01.03.2014
О трафаретах или к черту из коробочные деколи!
Как часто у Вас случалось, что посмотрев на деколь, вкладываемую в коробку, Вы озадачивались грустной мыслью на тему: "Неплохо было бы иметь печатный станок по производству деколей..." Потом грустно шли к компьютеру, с тоской нажимали кнопку браузера и с унынием листали интернет-магазины... Между тем, серые и безрадостные страницы интернет магазинов вещали только две "радостных" новости: 1. Нужная деколь есть и она стоит немного - 50$ + пересылка 10$, да Господи, немного ведь, копейки в самом деле. 2. Что деколь есть, вообще, в принципе, где-то, но не сейчас и ее можно заказать, и через год- второй она обязательно придет, если конечно звезды в нужную фигуру сойдутся. А, еще забыл и про грустную новость - она как правило одна: нужной деколи нет и врядли предвидится её поступление. Это хорошо если Вы житель большого города - там можно нужную вещь найти, но и то - закон подлости нередко сильнее закона вероятности).
Да ну вас к черту, подумали Вы и вспомнили, что есть же еще и наборы готовых трафаретов! Чудесная такая штуковина, с помощью которой можно просто надуть из аэрографа тактические знаки, символы, и т.д. Но открыв интернет магазин в поисках нужного трафарета, обнаруживаете, что там ситуация еще плачевней, трафаретов в целом вообще немного, стоят они дорого, а нужного нет в принципе. Вот тут и возникает вопрос - что делать? (кто виноват мы и так знаем - неплохо было бы, если производители моделей погорели немного в аду, для профилактики). Да, можно конечно подождать, авось нужную деколь или трафарет подвезут и Вы их с радостью купите, а вот если нет??? И будет моделька пылится до лучших времен, а ведь казалось, что уже так немного осталось до финиша и эх!
Вот где-то примерно в такой ситуации оказался и я. Грустно посмотрев на деколь от фирмы "Звезды", я озадачился поиском приемлемого решения, очень мне хотелось собрать танк "Тигр" именно дивизии "Das Reich" и именно с башенным номером S31. И именно вариант, данный в деколи S33, мне делать не хотелось - слишком известная машина, ее моделисты грызли еще с 70-х годов прошлого века, а значит табуреток придется наловить много.
Вот такая незатейливая деколь была в наборе:
В общем в голову мне пришла идея - "А как насчет сделать самому трафарет???" Но, ведь циферки там не простые - контурные, это уже сразу предполагает сложный трафарет... Ну и ладно, когда это отечественного моделиста пугала сложность???
Первый этап вообще самый творческий - сначала находим фото прототипа и схемы окраски. Прикидываем, кто делает деколи на эти схемы. Находим сайт производителя, смотрим инструкции. Внимательно разглядываем, сравниваем с фотографиями прототипа. Все устраивает? Отлично! Как правило, в инструкциях уважающих себя производителей еще и помещается скан-копия самой деки. Черно-белая или цветная - для нас не имеет значения. Хм... копируем себе эту прекрасную инструкцию. Я тут вообще к пиратству не призываю - мы же не будем делать деколь, правильно???)) А значит мы ничего не крадем, просто пользуемся в справочных целях).
Теперь натужно вспоминаем, какие редакторы по обработке изображений знаем и умеем пользоваться. Мне проще - я умею пользоваться любыми и векторными и растровыми, начиная от Автокада и заканчивая Корелом и Фотошопом. Если не умеете - Гугль в помощь. Сеть до предела насыщена всяческими видеоуроками по основам работы с графическими редакторами. Освойте на начальном уровне хотя бы Фотошоп - поверьте, пригодится в дальнейшем, да и не так это тяжело. Если уж совсем все плохо - в принципе с помощью современного Паинта можно кое как управится. Главное, чтоб хоть как-то можно было редактировать. И помните, что PDF файлы может открыть для редактирования только Фотошоп.
Теперь загоняем в графический редактор нужную нам инструкцию или фрагмент инструкции и... И конечно начинаем копировать нужные элементы, а все лишнее удаляем, чтоб не захламляло изображение. Элементов накопируйте достаточно много - с запасом, карман он не тянет, а вот если запортачите единственный экземпляр после распечатки, обидно будет.
Вообще можно пойти и более продвинутым путем - самому в векторном графическом редакторе (вроде Корела или Иллюстратора) разработать деколь, исходя из фото и камуфляжных схем. Но я сейчас описываю как проще, ведь не все читатели смогут сразу взять, да и освоить векторную графику. Я же сам пошел по легкому пути потому, что довольно ленив и не хотел усложнять себе понапрасну жизнь)).
Итак, накопировали. Теперь разместите их на листе нужного Вам формата - для бронетехники хватает А5 с головой. Не жадничайте - разместите равномерно, так чтобы вокруг каждого элемента было свободное пространство, это сделает процесс вырезания более удобным, да и у трафарета должны быть свои поля
Теперь о принтере и бумаге. Сам я пользовался лазерным цветным принтером Konika Minolta. Но вообще то, что он цветной не имеет никакого значения. Все равно лучше печатать трафарет черно-белым. Я считаю, что нет разницы для нашей цели - лазерный принтер или струйный, лишь бы на плотной бумаге мог печатать
Бумага - самоклейка, XEROX, продается в подавляющем большинстве канцелярских магазинов. Я брал простую самоклейку, т.е. бумажную, не пленку белую или прозрачную, на клеящем слое, а именно бумагу. Бумага спокойно ляжет на неровные поверхности, пленка же будет торчать.
Распечатываем, вуаля:
Теперь главное - вырезаем наш трафарет. Тут есть некоторые нюансы.
ВАЖНО: (давайте договоримся, что я буду помечать таким образом действительно важную информацию, которая убережет Вас от ошибок) Лезвие ножа должно быть острым! Причем как сам кончик, так и все лезвие. В идеале лучше взять новое лезвие, но если оно новое и просто Вы обломали кончик - не страшно - просто немного сточите верхнюю часть, так чтоб кончик стал снова сравнительно острым.
В качестве подложки для резания я брал ненужный DVD диск. Он обеспечивает твердую и ровную поверхность, резиновые коврики для резки трафарета не рекомендую, нож может вести в сторону во время резки.
Взявшись за резку трафарета нужно подготовить себя к мысли, что с первого раза может не получится, и это нормально. У меня получилось раза с шестого). Это просто дело опыта и тренировок.
Итак сядьте поудобней, острый нож в руках, трафарет на диск
ВАЖНО: Не нужно пытаться вести ровные линии от руки, с этим прекрасно справится металлическая линейка.
А вот с криволинейными линиями все посложней. Тут играет роль Ваш глазомер, координация движений, и время дня - с утра порой такая тонкая работа просто недостижима)
ВАЖНО: не ведите нож - ведите бумагу. Может Вы когда нибудь наблюдали, как жена или там любимая девушка, подает материал под иглу швейной машинки? Принцип тот же. Подавайте бумагу под нож, задавайте таким образом направление резу лезвия. А нож спокойно ведите по заданной бумагой траектории, не крутите нож в руках в разные стороны! См. рисунок:
Сейчас только заметил что показал на рисунке рез ножа мимо диска - так делать не нужно!)) Это просто моя оплошность, всегда держите вырезаемый фрагмент на поверхности диска и следите за этим! Может получится, что в процессе резки Вы увлечетесь и нож съедет за диск, таким образом Вы можете испортить ранее проделанную работу. Лучше бы воспользоваться просто большим куском оргстекла, но у меня нет такового, да и диск мне удобней вертеть))
ВАЖНО: не отрывайте нож от линии реза! Как в первом классе, в незапамятные времена, Вас учила учительница не отрывать ручку от бумаги при написании букв, так же придется сейчас учится не отрывать лезвие ножа от линии реза. В противном случае, возможно Вы не попадете в первоначальную точку и потом получатся неаккуратные "заусенцы", что вылезет неприглядным результатом при покраске. Результаты:
Поехали дальше. Немного оговорюсь о цифрах. Сначала я попробовал вырезать цифры по отдельности, а после сбить их в кучу по месту - знаете ли, пустой труд, сложно это очень, по такому пути лучше не идти, разве что поверхность модели очень криволинейная, и имеет много выступающих поверхностей, тогда возможно такой подход будет оправдан. Еще я так поступил, потому что считал что так проще - запорол одну цифру - ну и ладно, вырежу еще, а потом все до кучи соберу. Но лучше все-таки вырезать номер целиком, тем более, что после тренировок и приобретения некоторой сноровки, это вполне под силу. Я вырезал один номер полностью за 15-20 мин. Вот фото первоначального НЕУДАЧНОГО замысла, объединить цифры не получилось и трафарет потом рассыпался:
Итак идем дальше. После вырезания получаем готовый трафарет. Осматриваем трафарет на предмет "заусенцев" и прочих дефектов, при необходимости правим.
ВАЖНО: оставляйте припуск бумаги вокруг вырезанных фигур! Так Вы обеспечите необходимую жесткость трафарету! Иначе он будет при наложении на поверхность менять свою геометрическую форму и будет геометрически неверен! Для увеличения жесткости еще можно пойти на хитрый ход: аккуратно промазать суперклеем по внешнему кантику вырезанного трафарета и дождаться высыхания. Только клей наносить тонким слоем, следить за тем чтоб клей не попал на стык защитной пленки и бумаги - заклеит намертво и линию клея вести 1-1,5 мм толщиной максимум. Нужно иметь ввиду, что порой суперклей негативно влияет на клеящею подложку, клейкие свойства трафарета попросту пропадут, так что выполняйте данную процедуру только в крайнем случае и аккуратно. Но зато эффект стоит того - трафарет сидит как в рамке картина, вполне жестко и устойчиво.
Далее необходимо сделать защитную опалубку из малярного скотча - ну это как при любом трафарете даже фирменном. В противном случае получится эффект показанный на фото ниже:
Это тренировочный бокс - просто картонная коробка на которой я тренируюсь красить по тем или иным методикам или просто выкрашиваю остатки краски из аэрографа. Как видите, ореол от распыленной краски весьма заметен, это при том что там была опалубка из малярного скотча 6 мм. Теперь представьте, как это будет смотреться на модели. Так что рекомендую использовать скотч шириной не менее 10-15 мм а если у Вас привычка махать аэрографом, как Чапаев шашкой, то и все 20 мм). Лучше больше чем меньше, эффект потом тяжело будет исправит.
ВАЖНО: "Не все соки одинаково полезны!" Т.е. не всякая краска выдержит не всякий малярный скотч. Даже хороший модельный скотч может с легкостью потянуть за собой неважную краску или краску наложенную на плохо загрунтованную поверхность. Поэкспериментируйте, не торопитесь, нанесите небольшой кусочек скотча в неприметном месте, снимите. Все нормально? Тогда клеим! А уж если наверняка, то найдите пыльную поверхность (особенно не должно возникнуть проблем у холостяков))) и приклейте разочек - другой на нее скотч. От этого он потеряет часть липучих свойств, но нам от него многого и не надо - он просто должен будет маскировать обширные области.
Идем дальше. Вообще с трафаретами не спешите, если вы делаете это в первый раз. Наложите сначала на какую-то не нужную модель и попробуйте пробный задув, посмотрите, что получилось. Иначе вы рискуете наделать массу ошибок уже на собранной и окрашенной модели, а вот, что это за ошибки - об этом далее.
ВАЖНО: при наложении трафарета на поверхность модели добейтесь плотного прилегания/прилипания по всему контуру трафарета. Пройдитесь по трафарету пальцами, прожмите, чтоб прилегание разных элементов трафарета было максимальным. См. фото ниже:
В случае с цифрами дивизии "Das Reich" на данном "Тигре", еще пришлось и вклеивать внутреннюю циферку, чтоб создать контурный номер, нужно сказать, это не так уж и сложно. А вот готовые результаты, для примера, на фото. Получилось конечно не идеально, но я вполне доволен результатом:
Хочу отметить что только четкое фото с близкого расстояния показывает во всех подробностях все недостатки проделанной работы. Уже с 25-30 сантиметров (т.е. с нормальной дистанции, с которой обычно рассматривают модель) этот эффект почти полностью пропадает и значки выглядят довольно смотрибительно.
Ну, что теперь разбираем ошибки при окраске. Вперед и с песней)). В качестве примера возьмем вот такую незамысловатую картинку, это у нас будет идеальный вариант, а потом посмотрим на её примере ошибки:
Ошибка номер 1: НЕПРОКРАС! Вот Вы наложили шаблон, откорректировали, задули, все вроде бы нормально... А когда сняли шаблон - пожалуйста! Оказывается плотность нанесенной краски не везде одинакова, кое где проступает базовый цвет:
Обычно такие проблемы возникают по углам трафарета, там не так заметно, пока трафарет с поверхности не снимешь. Ну, что тут сказать - повнимательней коллеги, повнимательней. Старайтесь наносить краску равномерно на всю площадь. Так чтоб уже вопросов при снятии трафарета не возникало. Лучше немного больше краски нанести и перестраховаться. Только не нужно очень много краски, прям заливать, потому что тогда Вас ждут следующие две проблемы...
И первая из этих проблем - это "гребень"! Мы ведь с Вами стараемся применять трафареты для того, чтоб не было проблем как у деколей - прозрачная подложка, которая серебрится, выступающая ступенька деколи над ровной поверхностью модели... А тут получается, что от чего уходили к тому и пришли. В результате нанесения большого количества краски, нанесенная область до того утолщалась, что теперь выпирает над поверхностью модели, см. рисунок.
При чем, тут первую скрипку играет сам трафарет - из-за угла, который образовался между поверхностью модели и трафаретом, краска там скапливается и высыхает неким "гребнем". Благодаря этому "гребню" и создается впечатление, что нанесенный символ приподнят над поверхностью модели. В идеале нужно напылять краску из аэрографа так, чтоб факел распыления шел поверх бортика трафарета:
Да вот только на трафарете величиной 3мм на 4мм это вряд ли удастся. Разве, что купить дорогущий профессиональный аэрограф, который рисует линии по 0,5 мм, и ним, битый час, задувать этот маленький трафаретец. Я считаю, что у подавляющего большинства моделистов аэрограф, стоимостью где-то около 30-40 $ и соответственно, такого он сделать не сможет. Ну и черт с ним! Тут просто постарайтесь не устраивать из трафарета "бассейн" с краской, давайте ей хоть не много просыхать, не напыляйте сразу большое количество краски. Просто запаситесь терпением и потихоньку проходите аэрографом по поверхности модели, с 2-4 секундными интервалами для того, чтоб краска хоть немного просохла.
Еще одна ошибка вытекает из предыдущей, а вид её еще более непривлекательный.
Если все идет хорошо, Вы снимаете трафарет и видите вокруг только что нарисованного значка, непонятного вида спецэффекты, то поздравляю! У Вас "сопли"!
Неприятная разновидность проблем с трафаретами, и заключается она в том, что краска затекает под трафарет и остается там в виде неприглядных, полупрозрачных "соплей". Такой эффект, может получится если Вы попросту затопили жидкой краской поверхность, выделенную трафаретом, или неплотно прижали трафарет к поверхности. Нужно еще учитывать, что базовая окрашенная поверхность имеет свои микропоры - как трафарет не прижимай, а если поверхность матовая, то шансы на появление "соплей" остаются. Если же Вы затопили поверхность краской, получается следующее - краска не успевает засохнуть и мирно "плещется" на поверхности, сверху Вы еще и дуете аэрографом. Под воздействием давления краске деваться некуда, и она начинает потихоньку просачиваться под трафарет. Поэтому не испытывайте судьбу и наносите спокойно, как и при разборе предыдущей ошибки, не заливайте поверхность, давайте краске немного подсохнуть, и таких проблем не должно возникнуть.
Еще один вид ошибок проистекает из пресловутого человеческого фактора - невнимательности. И первая из них - это "полосы". Наложили трафарет, наложили защитный бортик из малярного скотча, задули, все отлично. А когда сняли трафарет и скотч обнаружили, что из-за неполного прижатия скотча к трафарету, или скотча к скотчу, получились малюсенькие, но заметные полоски цвета тактических символов. Как правило это довольно таки яркие цвета и закрасить их потом поверх базовым цветом (а если еще и камуфляж?) проблематично.
Ну что тут скажешь, нужно опять же, быть более внимательными. Семь раз отмерь - один отрежь. Семь раз примерьте шаблон, выставьте, проверьте плотно ли сидит на своем месте малярный скотч, нет ли прорех, а потом задувайте.
Вторая же ошибка проистекающая из невнимательности, и проявляется при нанесении сложных, многоцветных трафаретов. Заключается она в том, что после нанесения последующего цвета, элементы символа оказываются смещены относительно друг друга:
Тут необходимо тщательное планирование. Какой цвет Вы нанесете сначала, а какой - потом. Учитывайте яркость цветов краски. Ведь черным белый закрасить гораздо проще, чем белым - черный. И учитывайте удобство дальнейшего позиционирования. Если Вы понимаете, что потом не сможете спозиционировать, например, черный крест поверх белого в национальном германском символе, то черт с ним, задуйте лучше белым поверх черного! Оно конечно сложнее, да и белый уже чисто белым не будет, да только в противном случае, Вам придется или перекрашивать символ, что выльется в немалые трудозатраты, либо подкрашивать по десятым миллиметра недостающие участки нужным цветом.
Отдельно хочется сказать о возможностях данного метода. Например, когда я начал рассматривать эмблему "гнома" дивизии "Das Reich", я сразу понял, что сделать по методу трафарета её не получится. Слишком маленькая и ажурная. Её просто физически будет очень тяжело вырезать. Я не говорю, что это не возможно, конечно. Я считаю, что многое под силу человеку, который решил, что нужно сделать ту или иную вещь в любом случае, во что бы то ни стало. Но только тут уже вопрос здравого смысла - а будут ли равносильны затраченное время и усилия конечному результату??? Быть может, уж лучше применить часть из коробочной деколи, какой бы там она ни была, чем битую неделю упражняться в вырезании одной и той же эмблемки??? Что касается меня, то оценив все трудозатраты, я пришел к выводу что "гном" из родной декали выглядит не идеально, но и не так уж плохо. Применяя специальную методику и жидкости для нанесения деколей, я просто аккуратно перевел из коробочную эмблему. Поэтому, хочу Вас предостеречь от излишнего фанатизма. Не всегда игра стоит свеч.
На этом пожалуй все. Конечно, этот метод не идеален и не нов, я просто постарался систематизировать свой опыт и опыт людей, которые использовали этой метод до меня. Как получилось - судить Вам. И безусловно, тут еще есть над чем поработать и что улучшить. Например, все же подумать о лазерной резке (не всем доступной и до сих пор дорогой) или полиграфической подрезке на специальном станке (не все размеры берет, не точен).
08.01.2012
Танк БТ
02.05.2011
Знамя Победы
20.02.2011
Создание масштабной цепи, своими руками
09.02.2011
Дублируем покрышки грузовиков.