Таки я наверстываю...что бы впереди тебя советы давать
Перейду, наконец-то, к парусному вооружению.
Начну с того, чего многие моделисты знать не спешат, но что определяет положение многих элементов рангоута и такелажа модели - галсам движения корабля.
Парусный корабль приводится в движение силой ветра.В качестве движителя, использующего эту силу, выступают паруса.Вся совокупность парусов судна именуется - парусным воружением.
Корабль идущий под всеми парусами называют "несущим полное парусное вооружение".
Используется также понятие "парусность", включающее как общую площадь парусов корабля, так и тип парусов (латинские,прямые, штормовые и т.п.). Различают также "носовую парусность" - площадь парусов, находящихся к носу от вертикальной оси корабля и, соответственно - "кормовую парусность".Эти показатели важны при определении влияния парусов на рыскание и поворотливость судна.
Сам типаж используемых парусов менялся и совершенствовался на протяжении всего времени использования паруса в качестве основного движителя.Так,только к началу 19-го века была выработана эффективная метода лавирования при встречных ветрах с помощью косых парусов...
Увы, направление ветра, зачастую,не совпадает с требуемым курсом движения корабля и капитан постоянно вынужден работать парусами, изменяя их парусность и угол постановки к ветру, что бы двигаться в нужном направлении.При этом, траектория движения судна может напоминать не прямую, а ломаную линию...т.е. судну приходится "лавировать", подставляя ветру то тот, то другой борт, достигая продвижения в нужную сторону.
Давайте разберемся с терминологией этого процесса, что бы понимать (хотя бы) что говорят герои фильмов или книг...
Курс судна определяется в зависимости от угла, под которым корабль идет относительно направления ветра.
Смотрим схему
Различают четыре основных курса:
-фордевинд (ветер в корму);
-бакштаг (ветер в сзади-сбоку);
-галфвинд (ветер сбоку, строго в борт);
-бейдевинд (ветер спереди-сбоку).
Кроме того бакштаг и бедевинд подразделяют на : крутой бейдевинд, бейдевинд и полный бейдевинд, бакштаг и полный бакштаг.
В зависимости от того, с какой стороны на судно дует ветер, выделяют правый галс (ветер с права - корабль идет влево)и левый галс (ветер слева - корабль идет вправо).
"Сменить галс" - значит сделать поворот и так поставить паруса, что бы ветер дул в противоположную сторону судна.
При этом маневре :
- если линию ветра пересекают носом - поворот "оверштаг";
- если линию ветра пересекают кормой - поворот "фордевинд".
Борт, в который дует ветер, называют "наветренным".Соответственно, противоположный борт - "подветренный".
Наконец, по компасу, при определении курса пространство делят на румбы.
Румб - 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера (Так называемая "роза ветров")