Цитата |
---|
Вячеслав Строев написал: Это не фордуны (они появились позже), а бакштаги. И у них должно быть разъемное соединение - рым и гак (кольцо и крючок). |
Вопрос, кстати говоря, достаточно спорный, неоднократно становившийся предметом обсуждения на судомодельных форумах.
В свое время по этому поводу у меня вышла довольно острая дискуссия с переводчиком книг Андерсона - А.Баитовым.
Дело в том, что оба термина имеют место быть и происходят из голландского (нидерландского) языка:
фордун (pardoen)...бакштаг (bakstag).А вот функционально - это, в принципе, одна и та же снасть:
ФОРДУНЫ - снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов. Фордуны предназначены для противодействия тяге штагов вперёд и придания стеньгам и брам-стеньгам большей остойчивости.
БАКШТАГИ - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и кормы (кроме диаметральной плоскости) рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, дымовые трубы и т.п
Более того, к примеру, Морской словарь Самойлова (1941 г.и.) дает такое толкование:
СТЕНЬ-ФОРДУНЫ — (Topmast backstay) снасти стоячего такелажа, удерживающие стеньгу сзади. С. Ф. принимают название тех стеньг, которым они принадлежат: фор стень фордуны, грот стень фордуны, крюйс стень фордуны.
Андерсон в своих книгах "The rigging of ships. In the days of the Spritsail topmast 1600-1720" и "The rigging of ships 17 century" говорит исключительно о backstay, используя понятия
running backstays и
stunding backstays...ни разу не упоминая pardoen (соответственно, в переводах Баитова мы встречаем только съемные и несъемные (постоянные) бакштаги).
Наконец, Марквардт в "Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века" в глоссарии дает сравнительное наименование :
фордун (стень-фордун) -
pardoen (немецкий) ;
back stay (англ.)
Отсюда можно заключить, что ФОРДУН и БАКШТАГ СТЕНЬГИ обозначают одну и ту же снасть.
На мой взгляд, говоря о стоячем такелаже нижних мачт, следует использовать термин "бакштаг".
Для стеньг следует применять "бакштаг стеньги" или "фордун".
Что касается крепления фордунов в их нижней части, то Андерсон указывает, что "съемные бакштаги " стеньг (съемные фордуны) состояли из шкентеля с блоком на конце и талей, основывавшихся на этом блоке. Нижний конец талей гаком зацеплялся за обух на планшире либо топтимберсе чуть в корму от такелажа нижней мачты, рядом заводился и ходовой конец талей. Шкентель фордуна (верхний блок талей) находился на уровне марса нижней мачты.
Такая схема постановки фордуна вполне определяется его функционалом - фордун оттягивает назад и вбок стеньгу, которая является ОПУСКАЕМЫМ рангоутным деревом и, значит, ее такелаж должен быть достаточно легко распускаемым (съемным).
Я встречал размещение обуха для крепления съемного фордуна на палубе рядом с бортом.
Если мы закрепим нижнюю часть талей ЗА бортом, как предлагается на фото выше, то отсоединение фордуна при его съеме будет весьма проблематичным.
Данная схема более подходит для постановки постоянных (несъемных) фордунов, которые появились во второй половине 17 века и до начала 18 века (когда появилась так называемая "фордунная скамейка") крепились за бортом, в частности на удлиненных русленях.