И ещё 5 копеек - по поводу качества аэрографов.
Тут есть три мифа:
1. Не стоит покупать "неизвестных китайцев" типа JAS, Inked, Fengda и т.п. Если уж начали осваивать аэрограф, бежите бикицер за Иватой. И вообще, аэрограф, который стоит меньше 4-5 К рублей, и не аэрограф вовсе.
2. Аэрограф - настолько тонкий инструмент, что на него надо чуть ли не молиться, а глубоко дышать вблизи оного вообще не рекомендуется.
3. У китайцев из п.1. настолько некачественные материалы, что после первой же покраски вы побежите за запчастями. И вообще - прокладки, сопла и иглы - расходный материал, который будете менять чуть ли не раз в неделю.
По порядку:
1. Как человек, евший устриц, могу сказать, что не настолько всё плохо. Да, Ивата и прочие бренды действительно лучше, чем JAS и компания. Но не на порядок.
Может быть, действительно, не стоит впадать в крайности и бросаться покупать за "три копейки пучок" аэрографы, явно сделанные в подвале слепыми безрукими гоблинами, и рассыпающиеся в руках. Но и гнаться за Иватой человеку, который первый раз берет в руки аэрограф - это примерно как покупать скрипку Страдивари первокласснику музыкальной школы, который смычок от балалайки ещё не отличает. Или же как сажать в кокпит болида Формулы-1 дамочку, у которой "педали три, ну а ножек две".
Никаких принципиальных, кардинальных отличий Иваты от того же JAS (или Inked, один хрен) - НЕТ. При наличии рук, растущих из правильных мест, и при аккуратном обращении с инструментом и JASом вполне можно работать - работать комфортно и продуктивно.
Да, у Иваты и прочих брендов тефлоновые прокладки, которые не едят агрессивные растворители... ну так и мы обычно не разводим краски ацетоном или 646-м. А с обычными качественными растворителями для эмалей вполне себе уживаются и резиновые прокладки JASа. У меня, по крайней мере, тамиевский Laquer Thinner вполне себе продувается через JAS 1113. Как, впрочем, и через H&S и Ивату. Да, приходится раз в пару месяцев менять резиновые прокладки - но при цене прокладки в 5-10 рублей это не проблема (я себе этих прокладок накупил в интернет-лабазе JASа столько, что, пожалуй, внукам останется - в наследство
).
С точностью изготовления и подгонки деталей (и качеством материалов) - та же самая история. Да, в JASе, Фенгде и Inked'е - латунь, прокладки из резины и т.п. Но ничего криминального - сопла в руке не разламываются, иглы вполне себе прямые, детали стыкуются достаточно хорошо. Да, ноунеймы нельзя покупать "не глядя" (как ту же Ивату) - и при покупке надо посмотреть на основные узлы, соосность сопел и т.п. - но это не напрягает совершенно. Сопла, особенно конусные - вообще вещь на века. Резьбовые - не так страшны, как о них говорят, и не ломаются от малейшего прикосновения... но это мы уже плавно перешли к развенчиванию второго мифа...
2. Многие новички боятся разбирать аэрограф - боятся сломать сопло, погнуть иглу и т.п. Аэрограф - не настолько тонкий инструмент, чтобы микронные погрешности существенно влияли на результат. Его вполне можно и нужно уметь разбирать - примерно как солдату второго года службы автомат Калашникова - с закрытыми глазами
.
Сломать сопло - да, можно. Но нужно очень сильно постараться. Его просто надо аккуратно откручивать, и аккуратно же прикручивать, не перетягивая "до уср@чки". Чистить сопло вполне можно заточенной зубочисткой, смоченной в растворителе. Крайне не рекомендуется лезть в сопло - особенно латунное - металлическими иглами при чистке.
Лично мне очень помогает обычный медицинский шприц на 2 кубика - в него засасывается жидкость для чистки аэрографа, и им же продувается сопло. Что не продулось шприцем - чистится заточенной зубочисткой.
Погнуть иглу - надо СИЛЬНО постараться - например, воткнуть её со всей дури в металлический лист, или в собственную ногу
. Если же кончик иглы загнули случайно, то не надо сломя голову бежать в ближайший модельный магазин за новой иглой. Нет, конечно, если игла согнута почти пополам, то "доктор сказал в морг, значит в морг", но небольшие загибы кончика можно устранить за 2-3 минуты. Надо лишь зажать иглу в обычную дрель (кстати, маленькая модельная дрель - очень полезный в хозяйстве инструмент), отрезать квадратик наждачной бумаги (400 или 500-600) размером 2х2 см., согнуть пополам, зажать его между большим и указательным пальцами наждаком внутрь - и этим наждаком зажать кончик иглы, вращаемой дрелью (как будто вытираете иглу, но зажимая сильно). Проще сделать, чем написать. Когда изгиб уберется, последовательно пройтись (по тому же принципу) шкуркой 1000, 2000 и 2500 - чтобы игла отполировалась и чтобы на неё немного меньше налипало краски.
И т.д. и т.п. - при достаточной сноровке и навыке аэрограф (даже JAS) вполне можно разбирать и собирать каждый день по многу раз, не боясь что-либо сломать.
Более того, раз в день аэрограф вообще настоятельно рекомендуется промывать с полной разборкой (а не просто продувать растворитель, как при смене краски).
3. На самом деле, обо всём этом я уже почти всё рассказал. Да, вполне вероятно, у ноунейма и JASa с Inked'ом прокладки и сопла надо будет менять чаще, чем у Иваты - но не настолько уж чаще. Резьбовое сопло я меняю, наверное, раз в год (и то если вдруг увлекусь и закручу слишком сильно), конусное сопло - вообще вечное изделие. Иглы - тем более. Прокладки - см. выше. В общем - не криминально.
И, наконец, по поводу размеров сопел.
Во-первых, надо не забывать, что каждому соплу - своя игла. Они (иглы) тоже предназначены либо для какого-либо одного размера, либо для диапазона размеров (например, для 0.2 - 0.3).
Во-вторых, каждому соплу - не только своя игла, но и своё воздушное сопло. Соответственно, не забывайте покупать
В-третьих, я могу себе представить работу соплом 0.2 и даже 0.15. Меньше - уже совсем для микроскопических работ. Больше, чем 0.3 - уже совсем для "стрельбы по площадям". Сопло 0.3, на мой взгляд, наиболее универсально - им и в базовый цвет можно красить, и тонкие линии камуфляжа наносить довольно комфортно. Хотя, конечно, это всё на любителя...