Антон, определись с ветром.
Грота-лисель-гафель нужен при движении от гальфвинд в бейдевинд, он работает для стабилизации пляски кормы при таком ветре и добавляет тяги. При этом, лисели уж точно можно убирать - они не только не работают, а повышают сопротивление парусов. Да и вообще, при таких углах хорошо только шхугнам с косым парусным вооружением.
Полные лисели нужны при движении фордевинд - так как основные паруса друг друга затеняют.
Чем более боком к ветру идет корабль, тем меньше они нужны. Особо нижние. Становится выгоднее трисели использовать.
Наращивание площади парусов на верхних реях, ведет к большей загрузке носовой части (мачта - как рычаг действует), при боковом ветре - к заваливанию под ветер (опять-же - маятник)
Наиболее оптимальным для парусника с прямым парусным вооружением будет движение в бакштаг - и сопротивление парусов меньше, и площадь - полная, и дрейфа почти нет. Задействованы в основном прямые паруса, лисели нижние уже убираются, так как перекрывают паруса перед собой (но на фоке может быть - по полной), при уходе дальше к гальфвинду, надо уже наращивать площадь косого вооружения.
уф... пока писал - уже шарики за ролики начали закатываться...
Для клипера ход в достаточно крутой бакштаг - наиболее оптимален, но если ты хочешь лисели ставить, значит оно у тебя к ветру в полный бакштаг скорее идет, ближе к фордевинду.
И дополнение к тому, что Серегей выге про клипер-шхуны написал при крутом бакштаге и гальфвинде, подветренные лисели не ставятся - они полностью перекрыты и бесполезны. Для шхун это - вообще норм в галфвинд идти (а для современных яхт - и в бейдвинд), но для клипера такой момент еще раньше наступит.