Большая дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Б-68 проекта 651Э, Полярный медведь 1/350, Легкий тюнинг модели 651 проекта от Полярного медведя.
Теперь немного истории. В прошлом году экспериментировал с покрытием металлом винтов из пластика. Был взят винт от модели К-19 (производитель Звезда), в ступицу винта вклеена медная проволока и винт покрыт графитовым лаком.
Далее винт покрывался гальванической медью в электролите матового меднения. После стадии затяжки (полное покрытие винта медью) толщина слоя меди составляла 0,1 мм. Этого вполне достаточно. При этом винт со временем окислялся и становился медного (красноватого) цвета, кроме того, полировка для придания блеска была невозможна ввиду недостаточной прочности конструкции.
Пришлось в этом году освоить электрохимическую полировку меди, в частности, в ортофосфорной кислоте. После меднения и хранения в течение полугода винт подвергся электрохимической полировке в ортофосфорной кислоте. При этом винт приобрел блеск золотистого оттенка, который долго сохраняется и не требует покрытия лаком.
Такую же технологию можно применить и к винтам смешанной конструкции (пластиковая ступица и обтекатель, а лопасти из фототравления), которое сейчас используется в большенстве моделей известных производителей..
Поскольку вопросов у коллег по гальванике и электрохимической полировке не возникло перешел к изготовлению швартовного устройства. Кнехты и шпили на 651 проекте были опускные, а киповые планки – откидные, то есть, убирались в легкий корпус. Но изучая фотографии лодок 651 проекта решил воспользоваться статистическим методом. Из 22 фотографий подводной лодки 651 проекта, идущей в открытом море на 17 фотографиях были откинуты киповые планки, на 18 фотографиях подняты кнехты, на всех фото шпили опущены и на всех 22 фотографиях установлено леерное ограждение. Поэтому, придется делать все эти элементы.
Начал с изготовления киповых планок, они имели следующий вид.
Для работы понадобился вспомогательный инструмент:
- на 3 мм наполовину сточенная медицинская игла Ø 0,8 мм, закрепленная в ручной дрели;
- ну и конечно, не обошлось без «волшебной палочки», палочка для суши с высверленными на ней на расстоянии 1.1.мм двумя отверстиями Ø 0,35мм.
Проволоку Ø 0,3 мм обтянул на правке из медицинской иглы, разогнул и обрезал на 2 мм вертикальные кончики и получил на выходе заготовку для корпуса киповой планки, которую примерил на «волшебной палочке».
Для основания (башмака) использовал медную фольгу толщиной 0,1 мм, которую дважды проколол иглой. Корпус киповой планки, установленной на «волшебной палочке», закрепил на основании китайской пастой.
Получил заготовку киповой планки в сборе и зажал ее в ювелирных тисках.
Надфилем обточил основание и верхнюю часть овала корпуса киповой планки довел ее до нормативных размеров (основание – 1Х2 мм, а высоту 0,7 мм.
В результате получил откидную киповую планку в откинутом положении.
На подводной лодке 651 и 651Э проекта было 10 киповых планок: четыре на носовой надстройке, две в районе ограждения рубки и четыре на кормовой надстройке.
По технологии, изложенной выше, киповые планки запустил в серию и, не спеша, изготовил 10 киповых планок.
На подводных лодках 651 и 651Э проекта были установлены кнехты с оголовком каплевидной формы с рукояткой (поперечная балка) за которую кнехт поднимался из легкого корпуса.
Немного потренировавшись, восстановил технологию изготовления кнехтов, изложенную в сказке о стройке подводной лодки 641 проекта (ссылка), для изготовления тумбы использовал медицинскую иглу Ø0,7мм.
В швартовное устройство подводной лодке 651 и 651Э проекта входило 12 кнехтов: четыре на носовой надстройке, четыре в районе ограждения рубки и четыре на кормовой надстройке.
По восстановленной технологии кнехты запустил в серию и снова, не спеша, изготовил комплект из 12 кнехтов.
Большие и крейсерские дизельные лодки для буксировки имели кормовой буксирный гак, закрытый и полуавтоматический.
На фотографии кормовой надстройки подводной лодки 641 проекта буксирный гак в закрытом положении.
На фотографии кормовой кормовой надстройки подводной лодки 651 проекта буксирный гак в открытом положении.
В основу изготовления буксирного гака положил технологию, примененную во время строительства модели подводной лодки 641 проекта (ссылка), но немного ее изменил.
Из проволоки Ø 0,2 мм изготовил и спаял китайской пастой буксирный гак в закрытом положении с креплением и из проволоки Ø 0,1 мм добавил рычаг для открытия буксирного гака.
В качестве рым-болта для вертикального крепления буксирного гака к основанию сначала использовал проволоку Ø 0,3 мм с расплющенным верхом, но в конечном итоге, заменил ее на леерную стойку из фототравления леерного заграждения от Тамии (сборное леерное ограждение для Ямато и др кораблей с тросиком).
Из пластикового прутка Ø 2 мм выточил основание для крепления буксирного гака к корпусу лодки размером 0,8Х0,6Х1.6мм.
Обработал основание шкуркой 1000 и примерил рым-болт.
Собрал всю конструкцию и получил закрытый полуавтоматический буксирный гак.
Также как и подводные лодки 633 проекта лодки 651 проекта были вооружены аварийно-спасательным штоковым устройством ШУ-200 (штоковое устройство 200 тс), предназначенным для подъема затонувшей подводной лодки и буксировки.
Размер ШУ-200 лодки 651 проекта был идентичен ШУ-200 лодки 633 проекта.
В основу изготовления ШУ-200 положил технологию, примененную во время строительства модели подводной лодки 633 проекта (ссылка), но и эту технологию немного изменил.
Из проволоки Ø 0,3 мм изготовил сам шток с серьгой.
Из толстостенной латунной трубки Ø 0,7 мм на бормашинке с помощью шкурки 800 выточил головку штока.
Примерил головку к штоку.
Китайской пастой припаял головку к штоку и пропаял разрыв в серьге, после чего отполировал шкуркой 1000.
Аварийно-спасательное штоковое устройство ШУ-200 подводных лодок 651 и 651Э проектов состояло из четырех штоков, которые располагались: два на носовой надстройке и два на кормовой надстройке.
По вышеупомянутой технологии запустил в серию штоки ШУ-200 и опять, не спеша, изготовил комплект из четырех штоков.
Осталось сделать крайний элемент швартовного устройства подводной лодки 651Э проекта – швартовный шпиль, вернее крышку швартовного шпиля, так как сам шпиль будет в опущенном положении (ссылка). Крышка имела пять отверстий для заполнения водой и технического обслуживания, расположенных радиально и одно отверстие в середине для палубного ключа.
Для изготовления крышки из пластика решил проверить точностные возможности китайского станка с ЧПУ. В программе Арткам сделал чертеж и трехмерную модель крышки шпиля Ø 1,8 мм.
На станке с ЧПУ по заданной программе выгравировал крышку гравером трехгранная пирамидка с заточкой 15 градусов и диаметром режущей части Ø 0,1 мм из листа полистирола толщиной 0,5 мм.
Гравер.
Лицевая сторона.
Тыльная сторона.
После извлечения детали из заготовки и чистки получил две крышки шпиля.
Решил не рисковать корпусом модели и проверить как будет станок гравировать посадочное место для шпиля (отверстие Ø 2,0 мм и глубиной 0,5 мм). Опять же, в программе Арткам сделал чертеж и трехмерную модель посадочного места.
На станке с ЧПУ выгравировал посадочное место одноперьевым гравером с заточкой 10 градусов и диаметром режущей части Ø 0,1 мм из листа полистирола толщиной 3,0 мм.
Произвел примерку крышки шпиля в посадочном месте.
Заинтересовал один механизм на палубе кормовой надстройки подводной лодки 651 проекта, который нельзя обойти. Внимательно изучив фотографии и чертежи дизельных подводных лодок пришел к выводу, что это клапан вентиляции кормовых ЦГБ (цистерн главного балласта) с тарелкой и штоком, вынесенный на палубу кормовой надстройки.
Подобный механизм имел место и на лодках 641. Кстати, на фототравлении кормовой надстройки модели подводной лодки 641 проекта МикроМир ее показал.
Производитель модели (Полярный медведь) сделал клапан вентиляции кормовых ЦГБ в таком виде, поэтому я решил его переделать.
Для изготовления клапана вентиляции из пластика решил еще раз проверить точностные возможности китайского станка с ЧПУ. В программе Арткам сделал чертеж и трехмерную модель Ø 1,5 мм.
На станке с ЧПУ выгравировал клапан гравером одноперьевым гравером с заточкой 10 градусов и диаметром режущей части Ø 0,1 мм из листа полистирола толщиной 0,5 мм.
Гравер.
После извлечения детали из заготовки и чистки получил клапан вентиляции кормовых ЦГБ с тарелкой и штоком.
Снова решил не рисковать корпусом модели и сделал сначала посадочное место для клапана вентиляции (отверстие Ø 1,7 мм и глубиной 0,5 мм). Опять же, в программе Арткам сделал чертеж и трехмерную модель посадочного места.
На станке с ЧПУ выгравировал посадочное место тем же одноперьевым гравером из листа полистирола толщиной 3,0 мм.
Произвел примерку клапана вентиляции кормовых ЦГБ с тарелкой и штоком в посадочном месте.
ХПришло время изготовить входные люки с комингс-площадкой. Производитель модели (Полярный медведь) сделал входные люки с комингс-площадкой в таком виде, поэтому я решил и их переделать.
Подводные лодки 651, 651Э и 641 проектов имели одинаковые входные люки.
Входной люк с комингс-площадкой подводной лодки 651 проекта.
Для изготовления нашел более подходящий ракурс входного люка с комингс-площадкой подводной лодки 641 проекта.
При изготовлении решил пойти по пути уважаемого Сергея Носова при строительстве модели К-3 (ссылка). Для изготовления люк из пластика использовал китайский станок с ЧПУ в режиме скрайбера и не только. В программе Арткам сделал чертеж и трехмерную модель люка с комингс-площадкой.
На станке с ЧПУ выгравировал крышку гравером трехгранная пирамидка с заточкой 6 градусов и диаметром режущей части Ø 0,1 мм из листа полистирола толщиной 0,5 мм. Толщина линий 0,12 мм при глубине 0,15 мм.
Гравер.
[FILE ID=2080460]
После извлечения детали из заготовки и чистки получил входной люк с комингс-площадкой.
Но на этом не остановился, снова в программе Арткам переделал чертеж и трехмерную модель люка с комингс-площадкой.
И получил вот такой входной люк с комингс-площадкой.
Тут началось самое интересное, шпигатные отверстия (по шесть с левого и правого борта люка) можно было увидеть только при макросъемке, даже в модельных очках они не различались. О разрешающей способности глаза человека я писал во время строительства модели подводной лодки 613 проекта (ссылка). Здесь же расстояние между шпигатами менее 0,1 мм. Разрешающая способность работы станка оказалась выше разрешающей способности человеческого глаза.
Поэтому пришлось искать золотую середину, чтобы основные элементы люка были отображены и разбирались невооруженным глазом. И снова в программе Арткам переделал чертеж и трехмерную модель люка с комингс-площадкой.
Изготовил, наконец-то, вот такой входной люк с комингс-площадкой и на этом пока остановился.
Запустил его в серию и получил носовой и кормовой входные люки с комингс-площадкой.
Сергей Ставилэ написал: Отлично получается!Что за станок?
Спасибо, Сергей, за оценку работы. Это у станка отлично получается, а у меня - хорошо, в лучшем случае . Станок – китайский конструктор-гравер CNC 2418 в комплекте с лазером. Кстати, винты прожигались лазером на этом станке. Радиолюбители на нем гравируют печатные платы. Вот довести его до ума и заставить работать с заявленной точностью это была задачка.
Сегодня провел еще один тест – на биение шпинделя. Отверстие, куда вставлена проволочка, Ø 0,1 мм глубиной 0,6 мм, глубинное сверление (это когда глубина отверстия более трех диаметров).
Просверлено карбидным сверлом Ø 0,1 мм. У комара ..., ну вообщем хоботок, наверное толще будет . Для сравнения на фото игла для бисера Ø 0,4 мм. Сверло целое, не сломалось, вручную такое отверстие не сделать. Значит биение меньше 0,03 мм, по крайней мере.
Александр Олегович написал: Станок – китайский конструктор-гравер CNC 2418
Сколько стоит? Где брали? Как по функционалу? Какой материал может обрабатывать: гравировать, фрезеровать, какое рабочее поле по осям X,Y,Z? На каком интерфейсе работает? Можно поподробней? Очень интересно! Хочу себе такой купить
Алексей Никитин написал: Сколько стоит? Где брали? Как по функционалу? Какой материал может обрабатывать: гравировать, фрезеровать, какое рабочее поле по осям X,Y,Z? На каком интерфейсе работает? Можно поподробней? Очень интересно! Хочу себе такой купить
Алексей, брал станок на Али, ценовой интервал довольно велик и зависит от выбранной Вами комплектации. Рабочее поле — 240 мм х 180 мм х45 мм. Точность перемещения станка по x,y,z, мм - 0,025х0,025х0,025 Точность позиционирования X,Y,Z, мм ±0.03. Точность повторного позиционирования X,Y,Z, мм ±0.05 Гравирует и фрезерует дерево, пластик, цветные мягкие металлы. Также гравирует лазером. Ответы на остальные вопросы, в том числе, и где можно приобрести найдете по ссылке
Александр Олегович написал: Алексей, брал станок на Али, ценовой интервал довольно велик и зависит от выбранной Вами комплектации. Рабочее поле — 240 мм х 180 мм х45 мм. Точность перемещения станка по x,y,z, мм - 0,025х0,025х0,025 Точность позиционирования X,Y,Z, мм ±0.03. Точность повторного позиционирования X,Y,Z, мм ±0.05 Гравирует и фрезерует дерево, пластик, цветные мягкие металлы. Также гравирует лазером. Ответы на остальные вопросы, в том числе, и где можно приобрести найдете по ссылке
Алексей, рад был что информация оказалась для Вас полезной. В дополнение рекомендую посмотреть фильму (ссылка), там у автора есть очень неплохие ссылки.
Пока говорили за станок перешел к изготовлению кормового АСБ (аварийно-сигнального буя).
Производитель модели (Полярный медведь) сделал АСБ в таком виде.
В основу изготовления кормового АСБ положил технологию, отработанную во время строительства модели подводной лодки 641 проекта (ссылка), но в отношении изготовления корпуса буя немного ее изменил. Корпус АСБ решил сделать фрезеровкой полистирола на китайском станке с ЧПУ. В программе Арткам сделал чертеж АСБ.
На станке с ЧПУ сначала сделала черновую фрезеровку с припуском 0,2 мм гравером трехгранная пирамидка с заточкой 15 градусов и диаметром режущей части Ø 0,1 мм по листу полистирола толщиной 3,0 мм.
Затем, сделала чистовую фрезеровку одноперьевым гравером с заточкой 10 градусов и диаметром режущей части Ø 0,1 мм. На фото для наглядности черновая фрезеровка внизу (дальнейшая обработка прервана), чистовая - вверху (с полным циклом обработки).
Сверление карбидными сверлами, Ø 0,4 мм – центр и шесть радиальных отверстий Ø 0,2 мм.
Обрезка фрезой «Кукуруза» Ø 0,5 мм.
После извлечения детали из листа полистирола и чистки получил заготовку корпуса АСБ.
Прочистил отверстия Ø 0,2 мм от стружки проволокой и примерил обушек для линя, сделанный из леерной стойки фототравления леерного заграждения от Тамии (сборное леерное ограждение для Ямато и др кораблей с тросиком).
Перейдя к изготовлению носового АСБ (аварийно-сигнального буя) понял, что не достаточно изучил этот вопрос во время строительства модели подводной лодки 641 проекта (ссылка). На подводных лодках атомных и дизельных первого поколения носовые АСБ были трех типов:
1. Буи с сигнальной лампой и телефонной трубкой (устанавливались на лодки с 1950 по 1971 годы, применялись до 1982 года и менялись на буи с РСУ-1Д с линем);
2. Буи с антенно-фидерным устройством, позволявшим обеспечить радиосвязь аварийной ПЛ, находящейся на грунте, с аварийно-спасательными силами на дистанции 10 - 15 км (устанавливались на лодки с 1971 по 1985 годы и применялись либо до утилизации лодки либо до среднего ремонта, где менялись на буи с РСУ-1Д);
3. Буи с радиосветосигнальным устройством РСУ-1Д (для обозначения места нахождения аварийной ПЛ на грунте, обеспечения двусторонней телефонной связи личного состава со спасательными судами, приема электроэнергии через кабель-удлинитель, для выноса ходового троса спасательного колокола). Проще говоря, сверху обычного буя устанавливался обтекатель НКАФУ (низко расположенное кольцевое антенно-фидерное устройство), являвшегося одной из частей РСУ-1Д и также позволявшим обеспечить радиосвязь аварийной ПЛ, находящейся на грунте, с аварийно-спасательными силами на дистанции 10 - 15 км. (устанавливались на лодки с 1971 по 1986 годы и применялись до утилизации лодки);
Третьи были с линем для подъема буя
и с ручками, также для подъема буя.
На атомных и дизельных подводных лодках второго поколения устанавливалось уже два буя (носовой и кормовой) с РСУ-1Д и ручками.
О АСБ лодок третьего и четвертого поколения я расскажу позже в других сказках.
На лодках проекта 651 также устанавливались носовые буи с сигнальной лампой и телефонной трубкой.
Буи с антенно-фидерным устройством
И буи с РСУ-1Д с линем, буй с ручками был установлен на Б-24, взамен буя с антенно-фидерным устройством.
Модель лодки 651Э проекта я делаю по состоянию на 1985 год, где после модернизации носовой АСБ с сигнальной лампой и телефонной трубкой или с антенно-фидерным устройством был заменен на АСБ с РСУ-1Д с линем.
Производитель модели (Полярный медведь) сделал носовой АСБ в таком виде.
В основу изготовления носового АСБ положил технологию, отработанную на кормовом буе. В программе Арткам сделал чертеж АСБ.
На станке с ЧПУ применил те же граверы, фрезы и сверла, что и в работе с кормовым буем. После извлечения детали из листа полистирола и чистки получил заготовку корпуса АСБ.
Прочистил отверстия Ø 0,2 мм от стружки проволокой и примерил обушек для линя, сделанный из леерной стойки фототравления леерного заграждения от Тамии (сборное леерное ограждение для Ямато и др кораблей с тросиком).
Одним из красивейших и определяющих 651 проект подводной лодки элементов является кормовая крышка ракетный контейнеров и газоотбойники.
Производитель модели (Полярный медведь) кормовые крышки ракетный контейнеров вообще не сделал, а газоотбойники изобразил в таком виде.
Используя чертеж сечения по 102 шпангоуту (внутренний диаметр ракетного контейнера был 1.65 метра)
в программе Арткам сделал чертеж и 3D модель.
На китайском станке с ЧПУ выгравировал кормовую крышку ракетного контейнера правого борта с петлями и тягой из листа 3 мм полистирола, при изготовлении применил те же граверы и фрезы, что и в работе с АСБ. После извлечения детали из полистирола и чистки получил заготовку.
Вечер добрый. Тут не высший пилотаж, тут нечто более существенное...внимательность, педантизм, скрупулезность... А самое главное - любовь к своему хобби. Я уверен, что Александр Олегович, от самого процесса получает ооооооогромный кайф, пусть и в 21-м веке. Хоть и "профан" в подводном флоте, но просматриваю с огромным интересом. С уважением...
Если б не было на свете Корабелов, то и не было б Колумбов никогда...
"И от злости она повесилась на собственной косе, потому что он точно посчитал, сколько капель в море, сколько песчинок в пустыне и сколько звезд на небе. Так выпьем же за кибернетику!" (кинофильм "Кавказская пленница") . Все - таки, нас неплохо учили.