Вроде как и справедливо, но там с носовой частью надо СТОЛЬКО обпиливать, что остальные неточности меркнут на этом фоне... Я во многом уже смирился, что модель, если и получится, то будет очень-очень "по мотивам"...
Как уже заметил ранее, не хотелось бы затевать тут дискуссию вместо собственно сказки о стройке. Тем более, что сколько бы люди не спорили, все в итоге останутся при своём мнении. Такова уж человеческая природа. Люди сначала уверуют, а потом отбирают для себя только подтверждающие собственную правоту аргументы. К примеру, постоянно появляются всё новые поборники давно разоблачённых фальшивок типа "Протоколов сионских мудрецов" или "Тайны группы Дятлова", и никакие неоспоримые факты тех людей не переубедят. Что уж говорить о ситуациях, подобных нашей, где достоверной информации явно недостаточно. Иначе не было бы столько сетевых споров на тему окраски Ил-4 и массы упомянутых "фантазийно-журнальных материалов". Так что, выскажу ещё пару своих соображений, но давайте и закончим флейм на эту тему, дабы не замусоривать стройку.
1. Моделизм связан с историей, но в первую очередь это всё-таки разновидность творчества. Я очень уважаю моделистов-историков, но сам таковым не являюсь и вряд ли стану в будущем. Для многих коллег вполне достаточно журнальной информации, чтобы делать зрелищные модели, а нюансы правдоподобия оценить смогут только специалисты. И даже чисто "изкоробочная", "китайская" окраска модели тоже, на мой взгляд, имеет право на существование.
2. Что касается конкурса: подходы могут быть разными - и, согласен, решение тут за админом. Если цель конкурса - вовлечение большего числа участников в приятное, стимулирующее соревнование, можно допускать более либерально. В конце концов, недостоверную модель никто не запрещает "прокатить" на голосовании. Если цель - получить галерею исторически достоверных экспонатов, то можно проявлять неумолимую строгость. (Это имело бы смысл, на мой взгляд, лишь при публикации _всех_ итоговых моделей в официальных источниках.) На экзаменах одни преподы заваливают студента за малейшую оплошность, а другие ставят "отлично" если человек просто ориентируется в теме и интересуется предметом. Что правильнее? 3. Мне лично приведённых официальных материалов достаточно, чтобы выбрать заявленный прототип. Фотографий, увы, нет, и, видимо, не будет. Иначе не было бы столько споров в Сети. Материалы кажутся недостоверными? ОК, пусть будет "собирательный образ". Я не против и такой трактовки. Выбранная окраска опозорит конкурс? Админ может меня исключить, я не обижусь. Коллег это точно порадует? 4. По поводу 2-го Гвардейского МТАП в составе ВВС СФ - вероятно, тут действительно есть ошибка. Скорее всего имеется в виду 2-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Северного флота. В отдельные периоды он назывался смешанным. И в его составе имелись торпедоносцы Ил-4Т.
Сергей Бусаргин написал: Кстати, по поводу выбора исторического прототипа. Тут какая-то каша. И вообще 2-й гвардейский МТАП существовал ли? И далее, если пытаться сделать трехцветный верхний камо, то голубой низ никак "не катит". Когда в июле 43-го был введен трехцвет для окраски верха, низ красили черным сразу на заводе, т.к. самолеты предполагались для пополнения АДД в первую очередь, а уж ВМФ доставалось то, что есть. Если за основу брать голубой низ, то тогда это либо машины довоенного выпуска, или первого года войны, а верхний камо в этом случае только черно/зеленый.
Я не очень тревожусь насчёт совсем уж абсолютной исторической достоверности. Если окраска имеется на публичных ресурсах, то мне этого, пожалуй достаточно. Картинка в начале сказки - из инструкции к модели в масштабе 1:48 фирмы Xuntong. Но не только там:
Вот ещё похожие камо - судя по всему, из журнала "Авиация и время":
По поводу возможности такой окраски видел массу споров в Сети, но влезать в них не хочется ввиду недостатка времени, да и соответствующей квалификации.
Тем не менее, там приводилась, например, вот такая информация:
Допускаю, что в конечном счёте, все эти источники ошибаются, но лично мне достаточно аргументов, чтобы делать модель именно в выбранной мной окраске. Хотя бы по чисто эстетическим соображениям.
Сергей Бусаргин написал: Конечно, каждый сам себе "Главный технолог" в своем домашнем "авиазаводе", но не стоило торопиться с вклеиванием верхних стекляшек носовой части. Надо бы сначала склеить фюзеляж и боковинки остекления, после чего придать оживальную форму кабине штурмана. И это можно было бы сделать. Натфель, шпаклевка и т.д. Наружная расшивка в носовой части при этом пропадет, но что поделаешь. А вот дальше, да, начиная с кабины пилота верхняя часть фюзеля будет немного угловатой. Это в принципе тоже можно "вылечить", но не впишется "родной" козырек пилота, у него конфигурация уже с учетом "угловатости" верха фюзеляжа. Да, эта модель не собирается "на щелчке", но собирается, вполне.
В моём случае, с учётом подсветки кабины, было не слишком много последовательностей сборки. Могу заверить, что каждый шаг тщательно продумывался заранее. Определённая жертва правильностью формы была сделана вполне осознанно, с учётом общего качества комплекта, "изкоробочности" выбора пути и замысла внутренней подсветки. Другой вопрос, что реальная кривизна превзошла изначальные прогнозы - что ж, бывает. Сколько сможем, постараемся сгладить.
olten написал: Андрей, вот не могу понять Разве прозрачные детали носовой части не должны быть заподлицо с остальной внешней поверхностью? Ясно видно, что остекление вклеено с хорошо заметной ступенькой.
Всё верно, но нет выбора: либо так, либо вообще никак.
Starley написал: Самое хреновое в кабине штурмана, что в оригинале она оживальной формы (как пуля, почти круглая в сечении), а в модели- пирамида, положенная набок, т.е. почти квадрат в сечении
Это точно, но на фоне ужасающей стыковки (ведь ещё предстоит её хоть как-то шпаклевать и сглаживать!) об истинности формы уже и задумываться не хочется...
Непрозрачный пластик по ребрам можно скруглить.
Да, сделаю, что смогу... Там и по всему корпусу сплошные ступеньки... Одна из худших моделей, что мне попадались. Ранний Амодел, порой, лучше стыкуется. И даже "пассажирский" Пластикарт.
Starley написал: Самое хреновое в кабине штурмана, что в оригинале она оживальной формы (как пуля, почти круглая в сечении), а в модели- пирамида, положенная набок, т.е. почти квадрат в сечении
Это точно, но на фоне ужасающей стыковки (ведь ещё предстоит её хоть как-то шпаклевать и сглаживать!) об истинности формы уже и задумываться не хочется...
Увы, подходим к неизбежному, и спрятаться уже не получится... Будем собирать кабину штурмана. Как не раз отмечали коллеги, членение этой модели более, чем прихотливое...
Подготовим детали (за исключением носовой турели, с которой поступим так же, как и с хвостовыми - отложим напоследок):
Опять встаёт вопрос доработок. Смысла в них ноль, но и оставлять в кабине бессмысленные выступы рука не поднимается. К счастью, сделать пару рычажков из проволоки и капелек клея - минутное дело:
Раскрасим, наклеим пару жутковатых декалей и соберём боковые стенки штурманской кабины: Как и всё в этой модели - здесь сплошные нестыковки: трубу прицела придётся подрезать на концах и приклеить на эпоксидку, а блок приборов установить "на глазок", поскольку для имеющихся посадочных отверстий в стенке никаких ответных выступов на детали нет.
Наконец, вклеим боковые стенки кабины на предусмотренные для них места: Тут уже полный кошмар: стыкуемость никакая, верхняя и нижняя секции расходятся и пружинят и т.п. Попытка использовать тонкую проволоку для фиксации также терпит фиаско...
Кое-как сляпав носовую кабину с кучей щелей и ступенек, а также - с потёками клея, закроем посадочное место носовой турели картонной заглушкой на клее ПВА. Авось, продержится некоторое время...
Поскольку пора приступать к окончательной сборке фюзеляжа, возникает вопрос с турелями. Если их смонтировать, то на этапах шпаклевания/шлифовки/покраски они почти наверняка повредятся и перепачкаются. Лучше отложить их монтаж напоследок. С нижней турелью серьёзных проблем не предвидится. Просто до поры, до времени закроем нижний люк картонной заглушкой на клею ПВА:
А с верхней установкой всё далеко не так просто. Поворотная башенка должна быть закреплена изнутри фюзеляжа при помощи такой вот детали (толстая скоба посередине имитирует ременную петлю, на которой располагался стрелок): Приходится изрядно поразмышлять, дабы изобрести нечто, мало-мальски приемлемое. Нижнюю часть турельной установки временно закрепим внутри фюзеляжа при помощи пары нитей, пропущенных сквозь картонную заглушку. Концы нитей затем свернём и прикроем картонной крышечкой:
Вот теперь можно уже приклеить и днище фюзеляжа, не забыв про заранее подготовленную ужасную приборную доску (аляповатую упруго-ломкую декаль, как и раньше, удаётся приклеить только на футуру):
Заодно, кстати, приклеим ещё и закрылки центроплана:
Проанализировав предстоящие впереди задачи и проблемы, решил, вопреки привычному порядку, уже на данном этапе собрать и смонтировать крылья.
Так что, собираем правую и левую части: Закрылки при этом сделаем убранными. От выпущенных особого толку не было бы, зато проблем при сборке и окраске не оберёшься. Есть также идея насчёт посадочной фары на левом крыле: раз уж организуем подсветку, почему бы не электрифицировать и эту фару? Благо, в комплекте имеется соответствующая прозрачная деталь. Поэтому, перед склеиванием левой консоли предусмотрим соответствующие внутренние пропилы.
Собранные консоли приклеим к наполовину собранному фюзеляжу:
Изготовим фару, добавив самодельную рамочку для светодиода и металлизированную плёнку от чайной упаковки:
Наконец, смонтируем готовую фару на левой консоли крыла:
Займёмся боковинами фюзеляжа. Вклеим пару недоразмеренных окошек, слегка раскрасим половинки и склеим их вместе в хвостовой части: Таким образом мы сможем заранее обеспечить симметрию при дальнейшей сборке непривычно расчленённого фюзеляжа.
В кончик хвоста вклеим самодельную "полочку" и разместим на ней стабилизированый источник электроэнергии:
И объединим теперь верхнюю часть фюзеляжа с боковинами (не забыв про электрические цепи):
Теперь обратимся к верхней части фюзеляжа. С лючками-окошками у неё та же проблема, что и на нижней части: недоразмеренность. Но кое-как справились...
Поскольку кабину делаем закрытой, а "прозрачные" детали в реальности прозрачны весьма условно, то подробности будет не разглядеть, что обидно, ведь внутрянка-то имеется. В подобных случаях в некоторой степени помогает подсветка кабины. Попробуем организовать таковую и здесь. Источник энергии будет размещён в кончике хвоста, поэтому для начала сделаем проводку от хвоста до "распределительного щита" в центральной части:
Далее смонтируем освещение штурманской кабины:
А в "распределителе" установим пару балластных резисторов:
Слегка покрасим и установим кресла вместе с убогой имитацией бронеспинки:
Не удаётся удержаться от доработки номер 2 (ремни из фототравления): Красным овалом отмечен очередной косяк набора: боковые выступы на перегородке - совершенно лишние. При примерке боковин фюзеляжа становится ясно, что из-за этих выступов носовая часть не сойдётся. Придётся их сточить...
Подготовим элементы управления - штурвалы и некую рукоятку (кстати, не на всех чертежах таковую можно разглядеть):
Добавим эту рукоятку в кабину, вкупе с педалями:
Теперь можно и штурвалы установить, не боясь их тут же и поломать: Зелёным овалом отмечены места удалённых боковых выступов.
Ещё пара слов о декали от фирмы "Reifra": она претендует разделить первое место по ужасности с декалью от "Roden". Последняя как-то рассыпалась у меня в мельчайшую труху при замачивании. А здешняя декаль (в кабине на снимке она имитирует приборную панель) напоминает жёсткую пружинящую плёнку. "Tamiya Mark Fit" не оказывает на неё ни малейшего воздействия! Она не приклеивается! Она не облегает поверхность вообще, оставаясь упругой плоской пластинкой! Она просто начинает разламываться на части при попытке пригладить края! Не представляю пока, как можно будет нанести такие декали на внешний криволинейный корпус... Приборная панель, к счастью, плоская, и мы просто приклеивам эту ядовитых цветов табличку с помощью футуры.
Денис Догадов написал: Кстати очень качественную торпеду мне напечатал на 3д принтере коллега Major . Рекомендую обратиться к нему.
Я внимательно следил за мега-сборкой коллеги Major. Очень впечатляюще!
Что касается торпеды, то, если не ввязываться в перепил (что я решил не делать), то, на мой взгляд, уровень торпеды из набора примерно соответствует уровню модели в целом. И тогда заморачиваться с одной конкретной, пусть даже очень хорошей, деталью вряд ли целесообразно.
Собственно, приступим! (Первые несколько записей будут описывать уже выполненные к началу конкурса шаги.)
Пилотскую кабину будем делать закрытую во избежание заполнения пылью, поэтому начнём с вклеивания нижнего люка: Тут же обнаруживается первый косяк набора: ВСЕ вставные прозрачные детали недоразмерены, устанавливаются с огромными зазорами, которые придётся заделывать. Как они так умудрились?...
Мелкие окошки: С ними всё то же самое, что и с люком...
Далее - пол и задняя переборка кабины: Тут новый косяк - нет НИКАКИХ ориентиров или меток по установке. Типа - вклеивайте на глазок. Посопоставляв с боковинами, с грехом пополам куда-то приклеиваем...
Теперь уже сталкиваемся с "идеологической проблемой". Следует ли возиться с доработкой интерьера? Вариант, данный в наборе - чисто "по мотивам". С другой стороны, в таком масштабе, да ещё в закрытой кабине мало что будет видно, силы и время на что-нибудь более полезное пригодятся.
Так что, в основном ничего менять не будем. Но вот настил палубы в носовой части... Если без него - это уж вообще какая-то ерунда. Да и "законопаченные" швы вокруг нижнего люка желательно прикрыть. Поэтому, добавим три самодельных детальки:
Денис Догадов написал: А вот как интересно планируется поступить с расшивкой. Если что-то серьёзно пилить, то нужно перерезать внутрь, если не пилить, то всё грустно будет.
Денис Догадов написал: Насколько сильный планируется перепил? Там имеет смысл использовать фюзеляж от Звезды, родной неисправим.
Совсем не планируется. Повоюю с родным фюзеляжем, а там что уж получится... "Изкоробка" с минимальным вмешательством. Как и в случае с любым другим Пластикартом.
Денис Догадов написал: И я его собирал на этом конкурсе в 2019-м году. Коробка у меня была другая, может там инструкция получше. Вот стройка, может что будет полезно.
Поскольку уже имеется эта начатая работа, добавлюсь впервые в данный конкурс.
На фоне нескольких "шедевральных" моделей Ил-4, размещённых ранее коллегами на Каропке, пытаться прыгнуть выше головы не буду. Планирую ограничиться "изкоробкой", возможно, с некоторой личной "изюминкой".
Обзор исходного комплекта от коллеги Сергея Бусаргина: Ил-4.
Мой экземпляр:
Эта громадная коробка давно у меня лежала, только недавно дошли руки взяться, и, честно говоря, набор разочаровал (буду пояснять по ходу дела). Конечно, почивший Пластикарт никогда не отличался изысканностью проработки, но его последние модели 1:72 выглядели внешне достаточно цивилизованно, особенно Ил-4. Но, увы... Взять хотя бы даже инструкцию, на которой мало что можно разглядеть: И это всё!
Декаль от reifra выглядит качественной, но сами картинки бедны, да ещё и обновлены перепаковщиком с цветовыми ошибками:
Ничего, как-нибудь осилим. Ориентироваться буду вот на такой образец:
Наконец-то у нас всё готово к установке защитного колпака! Единственное дополнение — в некоторых местах приклеим на основание кусочки фетра в качестве подкладок под цоколь для более плотной фиксации винтами:
На дно основания также приклеим амортизирующие фетровые накладки:
Полюбуемся результатом, а заодно и проверим, в порядке ли электрические цепи подсветки: