Фёдор, продолжая снаряжать реи, давай посмотрим, какой план по гафелям.
Итак, первое, надо не спутать при установке: по длине рея, грота-гафель не больше, а меньше фор-гафеля. Разница 2 фута. А то обычно в сознании моделиста на грот-мачте всё самое большое, и в целом в кораблестроении это верно, но не в случае с ПА и тем более с гафелями.
Основные общие для всех трёх гафелей снасти, это эренс-бакштаги и дирик-фалы.
Эренс-бакштаги, фиксирующие заданное положение рея по аналогии с брасами, мы уже рассматривали. Они одинаковые по конструкции для всех трёх гафелей, единственное, у бизань-гафеля тали эренс-бакштагов заходят в специально вырезанные отверстия в банкетах 47-мм пушек Гочкисса - забавный технический ляп, получившийся, скорее всего, при перезаводке снасти в сторону от проекта для наиболее оптимальной работы снасти, тогда как орудийные посты уже были установлены и оборудованы.
Дирик-фалы, выполняющие роль и топенанта, и фала для гафеля, на ПА отличаются от большинства аналогичных снастей на других кораблях в эти годы. На "Памяти Азова" дирик-фал весьма упрощён. Снасть состоит из шпрюйта и непосредственно шкентеля дирик-фала. Шпрюйт, по сути, это простая петля из одной "верёвки" со скользящим по ней блоком. Ради этого скольжения шпрюйт и задуман. Концы шпрюйта крепятся к гафелю так: верхний - у начала нока гафеля, нижний - на расстоянии одной трети длины гафеля без нока, считать как раз от основания нока.
Дирик-фак пристроплен к скользящему блоку шпрюйта, идёт вверх-вперёд к топу мачты, проходит через блок на тыльной стороне топа мачты и спускается вниз вдоль мачты на кнп.
Это общая для всех трёх схема дирик-фалов. Отличия между гафелями есть: дирик-фал бизань-гафеля идёт на блок на топе мачты, расположенный на тыльной части эзельгофта. А вот фор-дирик-фал и грота-дирик-фал имеют блок на топе мачт не на эзельгофте, а на треть длины топа ниже. Но! на тыльных сторонах эзельгофтов этих мачт всё равно нужно сделать блоки, но эти блоки предназначены не для дирик-фала, а для крюйс-стень-штага (блок на эзельгофте грот-мачты) и грота-стень-штага (на эзельгофте фок-мачты).
Бизань и трисели по-разному крепились к гафелям. Соответственно, это влияло на методику уборки и сворачивания парусов. Причём, отличия кардинально противоположные, и это надо учесть при имитации данных парусов.
Парус бизань своей шкаториной был жестко постоянно пришнурован к гафелю специальными сезнями, имеющими персональное название "реванты". У остальных триселей корабля всё наоборот. Фор- и грот-трисели были скользящими по гафелям: внизу гафеля была направляющая, по которой ходили сегарсы-клипсы, прикреплённые к верхней шкаторине триселя.
Поэтому бизань сворачивали гитовами, идущими к бизань-гафелю. Бизань-гитовы были симметричными - по правую и левую сторону паруса. По сути, гитовы представляли собой огромные петли. Это отличие от прямых парусов, где гитовы просто притягивают шкотовые углы паруса к рею. Здесь же гитовы сами сворачивают парус. Традиционно использовали четыре-пять пар бизань-гитовов. Парус сворачивался стягиванием гитовов парами одновременно с каждой стороны, по аналогии, как мы, например, затягиваем шнурки на ботинках.
На бизань-гафеле для гитовов были справа и слева подвешены блоки. Бизань-гафель без нока надо мысленно разделить на три части, получим места расположения блоков гитовов. Итак, на бизань-гафеле будет две пары гитов-блоков. Третья пара гитов-блоков находится у пятки гафеля. Остальные две пары полноценных блоков для "нижних" гитовов пристроплены к бизань-мачте.
Места расположения гитов-блоков на примере шкив-клампов/гитов-блоков на крейсере "Генерал - Адмирал":
Соответственно, на бизань-гафеле нужно имитировать парусину, начинающуюся "с нуля" у нока, скапливающуюся к пятке рея и плавно немного уменьшающийся по мачте, в соответствии с фотографиями (у фор- и грота-триселей наоборот, свёрнутая парусина увеличивается вниз по мачте).
А сейчас интересное.
Фока-и грота-трисели свободно движутся по своим гафелям. Убираются они с помощью нирала, который тянет парус к мачте. Ниралы проходят через блоки, пристропленные к мачте у пятки гафеля. Поднимается парус, соответственно, трисель-фалом. Трисель фал тянет парусину к ноку гафеля. У основания нока есть вертикальный шкив-гат (отверстие-паз со шкивом). Трисель-фал идёт от угла паруса к ноку, проходит через шкив-гат и идёт вверх-вперёд к топу мачты. Над блоком дирик-фала, примерно на середине расстояния между блоком дирик-фала и эзельгофтом, есть направляющий блочок для этого фала. Далее фал спускается вниз вдоль мачты на кнп.
Поэтому на фор- и грота-гафелях на теле реев не нужно делать никаких блоков, а парусину триселей показывать только на теле мачты (при имитации убранного паруса).
Но и это ещё не всё. На фотографиях периода празднеств во Франции, 1893 г., отчетливо видно, что грота-трисель снят с рея и мачты, грота-гафель сухой. Так же хорошо заметно, что трисель-фал есть только на фор-гафеле, а на грота-гафеле трисель-фал отсутствует. Значит, блок на эзельгофте будет пустым, и будет так же видно шкив-гат на грота-гафеле. Однако, совершенно однозначно по фотографиям видно, что грота-трисель "Памяти Азова" был в наличии во время кампании 1890-1892 гг.
Добавляю сообщение. Совсем забыл про грот-стень-стаксель. Это косой треугольный парус, упоминающийся в "Кратких сведениях..." и применявшийся практически на всех больших парусниках. Этот стаксель на кораблях шутливо называли "грязным", "чёрным" и тд - за то, что он расположен прямо над трубами и больше всего страдал от дыма. Он есть на копии архивного плана парусности ПА в книге Кондратенко, но упорно не попадается на фотографиях корабля. Даже на фото моментов сушки парусов этого грот-стень-стакселя нет. Вот я про него и забыл упомянуть. Но он на корабле был, потому что на фотографии "ПА в Тулоне" заметен фал паруса, идущий вдоль грот-стень-штага. К чему я это говорил. На эзельгофте фок-мачты был не одношкивный, а двухшкивный блок для грот-стень-штага. Делать или нет стаксель-фал в 1/200, решение за Автором.
Грот-стень-стаксель подвешивался на сегарсах на грот-стень-штаг, поднимали парус фалом, идущим параллельно штагу на его же блок, а спускали - ниралом. Свертывали парус прямо к топу фок-мачты. При демонтаже паруса нирал и фал связывали друг с другом, чтобы не снимать - потому что протянуть заново фал на такой высоте и на такое расстояние сложно. Вот почему на фотографиях даже при отсутствующем грот-стень-стакселе его фал сохранился на штатном месте.
К сожалению, толковой фотографии тыльной части топа фок-мачты у меня сейчас нет, с вашего позволения, нарисую положение блоков на "чужом" топе.