"...тонкие, алюминиевые, поворотные...." кат-балки на судне 18-го века ? Не смешите мои подковы !
Повторяюсь - тут смысл не конструкции, а в терминологии... Русскоязычная морская терминология является смесью из голландских, английских, немецких, французских терминов, зачастую "адаптированных", а проще говоря - перекрученных на старо-русский манер...а также чисто русских, порою, банально - разговорных словечек... Потому один и тот же элемент или снасть могут иметь у нас "тысячу и одно" название... Возьмите для примера переднюю мачту, которую мы в одних случаях именуем от немецкого - фок, а в других - от английского - фор... Или англоязычное "forecastle", которое у нас переводят форкастл, бак, полубак, носовой кубрик...
Так вот, вне зависимости, как именуют "кран для подъема якоря из воды" - крамбол, кран-Балка, катхеад или кат-балка он не перестанет быть деревянным (судно-то деревянное) брусом, консольно закрепленным в носовой части судна, под углом порядка 45 градусов к его оси, в конце которого прорезаны шкив-гаты со шкивами для основания кат-талей (грузоподъемной снасти). И второй, подвижный блок этих талей именовали кат-блоком...и был к нему укреплен кат-гак... И когда при подъеме якоря последний показывался из воды, за его рым зацепляли кат-гак кат-талей и подтягивали якорь вверх под крамбол. Операция эта называлась "взятие на кат" (см.Л.Скрягин "Книга о якорях")
А Роберт Чарльз в книге "Leslie's Old Sea Wings, Ways and Words in the Days of Oak and Hemp" (1890) поясняет:
The term catheads used for the two stout projecting timbers on either bow, from which the anchor hung clear of the ship before letting go, was no doubt connected with the fact of a lion or large cat usually carved upon the end of the item.
Термин« кошачьи головы »использовались для двух толстых выступающих брусьев на обоих бортах носа, из которых якорь свисал с корабля, прежде чем быть отпущенным, был, несомненно, связан с мордой льва или большой кошки, обычно вырезанной на конце предмета
Считал-считал ваши пятаки и решил добавить свой... Абсолютно верно: крамбол (искаженное голландское kraanbalk) или кран-балка то же самое что английское сat-head (кат-балка), а именно - толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей. Согласно словарей, термин "кран-балка" применяется на речных судах...
Другое дело, что детали, про которые говорилось в 362 сообщении от 08.04.2018 называются не надгецы, а тимберхедсы (оголовки тимберсов) или просто тимберсы. Тимберсы - верхние части шпангоутов. Огололвки некоторых из них поднимали над планширем для использования в качестве кнехтов крепления такелажа...
А вот недгедсы - это пара самых первых поворотных шпангоутов, стоящих вплотную к форштевеню и даже поднятые относительно его верхнего среза...Между недгедсами в случае данной шхуны проходит бушприт...
Ох, ребята ! Это, похоже, я внес сумятицу по собственному недосмотру ! В своем сообщении 257 от 26.04. я говоря о нижнем рее назвал его гафелем :" Тогда и фор-трисель можно делать не "летучим", а ставить на гафель" (ошибку уже исправил)
Володя, есть еще вот такой вариант проводки грота-штагов: через блок на фор-салинге и сбоков-спереди фок-мачт к палубе. Тогда и фор-трисель можно делать не "летучим", а ставить на гик Я на своей шхуне буду так проводить
Или как на реальном корабле Lady L ...тут вообще грота-штаги обтянуты на топе фок-мачты...
Раз уж пошел разговор - вставлю и "свой пятачок"... Я сейчас тоже делаю рангоут для своей шхуны. В качестве прототипа я выбрал американскую шхуну второй половины 18 века Hannah (это была обычная частная шхуна, названная хозяином в честь супруги, но позже купленная Вашингтоном и ставшая первым кораблем американских ВМС). как ни странно, но чертежей корабля не сохранилось - мне пришлось довольствоваться парой плохоньких эскизов, гуляющих в сети и несколькими изображениями и чужими моделями...Так что у меня даже не точная копия, а... "фантазия на тему" ... Но, к сути... Примерное соотношение длинн рангоутных деревьев и корпуса я имею - благо есть эскиз вида с боку с полным рангоутом и такелажем. Но уточненные размерения всех элементов пришлось просчитывать...сверяя их с масштабированным эскизом (о котором я сказал)... Так вот, я рассматривал в качестве основы для расчетов уже упоминавшиеся "Schoner in Nord und Sud" К.Марквардта и "The Global Schooner" того же Марквардта... В принципе - это одна и та же книга, но в немецком и английском изложениях. Книга содержит массу полезной информации касательно шхун, в частности элементы рангоута рассмотрены очень подробно... Но вот таблицы и алгоритмы расчетов даны не совсем понятные...вернее, чтобы разобраться, надо владеть языками...С авто-переводчиком я заколебался...
Короче, я взял "Рангокут, такелаж и паруса судов 18 века" все того же Марквардта, там со страницы 32 идет раздел "Отклонения в размерах и способы постройки меньших в классификации судов", где как раз речь о шхунах, шлюпах, тендерах...и воспользовался Таблицей 2 со страницы 34, где даны размеры рангоута шхун по Пари...
Расчет вел переводя свои размеры в реальные футы и дюймы, а потом масштабируя до размеров модели. Полученные размеры сравнивал с размерами имевшегося эскиза... Должен отметить, что отклонения были минимальными, с учетом приближенности исходной ширины прототипа... Так что Пари "рулит" !
Константин (Fortres) Кравченко написал: Примерно до XVIII века шток делали из одного деревянного бруса с квадратным отверстием в середине. Позже появились штоки из двух кусков деревянного (обычно дубового) бруса
Константин, дорого времени суток! "Шток из одного деревянного бруса с квадратным отверстием в середине" это же эпоха нефов, век 13-й! У якоря с "Васа" шток составной из двух брусов, на якорях с "Мэри Роуз" тоже. Какой уж тут "Примерно до XVIII века"...
Миша, привет ! Я ж не возражаю...почерпнуто из литературы...жаль не помню, какой именно...то ли у Скрягина, то ли у Дыгало...
Примерно до XVIII века шток делали из одного деревянного бруса с квадратным отверстием в середине. Позже появились штоки из двух кусков деревянного (обычно дубового) бруса, которые скреплялись между собой 4-8 бугелями. Как правило, длина штока равнялась длине веретена (от пятки якоря до рыма). Толщина штока у "заплечиков" принималась из расчета один дюйм на каждый фут длины веретена, а толщина штока на концах – из расчета 1/2 дюйма на каждый фут длины штока. Иногда толщину штока в середине брали равной 1/12 его длины. Верхняя грань штока делалась ровной и шла строго перпендикулярно к веретену. Нижние грани штока сбегали к его концам, где их толщина становилась вдвое меньше, чем в середине. Над штоком, в верхнем конце веретена пробивалось отверстие для якорного рыма. Толщина рыма равнялась половине толщины шеймы веретена, а диаметр – ее длине
Как правило, лапам якорей придавали треугольную форму, иногда они делались овальными или сердцевидными. Носок рога обычно выступал немного за лапу. В большинстве случаев веретено делали круглым или овальным, но сечение верхней части (шеймы) всегда квадратное. На нее насаживался деревянный шток, для крепления которого на боковых гранях шеймы делали полки, шпильки ,
Фото не внятные... Почему булини у вас натянуты, если ветер дует в их сторону ? Судя по предыдущим фото, у вас также натянуты галсы левого борта, тогда как шкоты провисли... Но при наполнении паруса ветром, как раз шкоты удерживают и оттягивают к корме шкотовые углы паруса...
Привет, Александр! Пожалуй, решение с рейкой полезное: с деревом, как ни крути, работать проще, чем с пластиком...Правда липа достаточно мягкая...не будет ли проблем с полировкой ? Все таки пластик (вокруг) и масштаб ...
Теперь, несколько слов о самом фальшборте - там, особенно на картердеке важно сохранить вот те самые фигурные реельсы "дублируемые" на внешней и внутренней сторонах борта - это не причуда кораблестроителей ! Эти реельсы показывают - каким был фальшборт до реконструкции 1803-1805 годов.
Я бы крепежные кронштейны шлюпбалок утоньшил...и обрати внимание на стоп-клампы на боковых гранях в районе шкивгатов со шкивами (то что ты назвал встроенным блоком ), предохраняющие от сползания фиксирующие тросы
Александр, вот что пишет по поводу мусингов К.Марквардт в книге "Рангоут, такелаж и паруса судов 18-го века" (для меня это была одна из настольных книг при работе над Виктори...описывается прежде всего именно английский такелаж как раз 18-го века)
...Все штаги имели на одном конце огон такой величины, чтобы через него можно было пропустить сам штаг...
(т.е. если у тебя грота-штаг, к примеру, диаметром 1мм, то огон (петля) на верхнем конце должна иметь внутренний диаметр не менее 1,1 мм)
Прежде чем выполнить огон, штаг несколько раз прокручивали лебедкой, пока его сердцевина не разрывалась во многих местах...
( тут имеется в виду четырехпрядный трос, использовавшийся для штага. Обычно тросы плетут из трех прядей (волокна растительного материала сплетают в каболки; затем каболки сплетают в пряди; наконец пряди сплетают в трос). Четырехпрядные тросы (свитые из четырех прядей) при толщине свыше 150 мм прочнее трехпрядных, чем и продиктован их выбор в качестве штагов... Согласно такелажной ведомости,приведенной в Анатомии корабля, грота-штаг на HMS Victory имел толщину 19 дюймов (48,26 см)...поскольку под толщиной понимается длина окружности троса, то делим толщину на число "пи" = 3,14 и получаем диаметр штага - 15,37 см (153,7 мм)
Так вот, в середине такого четырехпрядного троса имеется пятая более тонкая прядь (сердцевина), заполняющая пространство между четырьмя наружными прядами)
затем на 1/3 длины штага, считая от огона, на штаге ставили штаг-кноп (штаг-узел) - мусинг, выполненный в виде груши. По другим сведениям, об этом расстоянии говорится, что, для того, чтобы его найти, надо сложить двойную ширину топа мачты с двойной длиной лонга салингов (на мой взгляд это слишком сложно...я бы пользовался методом "1\3") Длина мусинга составляла 1\3 петли штага, а его диаметр - 3 диаметра штага...
После формирования мусинга тросом, обернутым вокруг штага, его оборачивали старой парусиной, тщательно тировали (смолили) и затем оплетали. Для оплетки использовали трос толщиной в палец,которым оплетали не толко мусинг, но при необходимости продолжали оплетку самого штага в обе стороны, иногда оплетая весь огон... ...Для всех нижних мачт штаг проводили через верхний огон, пока он не упрется в мусинг, образовав тем самым большую петлю - штаг-краг... ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Скачать Марквардта и не менее полезный альбомы Петерсона можно тут (только на сайте зарегистрироваться)
Привет, Александр ! Думаю - у Вас все получится...вон самолетики какие ! Я то хотя и варился в этом деле лет 25, но работал для себя: то в своей глубинке не догадывался, насколько широк мир моделизма, считавшийся в моем окружении "детством"...Потом пришел инет и я офигел ! Но было поздно - материальное положение не позволяло вкладываться в развитие... Короче, если технику сборки и переделки я отработал, но вот с окраской был полный завал...в смысле - под рукой были только кисти и самодельные (экспериментировал) краски для пластика... Раз уж пошла такая пьянка...вот пара моих моделек...двадцатилетней давности на Юнкерсе, между прочим, только крылья от родного набора (вкуумного)...остальное - самопал из полистирола 0,5-1 мм
А парусники были детской еще мечтой...вызрел коммерческий проект (собирать киты на продажу) так и не увенчавшийся успехом...Но зато я осуществил свою мечту и намертво вмерз в мир парусного судомоделизма...Пластик плачет в загашнике...ждет своего часа...остались недоделанные модели, модели нуждающиеся в переделке, с десяток наборов, правда еще советских времен (пресловутые НОВО)...Есть относительно новый Крокодил от Звезды с полным комплектом травла ( еще одна мечта)...Сын подарил аэр с профессиональным компрессором....Но никак не закончу видеопроект со шхуной... Короче - планы...планы...а летом уже 58...
Александр, я по-гуглил - черная шестигранная москитаная сетка смотрится не так уж и плохо...
Кстати, на тех фото, что я показал ранее - именно такая сетка... Касательно ее цвета - думаю, если Вы намерены, все таки, уйти от "туристической парадности" ( в смысле, белых талрепов вант и выбленок). то и сеть вполне можно делать серой...или даже черной (хотя, черная - точно вряд ли...не станут же койки укладывать в смоленые тросы...)
И еще, хочу заметить, что моя Виктори, как и у Вас - первая...после многолетнего опыта пластиковой авиации...на любительском уровне... Просто кит от Mamoli, лежащий в основе моей модели был настолько дебильным, что я просто не мог себе позволить - сделать тупую "изкоробку" Вот и начал изучать...сам корабль, потом общее устройство, рангоут и такелаж...Короче кит перерабатывался процентов на 80, а HMS Victory стал одним из моих любимых парусников...
Возможно...но там ведь вся прелесть в ее "помятости"...если можно так сказать... Я на своей Вике 1:150 вообще не ставил сетки - протянул леера и все...
Касательно сети...Это так называемая "коечная сеть" в нее укладывались свернутые в рулоны матросские койки - гамаки. Кроме того, в боевых условиях уложенные вертикально рулоны накрывали парусиной и получали своеобразный брувствер, защищавший матросов от пуль...
Если честно, мне не очень нравятся ровненькие ячейки из пластика... Понимаю, что вязать такую сеть в масштабе 1:100 - себе дороже...но может поэкспериментировать с марлей (бинтом)? В принципе, на верхних краях стоек были петли, через которые пропускался леер...а уж к нему вязали сетку...
Там не только талрепы вант, но и выбленки белые... БЫЛИ...
А еще, часть тросов заменена металлической проволокой (чтобы не провисали под действием атмосферной влаги).
Часть снастей разукомплектована
А пушки на борту заменены деревянными макетами...
а мачты и бушприт - стальными трубами
Но есть надежда , что в результате капитального ремонта, который идет сейчас, корабль приблизится к оригиналу.
С 2012 года, когда HMS Victory был передан в собственность Национального морского музея (NMM),на корабле начали разворачиваться масштабные исследовательские и ремонтно-восстановительные работы.
Руководство музея поставило задачу - сохранить историческую целостность корабля, а не просто ограничиться заменой пришедших в негодность элементов.
Было проведено лазерное сканирование корабля, обошедшееся в 550 тыс.фунтов.По результатам обследования построены трехмерные компьютерные модели судна и впервые созданы подробные, абсолютно точные чертежи нынешнего состояния корпуса с 89 миллиардами различных измерений. Фонд Гослинга (The Gosling Foundation) выделил 25 миллионов фунтов стерлингов на сохранение корабля в 2012 году, еще 25 миллионов фунтов стерлингов составили пожертвования от Министерства обороны...
Ну вот вам для примера один из листов...Тут подвеска реев и такелаж бушприта Рисунок уменьшен реальный размер 7560 на 5440 пикселей 6,73 Мб, размер при печати 63 на 46 см...
На мой взгляд, лучшим пособием по такелажу Виктори (если не считать книгу Лонгриджа "Анатомия судов Нельсона") являются чертежи от кита Mamoli HMS Victory 1:90...Можно найти скачать в сети...
А я вот, фигней маюсь - делаю блоки до 2 мм...вручную, т.е. сверлилка на 0.5 мм и наждачок... Перепробовал подручные материалы (согласно условий проекта) и остановился на листовом полистироле 2 мм - он не колется... А блоков же надо почти сотню одношкивных и с пол-сотни двухшкивных...и размеры расчетные 1,5 и 2 мм высотой
Опубликовал новое видео на своем канале SHIPBUILDER: "Изготовление модели двухмачтовой шхуны в масштабе 1:115. часть 23. Реи и бушприт." https://youtu.be/peEEab-N9LU
Видео содержит информацию об конструкции рей и бушприта парусного судна 16-18 веков. Показан процесс изготовления реев, гика, гафеля, бушприта и утлегаря.
Добрый день, коллеги ! Oпубликовал очередной видеоролик на своем канале ShipBuilder ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ПАРУСНИКА: ДВУХМАЧТОВАЯ МАРСЕЛЬНАЯ ШХУНА. Часть 22. МАЧТЫ. Показан процесс изготовления составной мачты для модели двухмачтовой шхуны в масштабе 1:115. https://www.youtube.com/watch?v=xuvPPdG4caI&feature=share Демонстрируется оригинальный способ исполнения малых отверстий на краспицах салинга. В видео содержится информация о расчете параметров основных элементов мачты.
Предваряя возможные вопросы касательно высоты мачт, размера эзельгофтов и расстояния между топами мачт и стеньгами, сообщаю, что в разработку рабочих чертежей вкрались досадные просчеты...но недостатки уже устранены и в следующем ролике, посвященном бушприту и реям, модель предстанет уже с обновленными ПРАВИЛЬНЫМИ мачтами
Сейчас работаю над мачтами - грот-мачту практически собрал (осталась окраска)....делаю комплектующие для фок-мачты (мачты то практически одинаковые) и буду снимать продолжение... А пока суть-да-дело - опубликовал еще один ролик: "Часть 21.Рангоут и такелаж: введение", в котором дал основные понятия рангоута и устройство составной мачты парусника. Названия элементов даны на русском и английском, что облегчает, при необходимости, поиск информации по элементам рангоута...
Так вы бы сразу говорили, что вас интересует рейковое парусное вооружение... А то сначала :"...это моя первая модель, то у меня возникло очень много сложностей. И вот, добравшись до такелажа я понял, что по чертежам, данным в наборе я вообще еле-еле что-то разбираю.." А потом : "талрепный, выбленочный узел, узел Блейка и задвижной штык..." Формулируйте правильно...
Tiagar написал: А все же, что насчет того узла, о чем я написал выше?Он на фото выполнен аккуратно и не клетневан, но не видно куда уходит конец веревки, и вроде днержится и не ползучий.Есть знаток, чтоб сказать как он называется? я попробую повторить на деле.
Снасть. которую вы показываете называется "дирик-фал" (можете по-гуглить это название) Кроме того, судя по фото, речь идет о дирик-фале рю-рея (или просто - рю). Дирик-фал исполняет роль топенанта, т.е. обеспечивает удержание рея в определенном отношении относительно мачты и горизонта ( так на реях прямых парусов - тех, которые стоят поперек корпуса, топенанты удерживают реи параллельно горизонту). Рю-рей, стоит вдоль оси судна под углом к горизонту. Верхнюю его "руку" и удерживает дирик-фал, задавая угол наклона рею.
Промежуточные блоки, т.е. блоки, через которые проходит трос снасти к реям крепят тросовым огоном . Огон этот формируется стропом блока - трос стропа огибает блок, под блоком строп стягивают оплеткой - бензелем (бензелюют), оставшийся конец стропа огибает рей и также ввязывается (вплеснивается) в бензель.
По такой же схеме делается блок на длинном тросе - шкентеле.
Следует также отметить, что в принципе вы показываете странную проводку дирик-фала. Обычно он "стартует" от нока рея и через систему блоков проводится вдоль мачты вниз к палубе, где и обтягивается. (на фото - красный)
Смотрят сейчас китайцы из LEE...и локти кусают - это ж какую моделищу можно было запаковать...какие деньжищи поднять...еслибы Шабанова пригласили для изготовления "мастера" !...
Кирилл, я тихо фигею с твоей работы ! Нервно курю бамбук в сторонке... Игорь Делянов правильно говорит - не мешало бы какой-нибудь журнал по твоей сборке делать...
P.S. Кирилл, я тебе там сообщение послал...не сможешь ли по-новой заслать мне свои материалы по галеонам ?