Друзья, я не пытаюсь никому давать советы и учить жить (т.е. поймите меня, пожалуйста, правильно), но, с вашего позволения, поделюсь некоторыми "хитростями (хотя это и хитростями не назовешь - так, наблюдения и собственный небольшой опыт) ухода за аэрографом - дабы продлились дни его

Может, для кого-то это банальности - в этом случае не судите строго.
Аэрограф, также, как и оружие, "любит ласку, чистку и смазку". Это относится не только к отмыванию его от краски (не дай Бог, засохшей), но и вообще к отношению к этому аппарату как к своему рабочему инструменту и ежедневному поддержанию его в порядке. Итак, начиная от "кончика носа" и двигаясь к "кончику хвоста".
1. Аэрограф надо ЧАСТО чистить. Забитый, неряшливый и грязный аппарат - это как машина, которой не делать регулярное ТО, не мыть и не пылесосить салон - очень быстро превращается из автомобиля в ведро с гайками, т.е. в нашем случае - из надёжного рабочего инструмента в некое УГ, способное испортить многомесячный труд по постройке модели... Что именно надо чистить и как часто?
а) при каждой смене краски, или же если закончили красить "сейчас", но будете ещё работать аэрографом сегодня, аппарат надо, как минимум, промыть. Можно не разбирать, но промыть обязательно. Моя процедура промывки:
- сливаем старую краску (или расходуем её до конца)
- откручиваем (если это не делается при покраске) защитный колпачок иглы (тот, что на самом "носу" аппарата)
- наливаем в аэрограф от четверти до половины бачка растворителя (для использовавшейся краски), либо очистителя для аэрографа, либо универсального растворителя, который данную краску "берет".
- берём в руки либо салфетку, либо (имхо, удобнее) обычный женский ватный диск для косметики (продаются в любом магазине примерно по 50-80 рублей за 100 шт.).
- отводим до упора назад (либо совсем вынимаем) иглу аэрографа, зажимаем сопло ватным диском и пускаем воздух.
- некоторое время наслаждаемся весёлыми пузырьками в бачке, заодно моем канал аэрографа от остатков краски. Если остатков краски много, то сливаем грязный растворитель, и повторяем булькание.
- оставшийся после промывки в бачке (и уже относительно чистый) растворитель либо сливаем, либо дуем через сопло аэрографа. Дуть можно либо в специальный мусоросборник, либо в мусорное ведро (только следите за парами), либо на ватный диск - чтобы было чем протереть иглу.
- протираем иглу ватным диском.
- если в бачке на стенках осталась засохшая краска, то тем же диском (уже другой стороной) протираем внутренности бачка.
б) в конце каждого "рабочего дня" - РАЗБИРАЕМ аэрограф и моем его более тщательно:- разбираем хвост аппарата, удаляем "механизацию иглы", а саму иглу вынимаем и протираем смоченным в растворителе / очистителе ватным диском, либо салфеткой. Вообще ватный диск, как оказалось, крайне удобная штука для промывки аэрографов.
- разбираем "нос" аппарата - снимаем воздушное сопло, материальное сопло
- моем корпус аэрографа: мокрым ватным диском чистим бачок изнутри, ватной палочкой чистим под бачком (если там есть прямоугольная "яма" - тем более), ватной же палочкой чистим воздушное сопло изнутри. Очень, кстати, рекомендуется периодически наматывать на зубочистку кусочек салфетки и прочищать изнутри само отверстие воздушного сопла - туда любит забираться краска. Ёршиком, смоченным в растворителе / очистителе, чистим канал от "входа" (где крепится бачок) до среза сопла.
- заточенной зубочисткой, смоченной в растворителе / очистителе, чистим сопло. Особенно противно делать это с резьбовым соплом, но... "надо, Федя, надо". Очень помогает ещё и шприц (обычный медицинский), заполненный растворителем. Его берем в одну руку, ватный диск с соплом в другую, и шприц вставляем "с тылу" (со стороны резьбы) внутрь сопла и делаем соплу промывание, собирая растворитель, прошедший через сопло, в ватный диск. Быстрее сделать, чем написать

- чистим защитный колпачок сопла (тоже любит собирать краску)
- проверяем чистоту триггера и деталей "механизации" иглы, если надо, моем.
- собираем аэрограф и продуваем чуть-чуть жидкости (я использую обычно ИПС) через него. При правильной очистке и сборке должно дуть легко и без проблем.
- раз в месяц полезно прочистить "задний проход" (гусары, молчать

) аэрографа - от бачка и далее к корме, при этом вынув (и очистив при необходимости) тефлоновую уплотнительную прокладку иглы. Также полезно почистить воздушный клапан (тот, что внизу, у стыка со шлангом). Но это уже скорее "аэрографовский ПХД", который хоть изредка, но проводить надо.
в) Полезные материалы для аэрографа (на самом деле, я уже писал о них выше, тут просто суммирую):- ватные диски
- ватные палочки
- медицинский шприц
- заточенная зубочистка (чтобы пролезала насквозь через сопло).
г) теперь о том, что с аэрографом делать нельзя- нельзя лезть в сопло ничем тверже деревянной зубочистки. Единственное исключение - шприц (но его мы не с силой втыкаем в сопло, а просто заводим иглу шприца внутрь - АККУРАТНО заводим, только чтобы впрыснуть жидкость). От продающихся "игл для чистки аэрографа" бегите, как чёрт от ладана.
- то же самое касается и канала аэрографа. Максимум - специальный ёршик.
- перетягивать сопло. Это верный путь его сломать. Навернули, затянули чуть-чуть, только чтобы прижать прокладку - и достаточно. Не волнуйтесь, если затянете мало, увидите радостные пузыри в бачке - и сможете подтянуть ещё немного. Прокладки сопла, кстати (особенно резинового) - расходный материал, раз в 2 недели - месяц будьте готовы их менять - для чего купите их пару десятков - хватит надолго.
- с силой втыкать иглу в аппарат при сборке аэрографа. Не идёт - выньте обратно и постарайтесь понять, почему не идет. Если надо - разберите и соберите заново.
д) как ухаживать за иглой, и вообще - что с ней делать- прежде всего - не торопитесь покупать запасные иглы к аэрографу. Я сдуру купил 5 штук разных - валяются уже 5 лет без дела. Непоправимо согнуть иглу аэрографа - задача нетривиальная. Если, конечно, не ронять аэрограф со стола прям на незащищенную иглу (тут подставки вам в помощь) и не втыкать иглу в стены

Да, и не тряситесь над аэрографом - он не хрустальный, и не электронный микроскоп - от малейшего сотрясения не сломается и не собьет регулировку. Просто обращайтесь с ним достаточно аккуратно.
- если кончик иглы все-таки загнулся (не сильно, конечно, т.е. не игла пополам посредине конуса иглы), то выправить его достаточно просто. Надо взять любую электрическую дрель / бормашину, способную зажать иглу в цанге, взять наждачную бумагу (лучше сразу мелкую, 2500), зажать кончик иглы в наждак между пальцами, сжать пальцы сильно и покрутить зажатый конец иглы дрелью / бормашиной. И выправится за секунды и отполируется, что тоже полезно.
- многие советуют полировать конец иглы. Можно сделать (техника та же - зажать между пальцев в наждаке и покрутить дрелью), хуже не будет, можно не делать, если сильно лень. Я свои иглы отполировал - мне нравится

Шкурки 2500 и 7000 - рулят

- при каждой промывке / очистке аэрографа иглу лучше чистить руками (тем же ватным диском, о котором уже говорилось).
Как-то так...