Цитата |
---|
Алексей Никитин написал: А известно, сколько и где были расположены пожарные гидранты?! |
В описании конструкции "пожарные трубы" (так они называются в "Кратком описании") на ПА указаны в следующих местах верхней палубы (по сост на 1890):
"1) на баке спереди чугунных кнехтов,
2) на шканцах сзади грот-мачты
3) на юте сзади сходного ютового люка.
По левому борту фрегата идет 4-дм пожарная труба от 31 до 169 шпангоута, имевшая в каждой палубе по три двойных отростка и по одному 8 шкиперской и парусной. Пожарная труба сообщена с пожарной помпой (в машинном отделении) и специально пожарной помпой Shand. Mason’a 166.6 ведер в 1 мин. на 150 фт.Кроме того на батарейной палубе помещены 5 помп Даутона 7 дм, берущих воду из кингстонов и имеющих по одному отростку в батарейной и верхней палубах (по 20 ведер в 1 мин.)."
В течении службы, в том числе и в первом плавании на ДВ, команда переносила коммуникации, на вскидку, помню про вентиляционные трубы под верхней палубой.
Цитата |
---|
Fedot написал: По-моему, это то же самое место, и светового люка не видно опять. Если только он один и расположен ближе к левому борту, т.е. за офицерами. |
Ну, вот так гораздо лучше видно, что в интересующем нас месте расположены не только "пожарная труба", но и винтовой талреп бизань-штага. К сожалению, я не помню, к какому периоду принадлежит эта фотография с офицерами. Прибытие Вильгельма Второго? Но, если это фото сделано во время или после путешествия цесаревича, то нам только в помощь. Потому, что:
Вот запись контр-адмирала Басаргина от 23 октября 1890: "Капитан 1 ранга Ломен мне донес рапортом, что во время плавания под парами температура в жилой палубе при закрытых бортовых иллюминаторах возвышается до 35’/2, особенно около дымовых кожухов, и что для уменьшения нагревания кожухов следует прорезать в них отверстия сверху, а для выхода нагретому воздуху из жилой палубы вставить 16 медных иллюминаторов, по образцу именуемых на этой палубе. Соглашаясь вполне с предложением командира, я разрешил сделать заказ на производство этих работ и ввиду предстоящего плавания в жарком климате предписал командирам фрегатов сшить обвесы на один борт, в предупреждение накаливания железного борта от солнца. Эта мера была мною испытана на фрегате “Князь Пожарский” и дала разницу в температуре на 4°, а если парусину смачивать, то и более."
Случай с "иллюминаторами" упоминается в обеих книгах, но, что интересно, нигде не указывается, как, где именно, сколько иллюминаторов было реально поставлено. Так же остаётся открытым вопрос, сделано ли что-то для улучшения вентиляции в роскошных каютах на батарейной палубе, где, в преддверии встречи наследника, построили "огромнейшие хоромы" для цесаревича, его свиты и офицеров, занявшие практически половину батарейной палубы, судя по схемам из книги, практически до грот-мачты.
Могу предполагать, что перед нами один из таких "иллюминаторов", и сделан он гораздо раньше, чем та фотография с подарками в Хиросиме. Значит, он действительно не симметричный и одиночный. "Хиросимская" и та, "офицерская" фотографии могут быть подтверждением этому. В принципе, дополнительный люк для воздуха и света действительно могли сделать задолго до прихода в жаркие Суэц и Бомбей, если ещё в Пирее капитан Н.Н. Ломен уже настоял на устройстве дополнительной вентиляции. Кстати, на "фотографии с подарками" видна "пожарная труба" - её легко найти, если мысленно продлить вниз бизань-штаг, заметный на фото слева-вверху.
Давайте посмотрим, что расположено около шпангоута 130, где проделан круглый световой люк-иллюминатор. Я узнал о шпангоуте 130 по схеме на вклейке-"полотенце" книги Кондратенко, вклейка между стр 50 и 51, первый лист: на виде сверху показан рым для талрепа бизань-штага.
Из "Краткого описания", раздел "Батарейная палуба":
"...Сзади 5 кожуха сделан кожух от дымовой трубы пожарной помпы, которая в жилой палубе за 6 кожухом, в 104 шпангоуте проходит грот-мачта, а по бокам ее вьюшки для перлиней. У грот-мачты подвешены пожарные топоры и ломы, а внизу расставлены пожарные ведра. Сзади грот-мачты выходит труба пожарной помпы Даутона. От 111–123 — машинные люки. Сзади них в 126 шпангоуте стоят чугунные кнехты, и в этом же шпангоуте посредине стоит вьюшка для перлиней. В 130 шпангоуте стоит помпа Даутона. От 133 до 137 шпангоута — люк на жилую палубу, а сзади его стоит церковь, алтарь которой приходится к адмиральской каюте. Адмиральское помещение идет до 143 шпангоута и еще два шпангоута впереди (до 141 и заняты каютами прислуги по бортам). В адмиральском помещении три поперечных деревянных переборки. Первая в 157 шпангоуте отделяет адмиральские каюты от зала, вторая в 165 — зала от свитского помещения и третья в 183 — капитанскую каюту. Посредине идет широкий коридор, 4 шпангоута занимает светлый люк, 6 шпангоутов — буфет и еще 4 тоже люк..."
Итак, круглый световой люк освещает пространство для работы с вьюшками перлиней, кнехтами и рабочее место авральной команды во время работы с пожарной помпой, или во время драиния верхней палубы. В первоначальном проекте (видно по схемам) помпы в этом месте не было. Она появилась после ликвидации здесь центрального люка для трапа и заменой его на два люка с трапами, около световых люков маш.отд. Соответственно, освободившееся место весьма удачно занято пожарной помпой, и вот откуда на фотографиях здесь пожарный гидрант. И боковое расположение люка-"иллюминатора" можно объяснить нежеланием разрушать силовое крепление бизань-штага, расположение штага по отношению к ДП имеет важное значение. Кстати, только сейчас толком разглядел, почему у "офицерской фотографии" такая несуразица с талрепом: там не просто обычный металлический винтовой талреп, там талреп со встроенным глаголь-гаком. То есть, теоретически, бизань-штаг был легкосъёмным. Надо думать, и другие штаги крепились к палубе так же (а про грота-штаги вообще отдельная песня - они тросо-цепные с дли-и-и-инными такими звеньями цепи в виде прутьев с кольцами).
Кстати, о кранах для подачи боеприпасов. Нашел в "Кратком описании", в разделе "Сходные люки":
"На баке между 29 и 31 шпангоутом балка для подъема снарядов, ..." То есть, краны около 8-дюймовых орудий не являются упомянутыми ранее кранами для подачи боеприпасов из батарейной палубы, теперь это точно.
В разделе "Светлые люки" рассматриваемый люк-иллюминатор не перечислен (впрочем, как и остальные иллюминаторы, установленные по заявке Ломена).