Привет всем коллегам! Начинаю новый проект- галеон «Сьюзан Констант» . Источник монография:
Чем привлек меня этот парусник? Своей необычной историей и исторической несправедливостью. Да,не удивляйтесь, все так и было, и небольшой торговый кораблик по имени «Susan Constant» на самом деле явился одним из важнейших кораблей в мире, наверное, после колумбовой «Санта-Марии» . Но Колумб открыл все же Южную Америку для Испании, а «Сюзан Констант» — Северную и для Англии, а значит, и для всего мира. «Как же так? возразят американцы, — но а наш «Мэйфлауэр» ...» Все верно, Корабль «Мэйфлауэр», доставивший первых поселенцев на территорию Виргинии, известен гораздо лучше, и дата его прибытия к берегам Америки официально празднуется всем американским народом. Но реально «Сюзан Констант» прибыла на 13 лет раньше «Мэйфлауэра». И это еще одна историческая несправедливость, которых полно в истории Америки, начиная с ее названия (ведь по справедливости она должна была бы именоваться Колумбией). В начале декабря, а именно 9 числа 1606 года, три английских корабля — «Сьюзан Констант», «Годспит» и «Дискавери» ,под командованием капитана Кристофера Ньюпорта , выйдя из устья Темзы покинули порт и взяли курс на Виргинию. Самый крупный из этих парусников был «Susan Constant». Основной целью плавания была колонизация Северной Америки. Путь судов продолжался около 5 месяцев в неспокойных погодных условиях и частом шторме. Основной экипаж состоял из авантюристов, которые мечтали обрести счастливую жизнь на новых землях. Из 144 человек 39 умерли во время путешествия, так и не увидев ради каких перспектив были отданы собственные жизни. 13мая 1607 года изнуряющее плавание подошло к концу – корабли прибыли на место, а пассажирами был заложен первый город современных Соединенных штатов Америки – Джеймстаун, названый в честь британского короля. Корабли отплыли обратно в Англию за продовольствием: чуть больше сотни человек остались одни в окружении незнакомой цивилизации. Только спустя 13 лет пассажирами корабля«Мэйфлауэр» (который в народе прозвали кораблем «отцов-пилигримов») была основана вторая, Плимутская колония (около залива Масачусетс). В честь этих двух кораблей 22 декабря в США отмечается национальный праздник – День «отцов-пилигримов». «Susan Constant» относился к типу галеонов. Это было классическое парусное торговое судно 17 столетия. Первый спуск на воду парусника состоялся в 1585 году, т.е. в период колонизации, ему было немало лет. До 1606 года судно приносило своим владельцам стабильный доход от грузоперевозок. Так продолжалось до тех пор, пока его не выкупила Виргинская компания. Тогда корабль из грузового превратился в пассажирский, перевезя на своем борту первых переселенцев в Северную Америку. После этого, парусник вернулся в Англию и начал снова перевозить грузы. В 1618 году корабль захватили пираты. Дальнейшая его история не известна. Но,такой известный корабельный подвиг не мог бесследно исчезнуть в прошлом. В 1991 году корабельные конструкторы Стенли Поттер и Аллен Роул, вблизи Джеймстауна, построили «SusanConstant» заново, с мельчайшими подробностями восстановив атрибуты корабля почти четырехсотлетней давности. Каждый год данное судно и другие модели парусных кораблей принимают участие в парусном параде, посвященном Американскому Дню независимости. Также корабль «Susan Constant» является неизменным участником различных регат. В остальное время корабль - исторический музей. на борту которого каждый год прогуливаются миллионы туристов со всего мира.
Модель будет строиться, естественно. «с нуля», в масштабе 1:48. Задумывается как полу адмиралтейка, т.е. один борт будет зашит полностью, другой открыт. Что получится? «Пожуём» - увидим. Жизнь покажет. Покупных деталей, как всегда, не будет. Планируемый материал — клен, груша, яблоня и ясень. Ориентировочный срок на работу — 2 -2,5 года
Уж-ж-жас как интересно! Всё таки галеон 17 века – это не шхуна 19. Да и задумка "полуадмиралтейки" это здорово. Только я не понял парусное вооружение будет или нет? Вобщем, удачи!
Моряк не тот кто капитан, а тот кто жить не может без моря. В. П. Крапивин "Баркентина с именем звёзды"
Привет коллегам! Разобрался с чертежами, определился с технологией сборки и изготовил первые детали. Технологию сборки позаимствовал у коллеги Ramona Olivenza.
Владимир Привет, Смотрится очень все красиво! Вот вопрос дилетантский появился...я был уверен , ориентируясь на адмиралтейские музейные модели , что шпангоут состоит из нескольких частей, которые по мере установки соединяются между собой и соседними элементами шпангоутов - "внахлест", как здесь ,к примеру,хорошо видно те шпангоуты не существует в виде одной , цельной "кривули"(или как принято показывать шпангоуты на модели? хотя в альбоме Colbert,тоже показан процесс установки составных шпангоутов, смотрится так же ,как на картинке из анатомии по постройке адмиралтейской модели...), как ты показываешь, даже в своем упрощенно - условном варианте модельных шпангоутов.. вот...а показываются состоящими из нескольких элементов... а почему у тебя они идут "одной" деталью ,так сказать? или так тоже делается?
Кирилл Шабанов написал: Владимир Привет, Смотрится очень все красиво! Вот вопрос дилетантский появился...я был уверен , ориентируясь на адмиралтейские музейные модели , что шпангоут состоит из нескольких частей, которые по мере установки соединяются между собой и соседними элементами шпангоутов - "внахлест", как здесь ,к примеру,хорошо видно
те шпангоуты не существует в виде одной , цельной "кривули"(или как принято показывать шпангоуты на модели? хотя в альбоме Colbert,тоже показан процесс установки составных шпангоутов, смотрится так же ,как на картинке из анатомии по постройке адмиралтейской модели...), как ты показываешь, даже в своем упрощенно - условном варианте модельных шпангоутов.. вот...а показываются состоящими из нескольких элементов... а почему у тебя они идут "одной" деталью ,так сказать? или так тоже делается?
И шо парадоксально:
"Поскольку корпус судна имеет U-образную форму вблизи миделя и V-образную в оконечностях, шпангоуты делают из деревьев, преимущественно имеющих уже естественную кривизну, однако часто шпангоуты невозможно изготовить из целого дерева, поэтому их делают составными. Нижнюю часть шпангоута, соединяющуюся с килем, называют флортимберсом. В оконечностях флортимберсы имеют заострённую форму (пиковые флортимберсы). К флортимберсу с обеих сторон примыкают футоксы, нумеруемые от флортимберса. В зависимости от размеров корабля число футоксов может меняться. Верхнюю часть шпангоута называют топтимберсом...."
Бывало и так: "– Шпангоуты для больших парусных судов делать всегда было сложно. Из одного дерева такую громадную и крутую дугу не выгнешь. Во-первых, сломается, а во-вторых, какие великаны нужны для такой работы! – Да, правда… – вздохнул Вася, глянув в сторону, где темнело могучее корабельное ребро. – Шпангоуты набирали из отдельных кусков, которые называются ФУТОКСЫ. Выглядело это примерно вот так:
– Как же они не рассыпались? – Сейчас объясню… Такую фигуру выкладывали на плоскости, потом на этот слой шпангоутов клали следующий – так, чтобы новые футоксы лежали серединами на стыках первого слоя. И еще слой, еще… Склеивали, склепывали и получали цельную прочную дугу…
Моряк не тот кто капитан, а тот кто жить не может без моря. В. П. Крапивин "Баркентина с именем звёзды"
Коллеги! Шпангоуты у меня составные из нескольких частей, которые правильно заметил Кливер, называются футоксами.. Стыки подогнаны, поэтому выглядят, как цельные. Кирилл, это какую заготовку надо иметь, что бы вырезать их цельными? И сколько будет отходов? Буду делать кормовые - покажу все части шпангоутов.
Да...для меня лично...ясности в этом вопросе нет...выше я постил картинку из книжки по строительству адм. модели, дык там четко видно , что флортимберсы, футоксы и топтимберсы образующие шпангоуты,не лежат в одной плоскости...такая же картина с конструкцией шпангоутов в знаменитом Album de Colbert...и то же ясно видно на классических адмиралтейских моделях...но вот Мондфельд в своей книжке рисует шпангоуты по другому, именно что соединение элементов встык...короче фиг его знает как правильно....мне лично, адмиралтейскую модель хотелось бы видеть построенной в классическом варианте, с "раздельными"флортимберсами, футоксами и топтимберсами...можно конечно предположить, что один сплошной шпангоут - это 2а шпангоута , с каким то заполнением образовавшихся промежутков между элементами соседних шпангоутов...но это как то слишком сложно...почему бы сразу классический расклад шпангоутов адмиралтейской модели не показывать?
Владимир написал: Коллеги! Шпангоуты у меня составные из нескольких частей, которые правильно заметил Кливер, называются футоксами.. Стыки подогнаны, поэтому выглядят, как цельные. Кирилл, это какую заготовку надо иметь, что бы вырезать их цельными? И сколько будет отходов? Буду делать кормовые - покажу все части шпангоутов.
Вдадимир Привет, я понимаю , что они составные у тебя, но мне непонятно, почему они у тебя так выглядят, как "кливер" нарисовал, а не так, как на картинках классики, что я постил...? мне этот момент непонятен...
Кирилл, делаю точно по чертежам Левери. У него показаны в одной плоскости (фото прилагается). Да ещё не определился, будет ли это адмиралтейка или полуадмиралтейка или всё зашью.
Владимир Привет, понятно...значит в анатомии - так. вполне возможно, что адмиралтейские модели показывают шпангоуты " условно", с частично удаленными для наглядности футоксами...поэтому у них такой вид... была где то книжка у меня по адмиралтейским моделям, переводная...там от и до все расписано...найти не могу сейчас
Кирилл, на "Херувиме" (он же "The Gresham Ship", он же "A 16th-Century Merchantman Wrecked in the Princes Channel") было таким образом. Но Владимир-то строит по Анатомии. Все точно как у Левери.
Ага! ну вообще!... чей то я не знаю тогда,как правильно... вариант, что ты показываешь для " Херувима", ... я про такое и говорил, что так делается и на адмиралтейских моделях, и в Albom de Colbert, да и опять же, чел строит адмиралтейку, фрагменты из книжки , что я выше постил...но вот с" каких " таких Лавери показывает это дело по другому...я не могу догнать! почему так... и Мондфельд рисует похожий вариант , как и Лавери...и реконструкция от Otte Bloom , 7 ми Провинций, тож больше , вариант Лавери...не знаю... я чей то в полных непонятках )) представить себе, что шпангоут приобретает форму ,как показывает Лавери , из за добавления filler timber...?...но тогда тоже, не совсем срастается... надоть у Игоря Тараканова спросить, что он себе думает по этому поводу! вернее, что мне / нам думать то...? ))
вот...фрагмент 7 ми провинций, от Отте Bloom'a... тоже вроде, как шпангоут , одним цельным элементом , но добавлены filler timbers...
Коллеги, не ломайте копья. На моделях встречаются оба варианта. Ну, а для примера в подтверждение выбранного варианта, два фото из Гринвического музея. Это модели Fourt и Ipswich.
Коллеги, предлагаю обратить внимание на книгу Дж.Франклина "Адмиралтейские модели кораблей 1650-1750 гг." Автор как раз и указывает на то, что набор адмиралтейской модели несколько отличается от реального набора реального корабля...
"...Конструкция набора с одним футоксом, частично перекрывающим флор и топтимберс, является отличительной чертой модели построенной в адмиралтейском стиле. Самое раннее письменное упоминание о такой модели, оставлено главным корабельным мастером Финеасом Петтом в 1634 году. Эта модель должна была служить в качестве проекта для постройки корабля Royal Sovereign1637 года. Современник так описывает эту модель: «…сделана так, что каждую деталь внутри нее можно было видеть, для чего оставлена не обшитой планками; очень точная и радует глаз…»
Рис. 3. Расположение шпангоутов типового корпуса адмиралтейской модели. Большинство адмиралтейских моделей всех времен построены именно по данной схеме, с небольшим количеством вариантов.
Рис. 4. Набор корпуса Boyne 1692 год, по существу представляет стандартную схему, где пропущен каждый второй флор, футокс и топтимберс.
Рис. 5. Схема набора мидель-шпангоута модели корабля третьего ранга, датируемой примерно 1705 годом). Возможно, что данная схема расположения тимберсов довольно точно представляет схему, использовавшуюся при строительстве реальных кораблей, существовавшую на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков. Для названия тимберсов использованы термины, имевшие хождение в то время.
Рис. 6. Схема набора мидель-шпангоута модели корабля четвертого или пятого ранга, датируемая серединой семнадцатого века .