Цитата |
---|
Сергей Верзилин написал: ... даже свивка вантовых тросов частенько по одному борту в одну сторону, а по другому борту - в другую соответственно... |
Сергей, на самом деле, всё объяснимо. Данная особенность (про свивку) обуславливалась тем, что борта друг друга не повторяли. Зеркальность здесь выходит боком. Сейчас поймёте, о чём речь.
Чисто упрощённо: для первой ванты левого борта мачта при условном попутном ветре тянет ванту влево, но эту же первую ванту, но уже по правому борту, эта же мачта, в это же время тянет... вправо! Понятно, что направление усилия по-разному влияет на прочность каната, в зависимости, совпадает его свивка с вектором нагрузки, или резко противостоит направлению нагрузки (говорю утрированно). Соответственно, да, были случаи, которые вы упоминаете, когда и свивка вантового каната, и огоны вокруг юферсов у одноимённых вант разных бортов отличались на резко противоположные.
А в случае с укладкой якорного каната в якорную бухту мы укладываем свободный канат, находящийся без нагрузки. И тут уже играет роль другой фактор, человеческий. Укладывать тяжёлый канат кольцами "под правую руку" анатомически удобней подавляющему числу людей.
Кроме того, независимо ни от какого борта, все якорные канаты были на кораблях одинаковыми, взаимозаменяемыми, одинаковой свивки. Что у каната левого якоря свивка была левой, что у правого якоря свивка была левой. Канаты одинаковы. А, когда его сворачиваешь в бухту, он в зависимости от собственной свивки, стремится свалиться в кольцо бухты по-своему, как его свивка упруго его выгибает. То есть, даже без участия человека канаты любых бортов будут сворачиваться в бухты независимо от симметрии бортов, а только так, как им природа внутренних напряжений подсказывает.
А вообще, пресловутая зеркальность бортов кораблей - всего лишь миф. В трюмах практически никогда не было симметрии. Всякие отсеки, каюты, кладовки и прочее, прочее. прочее редко когда можно было сделать симметричным - ни по объёму, ни по укладываемому внутри весу...