Все мои старые друзья знают моё стойкое предубеждение против Трумпетера. И на то есть объективные причины. Мы видели, с чего они начинали, как относились к своим разработкам и как упорно не хотели учиться и расти над собой. Это я про 1990-е. Во многом, стремление по-быстрому слобать халтуру и первыми выбросить её на рынок заметно и сегодня. Вот, к примеру, лежит у меня на полочке относительно свежая 1/35 "Армата" от ARK Models, где весь пластик от Трумпа плюс несколько ужасных смоляных допов от А. Кощавцева; так вот, на дворе XXI век, а на модели - повсеместно мерзкая шагрень на плоских поверхностях, как будто её отлили 30 лет назад. Плюс "расшивка" кое-где не сходится, нужно химичить. Но их 80-ки и особенно 72-ки хвалят именно те уважаемые люди, мнения который для меня являются значимыми. В свое время ТАМИЯ была допущена американцами до обмеров прекрасно сохранившейся трофейной иракской Т-72М1, и в 1992 году вышел феноменальный по тем временам набор, который и сейчас не потерял своей ценности, и в придачу к модели - содержательный фотоальбом для любителей микродеталировки. А 24 февраля 2021 г. состоялся 30-летний юбилей начала широкомасштабной наземной операции по освобождению Кувейта "Desert Storm", и я решил предаться ностальгии и запилить что-то вкусненькое на эту тему:
А поскольку тамиевская "72-ка" уже была мной досконально освоена и даже попала на первую обложку TAMIYA PACHI' 1997 (на задней был мой же Челленджер 1мк3 в Кувейте), я решил, что "на причитающуюся мне по закону сумму, ПО СОВЕТУ ДРУЗЕЙ!" было бы прикольно рискнуть деньгами и нервами и приобрести новый набор от Трумпетера )))
Ну что же, похоже, что это того стоило, и Трумпетер действительно выдал на гора отличную модель. Хотя окончательные выводы делать пока рановато )))
Да, вот еще: я планировал сделать виньетку с брошенным в пустыне танком со вскрытой трансмиссией, поднятой крышей МТО, и для реализации этой идеи первоначально запАл на новый набор Т-72М1 с полным фаршем от Амьюзинг Хобби; однако, покрутив содержимое коробки в руках и посмотрев на некоторые детали под лупой, решил для себя, что не стану тратить на ЭТО деньги и время. Даже несмотря на все те вкусняшки, которые внутри:
Что не так у Амьюзинга? Для начала, беру в руки башню: она нигде не имеет структуры литейного металла - значит, покупай боры и пили этот самый рельеф; защитные трубки электропроводки для дымовых гранатомётов отлиты заодно с башней и смотрятся крайне примитивно, так Итальери в 1980-х отливал тросы и шанец вместе с броней; на фото видно, что трапециевидные косынки на передних подкрылках слегка неправильной формы, прутки-торсионы подкрылков безобразно толстые.. ну и там еще много было замечено такого, что не позволяет ставить это новое изделие в один ряд с аналогами от RFM и MENG. Так что про поднятую крышу МТО я забываю. Смоляной набор от Верлиндена... да ну их всех нафиг ))) моя цель сейчас - подтвердить или опровергнуть экспертные оценки по Т-72 от Трумпетера.
НУ, ЗА РАБОТУ !!! Первые осторожные выводы по качеству проделанной инженерами Трумпетера работе таковы: катки выполнены очень качественно, на бандажах есть микроскопические технические надписи. Ну, правда, такие же катки с надписями есть и у MENG, и RPG, и у Tiger Model.
Окраска: Я не знаю, поставлялись ли машины в Ирак в защитном зеленом цвете, или же их изначально красили сразу в песочный на заводе-изготовителе. Я не нашел в сети фотографий иракских 72-ек с ободранной песочной краской и отчетливо видимым нижним слоем зеленого цвета, типа 4БО. Танки республиканской гвардии Саддама всегда отличались чистотой и свежестью окраски, так как, по всей видимости, нифига не ездили по пустыне, а все больше стояли в боксах и выезжали только на парады. Здесь могу ошибаться. То есть, как я полагаю, отсутствие сколов и потертостей можно отнести за счет исключительно малого пробега танков республиканской гвардии и хорошим уходом до начала интервенции. Поэтому я открасил катки изнутри в защитный зеленый, и не стал наносить лак для волос, чтобы потом ободрать снаружи с песочного в зеленый. Буду работать эмалевой краской RC104 от новой серии AK Modern Real Colors.
Первая замена детали из набора на самодел: триплекс мехвода. Хотя деталь из коробки вполне себе качественная и вряд ли вызовет отвращение у моделистов-"изкоробочников". Но мы-то лёгких путей не ищем; точно так же, как 30 лет назад, я сделал новый триплекс из расслоенного ДВД, сохранив радужный отблеск поверхности, и воспроизвел белую полосу герметика, тонкие рамки и центрирующую нить. Судя по этому фото реального танка, козырек над триплексом у трумпа слегка толстоват, но это легко поддается корректировке с помощью ножа и шкурки.
Gepanzerter написал: Первый привет от косоголовых трумпетеровских товарищей
Смещение крышек ступиц на катках я тоже заметил. К сожалению, уже после покраски. Поэтому и не делаю пока weathering на катках, надо принять решение, что с этим делать. Идти в магазин и покупать Тамиевскую коробочку, исключительно ради новых катков - считаю перебором. К тому же, я не заметил на фото иракских 72-ек из Залива красных меток на катках и ступицах. Чаще увидишь обильно заляпанные вытекающим солидолом и забитые грязью каточки.
Gepanzerter написал: Лучше уж ничего не трогать, перенос отливов ничего не даст, два болта должны точно совпадать с отливами. Красным у нас в армии красят точки смазки, чтобы солдат не парился, при шприцивании катка откручивают два болта, в один вгоняют смазку пока из другого не полезет.
Я про это знаю, я в прошлом механик-водитель ПТ-76Б/ БТР-50ПК - срочная служба, и механик-водитель Т-72 "Урал" на военных сборах. Да, с этими катками ничего не поделаешь. Есть, конечно, простое решение от Миниарма. Стоимость - около 800 р. Не хочется материться... Модель сама по себе совсем не дешёвая. Они там косячат, мы платим, они опять косячат, мы опять платим.
Пока поделаю гусеницы от МастерКлаб, там всё совсем не быстро. Загоняю внутрь каждого соединения усилитель из проволоки 0.3мм, ибо смоляные пальцы под нагрузкой ломаются, а еще вываливаются пачками - проверено на гусеницах для Т-80. Сажаю пальцы на краску.
Не пошел мне этот Амьюзинг. Я его смотрел дважды, в разных магазинах. Обратил внимание на башню, как топорно сделана подводка к "тучам", отлитая заодно с башней, а еще на то, как сделаны рёбра жесткости на передних подкрылках. Нет плавного перехода от основного металла к выштамповке, как сделано у Тамии и Трумпа, там сделана чёткая граница, перелом, то есть выштамповка начинается под 90 градусов к поверхности. Как будто взяли сосиску, разрезали вдоль напополам и приложили. В-общем, из-за таких мелочей, замеченных при самом беглом знакомстве с коробкой в магазине, я не стану рисковать немалыми денежками. К тому же, мне реально интересно пройтись по трумпетеровской модели до самого конца и понять для себя, насколько правы те, кто нахваливает их 72-ки. Это как лакмусовая бумажка. На фоне впечатлений от этой сборки сформирую мнение, надо ли доставать с полки их Т-14 Армату с допами от Кощавцева. До этого у меня с трумпетером "были отношения" только по довольно старой модели безбашенного шведа STRV-103B, но они не закончились результатом на полке, несмотря на наличие многочисленных фото оригинала из Кубинки, а удовольствия от процесса там вообще было что-то около 0,00
Собрал пару десятков металлических траков с рмш от МастерКлаба и примерил на ведущие колеса. Результат удивил... На штатные колеса из трумпетеровского набора нормально ложится не более 4 траков! Ни разу не пожалел, что купил (как обычно, просто по привычке) смоляные колеса от Миниарма (~800 р.). Миниарм + МастерКлаб: не идеально, но более-менее точно ложатся около 8 траков, этого вполне достаточно. Еще один горячий братский привет китайским товарищам!
Поскольку триплекс мехвода, изготовленный из ДВД, установлен на место, можно собирать корпус модели. Руки так и тянутся начать сборку с "передка", т.е. с соединения ВЛД и НЛД. А это ИМХО категорически неправильно: на этих деталях отсутствуют какие-либо ориентиры, метки, штифты, защелки и т.п., а люфт ВЛД по ванне корпуса достигает 1 мм. Если слепить их на авось, то соседние детали-крыши МТО могут "паровозиком" съехать со своих мест, и это уже не поправить.
Пойдем-ка мы именно с кормы. Здесь есть на что опереться при позиционировании крыш, см. фото. Головки болтов на крышах и небольшие встречные приливы на бортах. Заодно можно точно подогнать края деталей друг к другу, чтобы обеспечить ровненькие "ниточные" зазоры. В любом случае, это одна из самых ответственных операций и никакая спешка здесь не допустима, ибо исправить смещения деталей или неровные зазоры будет крайне проблематично.
На втором фото я показал последовательность своей работы, проставив номера этапов сборки:
Ну вот, в подтверждение вышесказанного: если пойти с передней части модели и ориентироваться по прилеганию ВЛД к бортам - скорее всего, весь верх уйдет назад примерно на 1 мм, и головки болтов сместятся со своих мест. А так - всего лишь образовался небольшой зазор на боковой поверхности, который можно легко заделать шпаклевкой. К тому же, эти места будут закрыты другими деталями модели, можно и не шпатлевать.
В моем случае, нет задачи вывести модель в максимально точное соответствие оригиналу. Я совершенно уверен, что с Трумпетером это вообще не имеет смысла. Наверное, можно заморочиться такой идеей, но тогда надо идти от тамиевской модели и доводить до ума именно её. Но и там всяких доводок - по самые помидоры; я уже подзабыл свою работу от 1997 года, но чётко помню, что на башне были большие проблемы с позиционированием ящиков ЗИП, и промеры реальной башни показали, что японцы слегка накосячили в ее формой и из-за этого там сзади все сильно поплыло. К тому же, тамиевцы любят всё упрощать, там просто отсутствуют многие заметные элементы, надо делать с нуля. Маска пушки - просто непотребная, однозначно в помойку и лепить с нуля, полностью. "Луна" с большим трудом села на место, ибо ее кронштейн оказался слишком длинным, к тому же "тучи" по правому борту оказались с ней в жёстком конфликте. Я видел пару раз, как на тамиевское шасси ставили башню "Долли Партон" от Миниарма и только так получалось что-то похожее на Т-72М1.
У меня сейчас другие приоритеты: Я планирую, во-первых, лично проверить современный Трумпетер "на вшивость", и это получается, всего лишь второй день сижу с ней - и вон уже сколько всего нарыли; а во-вторых, по рабочей легенде этой стройки, планирую поставить эту 72-ку на МЕНГ'овский танковый тягач М911, как будто это именно та машина, которую пиндосы вывезли к себе в Асашай в танковый музей, где с ней и работали специалисты из Тамии. Вообще-то, я не знаю наверняка, где именно японцы пересеклись с той 72-кой, возможно, не в США, а в Бовингтоне, или вообще где-то на площадке сбора трофейной техники прямо в пустыне; но это не столь важно. Такая вот задумка есть, тягач тоже есть и уже в работе.
По 72-ке будет упор на художку + устранение вопиющих технических косяков, если таковые будут обнаружены.
Gepanzerter написал: Я Мку не собирал но советую всё досконально проверять, если конечно есть желание что то исправлять.
У меня в огромной коробке: две ВЛД с подбашенными листами (одна из них - на "Урал"), два варианта ведущих колес, три (!!!) варианта НЛД, два выхлопных эжектора. Выхлоп посмотрел бегло. Когда руки до него дойдут - узнаем точно, есть ли косяки и какие.
Итак, для исправления первого из обнаруженных серьёзных косяков Трумпетера, был прикуплен набор ранних катков для Т-72 от МастерКлаба. Цена вопроса - в пределах 1 т.р. "Мелочь, а приятно!" Но, может быть, оно и к лучшему. А то, помимо съехавших в сторону крышек ступиц, еще и гаечки на стяжных шпильках какие-то дистрофичные у моего "подзащитного" (т.е. трумпетера)
А в сборке эпоксидка, конечно, совсем не так удобна, как стандартный модельный пластик. Я собираю катки с помощью эпоксидки же, при этом проверяю штангенциркулем каждую пару на толщину, и подправляю, пока клей еще поддается. Почему именно так? и почему не суперклей? Соединения внутренних и внешних катков имеют люфты, разбег по толщине пары катков, как оказалось, может составлять до 0,6мм на разных краях, причем у каждой пары по разному, так что спешка здесь ни к чему, перекошенные катки нам не нужны. Никогда бы не подумал, что пригодятся ПВХ втулки для катков, оставшиеся от менговских и тамиевских моделей. Штатные-то теперь сидят на своих местах, в трумпетеровских катках... Мастерклаб их не дает, а между тем, эти втулки от прежних моделей отлично заходят внутрь пары катков, в предусмотренные углубления, нужно только подрезать каждую втулочку примерно на 1/3 по высоте. Отверстия под оси балансиров у Мастерклаба тоже чуть меньше, чем нужно, я слегка расширил каждое надфилем.
Сборка элементов ходовой у этой модели легка и приятна. Детализация на высоте. Стыкуемость выше всяких похвал. Здесь чувствуется, что китайцы живут в XXI веке, даже те, что из Трумпетера. Люфт балансиров по ходу вращения в посадочных местах ограничен, не более 2 градусов, а в поперечном направлении вообще отсутствует. Боюсь сглазить, но пока к трумпетеру серьезных претензий нет, кроме тупого косяка с катками. При желании, можно сделать часть торсионной подвески работающей, проще всего это сделать на 3-4-5 узлах подвески, где отсутствуют гидроамортизаторы. Для этого нужно всего лишь убрать шлицы на торцах балансиров, просверлить отверстия в корпусе и сделать торсионные валы из тянутого литника или велосипедного тросика. На первых двух и 6-м узле подвески сделать это сделать сложнее, поскольку трумпетер отлил в одну деталь рычаги гидроамортизаторов и соединительные тяги. У Тамии эти детали были отдельные, там я делал торсионы из тросиков. А поскольку я собираюсь поставить эту машину на платформу американского тягача М911 - эти "бантики" мне ни к чему.
При выравнивании балансиров пригодился давно валяющийся без дела шаблон от тамиевского "Леклерка". Подобный шаблон, насколько я помню, есть также у МЕНГа в Т-90 или Т-90А. Дёшево и сердито.
Еще один шаблон - трафарет для покраски катков Т-90 из того же МЕНГовского набора пришелся очень кстати. На катки от МИНИАРМ садится идеально. А на катки из исходного набора он садился с небольшим зазором. Ну и ладно, все равно те катки под замену.
ЛАЙФХАК: в качестве внутренней "затычки" к каткам Миниарма идеально подходит 10-копеечная монетка
Николай написал: Ого, какой проект! Посматриваю я на ранние Т-72, но что-то пугает меня это дело. А тут еще и разжевано все будет.
Николай, привет, спасибо за внимание к проекту. Для меня это тоже практически неизвестность. По Тамии примерно помню, где и что там было не так, а здесь все с нуля. Самому разжевать бы ))) Собственно, практическое знакомство с 72-ками от трумпа и есть основная цель этого проекта.
Иван Лосев написал: Случайно увидел в сети данное фото , вроде пендосы грузят 72 на трал .А вообще идея с тралом очень интересная .
Ну это точно не трофей. У танка нештатные для 72-ек передние подкрылки и скворечник самодельный. Не пиндосы точно, скорее, иранцы, или арабы, или афганцы, или индусы, фиг его знает, свой танчик грузят. Каски у них не американские, и сами они щуплые они какие-то плохо кушают ))) Пиндосики вон какие упитанные:
Собственно, практическое знакомство с 72-ками от трумпа и есть основная цель этого проекта.
Меня и тробочист напрягает. Особенно после их 80-к, которые все кривые-косые вдоль да поперек. В целом не люблю эту контору, и если есть альтернатива, стараюсь выбрать именно ее, а не трубача
Собственно, практическое знакомство с 72-ками от трумпа и есть основная цель этого проекта.
Меня и тробочист напрягает. Особенно после их 80-к, которые все кривые-косые вдоль да поперек. В целом не люблю эту контору, и если есть альтернатива, стараюсь выбрать именно ее, а не трубача
Это как в музыке - есть Pink Floyd и есть Ласковый Май. Я сам убежденный антифанат трумпетера. Просто решил попробовать, в надежде, что не все у них так убого, как в славных 90-х. Вообще-то, этот проект надо было делать так: корпус от Тамии, башня "Долли Партон" от Миниарма, ствол точеный от кого-нибудь и траки от Мастерклаба. Ну, и по мелочам - трос, фары, тучи, доширак и проволока. Насколько я помню, по корпусу у Тамии нужно просто долелывать всякие мелочи, которые они сознательно пропустили, а так-то геометрия там норм. Много упрощений по тонкой деталировке на крыше МТО и по наружным топливопроводам. Иллюстрация по уровню упрощений: полностью отсутствуют грязеотбойники на ведущих колесах. Так они и у трумпетера точно так же отсутствуют! А по башне тамиевской - они тогда (1992г.) не имели современных лазерных инструментов и слегка накосячили с геометрией скул и "яйца" сзади, хотя видно, что старались и сделали что могли. Так что - Мастерклаб, однозначно. У меня эта башня есть, но лежит на даче, доберусь только в мае, а идея давно созрела и зудит!
Да и вообще, мне как-то захотелось "прогуляться по новым девочкам". Посмотрим, насколько это увлекательно и безопасно в случае с трумпетером )))
Я, честно говоря, отказываюсь понимать, почему ни один из производителей машин семейства Т-72/Т-90 в 35-м масштабе не делает этого сварного шва на стыке ВЛД и НЛД. И ведь это совсем не "суслик", его прекрасно видно на модели, равно и как его отсутствие. Возможно, новая 72-ка от Амьюзинг - исключение, я не рассматривал. Хорошо, если так. Я лепил этот шов на тамиевской Т-72, на менговских Т-90/Т-90А, на тайгеровском и звездовском Т-90МС, и вот теперь - на трумпетере. Всего-то час работы, блин... "Обидно, Зин!..."
Продолжаем искать и находить косяки трумпетеровской модели, большие и маленькие: обе надгусеничные полки при установке на места имеют незначительный, но заметный провис в средней части. Не уверен, что приклеивание сверху ящиков ЗиП и топливных баков исправят ситуацию. Поэтому пролил супержидким клеем стыки, а в середине вставил прокладки из подручных материалов. Теперь сохнут под гнётом )))
Продолжаю вылавливать блох на корпусе модели На этот раз - совсем уж неприличный для модели из XXI века (2014 г.) косяк: на отвале самоокапывателя штоки оказались длиннее, чем нужно, примерно на 1 мм. Бодро вылезают вперед из корпусов петель на отвале, это весьма заметно. Лечится быстро: отрезал на каждом штоке "носик" и приклеил детали к корпусу, сместив их на этот самый миллиметр назад, в сторону кормы.
Сварные швы здесь, на НЛД и механизмах самоокапывателя: еще минус два часа из жизни, хотя большинство из них инженеры трумпетера могли бы сделать с помощью компьютерной мышки за две минуты. Добавленные мной швы выделены на фото лиловыми стрелками. Красная стрелка: здесь должна быть скобка, под ней приваренный стальной уголок. Кстати, скобка в наборе есть, а уголка нет. Ну и ладно, речь не об этом: если приклеить это сейчас - при дальнейшей сборке точно отвалится, проверено уже не раз. Так что откладываю монтаж этих деталюшек на более поздние этапы сборки, и отправляю модель в малярный цех для частичной покраски перед weathering'ом ходовой части и низа корпуса..
Будут загрунтованы и открашены нижняя часть ванны корпуса, днище и все элементы ходовой. Вчера нашел в интернете фото, на котором четко видно, что и днище, и катки с внутренней стороны открашены в песочный. Вот те на! получается, что остатков исходного защитного зеленого на модели не должно быть вообще!!! даже на днище! а сколы и потертости на НЛД вроде бы зеленые, вон там, над отвалом!
Трумпетер (в 2014 г.), равно как и Тамия (но всё-таки в 1992 г.), оба проигнорировали грязеотбойники на ведущих колесах. Я не занимаюсь ими на этом этапе, помня, как легко они отламываются, и планирую заняться их изготовлением и монтажем на более поздних этапах, после установки гусениц и бортовых экранов.
Итак, на покраску!
P.S. еще о сварке: полозья, по которым ходят штоки отвала самоокапывателя, вроде бы кое-как "приварены" к днищу, но имитация сварки здесь совсем дохлая; по идее, надо бы потратить время и шпаклевку. Но поскольку моя модель будет установлена на трейлер и днище не будет видно напрямую - я эти моменты сознательно игнорирую. Терпеть не могу лепить сварку на 35 масштабе
Ну вот и дошло дело до выправления того косяка, о котором писал здесь коллега Gepanzerter: крыша МТО на стыке с выхлопным трактом неправильная, она позднего типа и имеет П-образный выступ на стыке с эжектором, который нужно удалить.
Вот на чертеже ранней семьдесят-двойки видно, что на месте стыка с выхлопом крыша МТО прямая, без выступа, заходящего в сторону выхлопа. На модели же здесь небольшой выступ, который нужно удалить, а маслобак, соответственно, тоже позднего типа и он уже, чем требуется здесь.
Из-за наличия выступа, маслобак тоже оказался уже, чем требуется на модели 72-ки раннего типа. Существует корректирующий набор от Миниарма, но я не нашел его в продаже, и решил сделать всё сам.
Маслобак распилил и сделал вставку. Общая ширина детали увеличилась до 14,5мм.
Работу по коррекции корпуса покажу в следующем сообщении.
Виктор Цымбал написал: Виктор, спасибо, подписался на новости о стройке. У меня, правда, Т-72 от Тамии лежит - но для будущей сборки многое почерпнул.
Виктор, привет! Тамиевская 72-ка настолько же хороша, насколько скучна. Очень много упрощений. Тамия сняла её с живого танка в 1992 году. Несмотря на очень грамотный инженерный подход, они тогда всё-таки позиционировали себя как фирма-производитель развивающих игрушек. Большой плюс - более-менее точная геометрия корпуса, да и башня поддается лечению, хотя с установкой "Луны" мне пришлось возиться долго, а маска пушки - вообще плод фантазии разработчиков, я её полностью вылепил из тамиевской двухкомпонентной шпаклёвки. Ах, да, забыл: там еще ствол короче, чем нужно, на 4.5 мм. Более правильный вариант - докупить башню "Долли Партон" от Миниарма + точёный ствол + гусеницы от МастерКлаба. Со смоляной башней тоже придётся повозиться, но это совсем другой уровень готового изделия, хотя в работе и доводке она, конечно же, сложнее. Еще один плюс - в наборе есть "dazzler", оптический постановщик помех против ПТУР, китайского производства, и если делать машину под Войну в Заливе - это очень кстати.
Владимир Madwolf Волк написал: маслобак он и в Ираке маслобак,нет никаких поздних /ранних
Владимир, привет, большое спасибо за интерес к стройке и эти фото. Действительно, маслобак по конструкции один и тот же, речь идет о том, что на этом фото левый (по ходу движения) край крыши МТО ровный, без П-образного выступа в районе маслобака, который забацал трумпетер. То есть, из-за этого выступа у трумпа маслобак соответствующей ширины и он уже. Если исправить край крыши и сделать его ровным, остается изрядная щель, которую нужно устранить. Я просто расширил бак с помощью вставки Я выступ на крыше уже срезал, так что не могу показать на пластике, как он выглядел до операции