А ещё фото этой самой "шестерки" есть и в старой ГДР-вской книге. На стр. 212. Подписано, что Юхнов, январь 1942. Я немецкого не знаю, но видимо, автор описывает воздушно-десантные операции, которые проводились зимой 1941/42в районе Вязьмы и Юхнова с участием ТБ-третьих. Но, я так думаю, автор ошибся, этот ТБ парашютистов не выбрасывал. Хотя и в Юхнове, действительно, мог быть, но в качестве пленника.
Во "Фронтовой иллюстрации" автор подписал фото, что этот ТБ из 3-го ТБАП подбитый в районе Бобруйска в июле 1941. Может оно и так, но у меня возникли сомнения. Что подбит, похоже он на стоянке в лесу. И что это июль. И что это Бобруйск. Была мысль, что это аэродром в Сеще. Он своеобразен тем что часть самолетных стоянок расположена прям среди леса. И рулежка по кругу. И берез до сих пор полно. Наверно так и в 1941 было. Немцы вошли в Сещу в начале августа. В таком случае эта "шестерка" успела повоевать месяца полтора.
Видимо прошла ещё неделя-другая. Вот и листья облетели, и снежок наверно, первый. Покров! И самолет не сильно раскурочили, возможно под охраной. Обращает на себя внимание, что большие части покрашены черной краской, защитная зеленая осталась небольшими кусками.. Нос, капоты всех четырех моторов, передняя часть крыла, диски колес, стойки шасси, киль целиком. Всё черное. И покрашено всё основательно, аккуратно. Не наспех как во многих случаях. Сейчас в М-Хобби Михаил Тимин рассказывает про камуфляжную окраску в наших ВВС в 1941 году. Так вот он говорит, что на ТБ-3 полагалось 3,5 кг черной краски. В данном случае расход её явно был превышен.
А вот уже появились авиаспециалисты. ШКАС с носовой турели уже открутили. Хорошие фото между прочим. Пятна камо хорошо видно. Заглушки на капотах спереди со звездочками.
В инете нашлись ещё фотки с этим захваченным ТБ в березовой роще. Если расставить по ходу событий, то видимо самые первые вот. Только что прикатили "фрицы". На носу ещё остался нетронутым ШКАС.
Лет десять назад купил я вот такой альбомчик. Эх не люблю я эти картинки с "дойче зольдатиками" ползающим по брошенной нашей технике! Просто ненавижу! Но вот в данном случае вместе совпадают сразу три из перечисленных мной компонентов:, треугольные окна, "люлька" штурмана и колеса с дисками вместо спиц! И даже бортовой номер имеется.
Давно собирался заняться ТБ-3-м, какая ж колекция нашей авиации 30-40-х без него! Для меня в таком деле всегда важен прототип, более важна История, нежели просто механическое воспроизведение техники в уменьшенном виде. Так же хотелось бы найти компромис соответствия исторического облика и матчасти. А вот с моделью ТБ-3 тут полный диссонанс. Производитель выдал нам модель с некоторыми характерными особенностями абсолютно противоречищами друг другу и несовместимыми в одном целом. А именно: 1. треугольные окна кабины штурмана, 2. так называемая "люлька" для штурмана в ней же, 3. стрелковые "корзины" под крыльями, или официально выражаясь башни Б-2, 4. неспицованные колеса, 5. турели Тур-5. Найти прототип, где бы всё это имело место одновременно оказалось невозможным. Можно только лишь найти присутствие двух, ну может трех пунктов максимум.
Посмотрел чертежики из "М-К". Оказывается, в данном месте должны быть ВЗ карбюраторов. А вот модель Х-Б ими не укомплектована. Как быть? Выпиливать? Вспомнил, что у меня до сих пор лежит модель склееная ещё в 1985-м году. Пригодилась, всё таки. Возьму ВЗ от неё.
Пожалуй надо было взяться за другую модель, с более интересной историей. Р-38 как-то не радует, поэтому вдохновения почти нет. Но тем не мене на сегодня игрушка вот в таком состоянии.
О! Я тоже кое-что нашел. Тут, правда, боковые панели капота (про которые я говорил) на месте. Зато снят низ капота и хорошо видно, что моторама черного цвета. Пожалуй, тоже надо покрасить
Пригодились моторчики от "Страны Советов", правда нужен то только один. Отрезал от капотов боковые створки, сделаю их снятыми (хотя ещё пока не знаю, они снимались вообще? или опускались может на петлях?) Может кто в курсе на счет капотов ТБ-1? А делать боковушки закрытыми, тогда у двигателя будет видно только верх "горшков" и выхлопные коллекторы, моторама скроется.
У нас в Нижнем Новгороде их сейчас пять штук на постаментах и ещё отдельная башня. Одни появились уже давно, некоторые совсем недавно. Про тот, что у Вечного огня экскурсоводы рассказывали, что он именно сормовский и чуть ли не первый въехал в Берлин. И то и другое у меня вызывает большие сомнения. Перекрашивают периодически, бортовые номера меняют.
Фото, естественно, оставляет желать лучшего. Но! Заметьте! Довольно контрастно заметны поверхности, которые я предположил ранее окрашенными в черный цвет (брюхо, низ стоек шасси, капоты моторов, низ центроплана и даже низ стабилизатора, про который были ещё некоторые сомнения). В общем, не был "Крокодил" просто банально красно-белым!
Ни как заканчивается тема. Случайно копался на одном из сайтов, в разделе книг по авиации нашел вот это. Специздание для всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939-40гг. На английском языке, конечно.