегружать тему:
У Дмитрия Донского на фок-мачте видны шпрюйты с подвешенными рукавами:
Дмитрий Донской крупным планом. Видны пожарные рукава в шовных чехлах, головки гаек немного отличаются от аналогичных на ПА:
Подвешенные на шпрюйт и фал рукава на Корнилове:
Надеюсь, помог.