Цитата |
---|
Игорь Шейнин пишет: На одномачтовых судах с косым парусом, где он является единственным движителем, частенько над вантами. Где вращению рея вокруг мачты ничего не мешает. На многомачтовых судах с косым парусом развернуть рей, вращая его на мачте все равно не получится. Особенно на грот и бизани. Так что практического смысла такого крепления тоже не представляю. Так что на многомачтовых под вантами. |
Коллеги, согласен с Игорем.
Заодно изложу очередные свои "измышлизмы".
Соглашусь с Игорем и Марко по вопросу "преимущественного галса", когда латинский парус работает в полную силу, а с его сменой (галса) навалившись на мачту частично "недорабатывает". Поразмыслив не увидел тут ничего страшного или необычного. Латинский парус, в отличие от прямого, позволяет судну идти более острым курсом (как писал в посте выше - латинский парус работает как крыло)... Вместе с тем, как ЛЮБОЕ инженерное решение, он не может иметь только плюсы.
Итак, если рассмотреть работу латинского паруса на разных курсах, становится понятной и ОПРАВДАННОЙ система крепления мачт вантами не на юферсах (жесткая конструкция), а на системе блоков, т.е. "стоячий" такелаж вант может варьироваться в "бегучий".
Для иллюстрации:
- острый бейдевинд - ванты можно не трогать, смена галса - небольшой поворот рея.
- более полный бейдевинд - травится кормовая наветренная и носовая подветренная ванты. Рей можно развернуть под большим углом к ДП судна. Смена галса - подбираем "потравленную" ванту и травим "набитую".
- галфвинд - никаких проблем - работают только ванты наветренного борта. При смене галса все равно прийдется делать поворот через другие курсы, т.е. снова "потравливая" одни и "набивая" другие ванты.
- бакштаг и фордевинд - "травим"носовые наветренные и кормовые подветренные ванты, что дает возможность развернуть рей почти на 90 градусов к ДП.
Наверняка, немалую помощь в "разгрузке" вант имели и бакштаги реев... По крайней мере, если судить по чертежам Амати, смысла в вантах бизани (вынесенных относительно мачты в нос) на полных курсах нет вообще никакого. Скорее всего, они "травились" и парус удерживался бакштагами рея и галс-талями (площадь паруса маленькая).
Правда по Нине у меня остается один вопрос - шкотовый угол паруса. На чертежах от той же Амати и с правого и с левого борта полуюта есть рымы для крепления фока и грота шкотов. Не верю, что в шкотовый угол паруса была заведена только одна снасть. При смене галса было бы очень проблематично перенести например шкот фока через грота-рей. Мыслю так - в шкотовом углу закреплены два такелажных блока с двумя снастями, разнесенными на противоположные борта. Главное, чтобы "неработающая" на галсе снасть была переброшена через рей мачты, находящейся "кормовее"... При смене галса снасти шкотового угла "меняются местами"...