Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: Пред. 1 ... 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 ... 98 След.
RSS
Полуброненосный фрегат (крейсер) "Память Азова". Самодел. 1:200., Глаза боятся, руки делают. Попытка - не пытка, в конце концов!
Цитата
Fedot написал:
Про гипотетически существующих строителей моделей "Памяти Азова" в параллельных вселенных!
В параллельных вселенных они, наверное, существуют :)  ..., а вот в нашем мире пока не замечены... :}{
Тем более, что за четыре года существования этой темы, уж хоть одна-то модель должна была появиться, по "статистике просмотров"... ;)
Ну, или объявился бы хоть кто нибудь ещё, из интересующихся данным кораблём....
Изменено: Алексей Никитин - 13.09.2021 15:03:01
Чем сложней - тем интересней!!!
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом" (с) Марк Твен
Цитата
Fedot написал:
Т.е. на шкотовых углах марселей должен быть в наличии блок, а  на шкотовых углах брамселей таковых нет. Правильно я понял?
Да. Так было у других наших кораблей, и так будет, если делать по Наставлению.

Но можно показать особенность корабля Память Азова.

Тут смотри какой нюанс. Вопрос штанишек мы стали изучать до рассмотрения темы про топенанты нижних реев ПА (грота и фока), а так же как выглядел марса-шкот марселей корабля. А топенанты и марса-шкоты у ПА непростые. Поэтому на реальном корабле и "штанишки" отличаются от заводки на других кораблях.

Я и говорил, что много букв и времени потратится.

Итак, без картинок и рисований, пора уже бежать. Смотри.

У реев грота и фока на корабле Память Азова топенанты были нового типа, в виде металлических тросов (недаром выглядят на фото чёрными).
Соответственно, они не требовали изготовления в виде талей.
На ноке грота- или фока-рея был рым, к рыму присоединялся коуш топенанта (коуши хорошо видно на фотках). Такого тогда не было ни на одном корабле.
Далее одиночный трос топенанта шёл к эзельгофту и проходил сквозь топенант-блок, прикрепленный к обуху на теле эзельгофта. Пройдя блок, топенант спускался в собачью дыру марса и далее вниз вдоль тела мачты к палубе и заканчивался талями для набивки (натяжения) (схема, схожая как я рассказывал про марса-штаги).

Таким образом, топенанты нижних реев отличаются от топенантов марселей ПА и от топенантов других кораблей.
Итак, топенанты нижних реев - это одиночные тросы, а не тали, как на марса-реях.

Марса-шкоты на ПА тоже одиночные тросы. Они идут от шкотового угла марселя до ноков нижнего рея, проходят сквозь шкив-кламп на ноке, идут вдоль нижнего рея к центру этого рея, где рядом с гитов-блоками имелись большие шкот-блоки, проходят через эти шкот-блоки и спускаются вдоль мачты к палубе, оканчиваясь талями для набивки.

Так вот, особенность этих снастей на ПА в том, что при убранных марселях марса-шкот заводился на эзельгофт и выполнял роль дополнительного топенанта нижнего рея. То есть, марса-шкот тянулся не к гитов-блоку на середине марса-рея, а к эзельгофту. Шкотовый узел остаётся на шкоте, заметны так же и блоки гитовов, но гитовы не натянуты.

Рисунок  
Изменено: Игорь Тараканов - 13.09.2021 15:06:21
Вкратце:
Штанишки брамселей заводим позади их рея и приклеиваем к гитов-блокам;
Марса-шкоты заводим в виде одиночной снасти к эзельгофту в район топенант-блока. Штанишки марселя приклеиваем к этому шкоту под топенант-блоком. Это только на ПА и этого нет в Наставлении и на других кораблях.

Рисунок  
Изменено: Игорь Тараканов - 13.09.2021 17:30:13
Цитата
Fedot написал:
Беда в том, что за ежедневной ненадобностью и больших перерывах многое выветривается моментально. И приходится по новой вникать, когда возвращаешься к теме.
Кстати, да. Вот тот же пример с топенантами нижних реев. У меня по плану был цикл сообщений, я, как ты заметил, потихоньку спускался сверху вниз, сегодня рассмотрим брамсели, завтра марсели, послезавтра нижние паруса. А потом как навалилось всего. Мы до нижних реев так и не дошли, и я... я забыл, что запланировать-то запланировал, да не выполнил. Я на стотысяч процентов был уверен, что мой рассказ про топенанты нижних реев и марса-шкоты есть в сообщении 2000. Сегодня смотрю... Так, стоп. А хдеее... У меня глаза на лоб полезли. Мистика какая-то... но, потом я понял, что просто закрутился и так и не доделал задуманное. А ты говоришь, "рано, рано". Тут уже "поздно" наступает, уже "штанишки" поджимают!  
Да, сразу не вникнешь... Постепенно разберемся.
Как говорит один мой хороший друг в подобных ситуациях: "Тебе нужно переспать с этой мыслью!"
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Тут уже "поздно" наступает, уже "штанишки" поджимают!  
Да про штанишки я спросил только с одной целью: чтобы понять, что им на концах вывести одну (или две) коротких ниточки для привязки блоков или по одному концу, но подлиннее. Сами они будут делаться по аналогии со свернутыми парусами - салфетка обернутая на проволочку, т.е. подогнуть их потом туда-сюда потом будет не проблема.  
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Алексей Лежнев написал:
Так у меня та же самая история была с "Севастополем"....... уж сколько народу подписывалось на его постройку - песчинок на пляже в Хургаде было по моему меньше.А что на выходе....... Да и вопросами (хотя я специально вёл постройку на ПЯТИ Форумах) меня не особо мучали.Так что всё это можно назвать НОРМАЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ нашего хобби.

Кстати, да, хороший пример. Видел тему Алексея на Верфи. Чистый монолог: народ практически вообще ни слова не вставлял, ну, разве что кроме классических "мне нравится"/ "продолжай, буду с интересом следить",/"занял место в первых рядах". Частично это понятно: на Верфи народ обычно на парусах специализируется, там темы про Бисмарк или Ленин идут со  скрипом. Это такое же, как, например, на Каропке вряд ли можно получить полную помощь при постройке Солей Рояль. И так оно и есть: читатели присутствуют, просмотры щёлкают (Севастополь у Алексея имеет 47 с лишним тысяч просмотров на Верфи), а вот участвовать в обсуждении - не участвуют. На ДэА и насекомых, понятно, движуха побольше - набор Севы оттуда... Так что Алексей прав: специфика. Тем более на форумах: кто ведёт флагманом, тот априори одиночка.
Куда больше народ интересуется технологической стороной. Блоги Дмитрия Шевелёва имеют бешеный успех именно из-за его упора на описание "как сделать"/"как сделано".
Изменено: Игорь Тараканов - 13.09.2021 15:44:24
Кстаааати!
Фалловеры Фёдору всё-таки гарантируются: мы как-то совсем позабыли, что Комбриг модель ПА выпустил.
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Комбриг модель ПА выпустил
За то время, сколько тут идёт стройка, можно кучу этих моделей собрать D;D  
Собственно, что уже и происходит..., как минимум, две модели уже есть в собранном виде..., правда, чисто "из коробки" собраны... :)
Да и кому охота перечитывать более семидесяти страниц, где кроме конкретных примеров ещё куча всякого словесного изречения не по теме... ;)  И уровень изготовления моделей разный в плане технологий....
Так что, данная тема, по разным причинам, для моделей в 1/700 не совсем актуальна..., и не все будут "блох ловить" на семисотке ....
Лично для меня, в этой теме нет ничего нового..., так как располагаю намного большей информацией..., а заглядываю сюда иногда, только ради "простого интереса" и помощи :}{  
Изменено: Алексей Никитин - 13.09.2021 17:27:58
Чем сложней - тем интересней!!!
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом" (с) Марк Твен
Ещё про топенанты нижних реев. Как на ПА, так и на других кораблях. Фёдор Васильевич, хочу предупредить о возможной засаде. Головная боль моделиста - место в районе пересечения пути топенанта нижнего рея и стень-вант. Станешь вести топенант к эзельгофту, столкнёшься с вопросом: как проводить, перед вантами или между вант? Так вот, золотое правило: топенант всегда проходит перед первой вантой, и никогда между вант, каким бы "кривым" он при этом не стал. О чём речь. Бывает, моделист как-то накосячит. То бугель нижнего рея неверный, то стеньга от мачты отстаёт не так или не под тем углом, то марсовая площадка сместилась... Полмиллиметра туда, микрон сюда... и вдруг в сумме получается, что стень-ванты заведены на площадку марса так, что топенант к топенант-блоку на эзельгофте может пройти только сквозь строй стень-вант, а не перед ними. Или перед ними, но с изломом. Так вот, с изломом - правильно. Другое дело, что излом порой ужасен и сильно заметен. Если получилась такая оказия, и топенант "ломается" мешающими вантами слишком сильно, то всё равно ставьте его перед первой вантой, но никак не между вантами. Ошибку можно скрыть, максимально разбрасопив реи. Покажите бейдевинд, галфвинд, крутой бакштаг - топенанты нижних реев на таких курсах так и так ложатся на ванты и преломляются. Это при поднятых парусах. При убранных парусах можно вспомнить, что у причалов, в доках, на узких рейдах, на тесных якорных стоянках разрешалось брасопить реи в положение, отличное от 90 градусов к ДП. Морская практика не только не запрещала, она рекомендовала это делать.

На фото: топенанты и марса-шкоты справа (для зрителя) преломились о первую стень-ванту. Это норма, ошибкой ни в коем разе не считается. Посмотрите так же, что на данном корабле (предположительно, "Витязь") марса-шкот выполнен в виде тали и при уборке марселя подведён к гитов-блокам марса-рея. И так было на всех кораблях, "штанишки" марселей крепились так же, как "штанишки" брамселей, у гитов-блоков рея, но так не было на "Памяти Азова".

Пользователь добавил изображение  
Просидел сегодня весь вечер, вникая в описанное Игорем Юрьевичем, со словарем и схемами. Вроде проникся и все понял (или почти все).
Хотел спросить, пока не забыл: что за риф-тали и на кой они нужны на марс-рее, про которые ты упоминал в сообщении №2001 стр.67?

Далее... Думаю, что товарищ Тараканов прав, сказав, что надо сперва реи дооборудовать. Исходя из этого, прежде, чем начинать доработки, хочу проверить, правильно ли я все понял.

На брам-рее нужно сделать только гитов-блоки.
Пользователь добавил изображение

На марс-реях: гордель-блоки, шкот-блоки, гитов-блоки, шкив-клампы, браса-блоки. Топенант-блоки не требуются.

Пользователь добавил изображение

На нижних реях (фок, грот): гордель-блоки (их снимали все-таки или они оставались болтаться на рее?), шкот-блоки, гитов-блоки, шкив-клампы, браса-блоки и рымы для топенантов (как они стояли, вдоль или поперек?)

Пользователь добавил изображение .
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Ссссобака набрал сообщение, нажал отправить, и всё слетело... мляяяя...слов нет
И черновик не сохранился.
Ладно, дубль два.

Итак, товарищ Тараканов на связи.

Цитата
Fedot написал:
что за риф-тали и на кой они нужны на марс-рее, про которые ты упоминал в сообщении №2001 стр.67
Риф-тали, это такие снасти, с помощью которых парусину подтягивали вверх, к матросам на пертах. В свежую погоду для уменьшения площади паруса брали рифы. Риф-тали проходили сквозь вертикальный шкив-гат в ноке рея и спускались к кренгельсу (петельке) на боковой шкаторине паруса. Кренгельсы были как раз напротив рифов. При убранном парусе риф-тали полностью выбирались, и заклинивались в шкив-гате рея своим стопорным узлом (кнопом) Так они выполняли роль дополнительных топенантов. Тебе достаточно сверху нока ткнуть шилом "шкив-гат" и приклеить туда "риф-тали". Далее риф-тали идут наверх, проходят через свой блок и спускаются к кофель-нагелям на стень-вантах (риф-талями работали с марсов)

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
На брам-рее нужно сделать только гитов-блоки.
Кроме того, и на брам-реях, и на марса-реях в центре нетрудно заметить ещё один элемент. Это тросовые бейфуты. Реи не болтались просто так в воздухе. Бейфутами реи прижимались к стеньге (надо же как-то часть энергии ветра передавать кораблю). В рассматриваемый период бейфуты были расстёгиваемые и обернутые кожей или парусиной, периодически осаливаемой - чтобы рей при спуске и подъёме не заклинивал на стеньге. Бейфуты желательно изобразить. Учитывая, что реи на модели неподвижны, это будет нетрудно, и заодно добавит прочности и копийности.  Всё понятно по картинкам:


Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Нижние реи крепились к мачтам на металлические бугели с шарнирами.

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
На нижних реях (фок, грот): гордель-блоки (их снимали все-таки или они оставались болтаться на рее?)
Гардель-блоки, или блоки гиней, на грота- и фока-реях были. Только их трудно разглядеть.

Вообще, давай напишу, в чём история вопроса, чтоб два раза не вставать. Нижние реи практически никогда не спускались, разве что по особым случаям, в основном при ремонтах или при спусках стеньг. Так как нижние реи подвешивались на цепных боргах, гини (гардели) можно было разоружить. Морская практика указывает, что несение или демонтаж гиней остаётся на рассмотрении капитана. То есть, ни присутствие, ни отсутствие данных снастей не является ошибкой.
Гини (гардели) разоружали главным образом для того, чтобы эти тросы не портились под постоянной, но в данный момент ненужной, нагрузкой.
А вот верхние гардель-блоки снимали с салингов из-за проблем с нижней шкаториной марселей. Конструкция стропов этих блоков была такова, что демонтаж и монтаж на марсы не представлял особых трудностей.
Другое дело, гардель-блоки на реях. Вот их пристропить на место после предполагаемого демонтажа - уже большая трудность, особенно трудно обеспечить обтяжку, надёжность и крепость стропов блоков в "полевых условиях": рей, это нам не марс, тут работать неудобно.

Блоки гиней на реях грота и фока на фотографиях видны плохо. Мало того, что нижние гардель-блоки не были белыми, как верхние гардель-блоки. Дело в том, что при разоружении гиней блоки больше не стоят как оловянные солдатики, вертикально (какк рисуют на картинках), а лежат на рее под своей тяжестью. Спереди от зрителя их закрывает рубашка паруса. Однако, иногда можно разглядеть стропы этих блоков на рее, и на грота-рее видны стропы и "бугорки" лежащих блоков гиней на фотографии ПА, той, что мы между собой обозвали  "фото с овальными трубами". Так что гардель-блоки на салингах "Памяти Азова" однозначно изображать не надо, а ответные блоки, на грота- и фока - реях - надо, лежащими сверху рея, позади парусины.

Рисунок

Да, ещё деталь: Сарычев позволяет использовать в качестве гардель-блоков на нижних реях как двухшкивные, так и трёхшкивные гардель-блоки. Зависит от заведения коренного конца гарделя (гиней). Оба варианта показаны в его альбоме на рис 234. Чем тяжелее рей, тем больше шкивов на гардель-блоках.

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
шкот-блоки, гитов-блоки, шкив-клампы, браса-блоки и рымы для топенантов

Да. Плюс, на грота-рее должны быть контр-брас-блоки для, соответственно, контр-брасов грота-рея. Контр-брасы - это снасть, зеркальная брасам, и предназначена она для облегчения брасопки самого тяжелого рея на корабле. Мы уже рассматривали эту снасть ранее. Блок контр-брасов крепим зеркально брас-блоку.

Рисунок

Цитата
Fedot написал:
рымы для топенантов (как они стояли, вдоль или поперек?
Собственно, как на ноках реев крепились стропы блоков: делалось железное кольцо с заранее приклёпанными рымами (кольцами) и на горячую садилось на нок. К рымам потом подвязывали стропы блоков или шкентели блоков. Как повёрнут рым для коренного конца топенанта, показано опять-таки у Сарычева-1889.

Пользователь добавил изображение  
Изменено: Игорь Тараканов - 15.09.2021 00:49:56
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Риф-тали, это такие снасти, с помощью которых парусину подтягивали вверх, к матросам на пертах.
Так, по логике вещей, такие должны быть на всех реях, не только на марс-рее. Или я чего-то не доганяю?

Цитата
Игорь Тараканов написал:
...на брам-реях, и на марса-реях в центре нетрудно заметить ещё один элемент. Это тросовые бейфуты.
Ну это само собой. Я про это даже не сомневался, что их надо делать. :)

Цитата
Игорь Тараканов написал:
Плюс, на грота-рее должны быть контр-брас-блоки...
А на фок-рее? Она ведь такая же.
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
такие должны быть на всех реях,
В сильный ветер, в шторм старались предельно рационально уменьшить площадь парусов, а сам ветер старались "ловить" как можно ниже во избежание опрокидывания. Поэтому верхние паруса убирали вовсе - хватало нижних. На нижних парусах обычно один ряд рифов, от одного до нескольких рифов имела бизань. На брамселях рифов не было.

На картине 18 века: корабль идёт с зарифлёнными марселями и полными нижними парусами. На фор-марселе заметно скопление парусины у рея - следствие "взятия на риф"

Рисунок

Цитата: "С увеличением силы ветра увеличивается опрокидывающий момент, создаваемый ветром и плечом - высотой паруса. Опрокидывающий момент увеличивает крен и дифферент. Из-за этого скорость движения судна уменьшается. Поэтому на брамселях риф-бантов не делали, потому что в шторм их убирали, а в сильный шторм брам-стеньгу разоружали полностью и спускали или демонтировали. На марселях было самое большое количество риф-бантов. Обычно принято считать, что взятие одного рифа по отношению к предыдущему производили при усилении ветра на один балл. Но это теоретически: универсального конкретного выбора действия не существовало, потому что даже однотипные корабли могли в конкретный момент сильно отличаться друг от друга по своим мореходным качествам. К штормовым парусам в эпоху до появления стакселей являлись нижние паруса: блинд, фок, грот и бизань. В отличие от марселей, долгое время на нижних парусах не было риф-бантов. Взамен них использовались один или два бонета - а укорачивание паруса производилось с палубы. С усовершенствованием такелажа - появления пертов, новой схемы горденей, на нижних парусах бонеты уступили место риф-бантам окончательно, потому что брать/отдавать рифы легче и проще, чем убирать/ставить бонеты. Нижние паруса в непогоду давали меньший опрокидывающий момент и всегда меньше всего влияли на крен и дифферент корабля, поэтому их не убирали до последнего. Если же сила ветра становилась ещё опасней, спускали марсели, а так же частично разоружали и спускали стеньги - для снижения центра тяжести и паразитной парусности."

На фоке корабля "Память Азова" было два риф-банта.
Рисунок

Фотографий с поставленным гротом под рукой нет. Соответственно, на фока-рее можно  сделать риф-тали, вот только на фотографиях они не видны, потому что заведены иначе: Коренной конец крепился на ноке, далее делалась как бы петля, в которой покоился блок (то есть, риф-тали начинались как непосредственно тали - см. фото ниже) блок мог иметь гак или строп для подвязки к рифу паруса. Так же сюда на стоянках подвешивались рей-тали. Далее шкентель риф-талей нырял снизу вверх в шкив-гат нока рея и выходил сверху рея, потом шёл вдоль рея позади рея к центру рея. Далее около гитов-блока рея маленький был маленький блочок, через который лопарь талей спускался вдоль мачты на кнп. Риф-тали нижних реев могли быть элементом подвески рей-талей (как на фото ПА ниж) но могли быть сами по себе рей-талями (специальными талями для заноса грузов на борт корабля). При этом рей применялся как стрела крана. Поэтому, теоретически, риф-/рей-/тали должны быть и на грота-рее ПА (возможно, фотография ПА в Тулоне это и подтверждает). Риф-тали нижних реев легко спутать с марса-шкотами, идущими точно так же, от шкив-клампа на ноке рея до центра рея. Только у марса-шкотов диаметр однозначно больше и шкот-блоки побольше.

Рисунок

Рисунок

Не нужно делать риф-тали для бизани: её рифы располагались внизу паруса, и взятие рифов осуществлялось не на рее (напр., гафеле), а по нижней шкаторине паруса - которая, как известно, к гику не подвязывалась, нижняя шкаторина была летучей, как у всех парусов. То есть, сворачивали только нижнюю часть бизани, а не верхнюю, как у марселей, поэтому достаточно было приспустить гафель и спокойно работать с палубы, риф-тали не требовались.

Цитата
Fedot написал:
А на фок-рее? Она ведь такая же.
На всякий случай, уточню, что я всегда использую слово "рей" в мужском роде (уточняю, чтобы легче было читать мои сообщения).Фока-рей не имел контр-брасов. Ни у нас, ни в зарубежном кораблестроении. Единственные снасти, идущие от фока-рея в нос, это галсы фока. Я рассказывал о них. О, даже картинка сохранилась:

Рисунок  
Цитата
Игорь Тараканов написал:
...
Спасибо, все понятно. Теперь буду думать о способе изготовления блоков и оснащать реи.
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Но есть и хорошая новость: реи на модели ПА не нужно вооружать маленькими блоками для нок-горденей и бык-горденей (гордени, как и гитовы, поднимают парусину вверх к рею при уборке и сворачивании паруса). Эти блоки расположены вверху-спереди реев и будут закрыты свёрнутым парусом. Более того, подвешенные к марсам направляющие блоки горденей на ПА тоже снимались, и, понятно, самих горденей при убранных парусах на фотографиях корабля подавно не наблюдается. Замки рифов, так же расположенные по верху впереди реев, тоже изображать не нужно, укрыты свёрнутым парусом.
Цитата
Игорь Тараканов написал:
Эти блоки расположены вверху-спереди реев и будут закрыты свёрнутым парусом.
Кроме грот-рея. он то без паруса у нас - голый  :D Но там я их себе прощу!

Вопрос есть. Марса-шкот-блок и гитов блок. Ты писал, что один больше другого. А мне кажется, что на фото они одинаковы по размеру.
Рисунок

Не помню, обсуждали или нет, блоки (темные) имели цвет тированного дерева?
Изменено: Fedot - 16.09.2021 15:19:25
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Похоже, очень похоже. Не могу рассмотреть. Делай одинаковые, если не критично.
На всякий случай, вот примеры, когда блоки разного калибра.

Пользователь добавил изображение

Рисунок

У Сарычева-1889:

Рисунок

Да, и ещё, раз пошла такая пьянка. Так как реи фока и грота очень длинные, чтобы марса-фалы не провисали и не цеплялись за перты, примерно посередине каждой руки рея сделаны поддерживающие блоки-направляющие. Их хорошо видно на фотографиях ПА. По сути, это прикрепленные снизу реев обычные роульсы. Так как эти блоки не несут какой-л нагрузки, они небольшие и простенькие.

Рисунок

При подготовке мачт ещё до вант надо позаботиться для крепления контр-брасов грота-рея на фок-мачте.  А то потом будут мешать ванты и фока-рей.  На нагасакской фотографии видно, что контр-брасы подходят к чиксам салингов фока-марса. Верхняя ветвь контр-браса - это коренной конец, он крепится к обуху, вбитому примерно посередине чиксы. Под обухом подвешен блок для ходового конца контр-браса. Пройдя блок, ходовой конец спускается вниз вдоль мачты на кнп.

Я уже показывал фотографию "вид сзади".

Рисунок

Теперь "вид спереди".

Рисунок



Про окраску блоков.

Блоки покрывали тиром, то есть, я бы рекомендовал изобразить блоки "под дерево", по аналогии с утлегарем и стеньгами.
Можно посмотреть в качестве примера на самые большие блоки, блоки марса-фал-талей. На качественных фото видна структура блока и лёгкий "жир" от тира.

Рисунок

При этом ответные блоки этих талей, что при спущенных марса-реях висят около марсовых площадок, могли быть окрашены в белый.
Мы уже рассматривали эти блоки:

Рисунок

Рисунок

Эти блоки окрашивались в белый в тон марсам и мачтам, а так же для лучшей заметности для команды: в бою эти самые тяжёлые блоки могли нанести травмы, падая с такой большой высоты. Фалы марса-реев - самая сложная, самая большая и самая тяжёлая снасть бегучего такелажа. (недаром верхние блоки марса-фал-талей крепились к фордунам на предохранительный скользящий бегунок). В 1893 году на многих наших кораблях эти блоки белые. На "Памяти Азова" во Франции - тоже:

Рисунок

Белыми так же были блоки, которые крепились к тем объектам, которые конкретно в месте подвески блока окрашены в белый. Это в первую очередь блоки, присоединяемые к мачтам, к эзельгофтам, к топам мачт и стеньг, к стеньгам на их белых участках, к марсам, к салингам, чиксам и краспицам. На "ПА" почти нет блоков, подвешенных к марсам, так что хоть тут полегче. Остальные блоки - тированное дерево. Металлические блоки, применяемые, например, для цепей, как на кат-балках якорей или для топенантов кормовых шлюп-балок на бизань-мачте), для металлических тросов - окрашивались в тот цвет, какого цвета место, куда прикреплены. Металлические блоки легко узнать на фотографиях по тонкому плоскому виду и железной оковке (стропы в виде металлической полосы) - у металлических блоков не было стропов из растительного троса. Все "дутые", "чечевицеобразные" блоки - деревянные. Блоки на реях обычно не красили в чёрный, они оставались "деревянными". Блоки на парусах - тоже.

Юферсы, винтовые талрепы и другая "скобянка", которую трудно отнести к ближайшему окрашенному объекту, а так же ответственные элементы, покрывались итальянской чернью или другой стойкой чёрной краской.
Изменено: Игорь Тараканов - 16.09.2021 23:44:06
Фёдор, продолжая снаряжать реи, давай посмотрим, какой план по гафелям.

Итак, первое, надо не спутать при установке: по длине рея, грота-гафель не больше, а меньше фор-гафеля.  Разница 2 фута. А то обычно в сознании моделиста на грот-мачте всё самое большое, и в целом в кораблестроении это верно, но не в случае с ПА и тем более с гафелями.
Основные общие для всех трёх гафелей снасти, это эренс-бакштаги и дирик-фалы.

Эренс-бакштаги, фиксирующие заданное положение рея по аналогии с брасами, мы уже рассматривали. Они одинаковые по конструкции для всех трёх гафелей, единственное, у бизань-гафеля тали эренс-бакштагов заходят в специально вырезанные отверстия в банкетах 47-мм пушек Гочкисса - забавный технический ляп, получившийся, скорее всего, при перезаводке снасти в сторону от проекта для наиболее оптимальной работы снасти, тогда как орудийные посты уже были установлены и оборудованы.

Рисунок


Дирик-фалы, выполняющие роль и топенанта, и фала для гафеля, на ПА отличаются от большинства аналогичных снастей на других кораблях в эти годы. На "Памяти Азова" дирик-фал весьма упрощён. Снасть состоит из шпрюйта и непосредственно шкентеля дирик-фала. Шпрюйт, по сути, это простая петля из одной "верёвки" со скользящим по ней блоком. Ради этого скольжения шпрюйт и задуман. Концы шпрюйта крепятся к гафелю так: верхний - у начала нока гафеля, нижний - на расстоянии одной трети длины гафеля без нока, считать как раз от основания нока.

Рисунок


Пользователь добавил изображение

Дирик-фак пристроплен к скользящему блоку шпрюйта, идёт вверх-вперёд к топу мачты, проходит через блок на тыльной стороне топа мачты и спускается вниз вдоль мачты на кнп.

Это общая для всех трёх схема дирик-фалов. Отличия между гафелями есть: дирик-фал бизань-гафеля идёт на блок на топе мачты, расположенный на тыльной части эзельгофта. А вот фор-дирик-фал и грота-дирик-фал имеют блок на топе мачт не на эзельгофте, а на треть длины топа ниже. Но! на тыльных сторонах эзельгофтов этих мачт всё равно нужно сделать блоки, но эти блоки предназначены не для дирик-фала, а для крюйс-стень-штага (блок на эзельгофте грот-мачты) и грота-стень-штага (на эзельгофте фок-мачты).

Бизань и трисели по-разному крепились к гафелям. Соответственно, это влияло на методику уборки и сворачивания парусов. Причём, отличия кардинально противоположные, и это надо учесть при имитации данных парусов.

Парус бизань своей шкаториной был жестко постоянно пришнурован к гафелю специальными сезнями, имеющими персональное название "реванты". У остальных триселей корабля всё наоборот. Фор- и грот-трисели были скользящими по гафелям: внизу гафеля была направляющая, по которой ходили сегарсы-клипсы, прикреплённые к верхней шкаторине триселя.

Поэтому бизань сворачивали гитовами, идущими к бизань-гафелю. Бизань-гитовы были симметричными - по правую и левую сторону паруса. По сути, гитовы представляли собой огромные петли. Это отличие от прямых парусов, где гитовы просто притягивают шкотовые углы паруса к рею. Здесь же гитовы сами сворачивают парус. Традиционно использовали четыре-пять пар бизань-гитовов. Парус сворачивался стягиванием гитовов парами одновременно с каждой стороны, по аналогии, как мы, например, затягиваем шнурки на ботинках.

На бизань-гафеле для гитовов были справа и слева подвешены блоки. Бизань-гафель без нока надо мысленно разделить на три части, получим места расположения блоков гитовов. Итак, на бизань-гафеле будет две пары гитов-блоков. Третья пара гитов-блоков находится у пятки гафеля. Остальные две пары полноценных блоков для "нижних" гитовов пристроплены к бизань-мачте.

Рисунок

Рисунок
Места расположения гитов-блоков на примере шкив-клампов/гитов-блоков на крейсере "Генерал - Адмирал":

Рисунок

Соответственно, на бизань-гафеле нужно имитировать парусину, начинающуюся "с нуля" у нока, скапливающуюся к пятке рея и плавно немного уменьшающийся по мачте, в соответствии с фотографиями (у фор- и грота-триселей наоборот, свёрнутая парусина увеличивается вниз по мачте).

Рисунок

Рисунок

А сейчас интересное.

Рисунок

Фока-и грота-трисели свободно движутся по своим гафелям. Убираются они с помощью нирала, который тянет парус к мачте. Ниралы проходят через блоки, пристропленные к мачте у пятки гафеля. Поднимается парус, соответственно, трисель-фалом. Трисель фал тянет парусину к ноку гафеля. У основания нока есть вертикальный шкив-гат (отверстие-паз со шкивом). Трисель-фал идёт от угла паруса к ноку, проходит через шкив-гат и идёт вверх-вперёд к топу мачты. Над блоком дирик-фала, примерно на середине расстояния между блоком дирик-фала и эзельгофтом, есть направляющий блочок для этого фала. Далее фал спускается вниз вдоль мачты на кнп.

Поэтому на фор- и грота-гафелях на теле реев не нужно делать никаких блоков, а парусину триселей показывать только на теле мачты (при имитации убранного паруса).

Рисунок

Но и это ещё не всё. На фотографиях периода празднеств во Франции, 1893 г., отчетливо видно, что грота-трисель снят с рея и мачты, грота-гафель сухой. Так же хорошо заметно, что трисель-фал есть только на фор-гафеле, а на грота-гафеле трисель-фал отсутствует. Значит, блок на эзельгофте будет пустым, и будет так же видно шкив-гат на грота-гафеле. Однако, совершенно однозначно по фотографиям видно, что грота-трисель "Памяти Азова" был в наличии во время кампании 1890-1892 гг.

Рисунок

Рисунок

Добавляю сообщение. Совсем забыл про грот-стень-стаксель. Это косой треугольный парус, упоминающийся в "Кратких сведениях..." и применявшийся практически на всех больших парусниках. Этот стаксель на кораблях шутливо называли "грязным", "чёрным" и тд - за то, что он расположен прямо над трубами и больше всего страдал от дыма. Он есть на копии архивного плана парусности ПА в книге Кондратенко, но упорно не попадается на фотографиях корабля. Даже на фото моментов сушки парусов этого грот-стень-стакселя нет. Вот я про него и забыл упомянуть. Но он на корабле был, потому что на фотографии "ПА в Тулоне" заметен фал паруса, идущий вдоль грот-стень-штага. К чему я это говорил. На эзельгофте фок-мачты был не одношкивный, а двухшкивный блок для грот-стень-штага. Делать или нет стаксель-фал в 1/200, решение за Автором.
Грот-стень-стаксель подвешивался на сегарсах на грот-стень-штаг, поднимали парус фалом, идущим параллельно штагу на его же блок, а спускали - ниралом. Свертывали парус прямо к топу фок-мачты. При демонтаже паруса нирал и фал связывали друг с другом, чтобы не снимать - потому что протянуть заново фал на такой высоте и на такое расстояние сложно. Вот почему на фотографиях даже при отсутствующем грот-стень-стакселе его фал сохранился на штатном месте.

Рисунок

К сожалению, толковой фотографии тыльной части топа фок-мачты у меня сейчас нет, с вашего позволения, нарисую положение блоков на "чужом" топе.

Рисунок  
Изменено: Игорь Тараканов - 19.09.2021 09:40:00
Вооружение гика такелажем несложное.

Возле нока был вертикальный шкив-гат для шкота бизани. Шкот от шкотового угла паруса шёл сверху в шкив-гат гика, проходил через него, и по низу гика шёл в сторону носа корабля. Примерно на середине длины на гике внизу рея на болтах крепилась утка, на которую и фиксировали шкот.
При свёрнутой бизани бизань-шкот снимали с гика, сматывали и оставляли на парусе. То есть, на модели со свернутой бизанью шкот на гике показывать не надо, но утку внизу гика показать нужно. На фотографии "с оркестром" гик в таком ракурсе, что не виден шкив-гат для бизань-шкота у основания нока рея. Но он там был. На этой же фотографии следует обратить внимание на железный погон для гика-шкотов, расположенный прямо у стойки опоры гика и визуально с ней сливающийся.

Я уже рассказывал про гика-шкоты. Они парные, на гике крепились ко специальному металлическому погону, посаженному на гик. Разводились в сторону бортов. Гика-шкоты не только выполняли роль брасов для гика, но и тянули гик вниз (под давлением ветра бизань стремилась поднять нок гика вверх).

Рисунок

Рисунок

Пользователь добавил изображение

Рисунок

Рисунок

Пожалуй, последняя снасть, которую стоит показать на гике, это гика-топенанты. Они шли от гика к салингам марсовой площадки бизань-мачты. На салингах были пристроплены блоки, через которые топенанты спускались вдоль мачты на палубу на битенги около мачты.

Рисунок

Рисунок

Из особенностей гика "Память Азова" нужно отметить отсутствие гика-бакштагов, хотя боковые рымы на ноке гика для блоков гика-бакштагов есть. И ещё одна особенность, про которую я говорил, это отсутствие окраски гика в белый цвет в 1893 году.

Ещё пара деталей по прошлому и этому сообщениям. Из "Морской Практики", 1889 г.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

В заключение про реи косых парусов, к сожалению, отмечу, что не нашёл на фотографиях бизань-гафеля канарей-блока для флаг-фала. Или он такой маленький, или действительно отсутствует, и флаг-фал шёл на обух в торце нока бизань-гика, а этот обух и предназначался как раз специально для присоединения стропов канарей-блока.
Изменено: Игорь Тараканов - 19.09.2021 09:44:30
Пробежал глазами. В принципе понятно, но вникать буду позже, когда доберусь непосредственно до этого. На грот-гафеле я все же планирую парус делать, в отличие от паруса на грот-рее, он на фото все-таки встречается.
Изменено: Fedot - 18.09.2021 16:25:24
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Дело хозяйское. Я думал, ты наоборот, обрадуешься, что грот, грота-трисель и грот-стень-стаксель в 1893 году в Тулоне отсутствуют на мачтах (и, похоже, перечисленные паруса больше никогда уже и не вернулись на свои места).  :D

Фактически, осталось расписать последнюю снасть, заметную на фото, и как бы обязательную, это фалы брамселей. Надо будет почитать "Морскую практику", а то на фотографиях видна только часть этой снасти, а самое интересное скрыто. Ну, ещё подскажу маленькую особенность брасов реев на ПА. И всё, программа-минимум для двухсотки выполнена. Потом поговорим про нижние штаги мачт, у меня есть мысли, как показать их натяжение в столь мелком масштабе.

Я пока занимаюсь шлюпками. Ты помнишь, что у них были особенности в окраске бортов?
На фото: в апреле 1890 года 14-весельный гребной катер правого борта (на шлюпбалках левого борта был 16-весельный катер) и паровой катер правого борта получили декоративную окраску фриза в шарый цвет. Понятно, что не сколько из-за того, что правый борт традиционно считался "парадным", сколько из-за грядущего путешествия цесаревича (на этом катере и прибывает наследник на корабль на фотографии ниже).

Рисунок

Рисунок

В 1893 году во время празднеств во Франции, заметно, что паровой катер правого борта получил фриз черного цвета, а 14-весельный гребной катер остался с шарым фризом (на фотографии ниже  - прибытие в Тулон). А ещё на фотографии 1893 года (наконец-то!) шлюпки на кормовых шлюпбалках получили грунтовы (широкие матерчатые ленты, крепящиеся к шлюп-балкам, охватывающие шлюпки и не дающие им раскачиваться).

Рисунок  
Цитата
Игорь Тараканов написал:
в апреле 1890 года 14-весельный гребной катер правого борта (на шлюпбалках левого борта был 16-весельный катер) и паровой катер правого борта получили декоративную окраску фриза в шарый цвет.
Этому есть документальные подтверждения...?! Почему не зелёную или... :)
Цитата
Игорь Тараканов написал:
А ещё на фотографии 1893 года (наконец-то!) шлюпки на кормовых шлюпбалках получили грунтовы (широкие матерчатые ленты, крепящиеся к шлюп-балкам, охватывающие шлюпки и не дающие им раскачиваться).
Это на таком мутном и размазанном фото они такие широкие... D;D
В реальности, они были такие как и на других фото корабля.
Изменено: Алексей Никитин - 19.09.2021 13:36:00
Чем сложней - тем интересней!!!
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом" (с) Марк Твен
Всем привет! Идет поиск приемлемого способа изготовления блоков. Пока остановился на высечении при помощи пробойника из склеенных вместе трех полосок полистирола толщиной 0,3мм (в середине полоска уже внешних). На фото пример первой фазы изготовления простых одношкивных блоков длиной 2мм (диаметр пробойничка) из такой клееной  полоски шириной 1,5мм.

Рисунок

Получается некоторое подобие овала (углы попробую сгладить мелкой наждачькой) с ложбинками по бокам.
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Первые эксперименты изготовления блоков проходят вполне успешно. К сожалению, сгладить углы наждачкой оказалось нереально из-за размера блока. :D В остальном мои мысли оказались вполне реализуемы и не очень сложны в исполнении.
Итак, как любит говорить Алексей Лежнев, внимание, макросъемка! Ногами не пинать! Помним, что размер блока всего 2мм!

Рисунок

Рисунок

Несложные конструкции из латунной проволочки 0,2мм (+ клей лактайт) и дырочка в блоке, сделанная сверлом 0,5мм, для продевания нити, делают его вполне "рабочим".  :)
Дело, конечно, не очень быстрое, но вполне способно неплохо продвигаться. Я, правда, конкретно еще не прикидывал каких и сколько блоков мне понадобиться, но по ходу дела разберусь!
Изменено: Fedot - 20.09.2021 11:50:45
Лучшее - враг хорошего.
Привет из  Владивостока!
Цитата
Fedot написал:
К сожалению, сгладить углы наждачкой оказалось нереально из-за размера блока.
Федор привет! Никаких проблем с этим нет. Спасает обычная рукожопная самодельная галтовка. (небольшая баночка, стенки которой обклеены наждачкой, в крышке винт с гайкой, для закрепить в патрон дрели) ;)
С Уважением, Михаил!
Надо не спешить, чтоб не опоздать, не спеша закончить всё, чтобы побыстрей.
Пипундий.
А что, хорошо получается. Даже рабочими можно сделать (то есть, с отверстием, чтобы нить двигалась). Надо ещё поиграть с толщиной, толстоваты. Плоские блоки, типа марса-фал-талей или брас-блоков, считай, уже готовы. Все большие блоки на корабле, как видно по фото, плоские, а "пузатенькие", бульбообразные, они все маленькие, типа ну вот вчерашних гитовов на бизань-гафеле. Для придания формы "бульбы" я использую метод галтовки: применяю старую железную банку из-под индийского кофе с наклеенной по стенке внутри наждачкой. в дне банки отверстие, вставлен болт, затянут гайкой, болт вставляем в дрель. Насыпаем блоки, закрываем крышку, дальше понятно. Для несильной обработки трясу вручную. Это для деревянных блоков. С полистиролом, наверное, такое может и не прокатить, не пробовал. Ну, мало ли, возьми на заметку. можно без дрели обойтись.
Вот тебе матчасти в копилочку.

Рисунок




Рисунок


Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок


Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок
Рисунок


Рисунок

Рисунок

Рисунок  
... и картинки с блоками, так сказать, для восприятия формы, из "Морской практики - 1889"

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Рисунок

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Пользователь добавил изображение

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок  
продолжение банкета

Рисунок


Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Пользователь добавил изображение

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок  
И ещё чуть-чуть

Рисунок


Рисунок

Рисунок


Рисунок

Пользователь добавил изображение

Рисунок


Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок  
Страницы: Пред. 1 ... 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 ... 98 След.
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат