Блин !
Как же я про Глотова-то забыл ?!
Спасибо, Игорь !
Как же я про Глотова-то забыл ?!
Спасибо, Игорь !
11.06.2021 20:27:33
Фишка в том, что некую "стройную теорию парусного кораблестроения" формируют судомоделисты...
И Петерсон, и Андерсон, и Марквардт, и Лонгридж...и многие другие, почитаемые нашими коллегами, авторы были именно судомоделистами и в ходе постройки моделей накапливали информацию, выливавшуюся в книги... Касательно же оригинальной проектной документации - ситуация гораздо печальнее....Да отдельные чертежи, спецификации, отчеты...можно отыскать в архивах Адмиралтейств...но сохранялись они там без какой-то определенной цели - просто потому что архив... Более того, и к самим кораблям отношения пиететного не было ! Тот же HMS Victory - славу британского флота чуть было не пустили из-за ветхости на слом в 1830 году...говорят, супруга Адмирала Портсмутского порта отговорила мужа... И только посещение корабля будущей королевой Викторией в 1833 году возродило интерес и уважение к легендарному флагману Нельсона.... Но даже после этого корабль пришлось восстанавливать в 1922 году "за народные средства"... Так что если бы не судомоделисты с их изысканиями, мы не знали бы о легендарных парусниках и того, что знаем сегодня. |
|
|
11.06.2021 18:34:36
ну перевод наименований снастей - не проблема !
В оговоренной мною книге Марквардта ( в переводе Чебана) имеется словарик, где даны наименования на немецком, английском, французском и русском. Книгу я качал тут |
|
|
11.06.2021 12:15:53
Что касается проводки такелажа, то она претерпевала серьезных изменений в течение 16-17 и первой половине 18 веков.
К концу 18 века, в особенности после принятия Уложения 1755 года (в Англии) и аналогичных регламентов в других государствах, на флотах широко использовалась стандартизация и унификация, что позволяло выпускать сериями однотипные суда, либо без особых проблем переоснащать призовые (трофейные) корабли (таковым был и американский USS President, плававший в британском флоте как HMS President и использованный для проектирования нового HMS President в 1829 году (эти чертежи и скопировал в Англии штабс-капитан Корпуса корабельных инженеров И. А. Амосов). Рангоут и такелаж, как правило, подбирался или изготавливался на верфях наново по стандартным чертежам на основании проектных расчетов парусности судна...места укладки такелажа были большей частью стандартизованы, чтобы квалифицированные матросы при переводе с судна на судно не тратили время на изучение такелажа и могли свободно обучать новичков... Иными словами, принципиально можно воспользоваться планами укладки, приведенными в 11 главе книги Марквардта - "Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века" |
|
|
11.06.2021 11:51:32
Не буду настаивать касательно 60 см...
Просто почему-то вертится в голове цифирь- до 2 футов...откуда - не помню... Опять же, "Ликбез..." я писал лет 7 назад, на волне строившейся тогда модели Виктори...Я тогда сам постигал тонкости такелажа и спешил поделиться с начинающими коллегами... На сегодня могу привести конкретно найденные мною в литературных источниках сведения - длина кофель-нагелей (belaying pin - англ.; konfijnagel - нидерланд.) колеблется (в конце18 начале 19 веков) в пределах 16-19 дюймов ( 41 - 50 см). Соотношение частей кофель-нагеля: Верхняя часть (рукоятка) 3/7 общей длины (18 - 21 см); верхний диаметр 1и3/8 дюйма = 3,5 см нижний диаметр 1 и 1/8 дюйма = 2,9 см. В принципе, логика подсказывает, что для нагеля важнее именно длина верхней части, ибо на нее кроме непосредственно крепления снасти, еще навешивается бухта в которую собран (скойлован) ходовой конец снасти...Более того, иногда на один и тот же нагель помещают несколько бухт различных снастей... А весь смысл нагелей в том, что при необходимости распускания ходового конца, нагель просто выдергивают из нагель-планки, освобождая бухту, которая скойлована так, что распускается при отсутствии опорного стержня... Что касается нижней части нагеля (которой, кстати не будет видно на модели под навешенными снастями), то ее длина не должна осложнять крепление снасти (вы же видели, как петляют ходовой конец при этом) и, соответственно, не создавать сложностей при выдергивании нагеля...так что, пожалуй, 60 см будет многовато...разве что для нагелей, стоящих на битенгах у мачт и служащих более для крепления большого числа относительно толстых тросов... |
|
|
11.06.2021 00:08:37
А я где-то читал, что длина кофель-нагеля могла достигать 60 см...
И еще - с чего Вы взяли, что такелаж 19-го века разительно отличается от такелажа 18-го ? Тем более, что в предисловии Петерсон указывает, что свой альбом составлял на основе модели корабля Мелампус, заложенного в 1785 году, модель которого выставлена в музее в 1844 году...И что в своей работе он пользовался книгой "Анатомия кораблей Нельсона"...а это 19 век Наконец, "Паллада" являлась (по указанию самого императора Николая I) точной копией американского USS President, который был взят в качестве трофея англичанами, по чертежам которых и строился русский фрегат. А американский прототип закладывали еще в 1794 году... |
|
|
29.05.2021 13:18:10
Вы будете смеяться, но красные подписи на рисунке из сообщения Аrtura №58 делал я
Это, если не ошибаюсь, иллюстрация из моего "Ликбеза по такелажу" или одной из публикаций тут в Каропке. Что касается тяги штагов нижних парусов, то, по крайней мере, на "Седове" (я смотрел видео) таки тянут поперек палубы (реверанс Вячеславу)... Что (ИМХО) не отменяет наличие шкива в проеме в борту (их иногда так и называют - шкив-гат (Sheave hole), т.е. отверстие для шкива... |
|
|
27.05.2021 13:49:55
А что, поперек палубы, где ширина составит метров 8...причем эти 8 метров могут еще и захламлены быть...удобнее шкот тянуть, чем вдоль борта, где по любому есть проход ? И потом, тянучи вдоль бота вы "проходите" мимо крепежной шкота-утки...А еже ли поперек - то что же, крепить шкот на утке противоположного борта, перегораживая напрочь палубу ?
|
|
|
18.05.2021 18:10:21
Художник-постановщик франшизы о пиратах Карибского моря Рик Хайнрикс, посыпая голову пеплом признал: "Черная жемчужина" в первом фильме была реальной пародией Disney studio art department на парусник со множеством глупых ошибок. Получив значительное количество протестов от моделистов, сотрудники модельной группы провели некоторые исследования и спроектировали более разумную интерпретацию... Вцелом, для франшизы моделировалось 7 кораблей, включая три здоровых галеона и несколько китайских джонок...Их надо было разработать по всем правилам. Мы же не могли просто сколотить их из досок и надеяться, что они поплывут. Тем более, что они должны не просто двигаться по прямой, а уметь маневрировать, и при этом не переворачиваться..." HMS Endeavour, HMS Dauntless, HMS Interceptor из фильма имели реальные прототипы... |
|||
|
18.05.2021 18:01:17
Финчам в свое время указывал,что в течении первых лет 18-го века, прослеживается тенденция переноса русленей фок и грот-мачт на трехдечных кораблях I и II Рангов с их прежнего места расположения - над портами нижней орудийной палубы (гон-дека) на позицию над портами мидл-дека... Скорее всего это было связано с уменьшением завала бортов - чтобы не увеличивать ширину русленей их просто подняли выше, сохранив прежнюю ширину. Разнос вант с помощью русленей (по Финчаму) должен быть таким, чтобы ванты проходили от сеток (имеются в виду коечные сетки на планшире) на расстоянии около 6 дюймов. Что касается двух-дечных кораблей, то последняя модель с нижним расположением фок и грот-русленей датируется 1748 годом (HMS Yarmouth), а первой моделью кораблей этого класса с русленями, расположенными над портами опер-дека является HMS Devonshire 1745 года. Кстати, подобную перестановку русленей можно наблюдать на HMS Victory, если сравнить сегодняшний экстерьер корабля с его внешним видом на проектных чертежах 1759 года.
Изменено: |
|||
|
18.05.2021 09:07:00
Как всегда - участие Игоря обещает массу интересной информации...
Вот только не совсем ясен пасаж в названии темы - "Как могли выглядеть пиратские суда в 17-18 веках "... Насколько известно - пиратские суда специально не строили...пираты плавали на захваченных судах, предпочитая небольшие, с высокими судоходными качествами, позволявшие легко догнать жертву...Чарльз Джонсон (Charles Johnson) во "Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами", изданной в Лондоне в 1724 году пишет, что пираты предпочитали шлюпы... Я понимаю, что LA VOLAGE строили для каперства, но никак не могу себя заставить - совместить каперство и пиратство (в том романтическом представлении, которое складывается при чтении Стивенсона и Саббатини)... Общение с таким "певцом пиратства", как Виктор Губарев (книги которого выходили в серии ЖЗЛ) убеждает в том, что практически любой военный корабль 16-18 веков в ходе войны (а какая-то война шла постоянно) являлся, в определенном смысле, пиратским, ибо мог и атаковал (официально или на свой страх и риск) торговые суда неприятеля...
Изменено: |
|
|
27.04.2021 16:19:17
На всякий случай...
В английском флоте 17-18 веков (а Виктори относится к этому периоду) размеры портов и элементов орудийных лафетов пропорциональны калибру, то есть диаметру ядра, и легко высчитываются: вес ядра диаметр (калибр) 1 фунтовое ядро - диаметром 1,923 дюйма 2 фунтовое ядро - диаметром 2,423 дюйма 3 фунтовое ядро - диаметром 2,793 дюйма 4 фунтовое ядро - диаметром 3,053 дюйма 6 фунтовое ядро - диаметром 3,494 дюйма 9 фунтовое ядро - диаметром 4,000 дюйма 12 фунтовое ядро - диаметром 4,403 дюйма 18 фунтовое ядро - диаметром 5,040 дюйма 24 фунтовое ядро - диаметром 5,546 дюйма 32 фунтовое ядро - диаметром 6,106 дюйма 36 фунтовое ядро - диаметром 6,350 дюйма 42 фунтовое ядро - диаметром 6,684 дюйма Расстояние от центра одного орудийного порта до центра другого должно равняться 25 калибрам. Продольная длина орудийного порта должна составлять 6 ½ калибров. Высота орудийного порта должна быть равна 6 калибрам. нижний косяк орудийного порта в 3 ½ калибрах от палубы. Толщина боковин(щёк) орудийных лафетов, должна равняться калибру Диаметр оси лафета должна равняться калибру. Болты должны быть в 1/5 калибра. |
|
|
25.04.2021 23:42:53
Известная исследовательница линейных кораблей 18 века из Санкт-Петрбураг Гребенщикова в своей книге, посвященной HMS Vicоtry приводит такие данные по размерам пушечных портов:
Гон-дек высота портов - 2ф9д - 81,8см; ширина портов - 3ф5д - 104,1см; Мидл-дек высота портов - 2ф9д - 81,8см; ширина портов - 3ф3д - 99см; Опер-дек высота портов - 2ф8д - 81,3см; ширина портов - 2ф11д - 88,9см; Квартер-дек высота портов - 2ф6д - 76,2см; ширина портов - 2ф9д - 81,8см . |
|
|
15.04.2021 15:25:00
А инфу дал "на всякий случай"...чтобы в курсе были.... в будущем |
|||||
|
12.04.2021 13:58:54
На всякий случай
Решетки(рустеры) на Виктори стоят вровень с черным обрамлением (комингсом)... Ширина реек рустеров и промежутков между ними составляла 2-2,75 дюйма (54-74 мм), т.е. "очко" решетки было такого размера, чтобы в него не проваливался каблук матросского ботинка. |
|
|
06.04.2021 08:34:52
Слежу...из кустов...за проектом...
Ибо радиоуправляемые модели мне, хотя и интересны, но я слишком далек от этого...а вот Виктори - my love...с момента постройки собственной модели... Почитал последние комменты касательно портов нижних палуб и не удержался... Таки да, при крейсерском ходе под всеми парусами (а то и с лиселями) порты нижних палуб естественно будут закрыты - игры с таким количеством дырок вблизи ватерлинии чреваты: вспомните трагедию шведской ВАСЫ в 1628 году или опрокидывание британского Ройял Джорджа (кстати, предшественника Виктори на "посту" флагмана ROYAL NAVY) на якоре (!) в Спитхеде в 1782 году... С другой стороны, открытыми все порты будут или на парадной стоянке, или в бою...а при этом паруса либо убраны (на стоянке), либо используются только марсели и бизань-трисель(драйвер), по-скольку в бою судно маневрирует, а не летит вперед на всех парах... Вот и думайте... Кстати, бронзовых пушек на Виктори не было - уже в 16-м веке на смену бронзе и чугуну для отливки артиллерийских стволов стали использовать железо...Кроме того, любой металл на судне окрашивали, дабы охранить от воздействия влаги и, как следствие, коррозии...Так что стволы, как правило черного цвета...А "бронзовые пушки" на моделях судов 18 века - это уже парафия моделистов... |
|
|
05.04.2021 20:09:33
Копия с оригинального проектного чертежа HMS Victory из собрания Национального морского музея (NMM) в Гринвиче
Красным показаны линии палуб
Изменено: |
|
|
23.04.2021 14:45:56
Ну так, в принципе, ты все верно понял - болванка хороша для малых форм...и то - как болванка...
Я просто вспомнил, как в детстве в нашем пионерлагере, стоявшем в сосновом лесу, половина "народонаселения" точила об асфальт куски коры, придавая им форму лодочки А если честно, то конечно, наборной корпус - это уже шаг к профессионализму в судомоделировании, по-скольку это уже повторение (пусть и упрощенное) реальной технологии постройки корпуса судна... Единственно (и ты в этом прав) надо иметь хорошо выверенные чертежи, аккуратно и тщательно вырезать шпангоуты, а затем терпеливо собрать и довести до ума корпус модели... От себя еще добавлю, что следующую модель буду строить и показывать с наборным корпусом |
|
|
21.04.2021 18:16:58
в принципе, при распиловке фанеры на шпангоуты и килевую рамку мусора не меньше
Да и выведение корпуса при работе с болванкой (на мой взгляд) проще...тут как в скульптуре - просто снимаешь лишний материал... А вот если в наборе просчитался со шпангоутом и получил провал на борту...тут уже сложнее - или шпатлевкой пытаться выровнять, или снимать обшивку, наращивать шпангоут и обшивать по-новой... Везде свои "подводные камни" Еще один плюс болванки - возможность выклеить на болванке пустотелый корпус и вклеить в него потом шпангоутный набор |
|
|
21.04.2021 15:04:00
если честно...сам не скажу - почему именно "корпус из болванки" !?! Возможно, мне показалось, что вырезать болванку проще (для начинающего) чем строить наборной... Возможно - из-за предполагаемых размеров... Хотя, скорее всего, т.к. изначально предполагалось показать технологию изготовления предыдущей модели - пакетбота Святой Петр... Там в Прологе я даже собираюсь делать паруса из бумаги... В том проекте изначально присутствовал корпус из болванки от другой модели |
|||
|
20.04.2021 12:52:54
Именно по-этому и получается "бревноут из бревна" ! С одной стороны, нежелание постичь азы при сборке набора (кита по нынешнему) привело к тому, что допускаются грубые ошибки при формировании наборного корпуса и, как следствие, корпус не получает требуемой геометрии. Несоблюдение масштабов делает модель более похожей на "дружеский шарж" на прототип... А ведь впереди еще рангоут и такелаж, которые без изучения элементов невозможно поставить правильно вцелом... Приглашаю Вас посмотреть "сериал" "Изготовление модели парусника" на моем ю-туб-канале SHIPBUILDER Проект задумывался как "пособие" для начинающего моделиста, позволяющее увидеть, как из самых доступных материалов и инструментов построить реально качественную модель |
|||
|
02.04.2021 10:02:20
Рекомендую для просмотра...вдруг чего интересного увидите
|
|
|
10.03.2021 21:31:57
Подробнее о якорных устройствах и процессе подъема/опускания якоря можно посмотреть на моем канале вот в этом видео
|
|
|
10.03.2021 15:22:35
Этот элемент является "якорной подушкой", защищающей борт судна от удара лапой якоря при операциях с ним. Как правило, "подушка" представляет собой щит определенной формы, укрепленный поверх основной обшивки борта. Соответственно, "подушки" ставили с обеих сторон носовой части корпуса. Процесс подъема и опускания якоря предусматривает поворот веретена якоря от вертикального положения до горизонтального и обратно...при этом условная ось поворота находится в рыме якоря, а его нижняя часть - тренд с лапами осуществляет поворот относительно этой оси. Соответственно этому повороту и укладывается "якорная подушка". Иными словами на вашей модели подушки следует ставить в положении от кормы вверху к носу внизу |
|||
|