Фок-мачта. То, что предлагает Артесания - ф топпку! В реальности мачты (и фок и грот) цельные, однодревки. При обработке мачты на ней остается утолщение, на котором крепятся огоны мачт. Я не смог выточить такое из цельной палочки поэтому упростил себе задачу - из толстой кисточки вырезал бобышку, в которой просверлил отверстие по диаметру мачты, надел его на ствол и потом придал восьмиугольную форму. Артесания предлагает вставить в мачту рымы, через которые потом проводить фалы реев и фал кливера. Ни в коем случае! Эти снасти проходят через шкив-гаты. В мачте их три. Два просверлены перпендикулярно ДП судна для фалов реев и один в плоскости ДП для фала кливера. Один шкив-гат перпендикулярный ДП делается в стеньге под фал брам-рея. Все сказанное относится и к грот-мачте.
Стоячий такелаж мачт минимален. У бизани его нет вообще, а фок и грот-мачты раскрепляются однойй вантой на борт которая обтягивается талями. Собственно ванта с частью талей показана ниже на фото. Штаги отсутствуют.
О местах и способе крепления вант расскажу дальше, при установке, дабы проиллюстрировать.
Алексей Лежнев написал: Ощущение строительства самого настоящего судна!
Приветствую, господин Адмирал!! Алексей, ну так не могу ударить в грязь лицом... Ты же как никак крестный этого суденышка... Кстати, в Украине его так в продаже и нету...
Двигаясь к цели не забывай получать удовольствие от пути.
Ну, а теперь, вернемся к стройке. На очереди бушприт... Вернее утлегарь (Bout-dehors), так он правильно называется на этом судне. Устанавливается своим шпором квадратного сечения между носовыми битенгами. В шпоре имеется прорезь, где проходит канат, с помощью которого утлегарь фиксируется в битенгах. На ноке утлегаря установлена оковка с четырмя рымами. За оковкой - шкив-гат со шкивом для проводки оттяжки галса кливера. Утлегарь проходит через железное кольцо (Blin à rouleau), прикрепленное к форштевню. В кольце есть ролик, по которому движется утлегарь при его уборке. Я его спаял заранее на готовой детали. На утлегарь так-же надето кольцо (Rocambeau) на котором фиксируется галсовый угол кливера.
Такелаж самого утлегаря стандартен - ватер-штаг и ватер-бакштаги. - ватер-штаг - коренной конец крепится за рым в форштевне. Тали ватер штага - одношкивный блок со шкентелем на ходовом конце ватер-штага и двушкивный блок закрепленный крюком за нижний рым оковки утлегаря. Ходовой конец талей крепится на кофель-нагеле, установленном на носовой банке перед фок мачтой. - шкентель для выборки ватер штага - обычный трос, огоном свободно охватывающий ватер штаг, укладывается в бухту у пяртнерса фок-мачты. - ватер-бакштаги - крепется на боковых рымах оковки утлегаря. Тали ватер-бакштагов - двушкивный блок на ходовом конце ватер-бакштага и одношкивный блок со шкентелем, закрепленный крюком за рым в бархоуте. Крепятся ходовые концы на бортовых планках (что-то типа больших уток. Я аналога названия на русском не нашел). - оттяжка галсового угла кливера крепится за крюк Rocambeau, затем проходит через шкив-гат и крепится на кофель-нагеле на носовой банке перед фок мачтой. - у самого Rocambeau есть своя оттяжка, которая крепится так-же на кофель-нагеле на носовой банке перед фок мачтой. - верхний рым на оковке утлегаря используется только при установке дополнительного паруса - бонета.Там закрепляется одношкивный блок, через который проходит галс бонета. В остальное время он "сухой".
Rover написал: Ты же как никак крестный этого суденышка...
Ага!!!!!
"Крестины" тогда получились очень даже..... три часа в ментовке за курение на платформе в неположенном месте.... Хорошо, что поезд с моделью к тому времени уже отошёл от платформы в нужном направлении.... а то бы не успел передать модель проводнику.
Продолжаю стройку. Ставлю кливер. Галсовый угол крепится на бушприте. Шкотовый оттягивается двумя одинарными шкотами ходовые концы которых крепятся на бортах (шкоты еще не ставил). В общем ничего сложного. Подробнее остановлюсь на фале. Коренной конец закрепляется в фаловом углу кливера, далее проходит через шкив-гат в мачте и оканчивается двушкивным блоком. Обтягивается талями - одношкивный блок со шкентелем крепится крюком к задней левой путенс-планке. шкентель проводится через двушкивный блок на конце фала, ходовой конец талей крепится на кофель-нагеле на левом борту.
Итак, продолжаем изучать такелаж бретонской бискины. Сегодня - фока-рей (vergue de misaine). Пытался узнать у французских коллег его пропорции, однако получил ответ, что какие нибудь "канонические" размеры отсутствуют. Поэтому я поступил следующим образом - рей разделен в пропорции 1 к 3, сужающимся к окончаниям. В рее делаются три отверстия. Два - перпендикулярных ДП судна, одно в ноке рея для закрепления угла паруса и одно для закрепления фала. На другом конце рея - вертикальный шкив-гат со шкивом для проводки шкота марселя. В месте отверстия под фал на рей делается накладка, которая потом оборачивается вместе с реем куском кожи. Конструкция грота-рея (vergue de grand voile) аналогична.
Ставим фок. Фал - обтягивается талями. Двушкивный блок на конце фала, одношкивный крюком крепится за заднюю правую путенс-планку. Ходовой конец талей крепится за битенг правого борта. Оттяжка галса - огоном крепится на крюке бушприта, второй конец крюком крепится в галсовом углу фока. Шкоты пока не ставил.