Цитата |
---|
ванты б-мачты могут лечь на дрифт. |
В случае засады, как ты описал ранее, теоретически можно поправить положения дрифта завалив его посильнее к палубе.
12 марта 2025 года, 18:26
В случае засады, как ты описал ранее, теоретически можно поправить положения дрифта завалив его посильнее к палубе. |
|||
|
|
12 марта 2025 года, 19:08
|
|||
|
|
12 марта 2025 года, 20:13
Это выдержка из статьи Ханна После определения размеров рангоута Bounty, Совет отдал приказ существенно сократить размеры стеньг и реев. Лейтенант Блай дополнил эти требования, исходя из личного опыта плавания в южных морях. Он попросил чтоб грот-мачта, грот-рей и грот-марса-рей были укорочены. 4 сентября Блай сделал запись что эти работы были завершены. Еще одна просьба Блая касалась марсовых площадок, он просил установить решетчатые марсы вместо “абордажных”, что обеспечивало меньший вес рангоута. Дальнейшие изменения были внесены уже в ходе плавания. Так, например, была укорочена на два фута бизань-мачта, так как “она была слишком высокой и подвергала корабль большому усилию”. Видимо, сокращение фок и грот-мачт было признано вредным для Bounty, так как есть признаки, что над брам-стеньгами были добавлены бом-брам-стеньги. Это выдержка из Анатомии МакКея Укорачивание мачт было связано с большим объемом работы, так как должен был быть снят весь бегучий такелаж, реи с парусами и стоячий такелаж, затем мачту нужно было извлечь и укоротить. Такое переоснащение не было чем-то необычным. Даже во время похода, когда Bounty стоял в False Bay. С корабля сняли бизань-мачту. Блай пишет: “26 мая 1788 года я распорядился, чтобы сняли и укоротили на 2 фута. Так как она слишком длинная, что мешает судну поворачивать на другой галс. Это было сделано, после чего было восстановлено все оснащение ”. То есть можно придерживаться двух вариантов: первый - размер бизани на момент покидания Британии. По Анатомии МакКея ПОЛНАЯ длина бизани составляет 48 футов 2 дюйма (у Ханна этих данных я не нашёл). Второй вариант (и тут оба источника подтверждают друг друга) - делать размер на 2 фута короче. Этот размер был скорректирован в процессе плавания. Я склоняюсь делать рангоут на момент покидания Баунти Британии, т.е. вариант 1. Получается, что к этому моменту бизань сохранилась без изменений, т.е. была СТАНДАРТНОЙ. Если обратиться к таблицам Стила, то видим длину бизани 17 ярдов 18 футов (или 69 футов). У МакКея как я выше указал - 48 футов. Вот такая разница! Что делать? Также хочу заметить, что все данные у Стила приведены по 14-ти пушечному ФРЕГАТУ (самый малый класс, меньше - данных нет). Может в этом и есть разница в сравнении с более скромным ШЛЮПОМ?
Изменено: |
|||
|
|
12 марта 2025 года, 21:16
Вот 300-т шлюп, кусочек оригинального чертежа. ![]() Уточнение "ин хольд" указывает, что б-мачта не шла до кильсона, её степс располагался гораздо выше из-за дейдвуда. ![]() В любом случае, думаю, ты согласен, два фута в твоём масштабе, да даже в большем масштабе, погоды не сделают. Так как у МакКея по задумке дрифт имеет завал (обычно, дрифт завал имел редко, обычно стоял вертикально и уж совсем редко - развал, то есть, наклон наружу борта), то проблема в принципе, решаемая. В твоём масштабе подкорректировать реально. Очередные аплодисменты за съёмный дрифт.
Изменено: |
|||
|
|
12 марта 2025 года, 21:28
Игорь, я тебя правильно понял, что длина у МакКея указана неверно? Полная длина мачты 17 ярдов 18 футов (или 69 футов)?
Или таблицу приведённую тобой выше следует читать как 17,18 ярдов, что будет соответствовать 51,54 фута?
Изменено: |
|
|
|
12 марта 2025 года, 22:15
Надо читать "17 ярдов, 18 дюймов" Это будет: 17ях3=51ф + 18д/12=1ф + 6д = 52 фута 6 дюймов Теперь по поводу Стила. У тебя какой-то левый вариант, судя по никогда не существовавшим в истории Роял Нэви "14-п фрегатам". "14-пушечные" - были только шлюпы без ранга, тогда как шестой ранг в рассматриваемый Стилом период - "корабли" (ship) и "почтовые корабли" (post ship), начинались с 20 орудий, (капитаны могли называть их фрегатами, но это противоречило официальному ранжиру Адмиралтейства), фрегаты - начиная с 28 орудий. У тебя явно какой-то косячный перевод и/или источник. Скачай английскую версию хотя бы на ресурсе "Парусный моделизм". Таблицы там - в зависимости от водоизмещения, такие: Давай посмотрим корабли меньшего водоизмещения, чтобы "наверняка": ![]() Здесь явно читается 54 фута. Теперь интересный нам 300-т тип шлюпов: ![]() 53 фута - в целом, ошибка в полфута (шесть дюймов) от размеров для 300-т шлюпов на оригинальном чертеже, подписанным сэром Дж. Уильямсом, Сюрвейером Флота, что, думаю, не так уж критично. Вот эти таблицы Стила, и, как мы с тобой отлично видим, данные в таблицах в целом "влезают" в архивные документы, даже при разбросе в типе и водоизмещении кораблей. Про цифры от МакКея ничего сказать не могу, откуда он их взял, а что он там сам написал в тексте, откуда его длина мачты такая?
Изменено: |
|||
|
|
12 марта 2025 года, 22:23
а, так у тебя же у самого написано:
|
|
|
|
13 марта 2025 года, 10:23
Игорь, спасибо за разъяснения. Это я лошара
![]() И, кстати, посмотри какой угол наклона дрифта на архивном чертеже. Он явно меньше, чем у МакКея. У меня, кстати угол ближе к архивному.
Изменено: |
|
|
|
13 марта 2025 года, 17:24
На сечениях поручни не чертили, так что мы никогда не узнаем, какой завал имел поручень. Если судно строилось сразу с фальшбортом или дрифтом надстроек, то он показывался на чертежах, и это часто выручало. Но, к сожалению, к Баунти это не относится. На чертеже Баунти, как хорошо видно, дрифта нет. Завал дрифта от МакКея - чисто на совести МакКея!
Например, фок-мачта из моего прошлого примера с архивного чертежа длиной 56 футов. Делим на три, получаем 18,67 ярдов. (Учитываем, что работаем с сотыми в метрической системе). Умножаем на 5 дюймов по Стилу. Получаем 93,3 дюйма или 7 футов 9 дюймов (округлено). То есть, даже если кто-то по ошибке посчитает от новой длины б-мачты, то эти два отпиленных фута всё равно не сделают погоды и "новый" топ по высоте окажется практически таким же, как и "старый". |
|||
|
|
13 марта 2025 года, 17:42
|
|
|
|
13 марта 2025 года, 18:39
Игорь, ещё одно уточнение - есть ли какая-то стандартная ширина русленей? Если есть информация буду признателен (сразу по всем трём мачтам). |
|||
|
|
14 марта 2025 года, 8:38
Костик в своё время публиковал:
|
|
|
|
14 марта 2025 года, 18:54
А Анчерл что-нибудь говорит про ширину русленей? Тем не менее я позанимался увлекательной математикой, ещё раз посчитал размеры бизани. В сухом остатке - размер от палубы до места крепления вант отличается от прямого измерения в Анатомии МакКея всего на 2мм. Можно сказать тот же результат в пределах погрешности. Все размеры на чертеже даны в мм в 48-м масштабе. Далее сымитировал ванты нитью. В качестве русленя использовал палочку от мороженого шириной 10мм, что даже несколько меньше по сравнению с минимальными размерами указанными Костей. Получился зазор до планширя дрифта около 5мм. С учётом того, что с внешней стороны планширя дрифта будет ещё молдинг толщиной 1-1,5мм гарантированный зазор будет около 3,5мм. Игорь, беспокоит меня один нюанс - посмотри, пожалуйста, на фото дрифта сверху. Видишь - к корме ватервейс (да и планширь тоже) начинает несколько удаляться от линии планширя дрифта. Это нормально или у меня косяк и надо сильнее заваливать дрифт в районе гакаборта? Посмотрел чертёж Эндевора - там тоже есть такое расхождение, но всё же хочу узнать твоё мнение. |
|||
|
|
15 марта 2025 года, 9:34
Куда деваться. Я, на самом деле, неслучайно при поднятии вопроса про руслени ни слова не сказал про "что там у Антшерла", и не показал картинки из книги, потому что считаю его проект русленей ошибочным. С архивными изображениями плана (вида сверху) русленей, по понятным причинам, дело совсем плохо, но у меня есть, и, конечно же, делюсь. Корабль высшего ранга, но "за неимением кухарки..." Фока-руслени. Здесь фордунная скамеечка показана как отдельный элемент, но на самом деле, она уже "приросла" к русленям и составляет с ними единую деталь. Косая линия в кормовой части русленей - обивка русленей железом для укладки второго якоря, чтобы веретено и лапа якоря не крошили дерево русленей. Редко кто из моделистов вспоминает об этом нюансе. ![]() ![]() Грота-руслени. В самом начале и в конце русленей показаны железные петля и ложе для грота-ундер-лисель-спирта (по-другому, грота-ундер-лисель-гика). Обычно грота-ундер-лисель-спирт был настолько длинный, что даже налезал на бизань-руслени. Кроме того, здесь фордунная скамеечка тоже является частью русленей, хотя на чертеже показана линия "самостоятельной детали" - видимо, на этом корабле какой-то ранний вариант, когда фордунные скамеечки приросли к русленям, но доски тут ещё пока не общие, детали как бы самостоятельные, только уже в общей связке. Фордунная скамеечка имеет собственную кницу из-за большой нагрузки от грота-фордунов. ![]() ![]() Бизань-руслени. Довольно простые, а фордунная скамеечка отсутствует вовсе. ![]()
Изменено: |
|||
|
|
15 марта 2025 года, 10:15
Зато архивных чертежей русленей в профиль - завались!
Нас интересуют руслени шлюпов. Саша, обрати внимание, что, кроме юферсов, на русленях присутствовали так же рымы для рей-талей и съёмных бакштагов, в том числе и рымы, поворотные в горизонтальной плоскости. Эти элементы обязательны и располагались на всех шлюпах одинаково - потому что установка русленей, наклон и длина мачт, стоячий такелаж и вспомогательные тали регламентировались. Рымы, как правило имели свои металлические путенсы (попроще, чем вант-путенсы юферсов по соседству). Рымы располагались глубже, чем линия юферсов, чтобы не мешать. Фока-руслени: ![]() Грота-руслени: ![]() Бизань-руслени: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|
|
15 марта 2025 года, 15:15
Игорь, читаю твой материал с неимоверным удовольствием! Реально получается энциклопедия по постройке шлюпа, которая фору даст любой умной книжке! Здесь и твоя бесценная информация, и отработка технологий изготовления с моей стороны. В последний раз когда я испытывал такой кайф от научной деятельности - подготовка и защита дипломного проекта в ВУЗе в далёком 2001-м.
Игорь, есть ещё несколько вопросов по русленям: 1. Как правильно выполнить крепление русленей? Где-то есть кницы в верхней части, где-то нет. 2. На предоставленных тобой архивных чертежах русленей указаны некоторые значения. Например у бизань русленя мы видим значение 3 .. 2. Это надо читать как 3 фута 2 дюйма? 3. Какого цвета должен быть руслень? Есть варианты окраски в цвет борта (охра), есть варианты в цвет фризов (в моём случае -синий). 4. На грот руслени есть места крепления лисель-спирта, а а что с креплениями для лисель-спирта у фока? 5. Я правильно понял, что в моём случае в зоне расположения юферса бакштага на фок и грот русленях должно быть заужение?
Изменено: |
|||||||
|
|
15 марта 2025 года, 19:47
В любом случае, я показал настоящий архивный чертёж, всё видно, всё читается, пока не покажут что-то противоположное, буду считать, что архивный чертёж 18 века достоин большего доверия, чем предположение Дэвида Арнчерла, (не подтверждаемое, кстати, моделью шлюпа 300-т, про который он пишет). ![]()
Нет. Начнём с того, что ...
Бакштаг тоньше, нагрузка меньше, поэтому и юферс, и вант-путенс меньше. Конечно же, этот небольшой юферс расположен на одной линии с вантовыми юферсами. Положение несъемного бакштага имеет значение, поэтому этот юферс показан на чертеже. Вот пример описанного: ... И продолжим тем, что второй по ходу движения бакштаг будет съемный, ставится на рым-болт и вот этот рым-болт уже будет глубже. ![]() ... или я не понял вопроса. О каком заужении речь. |
|||||||||||||||||||||
|
|
15 марта 2025 года, 20:28
|
|||
|
|
15 марта 2025 года, 20:36
|
|
|
|
15 марта 2025 года, 20:57
Почему фок-руслени на чертеже впереди шире, чем в конце (см. цифры), это из-за обводов корпуса: в носу корпус уже, чем дальше к миделю, а ванты должны иметь одинаковый разлёт от мачты. |
|||
|
|
16 марта 2025 года, 0:51
|
|
|
|
16 марта 2025 года, 14:09
Когда делал дрифт совсем забыл про нестыковку пушечного порта и траектории ванты. Теперь не знаю как быть, переделывать дрифт совсем не хочется. Придётся, наверное, двигать руслень в корму до момента попадания порта между 4-ой и 5-ой вантами.
Изменено: |
|||||||
|
|
16 марта 2025 года, 21:08
Изменено: |
|||||||||
|
|
16 марта 2025 года, 21:15
|
|||||||||
|
|
16 марта 2025 года, 21:21
Изменено: |
|||
|
|
17 марта 2025 года, 0:13
про заужение:
Если последний большой юферс принадлежит пятой ванте, что на фок-, что на грота-русленях, то тогда стень-фордун идёт на последний (небольшой) юферс на русленях, а брам-фордун, предположительно, гаком ставят на рым на борт. Тогда и фордунной скамеечки нет, соответственно, руслени не имеют "ступеньку". Вот на картине Томаса Луни всё ясно и понятно. Хорошо видно, что, помимо пяти вант, на русленях позади нашлось место и для стень-фордуна, и для брам-фордуна. Бетия поменьше, вероятно, брам-фордун всё-таки съёмный". Но, блин, то, что нарисовано в "Анатомии..." жжжжесть. МакКей понаставил на руслени чёрт-те что, потому что, судя по архивным чертежам, исчез брам-фордун, а его куда-то же надо ставить, вот МакКей его прилепил в кучу, ещё и сдвоенный поставил (я как-то даже не приглядывался, рангоут и такелаж у МакКея - лютая дичь, я просто увидел, что на русленях у него задние снасти стоят на одной линии перпендикулярно ДП - мне хватило). Склоняюсь к мысли, что фор- и грот-брам-фордуны набивались юферсами, и нижний юферс имел гак, гак заносили в рым на борту где-то позади русленей. Это не последняя инстанция, конечно, но я не знаю, как по-другому понимать чертёж Баунти. Не люблю этот корабль. За вот эти все непонятки и загадки на ровном месте. ![]()
Изменено: |
|
|
|
17 марта 2025 года, 16:33
Игорь, знаю, что тебе не нравится этот корабль (ты это говорил не раз). Но с другой стороны, посмотри! Есть возможность поизучать матчасть и поразмышлять на тему возможных вариантов (особенно мне). Это же и есть творчество в хорошем смысле слова. Да, я понимаю, что полностью аутентичной модели не получится, но эта модель будет МАКСИМАЛЬНО приближена к реальности. Фокус в том, что многие строят Баунти и корабль попсовый (как ты ранее заметил). Но строят его как? Правильно, не правильно! Подавляющее большинство собирают изкоробку со свеми её косяками. Немногие - по Анатомии МакКея (один из них Роман Роганов, который вдохновил меня на тотальную переделку). Но теперь и мне и читателям (я надеюсь) понятно, что Анатомия это МУРЗИЛКА очередная. Игорь, благодаря тебе я переключился на архивные чертежи и стал изучать вопрос гораздо глубже в том числе по предоставленным тобой материалам. Это даёт возможность показать этот корабль в другом обличии и я уверен это также будет крайне интересным для наших коллег и читателей! |
||||
|
|
|||