Запись 6. (Наблюдательная, Описательная, Суб-сборочная, и Вопрошающая).
Вместо эпиграфа.
Англия. Встречаются два джентльмена.
- Откуда идете, сэр?
- С побережья.
- И далеко идете?
- На побережье. …Чертов остров!
***
Здравствуйте.
Как и предупреждал ранее, - сборка будет «по-умному».
В моем понимании, по-умному - это когда «поспешаешь медленно». Определение «медленно» обнаружилось при переборе вариантов очередности сборки/окраски/доработки, для нахождения наилучшего пути получения наилучшего результата (с учетом моих шаловливых ручек).
Буду краток: я был прав (аве Мне!).
Прав был в том, что предлагаемый инструкцией порядок сборки – не эффективен. Согласно ему, требуется сбор кабины, затем имплантация кабины в лоно фюзеляжа, затем закрытие оставшихся проемов прочими крышками и колпаками.. В этом случае, придется забыть о нормальной прокраске, использовании всяких приятственных глазу (и выносящих нервы) дополнений.
Правильным и эффективным был выбран путь работы с каждой деталью отдельно: подгонка сопряжений (с учетом толщины слоев грунта, краски, лака), и сборка уже по половинкам фюзеляжа (не отдельно от него); далее, - покраска – тонировка – смывка – сборка/склейка. Местами (до покраски) - подсборка до состояния полуфабриката.
Но перед этим стояла амбициозная для меня задача. Попытаться имитировать расшивку на поверхностях планера. Ибо делать сие безобразие на собранном планере – руки сильно не из того места, глаз вообще не к тому месту, а нервы кончатся на первой же линии… Для себя определился, что делать полную имитацию расшивки не буду, - постараюсь передать подобие «текстуры» планера самолета. На мой взгляд, это будет лучше, чем просто «голое тело» модели «из коробки».
Естественно, изучению подверглась схема расшивки самолета. Скажу так: ассортимент артикулов клепок у английских самолетостроителей был еще тот! С крыльями все просто – они там еще хоть как-то все однородны. Но вот фюзеляж… Передняя часть (капот и крышка отсека топливного бака) – «голые» (ну почти). Средняя часть – клепка, завальцованная в лист, орнамента адептов кубизма (по-своему красивая!). Задняя часть – плавный переход от решений средней части к ярко выраженному набору клепок с полукруглой головкой, который резко обрывается рядами завальцованных в лист клепок по стабилизатору, и все это - разного шага. Ну музыка же, да?... А, вот еще: ярким контральто играют клепочные схемы «в потай» в корне крыла. Все, занавес!
… У меня был риветтер. Какой-то китайскый. Я им осторожно поинтересовался на «кошке», и… выбросил (вернее, спрятал далеко, в предварительно сильном подпитии, чтоб потом не вспомнить, куда). В конце мая заказал и оплатил ревиттер от RB Production (не у производителя, в нашем е-магазине одном). Собственно, к моменту написания этого опуса, я его все еще жду… Совершенно случайно нашел в наличии риветтеры неизвестной отечественной фирмы. Что могу сказать, - ими я клепку и делал. Безусловно, этим инструментом работать – нужен навык. Я его получал в ходе работы над моделью. Результатом, при некотором смирении, могу быть доволен (критически оценив произведение, понял, - лучше я сделать не смог бы).
Но это касалось имитации клепочных швов «в потай», и «с завальцовкой». Вопрос имитации «внешней» клепки с «полукруглой головкой» (задняя часть фюзеляжа) – остается открытым. Пока вижу решение через использование внешних («позитивных») клепок от чешской фирмы HGW (не реклама), но найти их на просторах отечественного рынка все еще не могу, а мое письмо чехам было проигнорировано ими (два раза!). В любом случае, время еще есть, делать их надо по грунтованной поверхности; так что, с моей «умной сборкой», 5-6 световых лет в запасе имеется… Если вы знаете, где искать, - направьте меня туда, пожалуйста (вдруг, путь короче окажется).
После имитации (части) клепочных швов, можно было приступить к работе с кабиной…
Кабина была изучена давно. Тщательно. По фото и стоп-кадрам кинохроник.
Прежде чем писать про особенности сборки кабины, приведу, пожалуй, самый квинтэссенционный тезис о кабине Спитфайера.
Из книги-альбома Дональда Ниджбойера «Иллюстрированная история интерьеров самолетов Второй Мировой войны.” 1998 г., воспоминания командира эскадрильи канадских ВВС Дэвида Бойла, летавшего на Спитафйерах I и II в одном из оперативных учебных подразделений, а затем на Спитфайере V (уже в составе 412 скадрона):
«…Королевские ВВС не уделяли внимания приборам и выключателям… Однако, пилотажно-навигационные приборы являлись стандартными для всех самолетов RAF… Кабина была простой, комфортабельной и уютной.»
Это дает какое-то объяснение тому, почему на отсмотренных фотографиях кабин «будильники» одинаковые (почти), а вот их обвязка, маршруты прокладки кабелей, проводки, иногда даже мест крепления командно-исполнительных приборов в этой проводке - сильно различаются. Я успокоился в поисках истины, и решил имитировать «типовые решения» («это, приблизительно, стояло тут!»)…
Принимая во внимание общий вид кабины на фотографиях, собранная насухо кабина из набора, представляет собой что-то близкое к чугунной ванне. Нет в ней легкости и ажурной воздушности… («комфорта и уюта» (с) – см. выше).
Начал с придания «утонченности» всему, чему было можно (на что решился):
- боковые стенки сиденья («кресло» пришлось еще подружить со шпатлевкой, - три детали, из которых оно набирается, давали в сборе эффект табурета от двоечника на уроке труда); по правой стенке сиденья сделана прорезь;
- бронезаголовник (по нему еще было доработано крепление к шпангоуту, - на фото кабин самолета видно, что эта плита крепится к шпангоуту не впритык, а на расстоянии, на четырех болтах); в нем же сделана прорезь для ремней;
- педали (они вообще в итоге стали самодельными; я только на фотографиях увидел их кривизну, - ужаснулся; в свое оправдание скажу, что они не такие страшные в 1:1, и смотрятся они лучше, чем просто сплошные отливки в пластике из набора);
- стойка ручки управления (тут еще пришлось отрезать и клеить по другому «бублик» ручки с гашетками, - в наборе он, почему-то, дан развернутым и повернутым на 180 гр.; также имитировал хорошо видимую проводку по стойке, - на фото ее нет, прикреплю после окраски);
- панель приборов (учитывая то, что приборы из фототравления).
Продолжил использованием фототравления, коим решил облагораживать пространство в меру. Во-первых, многие детали «съедают» пространство из-за своих размеров; во-вторых, некоторые детали в пластике исполнены лучше (как это ни странно).
Счел интересным показать в кабине большое количество открытой проводки разных типов и назначений. Для этого были подготовлены имитации из проволок разных сечений и материалов, некоторые «проводки» были окрашены (черный цвет), некоторые оставлены в цвете материала (медь/латунь, металл). После окраски и покрытия футурой кабины, все это «паучье хозяйство» будет размещено по своим местам.
В итоге, получилось поизящнее. Результатом удовлетворен.
Из прочих осуществленных подготовительных работ вспоминается:
- вырезание лючков штанг механизма управления щитками;
- вырезание мест под сами щитки;
- предварительная подготовка крепления стоек шасси (в наборе конструкция предлагает соединение стойки с коромыслом механизма убора шасси по взаимным «Г»-образным пазам (на коромысле и стойке), что, на мой взгляд и хлипко, и после сборки-окраски планера, сделать аккуратно получится вряд ли; потому решил посадить это хозяйство на штифты из медицинских игл 0,6 мм – это позволит затем просто скрепить узел на каплю-другую ЦА-клея – и не видно, и крепко);
- с обратной стороны шпангоута с креплением сидения пилота изменил предлагавшийся в наборе элемент – сымитировал стабилизатор напряжения, ставившийся с 1940 г. (также будут сымитирована подводка к нему/от него).
Ну пока вот и все, что было сделано «по-умному». Преобладал не физический труд, а поиск и изучение, сравнение данных. Думаю, что дальнейшее копание в деталях – избыточно, и не принесет большой радости (хотя, есть наметки в области тонкостей нанесения ОЗ, окраски самолета и прочих нюансов; может, наберусь желания продолжить усилия в том направлении).
Предстоящий этап – грунтовка, окраска и сборка «начисто». По цвету кабины сразу скажу: это тоже было исследование. Выкраски, образцы «эталонов» смотрел, изучал. Все не очень однозначно. Все имеющиеся решения – типовые усредненные значения. Цвет варьировался по оттенку, менялся за счет накопленного эксплуатационного износа, соблюдения условий высыхания и т.д. Наверное, выбранное мной решение вызовет спор... Надеюсь, что смогу скоро показать. Изделия перемещаются в малярный цех.
За сим прощаюсь. Спасибо за Ваше внимание. Простите за много текста (раз уж здесь «сказка», и тут собрались взрослые люди, то счел, что сказку надо не только картинками показывать, но и поговорить можно; тем более, что долго молчал, - вот и «прорвало»).
С уважением,
Владислав
P.S.: да, забыл… про вопрошающую часть записи… В начале декларировал исполнение отклонения элеронов, РВ и РН… Насколько будет допустимо, если эти отклонения не будут синхронизированы с положениями педалей и ручки управления в кабине? (исполнить это в кабине будет очень неаккуратно, - на это точно не решусь).
P.P.S.: по большому счету, это моя вторая модель… не слишком ли все это для хобби? Мне б собрать да покрасить… Как в анекдоте: «Сегодня смог, Джеймсон… - Поздравляю, сэр!»