Регистрация Вход · Почистить куки
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 ... 58 След.
Клипер "Катти Сарк" от Академии , масштаб 1:150, Попытка построить первую рангоутную модель и "перепилить" все, что смогу
" Свободу Юрию Деточкину !" (цитата из к/ф)  :D

Скромный голосок в пользу бамбуковых шпажек, бамбуковых китайских жалюзи и ковриков, зубочисток...

Элементы оборудования мачт HMS Victory 1:150
Мачта (диаметр 6 мм и салинг марса из простой древесины (салинг - линейка); площадка марса - фанера и обшивочная палубная рейка - из набора.
Все остальное - бамбук.
Рисунок

Корпус и барказ пакетбота Св.Петр 1:180
Практически сплошной бамбук, включая обшивку бортов и барказ...Правда в основе сосновая болванка , выструганная еще в 1975 году...
Рисунок
Клипер "Катти Сарк" от Академии , масштаб 1:150, Попытка построить первую рангоутную модель и "перепилить" все, что смогу
Цитата
Антон  Хотеев пишет:
А нити перед натяжкой клеем пропитать, или после? Еще ломаю голову, какую нить пустить на выбленки. Думаю мононить попробовать, правда она слишком жесткая и ее не удобно вязать на маленьких отрезках...

Нити я пропитывал до того, как...
Делал раствор акриловой краски для тканей и ПВА.Только сначала растворял краску и по-гуще (в смысле цвета)потому, как ПВА слегка отбеливает р-р.Консистенция раствора - кефир. Протягивал нитку через раствор, придерживая ее кисточкой...затем снимал излишки раствора ваткой (тряпочкой) и - в просушку.Через пол-часа уже можно работать. Нить приобретает определеную жесткость,что похоже на канат. При аккуратном подходе обирается ворс.Таким образом делал черные, серые, бежевые "тросы".
использовал рыболовные шнуры для больших диаметров 0,8 - 1 мм (очень классно смотрится б/у шнур, уже "по-плаваший" на удочке).использовал также сапожные нити - эти надо обрабатывать, что бы убрать блеск.
Для толщин 0,5 и менее брал у супруги швейные нитки (они все витые)...желательно х/б.
на выбленки в 180м масштабе ставил нитку 0,1 мм - нормально смотрится.

диаметр нити определяется так: берешь какой-нибудь обрезок (той же палочки или карандаш) размеряешь на нем 1 см. навиваешь нить без особого натяга, но плотненько - виток к витку...разделив 10 на количество витков, уместившихся на 1 см получаешь диаметр нити (для 0.1 на 1 см ложится 100 витков)...при определенной сноровке можно навивать не на 1, а на 0,5 см (но тогда делить 5 на число витков).
Клипер "Катти Сарк" от Академии , масштаб 1:150, Попытка построить первую рангоутную модель и "перепилить" все, что смогу
Цитата
Антон  Хотеев пишет:
Не знаю буду ли сам мотать тросы.

Самый толстый трос такелажа - грота-штаг.При расчете толщин остальных тросов, диаметр грота-штага принимают за 1 (100%).
Диаметр грота-штага определяют, как 0,166 диаметра грот-мачты в пятнерсе (месте входа в палубу)...
Могу дать "рупь за сто", что на Вашей модели грота-штаг получится не толще 1 мм...а значит, фока-штаг - порядка 0,8 мм, ванты от 0,5 мм и т.д.
При таких раскладах вполне подходят нити фабричной свивки, пропитанные раствором ПВА...
Клипер "Катти Сарк" от Академии , масштаб 1:150, Попытка построить первую рангоутную модель и "перепилить" все, что смогу
Я делал пробойник для заготовок под юферсы в 2 мм из медицинской иглы для внутривенки...
Стачивал ее под прямым углом, а затем затачивал по наружному диаметру - важен ведь внутренний...Выколотку сделал из цыганской иглы ( в принципе, подойдет любая проволока.
Пробойником резал заготовку из фанеры (на два слоя)

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение
Клипер "Катти Сарк" от Академии , масштаб 1:150, Попытка построить первую рангоутную модель и "перепилить" все, что смогу
Цитата
Юрий Сорокин пишет:
Я из оплетки от UTP5 (там есть провод с коричневой оплеткой) навострился делать имитацию блоков 0.5 мм. Снимаешь оплетку (провод в UTP одножильный - легко снимать по 5 - 10 см за раз), обвязываешь ниткой, имитирующей обвязку, капаешь капельку ЦА. Потом аккуратно обрезаешь оплетку с обеих сторон ниточной пктли, и подрезаешь концы как надо. Ни третья рука не нужна, ничего (только острый нож и лупа). За 20 минут 5-10 "блоков" делается на ура. Можно у меня в Сказке по Непобедимой Армаде глянуть - я вроде там фото процесса выкладывал.

Браво, Юра!
Я как-то не допер, что можно же сначала делать обвязку блоков, а потом разрезать трубочку ПВХ...Та к, конечно же, гораздо проще и удобнее !
Клипер "Катти Сарк" от Академии , масштаб 1:150, Попытка построить первую рангоутную модель и "перепилить" все, что смогу
Антон, я уже неоднократно рассказывал - на своих моделях (Виктори 1:150 и Св.Петр 1:180) я экспериментировал...Тонкие элементы рангоута я изготавливал из бамбуковых "шпажек для шашлыка"...я распускал заготовку вдоль (благо бамбук очень прямослойный, выбирал сердцевину и вклеивал на цианокрилат - геле металлический стержень (стальную проволоку подходящего диаметра, например швейную иглу или разогнутую скрепку). Потом половинки заготовки склеивал и обрабатывал до нужных диаметров...Иногда приходилось просто оклеивать проволоку бумагой с последующей покраской.

Для малых блоков я использовал бисер...для еще меньших - полихлорвиниловую оплетку радиомонтажных проводов...

Стеньги для Виктори 1:150 в работе
Пользователь добавил изображение

Св.Петр 1:180
Пользователь добавил изображение

Блоки из бисера
Пользователь добавил изображение
Пользователь добавил изображение

Блок из оплетки провода (кусочек оплетки нанизан на швейную иглу и обвязан нитью, имитирующей остропление блока)
Пользователь добавил изображение
Пользователь добавил изображение
Клипер "Катти Сарк" от Академии , масштаб 1:150, Попытка построить первую рангоутную модель и "перепилить" все, что смогу
Антон, что такое 150й масштаб?
Это рангоут(особенно стеньг и выше)в пределах от 2 до 0,5-0,8 мм.А значит, необходимо будет изготавливать укрепленные элементы, которые не будут гнуться при обтяжке такелажа.
Это такелаж с самым толстым тросом (грота-штагом)в пределах 1мм. К примеру, выбленки вант в диаметре 0,1 мм.
Это блоки диаметром от 2 - 2,5 мм (для юферсов нижних вант и гарделей нижних реев) до блоков менее 1мм на мелких снастях (гордени, например)

Я уж не говорю об палубном оборудовании...Нагель - штырь, вставляемый в нагель планку для крепления такелажа, в реале имеет размеры 300 - 600 мм при диаметре (наибольшем)примерно 30 мм...в 150 масштабе соответственно получаем 2 - 4 мм при диаметре 0,2 мм

Я это к чему - оцени реально свои возможности - переразмеривание деталей при столь малом масштабе ухудшает внешний вид модели и усложняет жизнь моделисту.

Вот как выглядит руслень фок-мачты с переразмеренными всего на 1мм юферсами на моей модели Виктори в масштабе 1:150
Пользователь добавил изображение

А вот - тот же элемент в реале
Пользователь добавил изображение

Почувствуйте разницу...
Может стоит оставить все как есть ?
Нинья. Первая модель из дерева
Цитата
Алексей Лежнев пишет:
Первый проход - чуть-чуть наметка линии. И потом ещё два-три прохода с минимальным давлением ножа.

А еще, частенько рекомендуют первый рез делать обратной стороной острия (той, что со стороны тупой спинки лезвия)
Нинья. Первая модель из дерева
Кстати, вот тут раскладки досок на борту не видно...из-за фендерсов

Пользователь добавил изображение

Ну а уж если очень хочется, то вовсе не обязательно резать обшивочную рейку "в размер" - расшивку обшивки можно нанести и после...твердым острым карандашом...
Нинья. Первая модель из дерева
Прочел несколько раз, но так и не понял - в чем у Дмитрия проблема...
Похоже - он не понял главного: потеряи - это не обязательная принадлежность обшивки бортов, а необходимость, диктуемая спецификой реечной обшивки сложных трехмерных тел.
Грубо говоря, корпус корабля можно представить, как совокупность цилиндрических, конических и сферических поверхностей.
С другой стороны, обшивочная рейка изготовлена не из пластилина (который пластично тянется в любую сторону), а из древесины, которая имеет ограничения изгиба в связи с направлением волокон и толщиной...иными словами "по толщине" рейка гнется гораздо легче, чем "по ширине". И тем более, проще гнуть длинную рейку на продолжительном плавном изгибе, чем короткую на коротком крутом отрезке, например в носовой части.
Если вспомнить школьные попытки изготовления бумажных выкроек для шара и цилиндра, мы вспомним, что цилиндр оклеить прямым листом гораздо проще, чем сферу - на последней, прямые листы, прокладываемые от "экватора" к "полюсам" стремятся к сужению в ноль.
Отсюда понятно, что наклеивая обшивочную рейку в средней части корпуса корабля, мы не испытываем особенных проблем - рейка изгибается легко и естественно, ложится параллельно друг-другу.
А вот при переходе на сферическую часть, особенно в носу, рейка начинает "выпендриваться", норовя лечь внахлест (она ведь стремится к сужению в ноль).

Мы можем, конечно, срезать лишки и уложить зауженные концы реек встык.Но в этом случае мы получим "некрасивую картинку" - если вы заметили, к форштевеню, как правило, примыкают доски примерно одинаковой ширины.

Пользователь добавил изображение

Чтобы получить ТАКУЮ картинку и применяют специальные вставки - потеряи, которыми заменяют определенный участок из 2-3 сужающихся реек (пусть лучше вместо 2-3 зауженных реек, к форштевеню приходит одна, но ширины, такой же, как и рейки на средней части корпуса.
И расчет потеряев сводится именно к определению того - сколько реек нужно "потерять", что бы к форштевеню вывести потеряй равный по ширине обшивочной рейке.

Пользователь добавил изображение

В кормовой части, напротив, рейки "расползаются" и тут потеряи имеют вид треугольных вставок.

Что касается "раскладки обшивки по Мондфельду", то это, прежде всего, рисунок, образуемый имитацией реальной обшивочной доски (наряду с имитацией "гвоздевания").Абсолютно не обязательно строго придерживаться этой "картинки", ибо на реальном корабле швы между досками обшивки тщательно конопатят и, как правило, порта красят или покрывают специальным составом - тиром, препятствующим агрессивному воздействию влаги и древоточца. Так что эту самую "раскладку", зачастую, очень сложно рассмотреть.
Кроме того, не следует упускать из виду, что доска обшивки имела длину 6-8 метров и резать ее старались как можно реже, что бы не делать лишних стыков - щелей.
Что касается "гвоздевания", то его выполняли и деревянными (кстати нагель в переводе с немецкого - гвоздь),и металлическими гвоздями , но шляпки старались закрывать деревянными пробками (также, кстати, и на палубе).
Болтами, шляпки которых можно видеть на репликах, как правило, крепили бархоуты (хотя тут тоже есть вопросы, по-скольку бархоут - та же обшивочная доска, только на 1-2 дюйма толще обычной). Кроме того болтами крепят обухи для пушечных талей и брюков на внутренней обшивке борта (эти болты проходят обшивку и шпангоут, который их обычно сверлят) насквозь.

Вот фото реплики Duyfken, где видны и пробки над гвоздями , и болты...но не видно "раскладки обшивочной доски"...

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Хотя, на самом деле, стыки обшивочной доски имеются, но со сложным бархоутным анкерштоковым замком.

Пользователь добавил изображение

А это - фрагмент палубы HMS Victory с пробками над гвоздями палубной обшивки

Пользователь добавил изображение
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 08.04.2015 21:07:46
Нинья. Первая модель из дерева
Дима, почитайте внимательно http://parus.ucoz.lv/blog/obshivka_modelej/2011-03-21-92
HMS "Victory" 1/96 со сканов журнала SHIPYARD №26, Первый опыт в картонном моделировании
Геннадий,на разных бортах "Виктори" показаны разные этапы положения якоря при его обслуживании.

Итак, якорь поднимают из воды при помощи шпиля.
Когда рым якоря показывается над водой в него заводят гак кат-талей или "ката" и поднимают якорь кат-талями до крамбола.

Пользователь добавил изображение

После этого в рым якоря заводят толстый конец или цепь - пертулинь, который крепят на кнехтах бака.


Пользователь добавил изображение


Эта операция называется "взятие на кат"

Далее за шток якоря либо за специальные тросы с коушами, привязывавшиеся к лапам якоря - "пентер - или фиш-штерты" зацепляли пентер-гак фиш-талей, подвешенных к фиш-балке, располагавшейся в корму от крамбола и подтягивали якорь вверх к борту, придавая ему горизонтальное положение.
Эта операция называлась "взятие на фиш".

Пользователь добавил изображение

После этого за шток якоря заводили рустовы - крепкие растительные тросы (или цепи) которыми и крепят якорь у борта.После крепления,коренной конец рустова крепили на стойке фальшборта, а ходовой 2-3 раза обматывали вокруг рогов якоря и укладывали на битенг.

Пользователь добавил изображение

После взятия на кат, гак кат-талей отсоединяли от рыма якоря и якорь, либо, оставляли подвешенным на пертулине у крамбола (становой якорь), либо, ставили на рустов ( бухт).

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

наконец, том-буй крепили к буй-репу, который, в свою очередь, с помощью небольшого стропа крепили к тренду якоря (масту схождения лап и штока).
В положении по-походному том-буй крепили на фок-вантах , а буй-реп бухтовали на стойках фальшборта.

Пользователь добавил изображение



Кстати, лапы якоря опираются не на борт, а на специальные площадки-наплывы на борту - шкуны.


Что касается якорных канатов, то согласно Б.Левери (одного из лучших исследователей английских кораблей 18-19 веков) после крепления якоря по-походному" канат отвязывали, заводили внутрь корабля, а яконый клюз закрывали специальной заглушкой...Хотя мне сложно себе представить - как вязали узлы из канта толщиной в 20 см на якоре, подвешенном на кате, да еще и в условиях качки.
Во всяком случае, я встречал изображения со всеми четырьмя становыми якорями, подвязанными к канатам.
Всего же на Вике было 7 якорей - 4 становых (большой, малый и 2 запасных) находятся на баке на борту; 1 становой со снятым веретеном  и 2 "завозных" стоп-анкера в запасе в трюме.
HMS "Victory" 1/96 со сканов журнала SHIPYARD №26, Первый опыт в картонном моделировании
Гена, якорный канат примерно 20 см в диаметре...

Что касается якорей, то там на бортах имеются специальные опорные наделки - шкуны, на которые опираются лапы якорей при увязке якоря по-походному...

Фиш-балка - балка на которой подвешивают тали для подтягивания якоря к борту - назывется "взятие на фиш"

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение



Если интересно, завтра постараюсь дать более развернутую картину упаковки якорей...
[ Закрыто] «Wicked Wench» (Черная Жемчужина), Попытка воссоздать корабль Ост-индийской компании "Распутная девка"
СКАЗКА О ПИРАТАХ И НЕ ТОЛЬКО (продолжение)

Начиная эти записки я намеревался всего лишь указать, что постройку модели на базе "Черной жемчужины" сложно назвать "воссозданием реального облика"...разве что речь идет о киноверсии корабля.
Но и в этом случае возникает масса сложностей и проблем, ибо в фильме большей частью использовались компьютерные модели, крупномасштабные модели корабля и декорации отдельных участков кораблей, выстроенные в павильонах и на плавучих платформах.

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Реальными кораблями, участвовавшими в съемках общих планов на натуре  были современные реплики: галеон "Sunset" ("Закат"), который изображал и "Жемчужину" и "Месть королевы Анны", а также, небезизвестный HMS Bounty("Баунти"),к сожалению, погибший у берегов Америки во время урагана Сэнди в 2012 году.
Но реальный HMS Bounty сошел с Дептфордской верфи в 1787 году (позднее даже, чем прототип упомянутого ранее HMS Dauntless)

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Мы уже установили,что учитывая перепетии сюжета "Пиратов Карибского моря"  действие должно было происходить в середине 17-го века - 1650-1660.

Но тут вновь включаются исторические качели!

В серии "Сундук мертвеца" на Ямайку вторгаются... представители Ост-Индской компании.
Однако, даже если бы представители Британской ОИК каким-то чудом оказались на Ямайке, то происходить это могло только в период до 1692 года...Но в это время Компания осваивала Индию, пребывая в постоянной жесткой конкурентной борьбе с голландской, французской и датской Ост-Индскими компаниями...Как говорится - не до того !

Однако же, в следующем фильме "На краю света" Ост-Индская компания во главе с лордом Бекетом уже вовсю воюет с пиратами Карибского моря.
Подобная борьба имела место в истории, но происходила она в первой четверти 18-го века, во времена заката "Пиратского круга".

После падения Порт-Ройала честолюбивые морские бродяги начали отправляться на восток, путём, который позже назвали Пиратским кругом, путём, который в течение тридцати лет, начиная с 1690 года, связывал порты Карибского моря и североамериканские колонии с Мадагаскаром.Из западной Атлантики корабли пиратов шли в Индийский океан, огибая Африку у мыса Доброй Надежды и останавливались для отдыха и ремонта на Мадагаскаре, откуда совершали набеги на торговые караваны в Индийском океане (в том числе и корабли Ост-Индской компании).Торговцы, в том числе ост-индцы обратились  к своим правительствам, а также начали вооружать корабли для сопровождения караванов.

В период с 1700 по 1718 база на Мадагаскаре постепенно прекратила свое существование.
"Война за испанское наследство" и выход из нее Англии в 1713 году несколько активизировали пиратов Карибского моря, но колониальные власти Америки быстро усмирили "джентельменов удачи".

В 1721-1728 годах были попытки возрождения пиратства на Мадагаскаре,но противодействие Ост-Индской компании, гражданская война в Индии привели Пиратский круг к окончательному упадку.

Наконец, в фильме "на странных берегах" сюжет заносит нас  во дворец испанского короля Фердинанда VI...а это 1746 - 1759 годы.

Мы опять возвращаемся ко времени  правления Георга II в первую половину 18-го века...
Но, тогда, при чем тут Ямайка ?

Все это любопытно, скажете вы, но при чем тут "Wicked Wench"?

Да при том, что парусники середины 17го века и корабли середины 18го - это (как говорят в Одессе) две большие разницы.

17й век был вершиной..."Золотым веком" галеонов.Прогресс науки и техники привел к заметным улучшениям в конструкции корпуса судна и технике управления им.Галион, достигший своего расцвета в конце 17 века уступает место более совершенным судам.
Бак (носовая надстройка) и квартердек (кормовая надстройка) уменьшаются по высоте.
Украшения, скульптуры, орнаменты, ранее перегружавшие высокую корму, борта и нос, становятся проще.
Меняется форма гальюна: если в начале века площадка была прямой,уложенной на прямые бимсы и ограждалась досками, являвшимися как бы продолжением бортовой обшивки(такой гальюн можно видеть на Golden Hind), то к середине 17 века площадка гальюна начинает загибаться вверх.Дощатую обшивку, способствовавшую накоплению воды на гальюне, убирают, оставляя только каркас.

Пользователь добавил изображение

К 1640 году в Голландии, а с 1650 года и в Англии гальюн делают еще более изогнутым вверх; княвдигед укорачивается и опускается ниже; бимсы площадки поднимают на специальные шпангоуты - гед-тимберсы (причем у англичан, в отличие от голландцев, гед-тимберсы были не U-образными, V-образными и их было меньше).

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Корабли в основной массе становятся трехмачтовыми, на фоке и гроте появляются брамсели, под бушпритом - блинд.Вводятся  добавочные паруса на поперечных реях: лисели и ундерлисели, а также стаксели.
По заказу знаменитьй Ост-Индской компании создается новый тип грузового судна для перевозки грузов с востока, называемый "ост-индским".

Пользователь добавил изображение

Эти суда вооружелись 16-20 пушками, но этого было недостаточно для отражения атаки военных судов. Создаются специализированные военные корабля для конвоирования "торговцев".Разница между торговым и военным кораблями становится все более очевидной.

Делаются первые попытки классификации судов, что облегчило бы управление флотом.Первые формальные попытки такого упорядочивания относятся к 1604 году.
Корабли подразделялись на королевские (англ. Royal Ships), большие (англ. Great Ships), средние (англ. Middling Ships) и малые (англ. Small Ships). В них критерием служит численность команд. Ей придавали основное значение, так как она определяла большинство требований к обеспечению. Она же служила мерой боеспособности, так как артиллерия еще только завоевывала позиции главного оружия. Основным видом боя оставался абордаж, где численность часто была решающей. Примерно с 1610-х годов категориям стали давать номера: Royal Ships — первый ранг (англ. rank), Great Ships — второй, и т. д. Со временем к четырем имеющимся рангам прибавились пятый и шестой(напомню - речь о Британском флоте, по-скольку в фильмах сюжет "завязан" на Англию).

В 1677 г секретарь Адмиралтейства Самуэль Пепис, предложил систему, которая, с некоторыми дополнениями, продержалась в Британском флоте до 1817 г. По ней, место корабля в классификации — рейтинг (англ. gun rate) — определялось числом пушек. Численность команды зависела в основном от числа артиллерийских расчетов.

18-й век ознаменовался целым рядом так называемых Уложений, четко регламентировавших состояние Британского флота.

Уложение 1706 года — первый нормативный документ, стандартизировавший основные размерения кораблей, строившихся для Королевского флота.Корабли делились на ранги: линейные (1-4); фрегаты(5-6); без рангов (малые суда).Размерения не устанавливались для кораблей со 100 и более пушками и для кораблей несших менее 20 пушек.

Уложение 1719 года — первый официальный «свод» (обязательных требований на постройку), регулирующий постройку всех кораблей для Королевского флота, новых или перестроенных, от 20 пушек и выше, будь то на королевских верфях или частными подрядчиками. Не включало, однако, выпуск единых чертежей для каждого типа корабля. Не включало корабли без ранга.

После ревизий предыдущего положения в 1733 и 1741 годах, принимается новое Уложение 1745 года — третий и последний свод нормативных документов, призванных регламентировать конструкцию, и в меньшей степени, вооружение основных классов кораблей, строившихся для Королевского флота.Уложение должно было довести до совершенства стандартизацию при постройке кораблей через внедрение "единого проекта".
Это уложение стало последним, ибо после двух ревизий в 1755 году, с приходом на пост Первого Лорда Адмиралтейства адмирала Джорджа Энсона и назначения Сюрвейером флота Томаса Слейда (будущего проектировщика HMS Victory), Уложения были отменены.
Вместо единого проекта, предписанного уложениями, стали строиться отдельные типы (проекты) кораблей, каждый со своими модификациями.

Я столько внимания уделил стандартизации Британского флота в 18 веке для того, что бы показать - "Черная жемчужина" в том виде, какой она представлена в фильмах была бы историческим нонсенсом, неким ископаемым, действительно проведшим почти 100 лет на каких-то "странных берегах".

Пользователь добавил изображение

HMS Dublin (1757) - проект, разработанный Томасом Слейдом и ставший прототипом большинства линейных кораблей разных рангов.
Пользователь добавил изображение

А вот в середину 17-го века ЧЖ более менее вписывается.Во всяком случае , сравните киношный корабль с изображениями кораблей середины - второй половины 17 века.

Пользователь добавил изображение

Да и на старинных изображениях Порт-Ройала, видны именно такие корабли.

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Правда, 100-пушечный HMS Dauntless (HMS Бесстрашный) в слчае переноса событий в середину 17го века должен был выглядеть примерно так

Пользователь добавил изображение

(продолжение следует)
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 15.04.2015 22:06:27
[ Закрыто] «Wicked Wench» (Черная Жемчужина), Попытка воссоздать корабль Ост-индийской компании "Распутная девка"
Меня всегда восхищает безаппеляционнсть моделистов, "воссоздающих" реальный облик кораблей из "Пиратов Карибского моря"...
На то имел возможность целый штат голливудских декораторов и редакторов, которые обладая доступом к широчайшим массивам информации и достаточным бюджетом, могли создать более-менее реалистичный образ "Черной жемчужины" и других кораблей. Но...

Но возобладали законы киножанра и в погоне за зрелищностью были создан гибрид из конструктивных элементов кораблей почти трех веков и собственных выдумок авторов фильма, а также была предпринята неуклюжая попытка - привязать историю Джека Воробья к реальной исторической эпохе.

Давайте попробуем хотя бы коротенько "отделить мух от котлет".

1.Определимся с временными рамками происходящего в фильме.

Наиболее подходящим для исследования является HMS Dauntless капитана Норрингтона, по-скольку экранная версия этого корабля весьма схожа с "историческим прототипами".

Особенно обращает на себя внимания "осиная" черно-желтая окраска боротв и характерная форма корпуса и оснастки. По всем признакам - перед нами линейный корабль Королевского флота Британии, образца начала 19 века. Оно и не удивительно - ведь в качестве прототипа голливудские мастера использовали 100-пушечный HMS Victory, сохраняющийся ныне в сухом доке английского Портсмута. Кроме того, известно, что пресловутая "осиная" окраска была введена Адмиралом Горацио Нельсоном именно в самом начале 19 века и не имела никакого отношения к Ост-индской компании.

Итак, действие "Пиратов Карибского моря" должно происходить в 1800 - 180...годах.Но...

Опять -"но" !

Согласно фабулы фильма 100-пушечный HMS Dauntless (HMS Бесстрашный)  был одним из самых сильных судов в Британском Британском Флоте, во времена правления короля Георга II под командой Коммодора Джеймса Норрингтона.

Король Георг II правил Британией с 1727 по 1760 годы.

100-пушечный HMS Victory (тот, который и сегодня стоит в Портсмуте) был заложен в 1759 году, но на воду его спустили лишь в 1765, а в первое плавание он ушел в 1778...

Иными словами, HMS Dauntless (который в фильме) был построен в первой половине 18 века и НЕ МОГ ВЫГЛЯДЕТЬ так, как показан в фильме.


С другой стороны, время действия истории о Джеке Воробье сдвигается в первую половину 18 века (1727 - 1760 годы).

И тут опять - историческое несоотвествие.

По сюжету фильма HMS Dauntless приписан к Порт-Ройалу на о.Ямайка, губернатором которого является Свонн.
Беда в том, что Порт-Ройал был практически разрушен и смыт в море в результате сильнейшего землетрясения 7 июня 1692 года.
Английская колониальная администрация перехала в деревушку Кингстон, на другой стороне залива Порт-Ройал, но и оттуда, после серии сильнейших ураганов вынуждена была бежать К 1728 году в заливе Порт-Ройал не осталось населенных пунктов.

Кстати, во время землетрясения 1692 года в Порт-Ройале погиб единственный корабль - 32-пушечный английский фрегат HMS Swan кренинговавшийся на берегу (возможно, именно отсюда взята фамимлия губернатора Weatherby Swann ).

Город (форт) Кагуэй, будущий Порт-Ройал, был основан испанцами в 1518.
Однако, пиратской столицей он стал после 1655 года, когда англичане захватили Ямайку у испацев.
Покровительством пираты обязаны губернатору серу Томасу Модифорду, правившему в Порт-Ройале с 1664 по 1672 и уступившему свое место небезизвестному Генри Моргану, бывшему губернатором в Порт-Ройале до своей кончины с 1672 по 1688 (могила Моргана ушла под воду вместе с городом,где в церкви Св.Екатерины он был торжественно захоронен).

Итак, наиболее вероятным временным промежутком действия "Пиратов Карибского моря) является середина 17го века - 1650-1660.


2. Определимся с событийной подоплекой истории.

Итак, середина 17го века - 1650-1660.

Будущий известный пират и губернатор Ямайки - Генри Морган в это время еще пребывал в рабстве на о.Барбадос.

Инглэнд и Эдвард Тич (Черная борода) еще не родились (кстати  знаменитое название "Месть королевы Анны" - это французский работорговческий шлюп La Concorde, захваченный Тичем в ноябре 1717 года, переоборудованный под 40 пушек и переименованный в "Месть королевы Анны").

Ост-Индская компания прочно укрепившись в Индии, Китае и Бенгалии жестко конкурирует с голландцами, равно как и сама Англия, пережив гражданскую войну, ведет Первую англо-голландскую.

В Калабаре (Юго-Восток Африки) хозяйничают португальцы. В XVIII в. Старый Калабар был центром работорговли.
В середине XIX в. в Калабаре укрепились шотландские миссионеры. В колониальный период Калабар находился в состоянии застоя, его население увеличивалось медленно, а экономические функции «перехватил» ПортХаркорт.

В 1630 году на гаитянском острове Тортуга (Черепаший) начинает формироваться пиратское братство из французов, изгнанных сюда испанцами с Гаити и примыкающих к ним голландцев и англичан. Новоявленные пираты именуют себя "буканьерами"и промышлять пиратством против испанских судов, с успехом используя свои охотничьи навыки при нападении на испанские галеоны в Наветренном проливе. Постепенно они стали настолько грозной силой, что даже приплывали на побережье испанской Америки и грабили города.
Из Лондона буканьерство рассматривали как низкобюджетный способ ведения войны с конкурентом Англии, Испанией. Поэтому английская корона «лицензировала» пиратов, выдавая им корсарские патенты, легализуя их действия, требуя взамен часть награбленной добычи. Пираты приглашались губернатором Ямайки Томасом Модифордом, который позволял им базировать свои суда в Порт-Ройале. Разбойники грабили испанские корабли и колонии, возвращались в Порт-Ройал с богатой добычей, делая город самым преуспевающим в Карибском море. Были снаряжены специальные офицеры Королевского флота, заданием которых было привести таких головорезов, как Кристофер Мингс. Их действия продолжались независимо от того, находилась ли Англия в состоянии войны с Францией или Испанией или нет.

(продолжение следует)
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 13.04.2015 08:38:23
Golden hind wooden kit IMAI масштаб 1/50
Цитата
Сергей Жудин пишет:
топтимберсы сначала хочу обклеить скочем или еще чем чтобы к ним рейка не приклеилась,а потом срезать топтимберсы фанерные и после изготовить другие.

Ну если таким образом вам удастся задать и сохранить верный изгиб боров - таки да...пробуйте...
Golden hind wooden kit IMAI масштаб 1/50
Цитата
Сергей Жудин пишет:
Просто хотел еще обрезать топтимберсы, так как внутренняя обшивка не предусмотрена, соответственно они будут видны, в смысле фанерные торцы топтимберсов.

А как Вы собираетесь клеить наружную обшивку бака и юта, а также фальшборт главной палубы, если уберете топтимберсы ?
Или я чего-то не понял ?
В реале, даже если нет внутренней обшивки бортов - там виден "забор" из шпангоутов: ведь это основные шпангоуты ставят с промежутками (шпациями), а потом шпации заполняют промежуточными шпангоутами, футоксами и тмберсами...иногда все эти брусья стоят практически вплотную.

Вот расположние топтимберсов реального корабля - шведская Васа (примерно тот же временной период, что и Лань - конец 16 века)

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение
Golden hind wooden kit IMAI масштаб 1/50
Главной задачей заполнения шпаций на модели является формирование твердой основы для постановки обшивки.Обычно, после сплошного заполнения шпаций ставят сразу чистовую...Основа должна быть твердой не только для того, что бы задавать кривизну рейке, но и крепко держать модельные гвоздики, которыми прихватывают рейку до схватывания клея (чтобы не бить их только в торцы шпангоутов.)будет ли пенополистирол держать гвоздики ?особенно в носовой части, где кривизна поверхности значительная ?
Еще одно сечение Bonhomme Richard, 1:48, китайский кит, на этапе завершения
Цитата
Игорь Балацкий пишет:
если сделан вингард то за него должен быть зацеплен противооткатный брюк.

К сказанному Романом о том, что "по-французски" брюк пропускали через лафет, а "по-английски" - вязался на винград, могу добавить следующее.

Винград является неотъемлемой частью всех старинных литых пушек и ряда современных(например минометы).
Винград имел вообще разнообразное очертание, однако чаще всего он делался в виде шара, соединенного шейкой с казной орудия, или же боковые его поверхности представляли плоскости и в винграде делалось сквозное отверстие. В. служил для облегчения вспомогательных действий с орудием, как, напр.: при перевозке, при наложении орудия на лафет и т. п., причем к винграду прикреплялся канат или брюк.

В английской армии и флоте до 1780 года использовали орудия различной конструкции (имеется в виду общая конструктивная схема).Практически весь 18 век это были пушки конструкций Бордгарда и Армстронга.На этих орудиях, в частности, при обвязке брюк крепили к шейке винграда: либо делали на нем петлю при проводке, либо делали "разрезной" брюк.

Разрезной брюк
Пользователь добавил изображение

Брюковая петля
Пользователь добавил изображение

В 1780 в Королевском флоте Британии начали применять так называемые "пушки Бломфельда". Их особенностью было наличие специально "уха" для пропускания брюка.

Пушки Бломфельда с "ушами"
Пользователь добавил изображение

Как видим, нагрузки на брюк не такие уж большие, что бы порвать столь тонкий металл "уха".
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 06.04.2015 20:16:33
Галеон HMS REVENGE, Обзор постройки
Цитата
Сергей Верзилин пишет:
А Вы свой ликбез по такелажу и рангоуту будете продолжать?

Сергей, постараюсь...Быт заел ! :D
Галеон HMS REVENGE, Обзор постройки
Цитата
_RomariO_ пишет:
1. Я сначала закрою все световые люки на палубах. 2. Как уже говорилось выше для изготовления моего гальюна необходимо использовать рейки шириной 1 и 2 мм. 1 мм - это как раз рейки для световых люков из набора. 2мм - осталось пара реек черновой обшивки от постройки Альбатроса. Таким образом я прикину 2 варианта, а именно изготовление решетки из реек 1 и 2 мм

Цитата
_RomariO_ пишет:
Вчера начал делать световые люки, и столкнулся с проблемой, они должны быть установлены над палубой или врезаны в палубу? Информация в интернете также не дала однозначного ответа, встречаются модели как с люками в палубах так и над ними!

Во первых, следует различать световые и сходные или грузовые люки.По самим названиям уже понятно их предназначение.
Так вот, световой люк может быть накрыт НЕсъемной решеткой...и такая решетка может, действительно, стоять вровень с палубой.
Сходный люк (в котором стоит трап на нижнюю палубу) или грузовой, через который перемещают грузы в трюм/из трюма могут быть очень часто (а сходные - почти всегда) открыты...и потому их принято было ограждать бортиком - комингсом не менее 2 дюймов высотой - что бы предотвратить возможность неосторожного падения в эти самые люки.
То, что в люки может попасть вода - не страшно...именно для отвода этой воды на нижних палубах в ватервейсах проделывали шпигаты, а все, что достигало трюма - откачивали помпами (не реже 1 раза в сутки).
Кроме того, при необходимости, люки ЗАДРАИВАЛИСЬ, т.е. закрывались глухими крышками или укрывались просмоленным брезентом, который крепили к специальным рымам вдоль люков.
Вот, кстати, вариант крепления брезентовой задрайки большого грузового люка на HMS Victory

Пользователь добавил изображение

На приведенном снимке видны, также, "гвозди" крепления палубного настила...Да, доски крепили стальными гвоздями...Но сверху их закрывали деревянными пробками, что бы уберечь от коррозии...

И еще одно...решетки-рустеры (те по которым ходили) делали с "оЧками" - дырками, размером не более 2,5 - 3 дюймов...ЧТОБЫ НЕ ПРОВАЛИВАЛСЯ КАБЛУК МАТРОССКОГО БОТИНКА !
Галеон HMS REVENGE, Обзор постройки
Цитата
_RomariO_ пишет:
Из предложенных вариантов, к сожалению не один вариант не подходит. Год постройки моего галеона заявлен как 1577. Хотя лично мне нравится вариант Англия с 1750.

Роман, я показал вам фрагмент чертежа , изображающий гальюн галеона "РИВЕНДЖ", которым пользуются большинство моделистов, строящих модель ЭТОГО корабля...
Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

А вы продолжаете "изобретать велосипед" ...тем более, на основе сборной солянки от Мондфельда....
Вы уж определитесь - если вы строите Ривендж, то берите исторически достоверные чертежи и вперед...с песней...
Если же у вас очередная "Черная жемчужина", вобравшая в себя элементы трех веков, еще и перевраные нещадно...то - ради бога !
Галеон HMS REVENGE, Обзор постройки
Я работаю с цианокрилат - гель...У нас в Украине доступны "Энергия", "Момент"...но лучше всех - "Мастер" (эти гели различаются густотой...Мастер наиболее эффективный)
ПВА я использую только на такелаже и парусах.
Для корпуса (в частности, постановки обшивки) я использовал "Момент-Столяр"...великолепный клей, среднее между ПВА и Моментом...позволяет обходиться без приварки утюжком...
Галеон HMS REVENGE, Обзор постройки
Гальюн - платформа, пристыкованная к корпусу корабля в носовой части на уровне (как правило) верхней палубы (опердека).Фактически платформа гальюна является продолжением основной палубы.

Гальюн появился на галеонах, как "наследие" от галер, которые имели специальную платформу для абордажной команды в носовой части над тараном. Соответственно, и гальюн галеона изначально предназначался для размещения воинов в бою.

До середины 16 века гальюн представлял собой платформу со сплошной палубой, уложенной на поперечные брусья - бимсы, врезанные в княвдигед - выдающийся переди форштевеня фигурный брус, на конце которого крепят носовую фигуру ( "княвдигед" - knee of head - "опора для носовой фигуры")

Платформа гальюна размещалась встык (иногда внаклад) к носовой части корабля - бикгеду.В платформе имелись проемы для прохода "головы"(верхушки) стема(форштевеня), который служил опорой бушприта и вулингов бушприта - вязки троса, притягивавшего бушприт к княвдигеду.По бокам платформа имела ограждение, являвшееся (по-сути) продолжением обшивки борта.

Со второй половины 16 века сплошную платформу, которая вкупе с ограждением образовывала "бассейн", быстро заполнявшийся водой, стали заменять решеткой, обеспечивавшей быстрый сток воды.

Решетку гальюна изначально монтировали из брусьев, которые крепили в шахматном порядке на бимсы гальюна.

Пользователь добавил изображение

Позднее, когда изменилась форма и конструкция гальюна, на княвдигед стали ставить шпангоуты - гед-тимберсы; по верху гед-тимберсов укалдывали бимсы, на которые монтировали решетку.Решетку стали делать из рустеров (клетчатой люковой решетки)и отдельных секций, что позволило делать решетку не ровной, а с продольным изгибом, соответсвовавшим изгибу княвдигеда.Между гед-тимберсами ставились продольные связи - ригели.

С конца 16 века на гальюне стали оборудовать отхожие места для низших чинов, устанавливая "унитазы" - штульцы.Отсюда обобщающее название корабельного туалета - гальюн.

С 18 века на гальюне появляются нагель-планки для обтяжки такелажа парусов бушприта.

Таким образом, правильным (для Ривенджа) будет следующее исполнение гальюна.

Пользователь добавил изображение

Впереди носовой переборки находится бикгед - носовая часть опердека.
Над его передней частью поднимается верхушка форштевеня.
В самом бикгеде (или в носовой переборке, что менее предпочтительно) имеется отвестие для прохода бушприта. Бушприт ставили справа от фок-мачты и стема.

Впереди стема идет княвдигед.В его верхнюю плоскость врезаны поперечины - бимсы.

Решетку можно изготовить отдельно...примерно так, как показано на рисунке.При этом следует учесть что концы брусов решетки должны находиться над бимсами.

Пользователь добавил изображение
Галеон сэра Фрэнсиса Дрейка Revenge, Первый корабль с нуля
Цитата
Андрей пишет:
У Сабатини много противоречий. То они одним кораблем города захватывают без проблем. А то с трудом двумя эскадрами Картахену берут. А в книге Удачи капитана Блада какой-то самозванец на одном корабле Картахену ограбил. В Хрониках или Удаче они Гавану не рискуют атаковать.

Мне особенно нравится эпизод, когда после захвата Синко Льягоса команда Блада дает бортовой залп из всех пушек...при том, что пушек вдвое больше, чем членов команды...
Еще одна версия галеона Сан Джованни Батиста, Попытка доведения до ума модели из патворка Деагостини, при помощи очумелых ручек.
С описанием  такелажа XIIV века в доступной русскоязычной или переведенной литературе действительно засада. Реально в широком доступе можно назвать Курти, Мондфельда, Хоккеля, Марквардта и Андерсона. Курти и Мондфельд - это скорее энциклопедические сборники, т.с. "галопом по европам" и их книги, скорее, можно использовать для понимния общего устройства той или иной части корабля, а получив наименование искоиого узла уже вести поиск более подробной информации.

хоккель в книге "Постройка моделей судов 16-17 веков" дает сжату (но минимально достаточную) характеристику всех основных снастей такелажа, частенько "списывая" у Андерсона.

Марквардт достаточно подробно описывает рангоут, такелаж и паруса XIIIV века.Однако у него можно найти отрывочные сведения по концу XIIV века.

Таким образом, основным "источником знаний" по такелажу XIIV века остается Андерсон.

Что касается горденей (в особенности многошпрюйтовых, использовавшихся до 1650 года), то даже Андерсон высказывает сомнения по достаточности имеющейся по данной снасти информации. Он утверждает, что имеется единственное хорошее описание "работающего" способа установки горденей в книге "Treatise on Rigging", но и это описание не сходится с тем, что изображено на картинах художников XIIV века ( а картинные гордени(по мнению Андерсона) работать в том виде, как их изображают, не могут).

Итак, согласно указаному источнику, было два юферса, соединеных между собой шпрюйтом. Через отверстия юферсов проходили по три шпрюйта, концы которых крепились к верхней части боковой шкаторины паруса, образуя анапути многошпрюйтовые гордени.
При этом, по мнению Андерсона, 6-ти шпрюйтовые анапути от каждого из юферсов крепились к парусу с обеих сторон  (с передней и задней).Кроме того, шпрюйты напередней стороные паруса ставили выше (ближе к ноку) чем на задней стороне.

А вот дальше описан нюанс, на который мы, как-то не обращаем внимания, когда читаем, а потом удивляемся, глядя на модели.

Шпрюйт, соединяющий юферсы проходит через нижний шкив комель-блока, который образует тали вместе с верхним одношкивным таль-блоком, который подвешивали на шкентеле на ТОП СТЕНЬГИ (!).К стропу верхнего блока крепили талреп, который проводили через верхний шкив комель-блока, потом через шкив таль-блока и вели вниз на палубу.

На большинстве же изображений XIIV века более или менее четко видно, что таль-блок многошпрюйтовых горденей подвешен под марсом, скорее всего на огоне штага.

Пользователь добавил изображение

Но затем Андерсон делает заявление, которое (по-моему) является либо его заблуждением, либо ошибкой переводчика.Во всяком случае, оно звучит не логично.
Андерсон пишет:

"...На первый взгляд проводка под марс является плохой, т.к. трудно получить достаточное расстояние хода комель-блока, чтобы подтянуть парус к рею, но мы должны помнить, что в те дни, было обычным опускать рей передсворачиванием паруса, даже на нижних прямых парусах.Все, что могло понадобиться, так это спустить рей с многошпрюйтовыми горденями, что автоматически собрало бы парус.

Вероятно, проводка к топу стеньги была введена с четкой целью - избежать необходимости опускания реев и можно связать ее с введением пертов, которые предназначались для облегчения сворачивания паруса наверху..."

Отсутствие логики я усматриваю в том, что проводка нок-горденей к марсу или гораздо выше - к топу стеньги не отличается существенно в плане "автоматического" сворачивания паруса при опускании рея: в одном и в другом случаях весь комплекс горденей остается висеть на определенной высоте. Напротив, по-моему, при таком способе "выборки" горденей парус окажется подтянутым к рею гораздо раньше, чем рей опустится к палубе и придется распускать тали горденей...Т.е. получаются лишние операции, усложняющие процесс.
А если гордени выбрать до опускания рея,то придется подвязать парус и отсоединить шпрюйты от паруса...или при опускании рея попускать тали горденей.

наконец, если все же предположить, что гордени выбирались "автоматически" при опускании рея, то не понятно - зачем нужны тали горденей ?! Ведь шпрюйты можно было бы подвесить на простом тросе...и не обязательно аж к топу стеньги.

Таким образом, напрашивается вывод: конструкция горденей и место их крепления никоим образом не связана со способом уборки паруса путем опускания рея.Нет логического обоснования и креплению талей многошпрюйтовых горденей к топу стеньги.
Единственным полезным качеством многошпрюйтовых горденей может служить то, что они подтягивали к рею практически всю боковую шкаторину паруса.
Еще одна версия галеона Сан Джованни Батиста, Попытка доведения до ума модели из патворка Деагостини, при помощи очумелых ручек.
Цитата
Morf_2k7 пишет:
крепление блоков для гарденей под марсовой площадкой, присуще всем кораблям, как английской постройки так и голландской? Если память не изменяет (просто нет под рукой данной книги) то в книге Хокеля направляющие блоки гардени крепились на драйрепе или на петле штага.

В рассматриваемый период голландские верхние блоки  (комель-блоки) для обтяжки горденей подвешивали на шкентеле (отрезке троса) к петле (крагу) штага на топе мачты.
Английская  проводка горденей отличалась наличием блоков под марсом рядом с передней краспицей.
Хотя, если откровенно - вопрос проводки горденей следует рассматривать применительно к конкретному кораблю, по-скольку (по мнению Андерсона)нет вразумительного описания горденей до 1650 года (когда многошпрюйтовые бык-гордени были вытеснены простыми), а картины, изображающие корабли того периода в большей части грешат не верно прорисоваными горденями, которые при реконструкции по картине не могут работать.
Кстати, именно отказ от многошпрюйтовых бык-горденей, которые позволяли сворачивать парус путем опускания рея, повлекли появление пертов, на которых могли стоять матросы, сворачивая парус на неопущенном рее.
Ликбез по рангоуту и такелажу., Краткое описание отдельных узлов и деталей рангоута, такелажа и прочего на паруснике для начинающих моделистов.
Что бы закончить вопрос с подвеской реев прямых парусов (вопросы с фалами рю и гафельных реев я планирую рассмотреть отдельно, посвятив раздел всему бегучему такелажу косых продольных парусов задней мачты корабля), следует сделать еще несколько пояснений.

ПОДВЕСКА БЕГИН-РЕЯ (КРЮЙС-РЕЯ).

У парусников принято распознавать мачты следующим образом:

- одна передняя - фок (нем.) или фор(англ.) мачта;
- одна или несколько средних (главных) - грот (нем.) или мэйн (англ.) мачт;
- одна задняя - бизань(нем.) или мизен (англ.) мачта.

Не следует путать бизань четырех мачтового корабля (шхуны или барка), имеющих две грот мачты со старинным галеоном или каракой, несущих позади бизани дополнительную бонавентур-мачту, существовавшую примерно до 1625 года (иногда ее называют бонавентур-бизанью или второй бизанью).
Бизань как правило, несет на нижней мачте(иногда, также и на стеньге) косой латинский парус или гафельный парус и прямые паруса на стеньгах.

Преимущество продольных парусов в том, что они позволяют судну более эффективно лавировать (идти галсами), т.е определяют его маневренность. Рассматривая старинные изображения можно заметить, что на грамотно исполненных картинах, корабли в бою или в порту не несли нижних парусов - грота и фока (они считались штормовыми и применялись чаще всего при мощных ветрах, не позволявших поднимать марсели и брамсели).Маневрирование осуществлялось на бизани (наименование нижнего паруса бизань-мачты) и марселях с брамселями (прямые паруса стеньг).

Бонавентур-мачта оборудовалась латинским парусом на рю-рее и называлась "мачтой хорошей погоды", т.е. являлась дополнением бизани для улучшения маневренности.

Однако, в данном контексте нас интересует нижний поперечный рей бизань-мачты.
Он назывался бегин-рей и, чаще всего, не оборудовался парусом (так называемый "сухой рей"), т.к. будучи поставленным нижний парус бизань-мачты не сможет эффективно работать при наличии косого паруса.

Иногда бизань-мачту называют крюйс-мачтой.
Разница в названиях как раз и зависит от наличия бегин-рея : если рей подвешен на нижней мачте, то реевое вооружение мачты считается полным и мачта называется КРЮЙС-мачта; если бегин рей не установлен, то реевое вооружение мачты неполное и мачту следует именовать - БИЗАНЬ-мачта (хотя в среде русскоязычных моделистов не делают различий именуя заднюю мачту и крюйс и бизань мачтой).

Забегая вперед, следует пояснить происхождение термина "крюйс", что в переводе с немецкого обозначает "крест".
В конце 17 века на бегин-реях брас-блоки (которые до этого ставили на шкентелях) стали крепить непосредственно к нокам реев,а сами бегин-брасы (снасти, отвечающие за поворот рея относительно мачты) проводить крестообразно: левый - к правому борту, а правый - к левому. От такой проводки рей получил название "Kreuzrah"- "крест" или крюйс-рей.

Примерно до 1770 года в английском флоте бегин-рей крепили к мачте простым "двухрядным"(в две линии тросов с ракс-клотами) ракс-бугелем (по типу ракс-бугеля блинда-рея), а позже перешли на тросовый бейфут. Французы же долгое время использовали ракс-бугель.

Бегин-рей, как уже говорилось, паруса не нес и потому не нуждался в периодическом опускании к палубе. По-этому он не имел фала и крепился в поднятом состоянии с помощью "борга". В случае необходимости рей опускали с помощью грузовых мачт-талей.


БОРГ.

Мы уже упоминали в своем повествовании борг (борг-строп).Эта снасть появилась для добавочной страховки реев в поднятом положении в 1770 году.Рей с парусом (нижний) может весить более полу-тонны и фалы или гардели не могут обеспечить надежного его крепления в поднятом положении.
Борг представляет собой определенным образом сформованную петлю из троса, огибающую топ мачты и опущенную под марс через специальный проем в передней части его площадки (между лонга-салингами).В самой нижней точке этой петли ввязан коуш (кольцо).
В средней части рея (напротив коуша петли) ставился специальный строп - кренгельс, также имевший коуш. После подъема рея между коушами петли и кренгельса проводили несколько шлагов (витков) талрепа и обтягивали.Затем фал гарделей попускали и рей оказывался подвешенным на борге.
На континентальных судах борг проводили вокруг топа мачты, поверх огона штага, но опуская его под марс пропускали внутри огона. На английских судах борг подвешивали по верху эзельгофта мачты, где для этого стояла специальная наделка с кипами (канавками).

Бегин-рей крюйс(бизань мачты), как мы уже знаем также подвешивали на "борге" еще до введения последнего на фок и грот мачтах.
"Борг" бегин-рея отличался тем, что его петля, огибавшая топ мачты проходила через блок, укрепленный на середине рея вместо кренгельса с коушем.
После 1770 года, т.е. после распространения гарделей, вытеснивших драйрепно-талевые фалы реев, бегин-рей стали подвешивать на таком же борге, как и фок и грот-реи.


ГАРДЕЛЬ (ГАРДЕЛЬНЫЙ ФАЛ РЕЯ).

Наконец, что бы закончить рассказ о подвеске реев прямых парусов, расскажу о гарделях.
Уже говорилось, что гардели в последнюю четверть 18 века вытеснили (в особенности на нижних реях больших судов) драйрепно-талевые фалы реев.
Принципиальное отличие гадельного фала от драйрепно-талевого заключается в том, что тали фала, состоявшие из фал-кнехт и фал (гардель) блока, находившиеся позади мачты у палубы, перекочевали к рею.
Фал(гардель)-блоки стали крепить непосредственно к рею, вблизи его середины.Теперь их называли "нижними (малыми) гардель-блоками(блоками гиней)".
Вместо фал-кнехта появились "верхние(большие) гардель-блоки(блоки гиней)" которые крепились на специальных шкентелях к топу мачты и свисали под марс.
Драйреп фала - "гардель" крепили рею рядом с блоком (если он имел меньше шкивов, чем блок на шкентеле) или к шкентелю верхнего гардель-блока , если блоки имели равное число шкивов, проводили через гардель блоки, а затем опускали позади мачты к палубе, где обтягивали дополнительными талями, либо проводили через блок, укрепленный на обухе к палубе и крепили на нагель-планке, либо просто крепили на кофель-нагельной планке..
Тали, образованные гарделями и гардель-блоками иногда называют "гинями".
Гардель блоки являются наиболее большими на корабле и имеют от 1 до 3 шкивов.
К примеру, английские линейники 1го ранга в 18 веке имели гини с верхними трех и нижними двух-шкивными блоками. Корабли 2го и 3го рангов имели двух-шкивные гардель блоки; 4 и 5 ранги несли на реях одношкивные, а на шкентелях - двухшкивные гардель-блоки.

Гардели могут быть не только двойными (с парными гардель-блоками), но и одинарными (такие например, можно встретить на кораблях  17 века, а в 18 веке одинарными гарделями поднимали марса-реи).

Одинарный гардель состоял из блока, укрепленного на рее, через который проводили гардель, крепившийся к топу мачты (или к блоку, подвешенному на шкентеле к топу,Далее гардель проводили через верхний блок под салингом и опускали к палубе.
В 18 веке практиковался вариант с двухшкивным блоком на рее и двумя блоками под салингом.Гардели велись перекрестно через блок рея, затем через блоки под салингом и вниз к палубе.

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Подвеска нижнего рея
Пользователь добавил изображение

Подвеска марса-рея
Пользователь добавил изображение
Ликбез по рангоуту и такелажу., Краткое описание отдельных узлов и деталей рангоута, такелажа и прочего на паруснике для начинающих моделистов.
ФАЛ РЕЕВ БУШПРИТА.

Уже указывалось, что бушприт также нес прямые паруса.
В течение всего 17 века и после под бушпритом подвешивали рей с парусом - блиндом.Кроме того, на больших судах и на большинстве малых на конце бушприта ставили маленькую мачту - блинда-стеньгу, которая несла прямой парус - бовен-блинд.
После 1655 года над бушпритом появляется косой треугольный парус - стаксель ( упрощенное от "штаг сейл", т.е. "парус на штаге".
Около 1700 года на бушприте появляется "стеньга" - утлегарь, который вытесняет блинда-стеньгу.Вместо бовен-блинда появляется косой треугольный кливер на специальном тросе - кливер-леере. После 1750 года блинда-стеньга не встречается на новых парусниках.


Блинда-рей подвешивали под бушпритом (как правило) чуть впереди фока-штага.До начала 17 века блинда-рей был съемным и хранился (когда был не нужен) на гальюне.Для подвески рея применяли и ракс-бугели, и тросовые бейфуты.
С середины 17 века, когда блинда-рей оставляют под бушпритом на постоянной основе, для его подвески применяют тросовый борг - определенным способом проведенный трос, огибающий поочередно бушприт и рей.

Тросовый бейфут(борг) блинда-рея
Пользователь добавил изображение

В начале 17 века блинда рей имел драйреп, который велся через блок на ноке бушприта к носовой переборке, на которой были основаны фал-тали. После 1625 года фал тали основывали непосредственно на бушприте: блоки стояли на ноке бушприта и на самом рее; фал шел от нока к рею, затем опять к ноку и через блок на гальюн.

Пользователь добавил изображение

Встречается также трехсоставной фал-таль блинда-рея с лонг-такель-блоком.
Пользователь добавил изображение

В некоторых случаях на моделях можно увидеть "глухой" фал-таль: вместо блоков на ноке бушприта и на рее стоят коуши (кольца) между которыми несколько раз пропущен, обтянут и закреплен фал.

Бовен-блинда-рей на блинда-стеньге подвешивали на простом ракс-бугеле,как брам-реи.

Фал бовен-блинда-рея проводили через шкив-гат со шкивом в топе стеньги и обтягивали талями на марсе блинда-стеньги.

Фал бовен-блинда-рея
Пользователь добавил изображение
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 06.04.2015 21:49:50
Ликбез по рангоуту и такелажу., Краткое описание отдельных узлов и деталей рангоута, такелажа и прочего на паруснике для начинающих моделистов.
Продолжая разговор о бегучем такелаже парусного судна,хочу в который раз обратить внимание читателя на то, что в данном обзоре я даю наиболее обобщенную информацию, охватывающую основные возможные варианты устройства снастей такелажа, без привязки к определенному времени и месту постройки корабля (более точно позиционируя снасть только в случае принципиальных отличий от других вариантов).
Моя цель - дать начинающему моделисту начальную информацию об наименовании, устройстве и принципе действия той или иной снасти.Владея этими знаниями и строя модель конкретного корабля, моделист сможет уже более предметно осуществлять в книгах или в интернете поиск необходимой, более предметной информации.

По собственному опыту для начинающего моделиста, из книг, описывающих такелаж, могу порекомендовать:

О.Курти "Постройка моделей судов"
Мондфельд"Модели исторических судов"
Р.Хоккель "Постройка моделей судов 16-17 веков"
Р.Андерсон "Такелаж и рангоут 17 века"
Марквардт "Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века".

Эти книги можно отыскать и скачать в сети, причем в русском переводе.
Предпочтение следует отдать Андерсону и Марквардту.
Хоккель и Мондфельд - сублимация отдельных материалов из Андерсона и Марквардта, правда имеющие более вразумительные иллюстрации (особенно Мондфельд).

Можно также порекомендовать серию альбомов Л.Петерсена "Rigging"("Такелаж"),посвященных такелажу отдельных типов кораблей (в частности, трехпалубному фрегату и малым одномачтовым судам: шхуне, куттеру...).Альбомы содержат отличные схемы устройства и проводки отдельных снастей такелажа).

----------------------------------------------------------------------------
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ (продолжение).

ОБОРУДОВАНИЕ РЕЕВ.

Мы уже говорили, что рангоут служит для подъема парусов, являющихся основным движителем парусного корабля. И если мачты являются всего лишь башнями, на которые паруса поднимают, что бы расположить один на другим, увеличивая, тем самым, парусность (площадь парусов), то растягивание паруса и управление им осуществляется на реях - поперечных деревьях рангоута.
По относительному расположению реи делят на поперечные (несущие основные,прямые паруса) и продольные (несущие так называемые, косые паруса - "латинские" или гафельные).
Кроме того, реи подразделяются по месту, занимаемому на мачте: реи нижних мачт (или фок, грот, бизань-рей(последний еще именуют бегин-реем)); реи стеньг, именуемые марса-реями (н-р: грота-марса-рей); реи брам-стеньг - брам-реи и реи бом-брам-стеньг - бом-брам-реи.
Реи прямых поперечных парусов бушприта именуют по названию соответствующего парус: блинда-рей (на бушприте ), бовен-блинда-рей (на утлегаре или на блинда-стеньге бушприта).
Реи косых продольных парусов, стоящих, как правило, на задних мачтах именуют: для "латинского" паруса - рю-рей; для гафельного - гафель(верхний рей) и гик(нижний рей).

Принципиальной разницы между оборудование реев нет, разве что существенно отличаются реи косых парусов.

Рассмотрим для начала реи прямых парусов,устанавливаемые на мачтах поперек оси корабля.

Реи прямых парусов имеют веретенообразную форму с утолщением в центре. Изготавливаются из подходящих по размеру прямых кусков древесины, в зависимости от длины - из цельного или нескольких.Изначально, длинные реи делали из двух деревьев,наложенных друг на друга в средней части и связанных веревочными вулингами.Позже длинные реи стали набирать из нескольких брусьев, сплоченных в единое дерево и объединенных специальными замковыми соединениями и тросовыми вулингами или металлическими бугелями.

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение


С развитием конструкции, на реях стали делать восьмигранное утолщение - батенс в средней части (оно предотвращало рей от проворачивания) и специальные деревянные наделки - "стоп-клампы", препятствовавшие смещению тросовых огонов и шкентелей.Крюко-образные клампы - "ловушки" ставили в средней части - они ограничивали смещение снастей, отвечающих за крепление рея к мачте.Треугольные стоп-клампы ставили недалеко от краев - ноков рея, где они препятствовали смещению углов паруса и угловых снастей к центру рея.

На рее крепили направляющие блоки различных снастей бегучего такелажа.
В средней части между стоп-клампами крепился ракс-бугель или бейфут, которыми рей был присоединен к мачте (стеньге); фалы рея, служившие для подъема/опускания рея (позднее вместо фала стали крепить нижние гардель-блоки); также с появлением борга - специальной петли, которой поднятый рей крепили к топу мачты(стеньги), его также крепили в центральной части рея.

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Далее в направлениях к нокам реев крепили направляющие блоки для проводки шкотов, гитовов, бык-горденей.
На ноках размещали блоки топенантов, шкотов (или же вместо шкотового блока, который обчно объединяли с топенант-блоком, имелся шкив-гат (прорезь) со шкивом для проводки шкота.Далее шли браса-блоки и галса-блоки на коротком или длинном шкентеле и блоки нок-горденей.Кроме того, на реях могли крепиться специальные рей-тали, служившие для обтяжки такелажа реев и парусов.

В конце 16 века, когда для постановки паруса реи перестали опускать к палубе (марсу или салингу) на реях появились перты - специальные тросы, проводимые от ноков к середине рея и крепившиеся на длинных нижних реях специальными промежуточными тросовыми шкентелями - подпертакми.На пертах стояли матросы, работавшие с парусом.Чтобы они могли свободно перегибаться через рей, перты располагались не далее 3 футов - 90 см) от рея.
По верху рея иногда прокладывается леер, к которому матросы крепят страховочные ремни.




РАКС-БУГЕЛЬ.ТРОСОВЫЙ БЕЙФУТ.

С начала 17 века реи крепят к мачтам при помощи ракс-бугелей - прсипособления из шариков - клотней, нанизанных на тросы и разделенных между собой пластинами - слизами, два три раза обернутым вокруг мачты и закрепленным к рею. Благодаря ракс-бугелю рей удерживался у мачты и имел возможность перемещаться вдоль нее вверх/вниз и поворачиваться относительно мачты.
Ракс-бугели были распускаемые и глухие(нераспускаемые).
Распускаемый ракс-бугель имел тросы с шариками сведенные в узлы по краям.Один узел намертво крепили к рею, ко второму узлу крепили трос, который пропускали через петлю (коуш) закрепленную на рее и опускали вниз к основанию мачты, где обтягивали на утке. Послабляя трос, ракс-бугель распускали, как поясной ремень, что облегчало работу с реем.

Пользователь добавил изображение

Нераспускаемый ракс-бугель использовали в основном на стеньгах, имевших малые перепады диаметра по длине.

Пользователь добавил изображение

Во второй половине 18 века ракс-бугели стали менять на тросовые бейфуты - в принципе, это было подобие распускаемого ракс-бугеля, но без шариков и пластин - трос дважды огибал мачту.

ФАЛ РЕЯ.

Фал рея служил для подъема/опускания рея.
Фактически, "фал рея" - обобщающее наименование снасти.Конструктивно она может быть драйрепно-фалов-талевой  или гардельной.

Трос фала - драйреп крепился к рею (на нижних реях было два драйрепа, на верхних один).Затем драйреп проводили через направляющий шарнир на мачте и опускали к основанию рея, где обтягивали на специальных фал-кнехтах.

В качестве направляющего шарнира драйрепа нижних реев на континентальных судах использовали эзельгофт, который имел полукруглый верх ("верблюжий горб"...хотя немецкое слово "эзельгофт" означает - "ослиная голова" - эту фигуру континентальный эзельгофт напоминает сбоку). По верху эзельгофта прорезаны продольные канавки - кипы и просверлены отверстия, через которые и проводят драйрепы.

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Английский эзельгофт имел вид кирпича. Драйрепы на англиских судах проводили через шкивы в чиксах (опорах салинга) либо через блоки, подвешенные под салингом у мачты.

Ходовой конец драйрепа опускался к палубе примерно на 2/3 ее длины.В его конец ввязывли многошкивный (2-3 шкива) гардель-блок. Вторым "гардель-блоком" являлся такой же многошкивный блок, укрепленный гаком на обухе в палубе или фал-кнехты, установленные сзади-сбоку (слева и справа) от мачты на главной палубе( по-этому, зачастую, мы видим, что тали фалов рея (гардели) уходят с бака и юта под палубу через отверстие в световом люке.

Пользователь добавил изображение



Фал-кнехт, стоящий, как правило на главной палубе (т.е. под палубами бака и юта...талреп таля  образуемого между фал-кнехтом и гардель-блоком, как правило проходит через отверстие решетки светового люка позади мачты).Этот талреп именовался фалом (при драйрепно-фал-талевом фале рея)

Пользователь добавил изображение


Пользователь добавил изображение

На фал-кнехте обычно должно быть на один шкив больше, чем на гардель-блоке...
Как правило, на больших кораблях гардель-блок имел три шкива, а фал-кнехт - 4...на гроте.На фоке: 2/3...

Позднее (при гардельном фале рея) гардель-блоки стали крепить к рею и салингу,т.е. гардель основывали непосредственно у рея. В этом случае, фал после гарделей проводили через те же "шарниры", опускали к основанию мачты и обтягивали талями, но уже на одно-двухшкивных блоках.

Пользователь добавил изображение

Фал марса-рея также был парным.Драйрепы проходили через блоки, подвешенные под салингом, и велись к русленям, где обтягивались талями.

Фал брам-рея был одинарным.Драйреп велся через блок под салингом, вдоль мачты под марс, а затем через вант-клотни (кольца для тросов такелажа, привязываемые к вантам) вдоль вант к кнехту на внутренней стороне фальшборта: фал брам-рея - к правому борту; фал бом-брам-рея - к левому борту.
Как вариант, фал брам-рея обтягивали талем, основанным на салинге стеньги, а талреп опускали вдольвант к кнехту на борту .
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 06.04.2015 21:30:35
Страницы: Пред. 1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 ... 58 След.