Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 След.
RSS
ЗОЛОТАЯ лань, Позор новичка
вы схемы-то покажите свои...можно мне на мыло...У меня их нет - оценить не могу...
А по такелажу - не переживайте - поможем...
Для начала найдите и скачайте книги Р.Хоккеля " Чертежи судов 16-17 веков" и "Постройка моделей судов 16-17 века"   они в сети в свободном доступе...Попробуйте поискать тут http://parus.ucoz.lv/load
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 18.07.2014 17:58:14
Константин (Fortres) Кравченко

Вот какие чертежи дает "Звезда"
Рисунок
1.gif (160.79 КБ)
Рисунок
2.gif (150.7 КБ)
Рисунок
3.gif (164.88 КБ)
Рисунок
4.gif (167.83 КБ)
Это у вас 1:200 масштаб ?
Это важно при проработке такелажа модели...
Пока - суть до дела, поговорим об такелаже вообще...
На первый взгляд - почти невозможно разобраться в хитросплетениях тросов на мачтах парусника, что отпугивает начинающего моделиста.
Но стоит понять - что и для чего, и как это работает - все сразу становится понятным...знаю по себе - три года назад, начиная свою первю модель, я точно также сомневался в своих знаниях и возможностях, а теперь даю консультации по такелажу...
Итак.
Излишне пояснять, что суть парусника в наличии "парусного вооружения"(т.е.совокупности всех парусов корабля), являющегося движителем судна.

РАНГОУТ.

Для того, что бы "поставить" паруса(т.е развернуть полотнища и поймать в них ветер) используется совокупность брусов и реек,именуемая "рангоут".
Оговоренные "брусы и рейки", называют "деревьями рангоута".
Рангоут включает: горизонтальные деревья - реи, на которых растягивают и крепят полотнище паруса; вертикальные деревья - мачты, к которым крепят реи и относительно которых реи поворачиваются,поднимаются и опускаются.
Мачты, как правило (на кораблях позже 15 века)делали составными, т.е.состоящими из нескольких секций - стеньг, увеличивающих высоту мачты и позволяющих ставить дополнительные паруса(как правило, каждая секция несла по 1-2 рея с парусами).
Стеньги соединялись с мачтой посредством специальной "муфты" - эзельгофта - он надевался на вершину(топ) нижней секции и мел отверстие, через которе проходила следующая секция.Секции(стеньги) как правило ставили впереди предыдущей(нижней).Нижняя часть стеньги (пятка) опиралась поперечным бруском(шлагтовом) на
решетчатую площадку - салинг, который устанавливали чуть ниже топа предыдущего элемента.На салинг нижней секции мачты ставили площадку - марс.
Таким образом, мачта состояла из нескольких секций:
- нижняя секция - нижняя мачта или просто мачта (по месту расположения именовалась - передняя(первая) - фок-мачта; вторая(средняя)- грот-мачта, третья(задняя) - бизань-мачта.
Секция, которая ставилась на нижнюю мачту именовалась - стеньга.Стеньге присваивалось имя соответствующей мачты, например - грот(а)-стеньга.
Над стеньгой могли ставить следующую стеньгу - брам-стеньгу.
Стеньга, которую ставили над брам-стеньгой именовалась бом-брам-стеньга.
Иногда бом-брам-стеньгу заменял флагшток или удлиненная бом-брам-стеньга, совмещенная с флагштоком.
Салинги между секциями мачты образовывались двумя продольными брусами, параллельными палубе - лонга-салингами, которые опирались на наделки, крепившиеся к мачте сбоков - чиксы...и двумя поперечинами - краспицами.

В носовой части корабля располагается наклонная мачта - бушприт.Он, как и мачты, может состоять из одной секции - бушприта или иметь дополнительные(удлинняющие секции): утлегарь и бом-утлегарь.при постановке эти секции, как и стеньги мачт крепятся эзельгофтами.
От эзельгофта бушприта на более поздних, чем галеон, краблях вниз отходит брус- выстрел бушприта или мартин-гик.также на эзельгофте бушприта может крепиться флагшток.

До введения утлегаря бушприта,на конце бушприта ставили вертикальную стеньгу - блинда-стеньгу.Она ставилась на блинда-марсе и могла иметь эзельгофт и дополнительную брам-блинда-стеньгу.

Реи представляли собой веретенообразные деревья, которые центральной частью крепились к мачтам или стеньгам.Крепление осуществлялось через специальное приспособление - ракс-бугель, представлялвшее собой несколько рядов троса с нанизаными на него шариками - клотами, разделенными между собой пластинами - слизами.Ракс-бугель огибал мачту и подвязывался к рею, что позволяло рею свободно перемещаться вдоль мачты.
В зависимости от места подвеса рея их именовали:
например, реи подвешенные к нижней мачте - грота-рей,фока-рей...реи на стеньгах - грота-брам-рей,фока-бом-брам-рей...
Бизань мачта на галеонах несла косой "латинский" парус.Рей этого паруса называли рю или рю-рей.
Реи бушприта именовали блинда-реями: рей под бушпритом - блинда-рей, рей на блинда-стеньге - бовен-блинда-рей.
если на стеньгах стояло по два рея, то их дополнительно именовали - верхний и нижний (например, верхний грота-бом-брам-рей).

Рисунок

устройство салинга мачты


Рисунок
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 19.07.2014 10:15:42
Да масштаб у меня 1:200

Константин, мне даже как-то неудобно, что вы столько времени на меня тратите  :oops

Объясню. Изначально мне ПРОСТО захотелось "собрать модельку". Сообщил о своем желании жене, та подарила именно этот галеон. Думал, что соберу "парусничек" за несколько дней. Сел, открыл коробку, увидел, что его еще и КРАСИТЬ надо! А красок, как вы понимаете, в доме-то и нет. Пока суть да дело, стал рыться в Инете в поисках инфы "как правильно покрасить кораблик"... И тут набрел на каропку и похожие форумы и увидел ЧТО умелые люди делают с "пластмассовыми модельками"...
И вот уже ТРЕТИЙ месяц я пытаюсь раскрасить галеон. Проклинаю производителей за слишком мелкий рисунок, проклинаю свою криворукость за то, что не могу аккуратно что-то раскрасить...
Периодически возникает мысль плюнуть, покрасить "как умею", наклеить все, что еще не наклеил и "закончить" свою первую модель... Пока меня останавливают картинки того, что делают люди на этом сайте.

Это я все к тому, что я действительно ни черта не смыслю ни в парусниках вообще, ни в моделизме в частности  unk() Более того, руки растут настолько неправильно, что при мысли самому "выточить блоки и юферсы" начинается нервный смех. И тем не менее желание "сделать красиво" пока преобладает над, например, ленью.
Ну и вдогонку вопросец, насколько я понимаю, вот такая вот щель между гальюном и выходом на него явно не долна быть. Чем ее лучше заделать??? Шпатлевкой?
Рисунок
6.gif (231.32 КБ)
Это ж у вас пластик ?
Обычно, носовая переборка ставилась прямо на палубу, т.е. палуба на носу (бик-дек) и палуба за переборкой внутри корпуса (верхняя палуба- опер-дек (аппер-дек, в англ.транскрипции)есть одно целое...на палубу укладывали и крепили брус - колар-бимс, а уже на нем строили переборку.Соответственно, колар-бимс мог выступатьпод переборкой, образуя ступеньку...
Отсюда вывод - щель лучше прикрыть пластиковой(или другого материала - дерево, картон) реечкой квадратного сечения...

Рисунок
Цитата
Bambr1977 пишет:
Константин, мне даже как-то неудобно, что вы столько времени на меня тратите ...
Это время не только на вас затрачено. Я с огромным вниманием читаю подсказки Константина в различных ветках форума и даже копирую некоторые из них себе в папочку (под названием "Матчасть и советы"). Всю текстовую информации вместе с картинками сохраняю в вордовские документы называя их по теме освещаемой информации, так легче потом искать когда сам натыкаюсь на непонятки и возникают вопросы.
Изменено: Игорь Балацкий - 19.07.2014 12:37:36
Цитата
Игорь Балацкий пишет:
Цитата
Bambr1977 пишет:

Константин, мне даже как-то неудобно, что вы столько времени на меня тратите ...

Это время не только на вас затрачено. Я с огромным вниманием читаю подсказки Константина в различных ветках форума и даже копирую некоторые из них себе в папочку (под названием "Матчасть и советы"). Всю текстовую информации вместе с картинками сохраняю в вордовские документы называя их по теме освещаемой информации, так легче потом искать когда сам натыкаюсь на непонятки и возникают вопросы.

Ну тогда я только рад, что от моего незнания есть кому-то еще польза  :D
Цитата
Bambr1977 пишет:
И тут набрел на каропку и похожие форумы и увидел ЧТО умелые люди делают с "пластмассовыми модельками"...
Вы повторяете путь очень многих наших Коллег.
Лично я именно таким образом тут и оказался.


Цитата
Bambr1977 пишет:
Это я все к тому, что я действительно ни черта не смыслю ни в парусниках вообще, ни в моделизме в частности
Это временное явление. Чувствуется, что Вы втянулись, а это самое главное.

Цитата
Bambr1977 пишет:
руки растут настолько неправильно, что при мысли самому "выточить блоки и юферсы" начинается нервный смех.
Опять же, поначалу у многих из нас возникало такое ощущение. С годами оно проходит.


Цитата
Bambr1977 пишет:
И тем не менее желание "сделать красиво" пока преобладает над, например, ленью.
Вывод - наш человек!

Успехов!

С Уважением, Алексей.
...Ноги, крылья... главное - хвост!...
Цитата
Bambr1977 пишет:
Да масштаб у меня 1:200



Константин, мне даже как-то неудобно, что вы столько времени на меня тратите    



Объясню. Изначально мне ПРОСТО захотелось "собрать модельку". Сообщил о своем желании жене, та подарила именно этот галеон. Думал, что соберу "парусничек" за несколько дней. Сел, открыл коробку, увидел, что его еще и КРАСИТЬ надо! А красок, как вы понимаете, в доме-то и нет. Пока суть да дело, стал рыться в Инете в поисках инфы "как правильно покрасить кораблик"... И тут набрел на каропку и похожие форумы и увидел ЧТО умелые люди делают с "пластмассовыми модельками"...

И вот уже ТРЕТИЙ месяц я пытаюсь раскрасить галеон. Проклинаю производителей за слишком мелкий рисунок, проклинаю свою криворукость за то, что не могу аккуратно что-то раскрасить...

Периодически возникает мысль плюнуть, покрасить "как умею", наклеить все, что еще не наклеил и "закончить" свою первую модель... Пока меня останавливают картинки того, что делают люди на этом сайте.



Это я все к тому, что я действительно ни черта не смыслю ни в парусниках вообще, ни в моделизме в частности    Более того, руки растут настолько неправильно, что при мысли самому "выточить блоки и юферсы" начинается нервный смех. И тем не менее желание "сделать красиво" пока преобладает над, например, ленью.

Я вам тайну открою - сам почти 30 лет занимался пластиком, правда на любительском уровне: сначала просто клеил самолетики из наборов (благо, в советские времена накупил наборов)...потом, однажды, мне попалась чешская книжица "Пластиковый моделизм" и я открыл для себя много нового из того, ЧТО можно делать с пластиковым набором...А потом появился интернет, и оказалось, что существует удивительный и многогранный мир моделизма, который, как я полагал, умер вместе с Союзом...
Я стал не просто собирать наборы, а искать чертежи собираемого прототипа, что-то переделывать, подгонять по масштабу...но все это по-прежнему - на кустарном уровне ( в нашем захолустье и близко не было магазинов для моделистов...да и материальная сторона напрягала)...я придумал свой способ окраски моделей - разводил маслянные художественные краски раствором полистирола в дихлорэтане...
И только совсем недавно, по моей просьбе, сын купил в Днепропетровске наборы модельного акрила и теперь я экспериментирую с окраской пластиковых моделей самолетов (накопилось несколько "замороженных" проектов)...
Параллельно, года три назад попробовал собрать парусник из кита (набора деревянных элементов)...сразу же поставил задачу - доработать модель в соответствии с чертежами, что и с успехом прделал...по ходу работы увлекся изучением устройства парусников...потом была еще модель...почти "с нуля"...сейчас в подготовительном периоде галеон и марсельная шхуна (хочу сделать стивенсоновскую Эспаньолу, максимально приблизив модель к тому, что описано в "Острове сокровищ")...
Так что, правильно говорят братья-моделисты : "всей птичке пропасть, коль увяз коготок..."
Вы попали !
Попали в удивительный мир моделизма...и не спешите с ним распрощаться !
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 19.07.2014 21:26:12
Устроил маленькую фотосессию левому борту, который считаю готов на 95 процентов... И в конце фото правого борта, над которым тружусь)))
Рисунок
10.gif (190.53 КБ)
Рисунок
11.gif (201.29 КБ)
Рисунок
12.gif (338.48 КБ)
Рисунок
13.gif (361.73 КБ)
Рисунок
14.gif (332.9 КБ)
Рисунок
15.gif (322.59 КБ)
Рисунок
16.gif (322.01 КБ)
Рисунок
17.gif (308.07 КБ)
Рисунок
18.gif (388.82 КБ)
Рисунок
19.gif (309.46 КБ)
Ну и нормально смотрится...Доработаешь бархоуты темным и покатит...
завтра работаю, а в понедельник продолжу ликбез...поговорим за такелаж...
Если еще не доводил до ума палубу кормовой надстройки - ют (квартердек), то не спеши...Там допущена ошибка - будка рулевого должна находиться впереди бизань мачты, а не позади нее (мачта перекроет рулевом обзор, а будка будет мешать работе с парусом...
Пушка... В наборе было 4... Одну куда-то дел... И что теперь делать???
Рисунок
19.gif (228.72 КБ)
Доброго времени суток!
Цитата
Bambr1977 пишет:
Пушка... В наборе было 4... Одну куда-то дел... И что теперь делать???
Досадно! Попробуйте посмотреть здесь: http://karopka.ru/forum/forum190/topic16779/?PAGEN_1=2 (пост 33). Может поможет исправить положение. Нет, попробуйте поискать в интернет-магазинах для моделистов, пушки можно купить отдельно, разных форм и размеров.
Удачи в постройке!
Цитата
Bambr1977 пишет:
Пушка... В наборе было 4... Одну куда-то дел... И что теперь делать???

Ну, есть масса вариантов...
Можно попробовать изготовить бумажную...как Г.Антипов...ссылку вам Валерий дал...
Можно попробовать - из той же зубочистки...как я в свое время делал пушки для Св.Петра 1:180...
вот тут...сообщение 9   http://karopka.ru/forum/messages/forum190/topic16292/message598152/#message598152

Можно пошарить по интернет магазинам моделей...там в разделах "комплектующие" продают пушки...вот, к примеру, магазин от "Верфи на столе"  http://shipmodeling.ru/shop/category/18/section/127/
Спасибо всем за советы! Попытаюсь пушечку сделать сам, а нет - так попробую найти.

И у меня вопрос еще. Вот на фото ниже есть два отверстия. Смутно я догадываюсь, что это для канатика к рулю... Но в плане звездовском ни слова об этом  нет и на самом руле тоже нет никаких креплений для каната. Или я ошибаюсь и эти отверстия чисто декоративные?
Рисунок
18.gif (385.19 КБ)
Здравствуйте Bambr1977! Давно наблюдаю за вашей стройкой и решил включится. Этот канатик зовётся сорлинь. В плане может и нет, но лучше его сделать. Если есть доступ изнутри к этим отверстиям то туда продевают канаты. В перо руля вклеиваются два рыма. И после навеса руля эти канаты крепятся за рымы на руле не в натяг. Эти канаты служили для того чтобы не потерять сам руль. А управление кораблём происходило через отверстие в корме- гельмпорт. К верхней части руля-баллеру крепился продольный шток-румпель. А к румпелю крепился вертикальный рычаг- колдершток за который и делался поворот судна. Если я не прав то надеюсь меня поправят.
И вопрос: а что это транец на корме как криво приклеен?
Я не волшебник, я  только учусь.
Отверстия для сорлиня низковато сделаны. При волнении вода будет в них захлестывать.
Надеюсь транец еще не вклеен....
ТАКЕЛАЖ.

Поговорим теперь, как и обещал, о такелаже.
Замечу, что даю самые общие сведения об устройстве корабля, не привязываясь к конкретному времени и "месту действия".
Однако же, читателю следует учитывать, что и рангоут, и такелаж...впрочем, как и сама конструкция парусника подвергались достаточно серьезным изменениям .Исследователи особо выделяют периоды до 16 века, 16-17 века, 18 век, когда происходили кардинальные изменения в кораблестроении.Кроме того, исходя из конструктивных особенностей корабли делят на английской постройки и континентальной (где,в свою очередь акцентируют внимание на испано-португальской, голландской(немецкой), французской школах).Особняком стоит русская школа кораблестроения, основанная на лучших решениях, заимствованных из других школ.Американское кораблестроение изучено нашими моделистами недостаточно...большей частью по клиперам и шхунам...

Итак, такелаж.
Такелаж - совокупность тросовых снастей корабля, служащих для крепления элементов рангоута, постановки парусов и управления ими.В такелаже используются тросы( растительные или металлические, а также, иногда, цепи).

Под снастью, в свою очередь, следует понимать один или несколько тросов различной толщины (диаметра), объединенных определенным образом с помощью блоков, коушей (колец), юферсов и т.п.
Как правило, снасть состоит из "основного элемента", который непосредственно связан с парусом или элементом рангоута, и "вспомогательного элемента"(чаще всего талей), обеспечивающего облегчение воздействия на "основной элемент" при работе с ним.

По назначению (а скорее, по частоте использования) снасти парусного корабля делят на:

- снасти стоячего такелажа - служат в качестве растяжек для поддержания и крепления основных элементов рангоута.
Обтяжка(натяжение) снастей стоячего такелажа выполняется при проведении профилактик или ремонтных работ, а также по мере необходимости при их прослаблении под воздействием атмосферной влаги.Иными словами, со снастями стоячего такелажа работают не постоянно, а периодически.Отсюда и название - "стоячий"
К стоячему такелажу отнсятся тросы трех типов: ванты,фордуны и штаги, а также кливер-леера,ватер-штаги и ватер-бакштаги бушприта ,топенанты нижних реев и нижних марселей(в России топенанты относят к бегучему такелажу).

- снасти бегучего такелажа - служат для управления рангоутом и парусами.
С их помощью поднимают, поворачивают и опускают реи с парусами,управляют самими парусами, выполняют дополнительные работы: подъм якоря,спуск и подъм малых плавсредств,погрузочно-разгрузочные работы и т.п.
По-скольку эти снасти постоянно находятся в работе, т.е.их все время подтягивают либо послабляют, их и называют "бегучим такелажем"
К бегучему такелажу относятся:фалы,брасы, шкоты, галсы, булини, гитовы, брам и бом-брам-топенанты, эренс-бакштаги гафеля и гика-шкот-тали.
Цитата
Сергей  Петров пишет:
Здравствуйте Bambr1977! Давно наблюдаю за вашей стройкой и решил включится. Этот канатик зовётся сорлинь. В плане может и нет, но лучше его сделать. Если есть доступ изнутри к этим отверстиям то туда продевают канаты. В перо руля вклеиваются два рыма. И после навеса руля эти канаты крепятся за рымы на руле не в натяг. Эти канаты служили для того чтобы не потерять сам руль. А управление кораблём происходило через отверстие в корме- гельмпорт. К верхней части руля-баллеру крепился продольный шток-румпель. А к румпелю крепился вертикальный рычаг- колдершток за который и делался поворот судна. Если я не прав то надеюсь меня поправят.

И вопрос: а что это транец на корме как криво приклеен?

Это кривые ручки фотографа... Но вообще - приеду домой - гляну, может действительно криво.
К сожалению, внутреннего доступа к этим отверстиям уже нет... Что-нить придумаю. И вопрос тогда еще. Я видел на разных стройках, как к рулю ведет или канат или цепь... Что правильно? Цепь - красиво, но будет ли исторически правильно?
Рассмотрим теперь, вкратце, снасти такелажа в отдельности.

Прежде всего, следует заметить, что каждый из тросов, входящих в состав любой снасти имеет два конца.
Тот конец, которым трос крепится к управляемому элементу паруса или рангоута (или же к другому элементу самой снасти) называют глухим или "коренным".
Другой конец, на который осуществляется воздействие при работе со снастью (или К которому крепится другой элемент снасти) именуют рабочим или "ходовым".

Следует также, остановиться на так называемых "дельных вещах"такелажа.К ним относятся:

- блоки - механизм для подъема тяжестей или изменения направления тяги.Представляют собой (в общем случае) овальный корпус (обойму), в которой находиться один или несколько шкивов, вращающихся на оси.Шкивы имеют желобки (кипы), что бы трос с них не соскальзывал.В ряде случаев корпус блока охватывает петля из клетневаного троса - строп...такой блок называют остропленным...или железная оковка. Строп или оковка с одной или двух сторон имеет небольшое кольцо для крепления троса или гака (крюка).
По числу шкивов блоки называют одно-, двух-, трех-шкивными.

Кроме простых блоков, различают также

лонг-такель-блок - ссостоит из двух блоков, размещенных один над другим и объединенных в одно-целое (похож на "8").Причем верхний блок имеет шкив большего диаметра, чем нижний.такие блоки применяют на реях вместо двухшкивных блоков, так как снасти в них меньше путаются.Вариант лонг-такель-блока - комель-блок.

Канифас-блок - имеет прорезаную или откидную щеку, что позволяет заводить в него трос уже поставленной снасти для изменения направления тяги талей или лопаря.

Глухой (гитов-блок) - шкив этого блока полностью спрятан в корпус, трос заходит и выходит через два отверстия внизу блока.Такая конструкция препятствует попаданию предметов между тросом и шкивом и заклиниванию блока.


Пользователь добавил изображение
Рис. 1. Разновидности блоков:

1 — двухшкивный с двумя кипами; 2 — трехшкивный с одним кипом; 3 — лонг-такель-блок; 4 — глухой (гитов-блок); 5 — вертлюжный с выступом; 6 — комель-блок; 7 — канифас-блок; 8 — лонг-такель-блок с выступом

Пользователь добавил изображение
Рис. 2. Остропленные блоки:

1 — простой строп с одним и двумя очками; 2 — двойной строп; 3 — 4 — простой и двойной стропы с коушем; 5 — стропы с огоном; 6 — стропы с клевантом; 7 — строп со свитнем; 8 — строп с гаком



Также к дельным вещам такелажа относятся:

юферсы - боченкообразные бесшкивные блоки, имеющие три отверстия для проводки талрепа (троса) и канавку (кип)по окружности. Их применяют в талях вант и фордунов.

штаг-юферсы или штаг-блоки - шайбо-образные бесшкивные блоки, применяемые исключительно для обтяжки штагов.Имеют кип по окружности, большое внутреннее отверстие с тремя неглубокими кипами в нижней части.

вант-клотни
- деревянные кружки с 1-3 отверстиями и кипом по наруже.Крепятся к нижним вантам и служат для проводки через них тросов бегучего такелажа.

Пользователь добавил изображение
Рис. 3. Юферсы (а), штаг-юферсы (штаг-блоки) (б) и вант-клотни (в)

коуши - металлические кольца с кипом по окружности.Их вставляют в кренгельсы (петли) тросов и стропы блоков, для уменьшения трения тросов об элементы, проходящие через них.

Пользователь добавил изображение
Рис.4. Разновидности коушей: 1 — овальный; 2 — круглый; 3 — треугольный

кофель-нагель или нагель (в переводе с немецкого - гвоздь) - деревянный или металлический стержень порядка 1 фута (30 см) длиной, который вставляют в отверстия кофель нагельной планки для крепления и укладки снастей бегучего такелажа.Позволяет оперативно распускать закрепленную снасть - нагель просто выбивают из отверстия и укладка снасти распадается.

кофель-нагельные планки - специальные доски с отверстиями под нагели, закрепляемые на внутренней стороне фальшборта или вокруг пятнерса(места прохода мачты сквозь палубу) мачты.В последнем случае ставятся на специальные столбы - "нагельные битенги".В самих битенгах прорезаны проемы - шкив-гаты, в которых стоят шкивы для проводки снастей.

Пользователь добавил изображение
Рис. 5. Кофель-нагельные планки:

а — на фальшборте корабля; б — вокруг пятнерса мачты

утки - специальные деревянные или металлические бруски с двумя рогами.Устанавливаются на внутренней стороне фальшборта, палубе, планшире, иногда на мачте.Служат для для крепления тросов.

Пользователь добавил изображение
Рис. 6. Утки: а — на внутренней стороне борта; б — на ванте

Тали - грузоподъемное приспособление,входящее в состав любой снасти такелажа и состоящее из троса (талрепа) проходящего, как минимум через один-два блока, один из которых неподвижный (закреплен на элементе рангоута или такелажа), а другой - подвижный.
талреп коренным концом крепят к стропу одного из блоков или к элементу рангоута, проводят через блоки и воздействуя на ходовой (свободный) конец - лопарь, с помощью таля обтягивают снасть.
Тали различают в завичимости от количества блоков и проводки талрепа.

Пользователь добавил изображение
Рис. 7. Разновидности талей:

1 — хват-тали; 2 — гордень; 3 — гини; 4 — гинцы; 5 — мантыль-тали; 6 — бегун-тали; 7 — тали на штаг-блоках и юферсах; 8 — коренной конец; 9 — ходовой конец или лопарь



Снасти такелажа на корабле ставятся не хаотично, а в определенной последовательности, что обеспечивает удобство работе с ними и не позволяет снастям запутываться...
Сначала ставят снасти стоячего такелажа, обеспечивая крепеж элементов рангоута, а затем - снасти бегучего такелажа.
При постановке снастей придерживаются определенного порядка.
Первым оснащают бушприт, затем нижние мачты, начиная с фока, затем стеньги и т.д.При постановке парных снастей (ставящихся и на один и на другой борт)первой ставят снасть, проводимую к правому (по ходу корабля) борту.
Ходовые концы всех снастей крепят в изначально определенных местах корпуса корабля, что облегчает их отыскание.
на моделях, обычно, выполняются все перечисленные требования.
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 21.07.2014 19:56:42
Огромное спасибо! Утащил все себе на комп - буду изучать
Цитата
Bambr1977 пишет:
Я видел на разных стройках, как к рулю ведет или канат или цепь... Что правильно? Цепь - красиво, но будет ли исторически правильно?

Можно и цепи, но следует учесть, что их толщина (равно как и толщина канатного сорлиня) для такого небольшого корабля, как Лань должна не превышать 1 дюйма, т.е. 25 мм.В вашем масштабе это составит примерно 0,12 мм...вряд ли вам удастся найти цепочку со звеньями меньше  1 мм и смотреться она будет относительно модели, как якорная цепь.
Так что, рекомендую все же нить 0,1-0,2 мм
там в материале по "дельным вещам" такелажа - опечатка: длина нагеля - 1 фут равен 30 см !
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 21.07.2014 19:58:09
Кстати, замерьте свою модель: длину по ватерлинии (касательная к нижней точке нижнего бархоута) и ширину по миделю (в самом широком месте палубы)...я тут побывал на болгарском форуме - там строили такую же модель, правда от Хеллера (скорее всего Звезда передрала пресс-формы), так там тоже заявлен масштаб 1:200, а люди засомневались и утверждают, что 1:100
Попробуем просчитать ваш масштаб...
Bambr1977 Добрый вечер! Я согласен с Константином насчет нити. Да и будет более похожа исторически. На судах той эпохи цепи редко применяли. Удачи в стройке! \%/
Я не волшебник, я  только учусь.
Я уже отмечал, что в своем рассказе даю только самые общие сведения о составе и устройстве рангоута и такелажа парусного корабля.Однако этих знаний достаточно начинающему моделисту, что бы вычленить ту или иную снасть на общей схеме такелажа модели и используя возможности интернета и специальную литературу изучить подробное ее устройство в соответствии с временным диапазоном и национальной принадлежностью прототипа строящейся модели.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ.

Как уже отмечалось,назначение стоячего такелажа - удержание рангоута (прежде всего мачт) в определенном положении.

Ванты и бак-штаги удерживают мачты в плоскости перпендикулярной оси судна.

Штаги оттягивают мачты и стеньги к носу судна.

Фордуны оттягивают мачты и стеньги к корме, компенсируя тягу штагов.

Тросы стоячего такелажа (особенно у нижних мачт)-одни из самых мощных на корабле.
Достаточно сказать, что при рассчете диаметров тросов такелажа за основу - 1 принимают диаметр троса грота-штага - самого толстого троса такелажа(в свою очередь диаметр грота-штага рассчитывают как 0.166 максимального диаметра грот-мачты).Остальные диаметры рассчитываются через коэффициенты относительно этой единицы.

Рассмотрим состав стоячего такелажа в той последовательности, как его ставят на корабле и на модели.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ БУШПРИТА.


Установку, а тем более, обтяжку стоячего такелажа следует начинать с бушприта.
Все дело в том, что бушприт является своего рода "фундаментом",от которого тянется весь стоячий такелаж судна.Плохо укрепленный или необтянутый бушприт не позволит нормально обтянуть ванты, фордуны и штаги: тросы будут провисать, либо при их обтяжке мачты будут отклоняться от нормального положения.

- ВУЛИНГИ БУШПРИТА - тросы, которыми бушприт найтуется ( фактически привязывается) к княвдигеду (выступающей вперед части форштевеня).
Толщина троса вулинга  составляла примерно 0,4 диаметра грота-штага.
Вяжется вулинг следующим образом.
Коренной конец троса привязываем к бушприту, затем проводим его вниз к специальной прорези в княвдигеде и возвращаем к бушприту, ПЕРЕКРЕЩИВАЯ с предыдущим шлагом троса.Тросы в месте пересечения фиксируем нитью или капелькой клея.Повторяем 9-11 раз (т.е. делаем 9-11 шлагов).Проводя трос обеспечиваем постоянную его натяжку (задача вулинга - притянуть бушприт к опорному выступу на передней части форштевеня).Выполнив вертикальные шлаги делаем свободным (ходовым) концом троса вокруг шлагов такое же количество горизонтальных шлагов, фиксируя каждый шлаг.Там же фиксируем и конец троса.

Пользователь добавил изображение
Рис.1.Вулинг бушприта.

- ВАТЕР-ШТАГИ БУШПРИТА.

Назначение ватер-штага - оттягивание бушприта снизу, для противодействия натяжению фока-штага.
Диаметр троса ватер-штагов равен диаметру вулингов.
Ватер-штаг состоит из самого ватер-штага, ватер-краг-штага и талрепа.

Пользователь добавил изображение
Пользователь добавил изображение
Рис.2,3.Ватер-штаги бушприта.




- ВАТЕР-БАКШТАГИ БУШПРИТА.

Служат для оттягивания бушприта в плоскости перпендикулярной оси судна.
По конструкции напоминают ватер-штаги, но не двойные, а одинарные.

Пользователь добавил изображение
Рис.4.Ватер-бакштаги бушприта.

Ватер-штаги и ватер-бакштаги бушприта стали употреблять в 18 веке с развитием бушприта.
На "Золотой лани" не было еще ни утлегаря, ни штагов и бакштагов бушприта.Что бы не загромождать тему,ограничимся приведенной информацией.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ МАЧТ.

Стоячий такелаж мачт ставится по единой схеме. Вначале ставят такелаж нижних мачт. Затем устанавливают стеньги и обтягивают их такелаж.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ НИЖНИХ МАЧТ.

Перед началом установки ст.такелажа на настоящем корабле  калвы - бруски в четверть-круглого сечения, которые устанавливают на лонга-салингах и через них накладывают ванты, обертывают несколькими слоями парусины и пропитывают древесной смолой - тиром.
При моделировании салингов не следует пренебрегать калвами...в достаточно больших масштабах разница между вантами, лежащими на калвах и вантами лежащими прямо на лонга-салинге достаточно заметна

Пользователь добавил изображение
Рис.5.Шкентели мачт-талей.

- ШКЕНТЕЛИ МАЧТ-ТАЛЕЙ (сей-талей).
Первыми на топ нижней мачты устанавливают шкентели мачт-талей (иногда мачт-тали называют сей-талями, хотя это не совсем верно - сей тали формируют на грота-штаге).Hа базе этих шкентелей впоследствии формируются грузоподъемные тали, которые используются, в том числе, для обтяжки талей вант.
Шкентели мачт-талей представляют собой (по-скольку являются парными) отрезок троса на концах которого сформированы огоны с коушами или блоками мантыля, а посередине пряди разделены и сформован огон, который накладывают на топ мачты.Трос клетневали по всей длине.
На  каждой нижней мачте ставится по две пары шкентелей: пара впереди мачты и пара сзади.На стеньгах ставилось по одной паре шкетелей - спереди мачты.

Толщина тросов шкентелей мачт-талей - примерно 0,5 диаметра вант соответствующей мачты.
Длина шкентелей:
-для фок-мачты 1/5 длины мачты;
-для грот-мачты 1/16 длины мачты;
-для бизань-мачты около 48 футов.

В коуш шкентеля ввязывали блок, через который проводили мантыль (трос диаметром 2/3 толщины шкетеля), который на одном конце имел коуш или гак,крепившийся на 2-м обухе русленя, а на другом конце - двухшкивный блок, меньший чем блок шкентеля.Второй одношкивный блок с коушем и гаком, объединенный с двухшкивным блоком талрепом , и образовывали мачт-таль.Коренной конец талрепа крепили на нижнем одношкивном блоке, который гаком закладывали за 1-й обух русленя.Толщина талрепа 1/2 толщины мантыля.

Пользователь добавил изображение
Рис.6.Мачт-таль сформированный на шкентеле
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 23.07.2014 15:32:10
ВАНТЫ.

Ванты - тросы, удерживающие мачты с боков.Тросы вант - одни из самых мощных на судне.Их диаметр для фока и грота равен примерно 0,8 диаметра грота-штага, а для бизани 0.5 диаметра грота-штага.
Число вант зависит от размеров корабля, высоты мачт и площади парусов.

Ванты имеют в верхней части огон для накладывания на топ мачты, а в нижней части - ввязанный вант-блок, называемый вант-юферсом (верхним).Вант-юферс талрепом связан с нижним юферсом- путенс-юферсом, который ставят в металический огон на руслене.Фиксируют  путенс-юферс - специальными металлическими планками - путенс-планками под русленем.

Ванты могут быть одинарными и парными.
Парные ванты представляют собой кусок троса равный по длине примерно двум длинам мачты, в середине которого распущены пряди и из них сформирован огон.


Постановку вант обычно начинают с правого (по ходу движения судна) борта.
Первыми на мачты ставят парные ванты, а уже потом одинарные.

Пользователь добавил изображение
Рис.1.Постановка первой парной ванты на топ мачты

Первые ванты идут вниз и вперед.Каждая следующая пара не должна в корне накладываться на предыдущую, смещаясь к корме.
Это связано с тем, что ванты и еще ряд тросов бегучего такелажа проходят между краспицами салинга.
После установки площадки марса между краспицами мачтой и марсом образуется проем, в который и уходят тросы.Но этот же проем служит для подъема матросов по вантам на марс.
Следует заметить, что у команды считалось шиком - подниматься на марс путенс-вантам с внешней стороны марса, а указанный проем оставлять для "слабаков".Его и прозвали потому "собачий лаз".
Тем не менее, следует соблюсти порядок и оставить в проеме место, достаточное для прохода человека.


Юферсы при установке в огоны располагают так, что бы вершина треугольника, образуемого отверстиями была направлена к ванте...а у нижнего юферса - к русленю.
Трос ванты, огибает юферс ПО ЧАСОВОЙ стрелке (если смотреть снаружи борта).после этого, свободный конец троса проходит ЗА вантой (при взгляде с наружной стороны).
таким образом при взгляде на борт с внешней стороны свободные (короткие) концы всех вант находятся:
- по правому борту - впереди вантов;
- по левому борту - позади вантов.

Пользователь добавил изображение

Свободные концы на всех вантах должны иметь примерно одинаковую длину.

Еще одной важной особенностью вант является то, что расстояние между верхним и нижним юферсами на каждой ванте одинаковое.

- ВОРСТ.

В верхней части нижних вант более поздних, чем Лань кораблей можно увидеть поперечную рейку, от которой отходят к марсу
путенс-ванты (отрезки тросов, идущие от вант к краю площадки марса.Это рейка, а точнее - лата именуется
"ворст" (от немецкого - колбаса).
Ворсты появляются в такелаже во второй половине 18 века.

Пользователь добавил изображение

Различают нижний ворст, который ставили
над обвязкой юферсов для препятствования поворачиванию вант и верхний.

Ворст представляет собой отрезок мощного троса - вытянутый, тированый и оклетневаный.

Верхний ворст ставится поверх вант и принайтовывается(привязывается) крестообразно к каждой ванте.

Кроме обеспечения заданого расстояния между вантами, ворст служит также для крепления швиц-сарвеней и путенс-вант стеньги.

Расстояние от площадки марса до ворста примерно равно высоте топа мачты над марсом.



- ПУТЕНС-ВАНТЫ

От верхней выбленки (ступеньки на вантах), а позднее - от ворста к наружным боковым краям площадки марса шли путенс-ванты.Они обеспечивали натяжку стень вант (которые ставили выше, на марсе) и являлись дополнительным "путем" на площадку марса.
Путенс-ванты представляют собой отрезки троса в нижней части имеющие огон, который накладывался на ворст (до появления ворстов нижний конец путенс-вант увязывали в месте соединения выбленок с вантами), а в верхней части ввязанный гак, которым путенс-ванта цеплялась за планку огона путенс-юферса стень-вант, вставленного в отверстие в площадке марса.Путенс-ванта клетневалась по всей длине.

Пользователь добавил изображение


-ОПЛЕТКА ВАНТ (ШВИЦ-САРВЕНИ).

Ванты правого и левого бортов увязывали и стягивали между собой под площадками грот и фок марсов при помощи шхер-тросов (позднее швиц-сарвеней).Это не давало верхним частям вант расходиться от мачты при обтяжке стень-вант облегчало проводку бегучего такелажа стеньг (к шхер-тросам вязали коуши, через которые пропускали тросы бегучего такелажа, идущие сверху к палубе.

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение


-СТЕНЬ-ВАНТЫ.

Ванты стеньг ставили аналогично вантам нижних мачт.Огонами их накладывали на топ-стеньги над ее салингом, проводя тросы вант между краспицами салинга.
рос стень ванты примерно вполовину тоньше троса вант нижней мачты.Соответственно меньше по диаметру и юферсы.

Ванты более высоких стеньг - брам и бом-брам-стеньг (на Лани таковые отсутствуют) существенно отличались только способом постановки,диаметром и еще тем, что не несли выбленок.
Особенностью постановки этих вант было то, что их не обтягивали талрепами на юферсах.Ванты, после наложения на топ, вели к салингу стеньги и проводили через специальные желобки или блоки (отверстия) в концах краспиц салинга.После этого концы брам-стень-вант обтягивали и вязали к вантам стеньги ниже салинга.

- ВЫБЛЕНКИ.

Что бы закончить разговор о вантах, надо остановиться на их непременном атрибуте - выбленках (тросовых ступеньках) по которым матросы лихо взбираются на мачты.
Появляются выбленки в 15-м веке.До этого на мачты поднимались по специальным веревочным трапам с деревяными ступенями, висевшим вдоль мачт.

Трос для выбленок достаточно тонкий.В натуре он имеет диаметр порядка 15-20 мм.
Ставить выбленки начинали сверху: отступали от ворста 13 дюймов (33 см) и ставили первую линию выбленок.Вязали их слева-направо, т.е. от последней ванты к первой(по правому борту) и от первой ванты к последней - по левому.На крайних вантах (вначале и в конце выбленки) ставили узел "штык" либо делали огон с бензелями. на далее вантах вязали специальным "выбленочным" узлом.

Пользователь добавил изображение

Иногда на крайних вантах ставили не "полу-штык", а огон - ванту огибали тросом выбленки и фиксировали бензелями

Пользователь добавил изображение

Расстояние между линиями выбленок примерно 13 дюймов (33 см).

Следует отметить, что первые 6 линий выбленок и нижние 6 линий начинались от предпоследней ванты и заканчивались на 2й ванте. Иными словами по крайним вантам выбленки начинали с 7-й линии и заканчивали на 7й от низу линии.
Нижняя линия выбленок захватывала и обвязку юферсов.Она проводилась на высоте, достаточной для подъема на выбленку с планширя фальшборта.

По таким же правилам накладывали выбленки и на путенс-ванты и на стень-ванты.

Брам-стень-ванты выбленок не имели.
Добрый День.
Константин эту бы информацию в отдельную тему в подсказки так сказать , я думаю очень многим пригодится.
Очень ценная информация особенно с вашими комментариями.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат