Я совсем не планировал открывать стройки на каждую свою следующую модель, можно ведь как большой мальчик, строить модели без надзора взрослых и опытных коллег. Но две недели сидения над кучей деталей все-таки поменяли мое мнение, эта стройка нужна мне, хотя бы для того, чтобы упорядочить процесс и матчасть. В стройке будет своеобразная ирония, и заключается она в том, что если обычно мы берем новую модель, собираем и состариваем ее, то в данном случае мы возьмем кучу старых моделей и попытаемся собрать из них хотя бы пару новеньких Виллисов. Новеньких, заводских, упакованных в ящики Виллисов. Короче, как завещали дальневосточные продавцы авто. Все лавры в реализации этой идеи безусловно принадлежат товарищу Anryal (https://karopka.ru/community/user/22758/?MODEL=576640), но это не значит, что я брошу идею собрать для своей коллекции такой же вариант Виллиса.
Теперь, к более историческим источникам: Во-первых, есть несколько черно-белых фотографий упакованных джипов, я обозначу их по номерам, чтобы было проще делать отсылки к конкретным фотографиям, а не постить их каждый раз.
И чуть более свежие фотографии, на которых, похоже, оригинальный Виллис, который провел некоторое время в подобном ящике.
И самое ценное - оригинальная инструкция по сборке Виллиса из ящика(искаробка, как мы любим).
Изучение всех этих источников принесло результаты, в некоторых местах - противоречивые. 1) Рама лобового. В первом случае путешествовала снятой с капота, укладывалась в переднюю часть ящика, продевалась "через" бампер. Где располагалось само лобовое - не понятно.(Фото А1-А4) Во втором случае - все просто - лобовое с рамой оставались на своем месте(инструкция по сборке) Брезентовый чехол на фотографиях А5 и А6 вероятно появился позже, а не был в 'комплекте базовой поставки'. 2) Каркас тента. В первом случае - снят и уложен в кузов, во втором - оставлен на своем месте. 3) Шанца и маркировок на джипах не было, с маркировками понятно, они рисовались при попадании в военное подразделение, с шанцем - не понятно, но - его просто нет, и все на этом. 4) Руль и колеса ехали в кузове. Под передней аркой в деревянном ящике ехал аккумулятор. 5) Ручки на кузове - задние снимались, для уменьшения габаритов кузова, боковые, как видно на фотографиях - опять, на А1-А4 - отсутствуют, далее - присутствуют. 6) Так же из прочтения инструкции выясняется, что все запчасти с задней панели демонтировались, так же для уменьшения габарита. Стойка для запасного колеса, задний бампер, буксировочный крюк и стойка для канистры. Канистрой, похоже, джип не комплектовался. Не ясен момент, почему на фотографиях А1-А3 капот не закреплен на своем месте и там виднеется зазор. Насчет покраски - отлично видно, что рама и кузов выкрашены в один цвет.
Теперь про "исходники". В исходниках у меня аж 4 Виллиса разной степени ужасности.
1) Неначатый италовский "коммандо кар", который от нормального отличается дырявой радиаторной решеткой, отсутствием нормальной рамы лобового стекла(рама есть, но в комплекте нет остекления), а так же кучей пулеметов, свертков и ящиков, которые в дело не пойдут. 2) Мой старый италовский Виллис, склеенный дихлорэтаном, покрашенный кистью, 20 с лишним лет простоявший на полке, брошенный в крота, разобранный... и после этого всего в целом не пригодный для чего-либо... Все что от него можно использовать - пойдет на донорство.
3) Тамиевский(возможно) Виллис моего товарища, который сохранился и отмылся намного лучше, в основном потому что склеен был нормальным модельным клеем. 4) Тамиевский Виллис, любезно предоставленный Юрием Зуйко. Вот из всех доноров, разбирать и отмывать его было жальче всего, потому что собран он был опытным моделистом, а не школьником. Из всего это я планирую собрать как минимум 2 Виллиса в ящиках, а если повезет, то может даже три. Все зависит от состояния ходовых, потому что они все еще разобраны не до конца.
Сборка планируется в параллель, примерно как описывает италовская инструкция - кузова отдельно доводим до ума, ходовые - отдельно, а потом собираем всё вместе.
Начал с кузовов, и если нулячий Итал надо просто аккуратно склеить, то тамиевские детали надо пошкурить и зачистить. Плюс, у всех двух(трех? - вы часто будете это видеть, пока не станет ясно, сколько ж моделей я строю) Виллисов я срежу стойку для запасного колеса,потому что ее не было у коробочных Виллисов.
Кстати! На днях откопал Виллис от Монограм, который шёл в комплекте с грузованом М-34. Это тихий ужас, а не Виллис! Но кое-что можно пустить на органы.
Хотите усложнить себе жизнь - спросите меня как. Это про стройку. Можно было бы взять нулячий тамиевский Виллис и за 2 вечера его собрать. Как я и хотел изначально, обменяв Италовский исходник. Но нет.
В общем, работа идет медленно из-за дровяных (в основном) италовских исходников и их б.у. природы. Убедился, что исходник №3 это тоже Итал, все косяки 1 в 1 совпадают с "Коммандо каром".
Сейчас все основные работы были вокруг радиаторной решетки Коммандо Кара. Как говорится, есть два стула...
Дырявая решетка Коммандо Кара и сломанная решетка старого Итала. Хотел аккуратно вырезать все прутья и вклеить на место, но пластик очень хрупкий и они сломались. Пришлось изобретать велосипед из тянутого литника.
Плюс, у Италовской модели косяк с решеткой, на оригинале крайние прорези имеют меньший размер, чем остальные. Пришлось исправлять и это.
Далее, есть вопросы к тому, как стыкуется деталь с приборной панелью+задний край капота. На Италовских моделях слева щель 0,5мм, справа щель 0,25мм. Капот встает на свое место тоже... так себе.
Руль у Италовской модели слишком грубый и не похож на себя. Вопрос - если руль снять, что будет на конце рулевой оси?
Алексей, я поддался на "виллисоманию" и тоже пытаюсь из нескольких старых обломков собрать целый. Тоже, по-видимому, смесь отмытых тамиевских и италовских произведений. Относительно стыка торпедо с боковинами корпуса (что Вы показываете в последнем посте на фото 3-4-5 снизу) - та же проблема. Поскольку должна быть просто равная щель с обеих сторон - наклеил листочки тонкого пластика (0,3 мм) на боковинки торпедо после его приклайки к корпусу, выравнивая по нижнему краю до образования нужной щели. После высыхания и предварительной шпатлевки шкуркой вывел скруглённую часть до образования нужного рельефа. В конечном итоге вполне приемлемо получилось.
Андрей Козлов написал: Алексей, я поддался на "виллисоманию" и тоже пытаюсь из нескольких старых обломков собрать целый. Тоже, по-видимому, смесь отмытых тамиевских и италовских произведений. Относительно стыка торпедо с боковинами корпуса (что Вы показываете в последнем посте на фото 3-4-5 снизу) - та же проблема. Поскольку должна быть просто равная щель с обеих сторон - наклеил листочки тонкого пластика (0,3 мм) на боковинки торпедо после его приклайки к корпусу, выравнивая по нижнему краю до образования нужной щели. После высыхания и предварительной шпатлевки шкуркой вывел скруглённую часть до образования нужного рельефа. В конечном итоге вполне приемлемо получилось.
Да я тоже насовал в щели пластика, жду пока просохнет клей. Потом буду шпаклевать. В целом, сейчас вся работа сводится к ожиданию высыхания клея и щпаклевки. Судя по фото, место стыка торпедо с боковинами надо вывести в идеально гладкую поверхность.
Так же посмотрел фото реальных машин, с капотом похоже все правильно, там нет идеального прилегания боковин капота к крыльям.
Что хорошо с Виллисом - есть куча хороших фотографий в доступе.
Еще я позволю себе полениться и не буду доводить деталировку приборной панели. Вообще, не люблю делать сусликов - когда деталировку не видно, а она есть. Хотя конечно в данном случае приборка это не суслик, но доделывать все равно очень не хочется.
Нет, Алексей, мы с Вами "перпендикулярными курсами" идём. Вы пластик подсунули в щели, а я наклеивал тонкий пластик внахлёст, поверх "кривых" боковинок торпедо. В результате путём стачивания удалось вывести вровень торпедо со стенкой корпуса, а необходимые щели между ними остались "сами собой": наклеенный пластик до кузова чуть не достаёт. Ну, чем больше опробованных путей - тем больше возможностей в дальнейшем!
Прибыла кавалерия - еще один б.у. Виллис от Zaxar 157. Отправил его плавать в кроте. Виллис, конечно же.
Заклеенные и зашпаклеванные кузова:
Дальше, немного интригующая новость. Я решил поспрашивать Квинта студию, не планируют ли они выпустить свою 3Д интерьеры для Виллиса. Они сказали, что идея интересная и они добавили ее в планы. Так что, буду надеяться, что они смогут реализовать приборку для Виллисов в ближайшее время, она тут будет очень хорошо смотреться. Либо придется затягивать сборку и ждать выхода набора.
Теперь насчет рулей. Насчет "неправильности" италовского руля я ошибся. Достаточно загуглить Willys MB steering wheel. Видимо рули отличались между заводами, где выпускали джип. Тем не менее, половина рулей из донорских наборов все равно пришла в негодность после разборки, поэтому я попросил своего друга сделать 3Д модель по размерам и фотографиям "тамиевского" рулевого колеса, результат меня порадовал:
Собственно, по кузовным работам осталось еще кое-что сделать: приборная панель теперь "повисла в воздухе" в ожидании Квинты, рычаги кпп, сидения и разобраться с каркасом тента.
Пока я перешел на ходовую. Во-первых, ходовая от Юрия Зуйко вообще не разобралась, никак. Пока закинул ее снова в крот, может получится отделить колеса и не сломать оси.
Теперь главный вопрос. У меня нет понимания, как правильно разделить деталировку - где заканчивается ось, где начинается колесо. Для коробочного варианта точно придется что-то переделывать, но что именно - я еще не понял.
Иии, судя по тому, что я вижу в предыдущей ссылке, и что на этой фотографии, мне со стороны колеса надо просто высверлить центральную часть.
А вот диски с колодками вероятно придется конкретно доработать, у итала там просто обмылок пластика. Если я сломаю оси при разборе тамиевских доноров - то и там придется делать.
Алексей написал: Дальше, немного интригующая новость. Я решил поспрашивать Квинта студию, не планируют ли они выпустить свою 3Д интерьеры для Виллиса.
Вот это будет бомба!
Цитата
Алексей написал: Видимо рули отличались между заводами, где выпускали джип.
Нет. Было два типа рулей: ранний с тонкими спицами и поздний, у которого спицы были "обуты" в пластик. Помимо геометрии различались цветом пластика. Прилагаю свою же картинку из другого обсуждения.
Если потребуется что-то уточнить по матчасти - пишите. У меня есть где посмотреть основные моменты.
В салоне обратите внимание на вот эти подкрепления, их делает только Bronco, а другие производители почему-то нет. Деталь заметная. Я их обычно вырезаю из дошипластика. И есть момент: гипотенуза тут в виде кривой, а на послевоенных «гочкисах» - в виде двух сходящихся отрезков
Да конечно, но я сейчас в довольно неудобном положении - я не знаю, когда они реально выпустят их, и не знаю, в каком объеме - только центральную часть, или будет так же правая с бардачком и черными табличками, и левая, где были различные переключатели.
Если/когда выпустят, надо будет стачивать родные отливки, соответственно, сейчас нельзя клеить руль и передние сидения, иначе я туда потом не залезу наждачкой.
Цитата
Максим Россомахин написал: Нет. Было два типа рулей: ранний с тонкими спицами и поздний, у которого спицы были "обуты" в пластик. Помимо геометрии различались цветом пластика. Прилагаю свою же картинку из другого обсуждения. Если потребуется что-то уточнить по матчасти - пишите. У меня есть где посмотреть основные моменты.
Я вот со вчерашнего момента накопал сайт, где мужик расписывает основные отличия Виллиса и Форда(и ХочкиссМ201, заодно. Оказывается был "французский" послевоенный Виллис), вот мужик пишет наоборот - толстые пластиковые рули - ранний вариант, тонкие спицованные - поздний. Но на самом деле на мою конкретную стройку это никак не повлияет... Рули пришлось печатать из-за утери половины донорских рулей, и такую модель было проще сделать товарищу, который не особо хорошо владеет 3Д редактором. http://www.sacarr.co.uk/mymvs/jeep/m201mb/m201mb2.htm
Как я говорил, сейчас основная проблема - допиливание ходовых. Высверлить центральные отверстия в колесах это не проблема, а вот над осью и детализацией колодок придется посидеть подумать. Плюс, третья ходовая после еще одной ночи в кроте так и не отдала колеса. Вообще половина узлов ходовых поломалась при разборе и пришла в негодность, и это блин с 4 моделей.
Запиливание ходовых застряло на разработке 3д деталировки с тормозными дисками и прочей ерундой, которая прячется обычно за колесами.
Тем временем, я набрался наглости и поинтересовался у Квинты, когда в принципе можно ожидать выхода набора для Виллиса, а так же в каком объеме будет деталировка. Квинта честно ответила, что не знает, т.к. все эти вопросы на откупе у дизайнеров. Тем не менее, т.к. мне очень не нравилась ситуация с зависанием в воздухе работ над кузовом, я взял и сточил к черту всю приборную панель у италовских доноров, потому что в любом случае у Итала она просто отвратительная. Для сравнения, тамиевский донор, а фотографию реальной машины можно найти выше в стройке. У Тамии вероятно 100% попадание в деталировку, а у Итала - недоразумение какое-то. Хотя казалось бы, Италия намного ближе к послевоенной Европе и сотням б.у. Виллисов, чем Япония, а уж линейку найти вообще не трудно.
Короче - на Италовские приборные доски можно смело добавить 0,5мм ширины, чтобы они были ближе к оригиналу. Сделал из листового пластика "накладной" бардачок. Потом из тянутого литника сделаю набор рукояток слева и по центру, и дальше буду ждать результаты работы Квинта Студио. А если не дождусь, буду как всегда изобретать на коленке, из говна и палок.
Максим Россомахин, я не проигнорировал замечание насчет выштамповок, их просто не представляется возможным повторить. Потому что там где на реальной машине тонкий металл, выштамповки и ребра, у моделей - монолитный жирный пластик толщиной 1мм. На любой из текущих фотграфий видно, что исправить это можно только если вообще весь борт сделать из пив.жести, а я не готов к таким жертам.
С Тамиевским странная ситуация, не находит его даже в знакомых мне японских магазинах. Кстати, так и с Хасегавой. Боюсь, Вам следует или тщательно прошеристить магазины в поисках этих моделей, или попросить помощи у коллег в отдельной теме. Рускейл не советовал бы, по многочисленным отзывам товары оттуда можно ждать месяцами.
С Тамиевским странная ситуация, не находит его даже в знакомых мне японских магазинах. Кстати, так и с Хасегавой. Боюсь, Вам следует или тщательно прошеристить магазины в поисках этих моделей, или попросить помощи у коллег в отдельной теме. Рускейл не советовал бы, по многочисленным отзывам товары оттуда можно ждать месяцами.
Коллеги, нужна консультация по ходовой, а именно - что имел ввиду автор - обведенные отливки на осях - это упрощенные тормозные колодки, или колодки можно надеть рядом на ось, используя эти непонятные кругляши как упоры? Первая печать 3Д колодок вышла офигеть каким комом, модель отпечаталась ооочень криво, с нулевой детализацией и с косяками в размерах.
Кажется я нашел ответ на свой вопрос - это сильно упрощенные тормозные колодки, передние и задние.
Идет активная борьба за качество и детализацию 3Д печати. С 3Д моделью есть проблема, что часть размеров пришлось прикидывать на глаз.
Что должно получиться:
Передние
Задние
Распечатал пробный вариант передних и задних колодок. Есть нарекания по поводу детализации болтов, плюс колодки вышли сильно зацарапанными после цикла печати и пост-обработки.
Я считаю, что следует сделать болты более внятными, плюс форма ступицы при печати замылилась, в результате отличие передних колодок от задних полностью нивелировалось. Детализация очень мелкая, пока затрудняюсь понять, как можно это исправить на этапе 3Д модели.
Продолжаем страдать над дровами. Я успешно распечатал тормозные колодки(об этом чуть дальше). Пока я вертел в руках ходовую и примерял колодки, мой взгляд упал на бамперы. Фотографии будут вполне красноречивы.
Теперь, собственно, про колодки. С чего мы начинали, и чем закончили:
Примерочка на Патафиксе:
Вроооооде бы выглядит нормально, но есть некие подозрения, потому что это Итал и место соединения колес сделано в угоду чему угодно, кроме копийности. Особенно напрягают пластиковые втулки, которые имеют совершенно конкретную длину, "украденную" у самих осей.
Долго рассматривал фотографии своих коробочных прототипов, плюс фотографии реальных машин, и у меня создалось стойкое впечатление, что если колодки расположить на осях "как есть", то они будут слишком сильно утоплены в нишах.
Стал искать, на чем Итал украл длину осей.... В общем, в итоге могу сказать следующее - чем хорош Виллис - тем, что есть куча хороших современных фотографий как самого джипа, так и отдельных его агрегатов. Чем плоха моя стройка - я не задавался целью построить точную модель Виллиса, не вкладывал эти дрова в чертежи и т.д. Я просто пытаюсь сделать нечто, похожее на прототип. Соответственно, некоторые моменты я "костылил" лишь бы было похоже. Вот про момент с тормозными колодками и осями - это оно. Передняя ось.
Задняя ось попроще, там хорошо видно, что неправильно у Итала.
И общий результат:
Осталось проделать то же самое с еще двумя джипами.