Уф, кажись подразобрал архивчик фоток на гангуты. Взял Андреевы фотки и свои... очень много повторов и кропов. были и зеркалки; все снес, в т.ч. убогие типа 100х100 точек и размытые совсем, оставил уникальные только (531 шт). создал по каждому кораблю папки: 1 - годы постройки (до 1914 включительно) 2 - кампания ПМВ (1915-1918) 3 - поздние (20-е гг)
получилось так (число фоток): Севастополь 29/64/28 Гангут 84/43/18 Полтава 43/26/0 Петропавловск 28/54/114-тут еще плюс 30-е гг
Ребзы, во чего понял: На Севастополе и Гангуте полки сетей были сняты не позднее второй зимы - т.е. 2015/16 годов. И все сети так же на цепочках крепились, как и на остальных! Во как. п.с. кстати, Андрей, могу в ответ направить на эл.почту свою подборку фоток. (и кому еще надо, тоже)
Вадим, отметил на фото. И на схеме такелажа сетей Севастополей эти фалы тоже показаны. а вот на фото я их не видел. Но и фот нормальных нет
Теперь понятно о ЧМ вы, Юрий. Я сразу скажу что я не знаю что это за фалы, это может вообще быть все что угодно. Но я точно знаю две вещи. Первое. Фотка с ЭБР была сделана еще в конце 19 века как раз в момент испытания противоминных сетей. Поскольку это были испытания, то там могло использоваться любое произвольное количество дополнительных снастей, для разнообразных вспомогательных действий. Второе. Схема сетей для ЛК была разработана еще на начальном этапе проектирования кораблей, на ней даже нет конкретной принадлежности к кораблю или перечня их названий, значит жто еще предварительный проект, который показывает общее расположение сетевого оборудования, примерное расположение шестов, их количество и расположение такелажа. Все примерно и общо, конкретики тут будет мало. В итоге для каждого из кораблей должна быть исполнитель сказ документация, где уже должно быть подробно показано что, как и где располагалось по бортам кораблей. В итоге обе информации примерные, то есть демонстрирующие только общие принципы устройства и размещения сетевого оборудования.
Vadim64 пишет: Поскольку это были испытания, то там могло использоваться любое произвольное количество дополнительных снастей, для разнообразных вспомогательных действий.
Я довольно долго копал сеть на эту тему, и пришел к выводу, что эти мелкие тросы - необходимая часть системы. Смотрите, они названы "Гитовами" на схеме заграждения ЭБР Бородино и Орел, а так же есть на схеме такелажа из какого-то учебника. Но мне непонятен механизм их использования. Предполагаю, что один конец крепится к низу сетки, проходя через фал, а второй конец выходит на палубу. и за этот конец сети подтягивают к фалу. но вот как бы это поподробнее рассмотреть... и куда крепятся верхние концы?
Поскольку это были испытания, то там могло использоваться любое произвольное количество дополнительных снастей, для разнообразных вспомогательных действий.
Я довольно долго копал сеть на эту тему, и пришел к выводу, что эти мелкие тросы - необходимая часть системы. Смотрите, они названы "Гитовами" на схеме заграждения ЭБР Бородино и Орел, а так же есть на схеме такелажа из какого-то учебника.
Но мне непонятен механизм их использования.
Предполагаю, что один конец крепится к низу сетки, проходя через фал, а второй конец выходит на палубу. и за этот конец сети подтягивают к фалу. но вот как бы это поподробнее рассмотреть... и куда крепятся верхние концы?
Юрий, первый рисунок в вашем сообщении из статьи В.В. Арбузова в Морском историческом сборнике (Выпуск 2). Статья называется - Противоторпедный сети на кораблях русского флота. Там есть информация про гитовы.
Я читал, что гитовы располагались на самой сети и являлись ее частью. С другой стороны ничего не мешало делать их длинней и заводить на борт корабля. Будет только сложней потом при разворачивании сети их раскладывать, но видимо эта проблема тоже как-то решалась. А крепить гитовы к борту могли за что угодно, поскольку больших усилий там не было. Вообще при рассматривании фотографий, где крупным планом попадали борта кораблей той эпохи можно заметить огромное количество по бортам различной скажем современно фурнитуры - кольца, рымы, кронштейны и пр. толко для 350 масштаба это все совершенно ровная стенка - очень мелкое все должно быть или не масштабно будет выглядеть, как и сами гитовы. Для меня они элементы такелажа третьего порядка, а я например и второй то порядок не весь обычно осиливаю.
День добрый! А меня вот на фотках ЛК "Император Павел I" другое смущает. Видно, что сеть еще полностью в воду не опущена, а шесты уже отведены от борта на перпендикулярное положение, то есть они еще стоят на походных топенантах и позднее будут приведены в горизонтальное, боевое положение. При этом сеть уже полностью распущена, что в классической схеме постановки сетей не делалось, сеть распускали после установки шестов в боевое положение. Если предположить, что в данном случае сеть распускалась полностью вдоль бортов, а потом все отводилось в боевое положение, то наличие гитовов в их "длинном" исполнении будет не нужным. Они будут находиться в районе верхнего леера сети и когда сеть подтянут к борту, тогда их и будут использовать. К стати, такой порядок разворачивания сети может быть применен только в случае, когда нет сетевых полок, они будут препятствовать разворачиванию и складыванию сетей.
А меня вот на фотках ЛК "Император Павел I" другое смущает. Видно, что сеть еще полностью в воду не опущена, а шесты уже отведены от борта на перпендикулярное положение, то есть они еще стоят на походных топенантах и позднее будут приведены в горизонтальное, боевое положение. При этом сеть уже полностью распущена, что в классической схеме постановки сетей не делалось, сеть распускали после установки шестов в боевое положение. Если предположить, что в данном случае сеть распускалась полностью вдоль бортов, а потом все отводилось в боевое положение, то наличие гитовов в их "длинном" исполнении будет не нужным. Они будут находиться в районе верхнего леера сети и когда сеть подтянут к борту, тогда их и будут использовать. К стати, такой порядок разворачивания сети может быть применен только в случае, когда нет сетевых полок, они будут препятствовать разворачиванию и складыванию сетей.
А если предположить, что сеть не развернется вдоль борта, а если зацепится за что либо на борту? А какое усилие потребуется, чтобы отвести сеть загубленную в воду на 6 метров в боевое положение?
А если предположить, что сеть не развернется вдоль борта, а если зацепится за что либо на борту? А какое усилие потребуется, чтобы отвести сеть загубленную в воду на 6 метров в боевое положение?
Если не развернется, то ее поправят, путем сворачивания и последующего нового разворачивания, причем локального. Далее, это действительно могли делать на кораблях с достаточно ровными бортами. ЛК типа Севастополь как раз для этого очень подходящие экземпляры. Ни иллюминаторов, ни ланцпортов и еще каких-либо забортных устройств нету. Ровные броневые листы, и даже гаек шпилек броневых листов и тех нету, так что все как раз очень подходит. Усилие на разворачивание сетей не будет большим, на снимках видно, что сеть это достаточно ажурная конструкция, для ее облегчения они в основном были одинарными и состояли из сплетённых колец диаметром примерно 7 см. Не сможет такая конструкция иметь большое гидродинамический сопротивление, рыбаки тянут вручную сети и с уловом и с гораздо более мелкой сеткой, правда там у них сети не металлические, но и в нашем случае основной вес сети удерживают шесты и топенанты. К тому же похоже отваливают сеть от борта при еще поднятых шестах по походному, а это 1-1,5 метра, а то и более высоты сети будет еще в воздухе.
Эх, если бы были точные факты, я бы не стал тратить свое и ваше время, просто дал бы ссылку и все. Но на текущий момент есть только то, что уже привели в данной ветке и статьи и фотографии. Если есть интерес и желание то нужно искать мемуары и воспоминания очевидцев, людей проходивших службу на данных кораблях. Глядишь какие-либо упоминание и промелькнет.
Vadim64 пишет: меня вот на фотках ЛК "Император Павел I" другое смущает. Видно, что сеть еще полностью в воду не опущена, а шесты уже отведены от борта на перпендикулярное положение,
Похоже, что матросы проводят "техобслуживание" сетей. При боевом положении выстрелы должны располагаться горизонтально.
Юрий Саламатин пишет: а есть фото с сетями и полками? С сетями на полках?
Нет, таких фото не может быть в принципе. Линкоры ушли с завода зимовать в Гельсингфорс с установленными полками, шестами (выстрелами), такелажем, но без сетей. Их не успели вовремя изготовить. Было это перед зимой 1914/15гг. Сети изготовили в течении зимы, и затем поездом и ледоколом переправили в Гельсингфорс, чтобы весной, перед началом кампании, установить на корабли. Но, весной был предложен (и принят) новый способ крепления сетей на борту - без полок, подвесной, с помощью сезней (цепочек или тросов). Поэтому, полки демонтировали, а сети подвесили по новому способу. В таком виде корабли прошли кампанию 1915г, в конце которой (после неприятного инцидента с "Гангутом") было принято решение снять с корабля всю систему противоминных сетей, что и было исполнено в зимний ремонт 1915/16гг.