И снова здравствуйте!
Очередной трактат об Испанском судостроении также построен в форме диалога. Его автор штурман со стажем более 50 лет Томе Кано (родился ~1545) специально акцентировал внимание на том, что выбрал такую форму подачи материала вслед за его предшественниками (их труды я приводил вчера).
По его мнению, ключевым параметром судна выступает его ширина, и все другие размерения необходимо определяться отталкиваясь от ее величины.
В своем труде Кано также, как и его предшественники выдвинул своё видение высчитывания глубины трюма. При этом, в отличии от своих предшественников, он применяет сквозное исчисление глубины, приняв за нулевую отметку киль судна.
По его словам, если корабль строился как ВОЕННЫЙ, то максимальная ширина его корпуса должна приходиться на нижнюю часть 1 орудийной палубы, которая располагается на высоте 6 codos над килем. При этом высота первой секции трюма составляет 4 1/2 codos, а пол первой палубы находился на высоте 7 codos (видимо, это с учетом толщины перекрытий). При этом на орлоп, видимо, приходилось 2,5 codos.
Орудийные порты располагались на высоте 1 codos от уровня палубы, или в 8 codos от киля. При этом нижняя их часть на 2 codos были выше WL судна.
Высота орудийной палубы составляла 2 3/4 codos (напомню, что в предыдущих трактатах на военных судах предлагалось уменьшить глубину трюма на 1 codos для удобства работы канониров на орудийной палубе)
По данным Кано, величина свеса форштевня на уровне первой палубы должна составлять 7 codos (информацию дает не пропорцией, а именно целым числом). При этом свес ахтерштевня, также измеряемый на уровне 1 палубы, должен состалять 3 1/2 codos, то есть половинное значение носового, или 1/2 от глубины трюма.
Транец военного корабля был длиной от 6 1/2 codos. Это значение рассчитывалось как 1/2 ширины корпуса +10% от этой самой полуширины.
У ТОРГОВЫХ же судов максимальная ширина корпуса приходилась на уровень 7 codos от киля. Высота первой секции его трюма составляла 3 1/2 codos, орлопа и первой палубы - по 2 1/2 codos каждая. Таким образом, главная палуба судна было на 8 1/2 codos выше киля.
свес ахтерштевня на уровне 1 палубы составляет 5 codos.
Трактат Томе Кано является первым испанским письменным доказательством применения в строительстве кораблей шпангоутов. Их необходимое количество он определял исходя из длины киля - 3/4 от его длины и составляло искомое количество шпангоутов + мидель-шпангоут. То есть для нао с длиной киля 36 codos необходимо 27 шпангоутов + еще 1 (мидель-шпангоут).
____________
Эх, теперь бы еще самому разобраться в этих цифрах...
С уважением, Дмитрий.