китайский набор "Harvey" масштаб 1:50, решил покуситься на деревяшку (после двух кораблей из пластика). 15.09.13 наконец-то дождался доставки из интернет магазина китайской версии клипера-шхуны "HARVEY" масштаб 1:50....... попрыгал немного от радости и приступил к сборке
Всем привет. А была ли вообще, как таковая, ночная стрельба? Ну в определенных ситуациях возможно, конечно , и в темноте выстрелить, или, когда цель хорошо освещена А так , я думаю, в данном временном периоде старались днем сражаться. При условиях, когда картузы с порохом подавались к орудию, да и не по одному - любой лишний источник возгорания смертельно опасен ИМХО. логичнее предположить, что источник света (открытый огонь) держали от пороха подальше.
Сергей, да, наверное такой вариант, более логичен.. Но это наверное, все же, с точки зрения нашего незнания. А потом еще всплывут какие нибудь " очважные условия для ночной стрельбы", и..? опять фанари " переставлять"?)) Тут , нмв, или научфантас делать, и не обращать внимание на матчасть, или все же капнуть нужно.. Вот
Александр привет! Спасибо большое!!! Короче, надо "устав" того времени поискать, для любого корабельного арт-расчёта.....
Антон Хотеев написал: Всем привет. А была ли вообще, как таковая, ночная стрельба? Ну в определенных ситуациях возможно, конечно , и в темноте выстрелить, или, когда цель хорошо освещена А так , я думаю, в данном временном периоде старались днем сражаться. При условиях, когда картузы с порохом подавались к орудию, да и не по одному - любой лишний источник возгорания смертельно опасен ИМХО. логичнее предположить, что источник света (открытый огонь) держали от пороха подальше.
Александр Бурков написал: Сергей, щя на соседний стапель сгоняю, есть там один дядько, думаю должен помочь
Дядько для Сергея не то грустную, не то радостную весть принёс... Во-первых, ночная стрельба велась в те годы, и, пожалуй, в первую очередь как пример, стоит упомянуть знаменитую Битву При Лунном Свете (другое название - Битва у мыса Сан-Висенте, 16 января 1780). Во-вторых, освещение артиллерийских постов было. Вопрос только, какое. Освещение применялось только на закрытых батарейных палубах, в том числе и на опердеке, если рассматриваемая часть опердека закрыта переходными мостиками (район шкафута) и надстройками (форкастель, квартердек). Это условие не выполняется на Харви.
На фото. Ну, и зачем здесь фонари?
Поэтому прав Сергей, что отказывается от этих странных, неизвестно откуда, из какого пальца высосанных, фонарей на фальшбортах. Откуда взялись фонари на фальшбортах, чем мотивировали авторы сего изобретения, мне неведомо. В любом случае - это бред чьего-то воображения. Опять же: высота фальшборта. Что фонарями освещать, кроме как район живота человека?
Ну, так же прав был Сергей, что толку от этих фонарей, как от лыж в бане, скорее мешают. Кроме того, прав он был и в том, что на закрытых палубах фонари подвешивали на бимсы позади орудия, чтобы не мешать бомбардиру (должность такая) прицеливаться и вести огонь. Я только добавлю, что фонари вешали не только чуть позади орудия, но и не за орудием, а между соседними пушками в батарее (см фото ниже).
Нельзя забывать, что бой - не самое обычное состояние палубы. В подавляющем времени жизни корабля пушки закреплены в походном положении, а пространство палубы применяется для жизнедеятельности экипажа - тут вам и столы (откидные), скамьи (банки), тут же и гамаки со спящей отдыхающей вахтой... поэтому фонари были не стационарные, а съёмные.
Фонари на кораблях были стандартные, практически не отличающиеся по конструкции разных лет и разных стран. Наиболее достоверно показаны фонари для освещения батарейных палуб на корабле-музее Виктори, по состоянию на конец 18, нач 19 века. В литературе, это, конечно же, Брайан Лэйвери, "Устройство и элементы кораблей английской архитектуры 16-18 века", на основе архивных данных. Можно почитать его же чертырёхтомник "Шип он зэ лайн", пусть там и не харвеи, а корабли побольше, но тоже много общего. Как ни странно, Голливуд редко, но иногда делает правдоподобные вещи. Вы можете видеть освещение батарейной палубы и общую подготовку к ночному бою в самом начале фильма "Хозяин морей. На краю земли". Там и фонари (на редкость единодушные с настоящими с Виктори), и подготовка пушек, и уборка переборок кают перед боем, а так же всего лишнего с палубы, и неплохо переданная деталировка корабля в течении всего фильма.
Вообще, на верхней палубе фонари были - в первую очередь следует упомянуть обязательные фонари около рулевого поста. Мало того, что рулевой пост одновременно служил рабочим местом помощника капитана, который на столике нактоуза раскладывал карты - работа такая; мало того, что рулевой пост служил так же караулом перед входом в офицерские каюты; есть и причина попроще - дело в том, что долгое время нактоузов с индивидуальным освещением картушки компаса не существовало вообще - были лишь общие лампы на весь шкаф с огромными медными трубами... так же не было освещения у песочных часов. Так же фонари имели кают-компания, крюйт-камера, плотницкая, камбуз, боцманская, отхожие места и лазарет.
Нет проблем. Вам спасибо. Однако, хочу развеять другой миф: фонари не были пожароопасными. В крюйт-камере фонарь, например, находился за специальной перегородкой. Возле пушек было куда более пожароопасное место, чем фонарь. Вы наверняка видели возле пушек (на картинах художников тех лет, музейных инсталляциях, в литературе) такое: рядом в пушкой есть ведра с водой и уксусом - это для охлаждения ствола после выстрела, смачивания банника и клоца и тд; по другую сторону - кадка. Вот эта кадка для нас весьма интересная - в ней нет воды, тут наоборот - на стенках кадки свисают... да-да, те самые фитили, а в середине кадки тлеют угли. Фитили вставляются в запальник. Запальник (др. наименование - пальник) представляет собой палку, на верху которой вилка для фитиля, а низ выполнен в виде металлической пики. Вот этой пикой пальник втыкается прямо в палубу - чтобы его нечаянно куда-н не прислонять, или чтобы он не падал. Этот пальник и тлеющие фитили могли бы натворить много дел! В дальнейшем взамен был изобретён кремниевый замок на подобии пистолетного. А фонарь - его хоть ногами по палубе пинай, масло не вытечет - такая была конструкция продуманная у наших предков.
Антон Хотеев написал: а на небольших судах, ну типа бота Гавриил, - были фонари?
Во внутренних помещениях - обязательно! По любому, в кают-компании (извините, но карты рассматривать при свечах не комильфо). Я так понимаю, парусная и плотницкая помещения были одним пространством, там тоже мог быть фонарь: свечи могли вызвать пожар из-за тканевой пыли и древесной пыли. Не было свечей и в сухарной из-за опасности возгорания мучной пыли: скорее всего, в трюм ходили с переносными фонарями. В крюйт-камере снаряжали боекомплект, укладывали кокоры - там всегда применялись только фонари.
Антон Хотеев написал: Спасибо! А мог ли быть фонарь возле рулевого? Ну например съемный где-нибудь на гике вешаться?
А там есть нактоуз? Внутри нактоуза - освещение картушки компаса. И тут-то вся соль: рулевому и вахтенному офицеру ничего не должно мешать видеть картушку компаса...
Интересная картина середины 18 века. Я знаю матчасть этого корабля. Так вот, согласно Ожанну, пять человек на этом судне показаны стоящими около нактоуза, тогда как у румпеля - два. Расстояние между румпелем и нактоузом таково, что рулевому физически нельзя наблюдать компас. Собственно, зачем тогда рулевым фонарь - им всего-то нужно слушать указания вахтенного офицера. А вот подвесить фонарь к телу бизань-мачты над нактоузом было бы реально. Однако, нактоуз здесь закрытого типа с собственным светильником. Примечательно, что у данного корвета вокруг рулевого поста размещались клетки с птицей ("курятники"), но и им тоже свет не полагался...
Надеюсь Сергей не будет в обиде, что я тут в его теме пристаю с вопросами... На Гаврииле нактоуза нет, - подозреваю, что компас был "карманным". Но ведь даже его нужно как-то видеть в темноте...
* - я сильно сомневаюсь, что компас был в распоряжении рулевого - у него свой труд. Соответственно, и фонарь был у того, у кого компас - у вахтенного офицера.
* - я сильно сомневаюсь, что компас был в распоряжении рулевого - у него свой труд. Соответственно, и фонарь был у того, у кого компас - у вахтенного офицера.
Игорь, большое спасибо ! Очень обстоятельно и интересно, про фонари ! Уверен, " пара", в смысле " лекция"), поможет Сергею определиться с ентими фонарями.. Игорь, тут только такой моментик, Сергей сейчас строит " Меркурий", бриг.., ходовой, с действующими (!) пушками.. Начинал да, "Харви", и название темы осталось как "Харви".. Но, думаю, ничего страшного, все сказанное вами по фонарям, естественно применимо и к " Меркурию" .
ЕСЛИ ВАМ СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ ОСОБЕННО НЕЧЕГО ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛИНКОРОМ @ И.В.Сталин
Меркурий? Тогда всё проще. Если существует желание сделать на модели освещение, то свет можно завести в кормовую галерею и в боковые галереи (они же - штульцы). Только, устанавливая остекление галерей, не забудьте про обязательно присутствовавшие на окнах шторы - вот эту деталь моделисты часто забывают. Шторы в данном случае не роскошь, а неотъемлемая часть боевого корабля - они служили для светомаскировки. Можно заставить светиться гакабортный фонарь и нактоузы. А вот остальной свет "изобретать" не желательно - давайте вспомним, для чего предназначались подобные корабли.
Игорь Тараканов написал: Меркурий? Тогда всё проще. Если существует желание сделать на модели освещение, то свет можно завести в кормовую галерею и в боковые галереи (они же - штульцы). Только, устанавливая остекление галерей, не забудьте про обязательно присутствовавшие на окнах шторы - вот эту деталь моделисты часто забывают. Шторы в данном случае не роскошь, а неотъемлемая часть боевого корабля - они служили для светомаскировки. Можно заставить светиться гакабортный фонарь и нактоузы. А вот остальной свет "изобретать" не желательно - давайте вспомним, для чего предназначались подобные корабли.
Большое спасибо Игорь! Очень познавательно и интересно всё объяснили! Я только начал "прозревать", что с фонарями, подсвечивающими находящиеся на открытой палубе каронады - эт я мягко говоря, оч сильно "погорячился"..... А Вы окончательно доразвеяли все мои сомнения..... Ещё раз СПАСИБО!!!! И именно в данном вопросе, думаю: что "Харви", что "Меркурий", особой принципиальной разницы нет. Но на "Харви" я давно уже сделал подсветку (мне кажется, что там всё более-менее грамотно получилось, кроме цвета подсветки нактоуза, т.к. на тот момент у меня только зелёные светодиоды были в наличие, а потом понравилось, хоть и до сих пор в принципе, можно переделать, но я малодушно решил так и оставить... ну очень лично мне именно такой нактоуз на "Харви" нравится ), если интересно, можете отмотать немного в начало мою эту "сказку"..... А по "Меркурию", на основе всего выше обсуждённого, и полученной от Антона и Александра поддержки и помощи, плюс очень ценной информации от Вас Игорь, на данный момент пишу для себя следовающий план "барбарбоса" : 1. Попробовать изготовить что-то похожее на фонари на "Виктории", или может быть немного упрощённый их аналог.... 2. обязательно сделать подсветку трюма в местах схода в обитаемую его часть..... 3. подумать, как сделать подсветку нактоуза, т.к. нактоуз на "Меркурии" уже более компактный и "современный" "с усечённой пирамидой сверху", а не "камод" как на "Харви" или на "Виктории". И куда там вообще "сувать" подсветку, пока затрудняюсь представить. Единственное, что мне пока пришло в голову - это тупо поставить на палубу переносной фонарь рядом с нактоузом, или может два фонаря по бокам.... Т.к. подвеска данного фонаря сзади на бизани, а в случае с "Меркурием", на его грот-мачте, будет также слепить в глаза вахтенному офицеру, но никак не подсвечивать компас в нактоузе, как и в случае с фонарями на фальшбортах.... 3. определиться окончательно: может сделать съёмный рабочий гакабортный фонарь (он вроде был на "Меркурии" и вроде как-то вешался на какой-то крюк).... вот только бы понять, каких размеров и формы был этот мистический фонарь, и каким образом он там "вешался"??? многие (да блин, все ) вскользь говорят о нём, но кажется пока никто его так ни разу и не делал на своих моделях "Меркурия"..... Почему????? Будем пойти ещё покопать, подумать....
Антон Хотеев написал: Надеюсь Сергей не будет в обиде, что я тут в его теме пристаю с вопросами... На Гаврииле нактоуза нет, - подозреваю, что компас был "карманным". Но ведь даже его нужно как-то видеть в темноте...
Антон, привет! Кроме благодарности, у меня нет никаких вообще эмоций по поводу задаваемых тобой вопросов, и вообще не важно, на моей стройке, или на твоей..... Т.к. правильно задаёшь эти вопросы ты (за что тебе большое спасибо ), а учимся на них мы все вместе.....
п.с. На счёт подсветки окон кормовой галереи на "Меркурии", тут такое дело.... В общем бытует мнение , что это были как бы фальшь-окна..... да и по ходу моих попыток выпиливания всего этого с нуля, и попыток представить, как это всё могло сопрягаться и работать, кроме версии небольших и тесных офицерских гальюнов с имитацией окон, а не с настоящими окнами, мой глупый малюсенький мозг так и не смог представить.....
Да, точно! Прошу прощения, давно не заглядывал в чертежи. На Меркурии же не было кормовой надстройки. В штульцах было по одному настоящему окну (среднее), а на гакаборте - фальш-окна и крышки ретирадных пушечных портов, оформленные в виде фальш-окон. При этом, по аналогии с другими парусниками, у фальш-окна штульца могла быть рабочей только часть секции, "форточка", поэтому, думаю, свет туда заводить не стоит. А нактоуз... посмотреть бы на него - обычно масляную лампу заметно (я сейчас не имею под рукой изображения нактоуза с Меркурия). Про гакабортный фонарь тоже читал - споры не утихают, был он, или нет. По правилам судовождения, должен был быть. При этом, ничего странного, если бы его металлический кронштейн "воткнули" прямо в середину гакабортного орнамента - обычная практика.
Игорь Тараканов написал: А нактоуз... посмотреть бы на него - обычно масляную лампу заметно (я сейчас не имею под рукой изображения нактоуза с Меркурия).
Вероятнее всего, нактоуз на "Меркурии" был похожим вот на эти конструкции.
На фотографии с синим фоном никакой не "переносной компас", как она кем-то подписана, и даже не... нактоуз. Это пелорус. Черные цилиндры по бокам - это и есть масляные лампы освещения картушки компаса. Не путать с противодевиационными элементами (которые появятся гораздо позже).
Ни на одном из остальных показанных в сообщении нактоузов встроенных ламп нет.
Сергей Верзилин написал: Вероятнее всего, нактоуз на "Меркурии" был похожим вот на эти конструкции.
Значит, вопрос о лампах закрылся сам собой. "За неимением присутствия"
Спасибо Игорь! Да.... уж.... Чем дальше получаю информации, тем больше меня гложут сомнения в уместности подсветки на "Меркурии" вообще.... Ну если только над лестницей в кубрик один фонарь повесить, а второй - на перекладине под световыми окнами каюты?... Или вообще с ней не заморачиваться??? Т.к. про внешний вид гакабортного фонаря я ничего так и не нарыл, а отсебятину лишний раз выдумывать не хочется....
Игорь Тараканов написал: Перекладина - это грота-гик, что ли?
Прошу прощения, это я так не корректно выразился.... Не знаю, как эта балка там называется.... Лучше на рисунке попробую показать.... Вот, накалякал как смог схематично, надеюсь так будет понятнее...
Сергей, понял вас. Изначально решил, что речь о гакабортном фонаре.
Да, фонари "внутри" около светлых люков сделать можно. Палуба модели будет "мистически" светиться в темноте комнаты - и как тут не пожалеть об отсутствии на модели "окон".
Сергей Верзилин написал: Не знаю, как эта балка там называется.
Сергей, ты имеешь в виду повесить фонари на бимсы внутри корпуса?
Да, именно, на бимсы, но только в обитаемой части трюма..... В грузовом и прочих трюмах не вижу смысла, тем более, что там у меня все потроха и переключатели управления стрельбой, зарядкой, ду и подсветкой находятся, их там уже не замаскировать никак, поэтому и нечего там подсвечивать.... А вот в обитаемой части, если с приёмника ду ненужный выключатель убрать, то можно там частично палубу настелить и кусочек имитации внутритрюмного пространства попробовать простенько изобразить, отгородив перегородками все провода, что по бортам идут. Вот эту часть трюма фонарики и подсветят тогда.... Я примерно так и на "Харви" делал до этого. Только тут у меня есть ещё возможность спокойно всё продумать, аккуратно распаять и разместить, до установки палубы, а не заниматься потом "акушерством" через уже готовые люки, как на "Харви" в своё время по неопытности пришлось.....
Игорь Тараканов написал: Сергей, понял вас. Изначально решил, что речь о гакабортном фонаре.
Да, фонари "внутри" около светлых люков сделать можно. Палуба модели будет "мистически" светиться в темноте комнаты - и как тут не пожалеть об отсутствии на модели "окон".
Почти со слезами на глазах, но да, от гакабортного фонаря я уже отказался, как и от подсветки нактоуза. Но хоть в трюме, хоть пару фонариков, но всё-же сделаю....