Регистрация Вход · Почистить куки
08.01.2012

Танк БТ


  Всем танкистам воевавшим на БТшках, выживших, погибавших в них, но при этом неотвратно приближавших Великую Победу посвящается. Светлая память тем, кто не вернулся с    поля боя, сгорел в танке, погиб в плену, умер от ран в госпитале, не дожил до победы. Они погибли для того, чтобы мы жили. Мы перед ними в неоплатном долгу.



































    Решил я написать статью по танкам БТ-5 и БТ-7. В ней, конечно же, не обойдется без упоминания танков БТ-2. Про всевозможные проектные образцы и образцы, выпущенные малой серией речь идти не будет. Также будет рассматриваться вопрос как из кусков пластика от Восточного Экспресса(как наиболее доступного на нашем рынке) сделать танк БТ-7. Про Звездатые БТ-5 и БТ-7 тоже упомяну. Так как в танке все взаимосвязано, то рассказ мой будет временами перескакивать с основной темы на второстепенные. Я не претендую на то, что все изложенное мной в данной статье на 100% соответствует истине, возможно я в чем то ошибаюсь, если кто либо из читателей в каком то вопросе ориентируется лучше и может подтвердить свои слова фотографиями, то прошу указать мне и другим читателям на допущенные мной неточности. Да и еще, «О пунктуации я знаю то, что она есть» (с)

  Итак, поехали: а на чем мы собственно поехали, а поехали мы на ходовой части. Касаемо размеров разговор вести не будем. Те, кто фанат до миллиметров, купят себе суперпупернавороченныесуперправдоподобные катки, ленивец и ведущее колесо.

 БТ-5, а вслед за ним и БТ-7 имеет(по порядку от носа к корме): - 1 пару натяжных катков(колес) как кому нравится)) с резиновым бандажом. На крышках ступиц по 5 головок болтов, располагающихся соосно ребрам усиления. Звезда в этом случае права, ВЭ нет.

- 1 пару поворачивающихся катков с резиновым бандажом, при этом крышка ступицы своей ровной частью смотрит вверх, иногда под небольшим углом в ту или иную сторону. Над этой самой ровной частью крышки, двумя болтами крепятся поворотные тяги. Пружины данной пары катков располагаются горизонтально и входят внутрь отделения управления. По сборке БТ-7 от ВЭ – деталь В32 располагается поверх деталей В18/В20, при стоящем на поверхности танке. Звезда в инструкции дала верный вариант сборки.


- 2 пары просто катков с резиновым бадажом, на балансирах, пружины данных 2х пар расположены вертикально, между двумя листами брони, регулировка данных пружин производится специальным ключом. На крышках ступиц по 5 головок болтов. Тут и Звезда  и ВЭ правы.

Изначально все регулировочные колпаки выходили из крыши корпуса, но затем в связи с рождением БТ-7А и БТ-7 с конической башней колпаки передней пары спрятали в корпус полностью, при этом изначально не продумав возможность их внешней регулировки. Потом стало понятно, что регулировать их все же нужно, и в бортах сделали специальные отверстия закрыв их заслонками похожими на перевернутую равнобедренную трапецию(на самом деле деталь имеет 6 граней).

Звезда права и в БТ-5 и в БТ-7. ВЭ же дают трапецивидную заслонку во всех своих БТ-7, это не так. На БТ-7 с цилиндрической(эллиптической), но об этом позже)) башней и БТ-7А эти заслонки надо сносить, затем восстанавливая головки болтов, но не всех.





- 1 пару ведущих катков колесного хода с резиновым бандажом. Привод их располагался в так называемых гитарах. На крышках ступиц по 3 головки болтов. Верхняя часть пружин этой пары была выведена также на крышу корпуса в задней части. На БТ-5 сделаны небольшие возвышения из которых выходили колпаки пружин. На БТ-7 верхнюю часть пружин поместили в специально, для этого предназначенные открывающиеся короба. Но встречаются БТ-7 и без коробов, то есть сделано, так как на БТ-5. В БТ-5 Звезда поленилась полностью сделать отбортовку этого колпака. В БТ-7 у Звезды и ВЭ все почти нормально, за исключением того, что Звезда не сделала петлю и запор, а ВЭ хоть и сделали, но при этом по деталям В11 идет такой шикарный след от стыка пресс форм, что убирая его, сносятся и петля и запор.





Касаемо 2-4й пары катков. Изначально на катках отсутствовали кольца усиления, но на катках БТ-7 с 38 года оно появилось, и катки пошли с кольцом усиления. Сказать, что на БТ-5 и на БТ-7 выпущенных до 38 года не было катков с таким усилением, значит погрешить против истины. Были, что подтверждается фотографиями. Скорее всего, такие катки ставились во время ремонта или модернизации.





Откатимся немного к БТ-2. Изначально БТ-2 имели катки с отверстиями облегчения, потом видимо также в ходе ремонтов и модернизаций

переобулись в сплошные катки. Причем переобувка могла быть как полной, так и частичной.

Фото БТ-7 на НЕ сплошных катках не встречал, но сознательно допускаю возможность существования такого варианта, особенно в условиях

блокадного Ленинграда. Если у кого есть такие фото – делитесь. Буду рад их увидеть.

БТ-5 на таких катках встретил только одно фото, и то, на нем Мариупольская башня






- 1 пару ведущих катков гусеничного хода. Изначально на БТ-2 шли довольно оригинальной формы катки с 4мя шпильками, потом под крупнозвенчатую гусеницу на БТ-2 пошел каток с 8ю отверстиями облегчения и 8ю отверстиями под крепления шпилек, за которые цепляются гребни гусениц. Одновременно использовались только 4 шпильки, устанавливались через одну. По мере износа отверстий шпильки переставлялись в те отверстия которые были до этого свободными. БТ-5 оснащались сразу катками с 8ю отверстиями. С момента появления мелкозвенчатой гусеницы каток поменялся, в нем стало 6 отверстий облегчения, но большим размером. Отверстий под шпильки стало 6 штук и во все устанавливались шпильки. На крышке ступицы по 5 головок болтов. Вокруг крышки ступицы на катке под крупное звено 6 головок болтов, на катке под мелкое звено 12 головок болтов. На катке под крупное звено был резиновый бандаж, каток под мелкое звено цельнометаллический.


         

         

         

            


Все катки были парными.

Гребни гусениц округлые на крупном звене и заостренные на мелком. Звезда дает верные гусеницы, ВЭ дает округлый гребень на мелком звене.

Заострить все из них задача для мазохиста, но в последующих БТ-7х от ВЭ у меня наверно все же дойдут до этого руки.

Едем дальше. Картеры бортовых передач также различались по внешнему виду, «узкие» на БТ-5 и «широкие» на БТ-7. ВЭ и Звезда правы. 



Но, как вы сами понимаете в России, возможно все, поэтому мы с вами видим БТ-5 с «широкими» картерами:



Не буду со всей уверенностью утверждать, что тут мы видим БТ-7 с «узкими» картерами, но впечатление, я повторюсь впечатление, создается именно такое.

И кстати на башне данного БТ-7 нанесены волнообразные тактические знаки в виде полос, что подтверждает обоснованность декали ВЭшного БТ-7 в наборе № 35110



Теперь начинается самое интересное. Гусеницы. Когда я только начинал интересоваться танками БТ, я в наивности своей полагал, что БТ-2 и БТ-5 были обуты в крупное звено, а БТ-7 в мелкое, ну на крайний случай, БТ-7 с эллиптической башней на крупном, а с конической ну точно на мелком. Нет, конечно, в основной массе так оно и было, но:

БТ-5 на мелком




БТ-7 эллиптическая башня на мелком



А теперь жемчужины – БТ-2 на мелком





БТ-7 с конической башней на крупном

















Так что Звезда права, давая свои БТ-5 и БТ-7 на крупном звене, ВЭ тоже правы давая все свои БТ-7 на мелком звене. Для нас же простор для творчества.

 Передвигаться на гусеничном ходу можно было и при потере одного катка, и при потере части гусеницы, в этом случае гусеница заводилась за определенное количество катков и вперед. Стремление изобразить БТ в таком виде возникает у моделистов либо в случае либо неуемного желания сделать свою модель особенной, либо потому что производитель что-то не доложил в коробку. Хотя я думаю, что на крупном звене такой способ приведет к быстрому срыванию бандажа с катка, но уйти от преследования или выйти из окружения вполне реально. 




Обратимся к корпусу. Раз уже следуя каткам пришли в корму, с нее и начнем. Различие в форме кормы БТ-5 и БТ-7 я думаю никому разъяснять не нужно. На корме расположены буксирные серьги. Серьги были двух видов: вытянутые и скругленные. Деталь, к которой крепились серьги на БТ-2 и БТ-5 была расположена горизонтально. Звезда предложила в своем БТ-5 вклеить серьги прямо в корпус, это сугубо неверно, надо делать крепление самостоятельно. Ну а в основном форма серег верна.




С БТ-7 интереснее, на большинстве БТ-7 с эллиптической башней серьги крепились к «одинарному» креплению аналогичному креплению на БТ-5, только расположенном вертикально. Серьги также и вытянутые и скругленные. Звезда в БТ-7 исправила свою ошибку и дала крепление под серьги, оставив сами серьги вытянутыми. Это верно, можно не переделывать. Чаще всего, на фото серьги вообще отсутствуют, или присутствует только одна. Позднее буксирные приспособления сделали «парными», с пальцем между ними. Этот вид буксирных приспособлений встречается в большинстве своем на БТ-7 с конической башней, но и старый «одинарный» имеется, также как и «парный» на БТ-7 с эллиптической башней. ВЭ на все свои БТ-7 ставит «парные» буксирные приспособления. Для БТ-7 с конической башней этот вариант можно бесспорно оставить, для БТ-7 с эллиптической башней и БТ-7А лучше заменить на «одинарное» приспособление под серьгу.

















На многих БТ-7, на нижнем заднем броневом листе, между буксирными приспособлениями и напротив трансмиссии встречается прямоугольная деталь на 4х болтах. Что либо крепилось внутри с ее помощью, или это очередная заглушка на каком-либо технологическом отверстии мне неведомо. На части БТшек она есть, на части нет. 100% она есть на БТ-7М, на всех остальных когда как.
















Двигаемся выше. На БТ-2 и БТ-5 установлен глушитель довольно оригинальной формы с 4мя выхлопными патрубками. Выхлопные газы шли по 2м трубам, которые выходя из вертикальной кормовой стенки сразу входили в глушитель. Глушитель держался на 2х подкосах. Звезда их не сделала. Если двигатель менялся на М-17, то глушитель убирался, а отверстия из под труб на корме закрывались круглыми или квадратными заглушками. Корма корпуса в этом случае или оставалась пустой, либо армейские умельцы крепили туда всевозможные ящики для нужного имущества. (а то все «Ящик Роммеля», «Ящик Роммеля»).





Кстати на фото периода ВОВ довольно много БТ-2 и БТ-5 переоборудованы двигателем М-17.








На верхнем кормовом листе у БТ-7 устанавливался ящик ЗИП, который оборудовался либо одной крышкой на 4 петлях и трех запорах, либо двумя крышками на трех петлях каждая с двумя запорами. К ящику приваривались три куска уголка, два в нижней части, которые при помощи третьих болтов с каждой стороны крепились к кормовому листу и один в верхней части посередине. ВЭ дал 2 ящика, сделать из них 1 не проблема, довольно хорошо(для такой заслуженной модели) пролиты крышки и петли с запорами. Объединить их в один ящик не составляет большого труда. Звезда дала один ящик, но – это просто прямоугольный кусок пластика, ни крышки, ни запоров, ни петель – простор для творчества так Звезду перетак.









Выше ящика ЗИП крепились 2 лопаты, штыками наружу. Крепление лопат могло быть двух видов: 1 в районе хвостовика одной лопаты и конца черенка другой лопаты. Так сделала Звезда, либо вокруг штыка каждой лопаты и посередине их черенков. ВЭ попытались скрестить ежа и ужа – прихватили штык каждой лопаты и сделали крепление в конце черенка. Тут уж каждый решает сам, какие крепления срубать и какие делать заново.








Благодаря не побоюсь этих слов Трудовому подвигу товарищей с Немирова 41 известно, что абсолютное большинство БТшек 53го ТП 81й МД ящика ЗИП не имели, вместо него была укреплена труба, такая же труба встречается на танке подбитом под Ригой, да и не только на нем.






Борта БТшек были двойными, между ними располагались три пары пружин, гитары, две пары балансиров, и 4 бака. Для каждого бака в крыше корпуса была предусмотрена заливная горловина, которая закрывалась бронезаслонкой. На БТ-5 заливные горловины баков одного борта располагались рядом друг с другом в центре корпуса. Звезда их не сделала вообще. На БТ-7 заливные горловины разъехались, одна осталась в центре корпуса, а вторая уехала в заднюю часть корпуса, в район петли сетки над МТО. Звезда тут все сделала правильно, а вот ВЭ правую заднюю бронезаслонку не сделал.







Звезда сделала двойные борта у БТ-5, но поленилась сделать то же у БТ-7, ВЭ все сделали отлично. Можно снять внешний борт, просверлить подкосы и сделать диораму или виньетку на тему серьезного ремонта танка, только не забудьте что межбортное пространство у танков разное.




Вдоль бортов шли надгусеничные полки. На БТ-5 они крепились каждая 4мя Г-образными полосками сверху полки. Приклепаны они были или приварены я точно не знаю, но если меня не обманывает зрение, то скорее всего приварены. Звезда решила не заморачиваться и эти полоски не дала вообще. На БТ-7, полоски креплений перекочевали под полки.









На полках БТшки несли дополнительные баки. Баки появились не сразу, и чаще всего встречаются на БТ-7. Судя по вырезам в баках, на БТ-2 и БТ-5 они устанавливались горловинами в разные стороны. На БТ-7 чаще всего для удобства заправки ставились горловинами друг к другу. Полки БТ-7 ровные и конструкцию баков можно было сделать простой до безобразия, но баки предусматривалось устанавливать и на БТ-2 и БТ-5 у которых полоски крепления полок сверху, поэтому в нижней части каждого бака сделаны «вырезы» под крепления полок. Ни Звезда, ни ВЭ вырезов в нижней части баков не сделали. Фото БТ-7 с баками на полках приводить не буду, и так думаю все видели.









Наши ребята вообще всегда считаются головастыми на выдумки, поэтому мы видим вот это:

















Шли по полкам, продолжим по ним же и рядом. В задней части, над ведущим катком крепился косо установленный съемный кусок полки, можно конечно назвать это задними крыльями, но как то язык не поворачивается. В большинстве случаев на фото, на этих участках мы видим 2 трака прикрученные болтами через отверстия в траках. Думаю, что раз были болты, значит вкручивались они скорее всего в бонки. Вообще на полках могло лежать много чего, и запасные траки и тент(штатное место справа сзади), встречаются ящики ЗИП, ведра, воронки, топор заткнутый за дополнительный бак, руль для движения на колесном ходу, бревна для самовытаскивания, запасные катки, пачка со шпорами для движения в зимних условиях (справа сзади) – в общем фантазируйте товарищи моделисты. В передней части полки БТ-5 заканчивались ровно, под прямым углом к корпусу танка, На БТ-7 добавились приклепанные к носовой части корпуса скругленные детали, на которые накладывались передние крылья. На части БТ-7, в том числе на подавляющем большинстве танков 53 ТП 81 МД согласно фото на данных деталях располагались бутылочные домкраты. Оп, совсем забыл про корму БТ-5, там слева и справа от глушителя располагались бутылочные домкраты, которые Звезда изобразила более менее верно. Передние крылья на БТ-5 и БТ-7 были съемными. Устанавливать их предписывалось при движении по городу, полю, дороге. В условиях кустарника, леса, крылья предписывалось снимать. В жизни получалось по разному. Звезда на свой БТ-5 дает не совсем верное по форме крыло, а вот на БТ-7 крыло абсолютно достоверно по форме.

ВЭ крылья скруглили в том месте, где должно быть четко выраженное ребро. Тут исправлять либо фототравлением, либо брать фольгу и обжимать крыло от Звездовского БТ-7. Где взять фольгу нужной толщины и мягкости можно узнать сходив сюда http://karopka.ru/community/user/9500/?MODEL=251393 Фольговое крыло можно потом красиво помять или прострелить. Дополнительно крылья БТ крепились на Г-образные крепления, которые вторым концом крепились к кронштейну  натяжных катков. Ни Звезда ни ВЭ их не дают.



































На БТ-7 слева спереди над крылом располагался звуковой сигнал, в виде раструба. Звезда дала его так сказать похоже, но не совсем, надо рассверлить раструб и добавить клепок на заднюю часть. ВЭ выдали что то похожее на автомобильный сигнал начала века, который рукой нажимать надо – вывод: делать самому.




Справа и слева в носовой части были установлены буксирные крючья, и фары. На всех фото, что я видел крепления крюков приклепаны к корпусу. Звезда и в БТ-5 и в БТ-7 дает приклепанное крепление, ВЭ про клепку забыли – клепаем сами. Крюки были загнуты вниз. И Звезда и ВЭ дают их прямыми – опять же гнем сами. Фары стойками крепились к треугольным деталям бронезащиты пружин поворачивающихся катков. Данные треугольники на БТ-2 меньшего размера чем на БТ-5, но и на БТ-5 встречаются треугольники от БТ-2. Крепление трубы, на которой крепились кронштейны натяжных катков на БТ-7 усиливалась приклепанными к корпусу танка воротниками. На БТ-5 данных воротников в основной своей массе не было, но на некоторых фото вроде бы смутно видны клепки, так что в ходе модернизации могли  воротники и установить.











Носовая часть БТ-5 и БТ-7 различались довольно заметно. Морда БТ-7 скруглена и изготовлена при помощи сварки, морда БТ-5 довольно оригинальной конструкции и изготовлена комбинированным способом – сваркой и клепкой. В верхнем броневом листе БТ-5 сделана рубка механика-водителя. На БТ-7 от этого решили избавиться и увеличили отделение управления улучшив условия жизни  мехвода, предоставив ему больше места.

Люк мехвода на обоих танках состоял из 2х половин. На нижней створке была укреплена планка, защищающая мехвода от свинцовых брызг. Обе створки имели резиновые прокладки. Каждая створка крепилась на 2х петлях. Крепились петли к корпусу, как клепкой, так и сваркой. Если клепкой, то каждая часть петли на 3х клепках. Сначала все петли были на клепках, затем петли нижней створки стали крепиться сваркой, петли верхней на клепке, затем та часть петель, что расположена на верхней створке стала привариваться, а часть тех же петель на корпусе осталась приклепанной. Звезда в БТ-5 неверно ошиблась: дала  части петель на створках с клепкой, а части петель на корпусе без нее. На фотографиях БТ-7 я не видел чтобы петли нижней створки люка мехвода приклепывались(возможно это связано с низким качеством фото), если это верно, то Звезда также ошиблась дав в своем БТ-7 клепки на всех 4х половинках петель. ВЭ головок клепок вообще не дало – тут по любому хотя бы на половинах петель верхней створки, расположенных на крыше корпуса танка клепки надо ставить.

 Считать, что только на БТ-7 появилась пружина в бронекорпусе на крыше корпуса и  закрепленная на правой петле верхней створки неверно, такое решение встречается и на БТ-5, хотя конечно в основном они обходились без этого улучшения. В этом случае по отношению к БТ-5 Звезда права, не дав ее. В БТ-7 дала все, даже пружинку(из пластика), корпус защиты пружины дан у Звезды более верно чем у ВЭ, который данный пружину не сделал, а корпус изобразил излишне угловатым. В обоих случаях его надо сверлить и ставить навитую из проволоки пружину.

Изнутри верхней створки люка мехвода крепился смотровой прибор. На БТ-5 он был четко по центру, на БТ-7 уехал вправо. Звезда в своих танках дала его неврезумительными кусочками пластика, ВЭ не дал ничего. Рукоятка открывания данной створки на БТ-5 расположена справа, на БТ-7 слева.  

            На нижней створке данного люка у БТ-5 снаружи располагалась ручка, на БТ-7 она переехала вовнутрь.

















Перейдем к крыше корпуса. Идем сзади танка. В задней части крыши корпуса БТ-7 располагались две бронезаслонки заливных горловин. На АБСОЛЮТНОМ большинстве танков правая располагалась поперек танка, левая по диагонали. ВЭ именно так и сделал, Звезда и Тамия повернули левую заслонку поперек. Сначала я думал, что это ошибка, но потом нарыл одно четкое фото, и одно не такое четкое, где видно, что таким образом бронезаслонки все же располагались.









На БТ-7 перед бронекорпусами задней пары пружин располагались задние фонари, состоящие из двух огней: Верхний – красный, нижний – синий.





На БТ-7 после бронекорпусов задней пары пружин, в сторону башни располагались бутылочные домкраты. Изначально крепились одним широким креплением, затем появилось двойное раскрывающееся крепление. Звезда дала одинарное, ВЭ двойное, оба производителя правы.







В задней части корпуса БТшек, над трансмиссионным отделением располагались жалюзи. У БТ-2 и БТ-5 с двигателем М-5 жалюзи из 2х прямоугольных пластин, на БТ-2, БТ-5 с двигателем М-17 и собственно БТ-7 жалюзи внешне различались, в задней имелось 2 выреза под выхлопные трубы. В Звездовском БТ-5 и ВЭшных БТ-7х про жалюзи ни слова. Звездовский БТ-7 обзавелся правильными жалюзи.

            Изначально, (на БТ-2) над жалюзи защитная сетка предусмотрена не была, позже ее стали устанавливать изготовив специальную крышку, к которой собственно сетка и крепилась. На БТ-2 и БТ-5 в классическом исполнении между краями данной детали располагалось два продольных ребра, под сеткой поперечно крепилась еще одна планка. Звезда неверно дала сетку с тремя продольными ребрами. Крышка с сеткой крепилась при помощи петель и откидывалась назад.

 На БТ-2 и БТ-5 с двигателем М-17, в сетке добавилось два фигурных выреза под выхлопные трубы, при этом старые ребра стали подходить к ним чуть в стороне от центра, крышка же откидывается вперед.

На сетке БТ-7 имеется три продольных ребра и два выреза, причем правое и левое ребро подходят четко в центр вырезов, на этих ребрах по центру имеются небольшие ручки.. Крышка также откидывается вперед. В Ленинграде запечатлен БТ-7 обр. 1937 года с крышкой от модернизированного БТ-5. Кстати номер танка «звезда» 722 подтверждает обоснованность декали ВЭ. № 35111, но заставляет желающих сделать именно этот танк извращаться над крышкой с сеткой. Перед танком с номером «звезда» 722 идет БТ-5 с номером «звезда» 725 который дает Звезда в своем БТ-5. Обратите внимание БТ-5 модернизирован под установку двигателя М-17, так что без глобального перепила Звезды этот номер на танк не поставить.















Про бронезаслонки над заливными горловинами уже сказано выше. В крыше корпуса было сделано два выреза для доступа воздуха к радиаторам. Над ними располагались защитные крышки, на БТ-5 они были прямоугольными со скошенным внутренним углом ближе к башне. Звезда дала их просто прямоугольными. На БТ-7 вырезы были увеличены, крышки увеличились соответственно. На крышках БТ-7 с эллиптической башней  все внешние углы были прямыми. На БТ-7 с конической башней и на БТ-7А, внутренний угол снова подрезали как на БТ-5. ВЭ в своих БТ дал поздние крышки. Звезда к своему БТ-7 дала крышки со всеми прямыми внешними углами.







Согласно чертежам и руководству к эксплуатации на этих самых крышках должен крепиться шанцевый инструмент, но на фотографиях мы видим абсолютно чистые крышки БТ-5 и БТ-7, даже на довоенных учениях. Между крышками и корпусом на БТ-5 ничего не было. БТ-7 обзавелся защитными сетками.





                       Сразу за крышкой с сеткой крепились две дощечки под домкраты. Ни Звезда, ни ВЭ их не сделали. Делаем сами.

Далее располагается люк моторного отделения. Люк крепится на двух приклепанных петлях. Люк открывается назад, в сторону кормы башни, на всех БТ-шках. Ручка при помощи которой открывается люк аж четырех видов. На  классическом БТ-2 чуть приподнятая ручка П-образной формы из прутка с торца люка обращенного к башне, некоторые модернизированные БТ-2 обзавелись прямо таки огромных размеров ручкой из того же прутка.

 На БТ-5 и основной массе БТ-7 ручка сделана из прутка приваренного к крышке и изогнутого в сторону кормы. На БТ-7 позднего выпуска и БТ-7М ручка (если я не ошибаюсь) штампованная из пластины металла с прямоугольными вырезами. Ручка На БТ-7А П-образная ручка из прутка, но стоит на люке вертикально. На некоторых БТ-2 сделано так же.

Звезда в своих БТ, верно дала длинную ручку из прутка, ВЭ на все БТ-7 дал штампованную ручку. Для БТ-7 с эллиптической башней и БТ-7А это неверно, сделать ручку самому не составит никакого труда.

На крышке моторного отделения имеется колпак воздушного фильтра. На БТ-2 и БТ-5 он имеет грибообразную форму, на БТ-7 вокруг него появляется пылеуловитель с 12-ю прорезями и двумя маленькими ручками. На БТ-7М также грибок, но другой формы и меньший по размеру. Звезда в БТ-5 дала нечто непонятное, из чего приложив усилия можно сделать грибок на БТ-7М. В Звездовском БТ-7 колпак пылеулавливателя зачем то получил чуть выгнутую крышу с полями и лишился отверстий. ВЭшный пылеулавливатель также остался без отверстий. Испробовав несколько способов изготовления пылеулавливателей я остановился на довольно простом. Беру деталь от ВЭ, делаю на нужной высоте на боковой поверхности кольцевую проточку, резмечаю крышку на 12 секторов и потом делаю перемычки небольшим количеством шпаклевки.





















Теперь начинается самое объемное и загадочное. Башня.

БТ-2 имел как минимум три вида башен. Башню с установкой 37-мм пушки Б-3; башню с установкой спарки ДА направленной по фронту и ДТ направленного вперед-вправо; такую же башню, но с установкой Б-3 вместо спарки ДА. Все башни имели клепанную конструкцию и имели одностворчатый люк довольно своеобразной формы. Смотровые щели либо сплошные, собственно щелью, либо из двух круглых отверстий. На части башен не было пистолетных портов.



БТ-5. С башней данного танка все еще более интересно. 230 танков оснащены так называемой Мариупольской башней, именно что цилиндрической формы, с приклепанной кормовой нишей похожей на ящик.

            На правом борту данной башни имеется 2 смотровые щели, спереди и сзади, пистолетный порт только под задней. Слева только одна смотровая щель, расположена сзади, под ней также расположен пистолетный порт. Крыша башни имеет стакан под перископический прицел, грибок вентилятора и лючок для флажковой сигнализации. Люк в башне также как и в БТ-2 один. Но уже прямоугольной(почти квадратной) формы, с чуть скошенными верхними(при открытом люке) углами.

            Маска пушки сварная, но есть фото и со штампованной, установленной видимо в ходе модернизации. В пластике Мариупольскую башню вроде бы никто не делает, так что желающие покупают смолу или самоделки и вперед к созданию шедевра.











Закончили с Мариупольской башней, переходим к «классической» башне. Я не зря написал «классической» в кавычках. Знатоки выделяют 5 видов башен. Нет внешне они друг от друга практически не отличаются, все дело как говорил классик «в небольших нюансах».

            На фото можно выделить:

Башню с проклепанным по периметру низом, сварными вертикальными швами дополнительной проклепанностью возле данных швов.





Башню с вертикальным швом по центру бортов, но без клепки и защитных вертикальных планок






Башню без вертикальных швов и соответственно защитных планок





Башню получившую наибольшее распространение с вертикальными планками защищающими сварной шов, уменьшенным количеством клепки и отсутствием задних вертикальных планок.





Ходит слух, что на БТ-5 устанавливалась башня как у БТ-7, с задними вертикальными планками. Я таких фото не видел, если у кого есть, делитесь.

 Еще немного о названиях, в литературе именно эту башню называют цилиндрической, хотя на цилиндр ее форма ну никак не похожа, Мариупольская та да, цилиндр цилиндром. «Классическая» башня имеет вид эллипса.

 Вне зависимости от вида «классической» башни на БТ-5, маска пушки могла быть как сварной с четко выраженными швами по краям, так и штампованной. Маска крепилась к башне на 6 болтах, по 3 справа и слева. На БТ-7 с эллиптической башней маска пушки только сварная 



На крыше башни, что БТ-5, что БТ-7 с эллиптической башней перед проемом люков, по центру имелась шляпка грибка вентилятора с головкой болта по центру и 6-ю клепками по окружности. Вентилятор был установлен над казенником орудия. «Как показала практика зря» (с), при откате орудия после выстрела, затвор открывался позади вентилятора и пороховые газы попадали в пространство башни. Радости танкистам это не прибавляло. На шляпке грибка вентилятора Звезда в своей универсальной башне Т-26/БТ-5/БТ-7 дает только шляпку болта по центру грибка вентиляции, при этом, не давая 6 небольших клепок. ВЭ в своих БТ-7 на шляпке грибка вентилятора вообще ничего не дает, у них там вообще аккурат по центру утяжина ))) – переделываем сами. Грибок вентилятора в моделях ВЭ поднят в боевое положение, тут конечно воля каждого, пилить или не пилить. Перед грибком вентилятора справа и слева от него располагались 2 выхода тяг с головкой под ключ, при помощи которых удерживалось орудие в башне. Правая располагалась позади от левой. Звезда про данные головки забыла, ВЭ воспроизвел. Если на танке крепились фары боевого света, то провода к ним выходили из под грибка вентилятора.

Слева от грибка вентилятора располагалась цилиндрическая бронировка перископического прицела, закрывавшаяся чаще всего цилиндрической же крышкой или крышкой в форме усеченного конуса(реже). К данной крышке крепился кожаный ремешок, второй конец данного ремешка крепился на цилиндре бронировки при помощи хомута. Звезда дает полукруглую крышку бронировки, что встречается на 5-7 фотках, но не более – лучше переделать, ВЭ дает крышки бронировки в форме усеченного конуса – не трагедия конечно, но все же также лучше переделать. Хомутов на бронировках и ремешков, что у Звезды, что у ВЭ нет и в помине. В редких случаях прицела вообще могло не быть, тогда на данное место ставилась заглушка укрепленная 4 болтами.

Справа от грибка вентилятора располагался лючок флажковой сигнализации, закрывающийся изнутри заслонкой. При этом над крышей башни был небольшой бортик на котором было 3 головки клепок(спереди, сзади и слева) и головка болта(справа). Вместо лючка флажковой сигнализации могла располагаться панорама в бронировке аналогичной прицелу. ВЭ панораму дает, но если Вы задались построить все варианты БТ-7, то на некоторых ее все же лучше срезать

            На БТ-5 колечки рымов чаще всего лежали на крыше башни, на БТ-7 наоборот чаще всего приваривались торчком, встречаются исключения в обоих случаях. Два передних рыма расположены на уровне бронировки прицела и лючка флажковой сигнализации.

Половинки петель люков были приклепаны к корпусу и самим люкам. Вокруг проема люков имелись головки клепок: по три справа и слева, 7 сзади и 7 спереди. Ни Звезда, ни Тамия ими не озаботились, а вот ВЭ воспроизвел.

            Позади левого люка, располагался стакан вывода антенны. Представлял из себя цилиндр в задней части которого был вырез под вход антенны. Если танк был не радиофицирован, то данный вырез мог быть заварен, а мог и нет. Если стакан вообще не устанавливался, то антенный выход закрывался болтом соответствующего размера. Звезда дает стакан без выреза, при этом не дает штангу связи с поручневой антенной. ВЭ дает и стакан с вырезом и штангу. Над кормовой нишей располагались головки 6 болтов, при помощи которых крепились укладки снарядов в кормовой нише или рация (в зависимости от  комплектации.  На представленном фото башня от Т-26, но нарисованную картину она отображает очень хорошо.





На части эллиптических башен БТ-5, БТ-7 на закруглениях кормовой ниши имелись по три головки болтов расположенные буквой Y скорее всего это результат небольшой модернизации и сделано это для дополнительного крепления боеукладки или рации в кормовой нише. На люке кормовой ниши в верхней трети располагался пистолетный порт закрытый заглушкой, справа от которого(в сторону петель) имелась головка одной клепки(цепочку заглушки держит), слева с краю, чуть выше центра имелась еще одна головка клепки запора люка. Звезда расположила пистолетный порт неверно, клепку крепления цепочки расположила с другой стороны, клепку запора вообще не дала – переделываем. ВЭ порадовал, все как надо. Петли данного люка на БТ-5 прямоугольные приклепанные, на БТ-7 треугольные приваренные. Для БТ-5 у Звезды все нормально, для БТ-7 исправлять. У ВЭ все также хорошо.





Самым заметным отличием башен БТ-7 от БТ-5 были задние вертикальные планки. Ни Звезда, ни ВЭ их не дали, но воспроизвести их не составит никакого труда.





В подавляющем большинстве случаев если на башне БТ-7 было 2 квадратных люка, то люк кормовой ниши был также плоским, без шаровой установки пулемета, если же на крыше башни устанавливалась зенитная турель, то в люке кормовой ниши устанавливалась шаровая установка для ДТ. Это абсолютно обоснованно, так как по имеющейся, но недостаточно проверенной информации зенитный пулемет предполагалось использовать и как кормовой. Однако есть фотографии одного железнодорожного состава опровергающие этот постулат. Прошу. 1й танк – БТ-7 с 2мя квадратными люками и кормовым пулеметом, 4й танк – БТ-7 с зенитной турелью, но при этом без кормового пулемета.





Если на башне устанавливалась зенитная турель, то спереди нее, возле правого борта устанавливался стаканчик крепления рукоятки зенитного ДТ по походному. ВЭ сего девайса нам не предоставил.





Квадратные люки закрывались поворотными ручками в форме знака квадратного корня, круглый люк имел запор в виде своеобразного шпингалета с пружинкой, рядом с запором располагалась П-образная ручка, приваренная к люку. На правом квадратном люке крепилась небольшая планка, на которую в закрытом положении опирался левый люк. Квадратные люки изнутри имели по 4 головки клепки крепления петель, по две на петлю. Ни Звезда, ни ВЭ изобразить все это великолепие не озаботились. На оси петли круглого люка имелась пружина для облегчения открывания-закрывания данного люка. ВЭ пружины на петле также не сделал.

            Турель П-40 для времени выпуска модели ВЭ изобразил довольно точно, но зеркально отразил ее, так  что либо пилить, либо менять. Также ВЭ не установил на ДТ зенитный прицел и забыл дать мешок под гильзы, в принципе это не страшно, так как довольно часто встречаются зенитные ДТ на БТшках и без данных приспособлений. Если просто отразить турель, то можно оставить родную ВЭ-шную, если хочется сделать ДТ с мешком, то лучше заменить на пулемет от Звездатого КВ, заодно заменить и турель. Если же хочется полный комплект, то тут вариантов море, смола, металл и т.п.







На БТ-5 бронировка приспособлений отката орудия, с торца, была двух видов – либо простое ровное с ручкой к которой мог привязываться ремешок чехольчика ствола, либо усиленное с двумя косынками. На БТ-7 бронировки первого типа не встречал. Звезда дает только первый вариант бронировки, что допустимо для БТ-5, но недопустимо для БТ-7.

Вернемся к маскам пушки, на БТ-5 маска либо сварная. Либо штампованная, причем штампованная на танках после модернизации, на БТ-7 только сварная, причина этого мне неизвестна. Но ни одного четкого фото БТ-7 со штампованной маской я не встречал. По краям сварной маски шли довольно заметные сварные швы, которых ни Звезда, ни ВЭ не воспроизвели.

Подводя общий итог обзору эллиптических башен БТшек могу сказать, что ни Звезда, ни ВЭ не дали полностью верный вариант, при этом ВЭ все же более попал в образ башни чем ВЭ, при этом башня ВЭшного БТ-7 больше всего подходит для изображения башни БТ-5. При этом так как ВЭ делает универсальную башню на свои БА и БТ, то мило разместил а литниках штампованную маску, а также два вида бронировок приспособлений при помощи которой можно сделать модернизированный БТ-5.

 

Интерьер башни. Звезда и ВЭ поместили в свои башни космическую пустоту, поэтому если не покупаем специализированный набор интерьера а делаем сами, что следует знать.

В башне, при взгляде сверху, по ходу танка от орудия вправо расположены:

- штанга крепления орудия

- пулемет ДТ с мешком для гильз

- панорама (в случае ее наличия)

- стойка с дисками к ДТ

- смотровой прибор под которым расположен пистолетный порт, в котором на цепочке крепится груша заглушки

- спинка сиденья заряжающего, довольно длинная

- за ней вдоль борта вертикальная стойка с 7ю снарядами(направлены вверх)

- ниже погона сиденье заряжающего

- боеукладка на 20 снарядов/часть рации

- пустое место/пулемет ДТ/часть рации

- боеукладка на 20 снарядов/часть рации

- ниже погона сиденье командира

- спинка сиденья командира

- за ней вдоль борта вертикальная стойка с 7ю снарядами(направлены вверх)

- смотровой прибор под которым расположен пистолетный порт, в котором на цепочке крепится груша заглушки

- механизм поворота башни

- перископический прицел

- телескопический прицел

- штанга крепления орудия

- за казенником орудия располагается складывающаяся корзина для стрелянных гильз

- слева ниже орудия рукоятка вертикальной наводки

- от орудия вниз идет штанга с упором для ног и педалью электроспуска орудия. На БТ-7 она идет вниз и изгибается вверх под углом около 100 градусов в сторону кормы танка. На БТ-5 из за более близкого расположения сиденья мехвода к боевому отделению штанга сначала идет вниз, потом изгибается под углом около 45 градусов затем принимает первоначальное положение, а затем также изгибается вверх под углом около 100 градусов в сторону кормы.

Как это все сделать подручными средствами:

- покупаем МСДшную сорокопятку и берем от нее казенник с частью приспособлений для наводки, если понравится то и ствол

- если в наборе с сорокопяткой нет снарядов, то покупаем набор 45мм снарядов от МиниАрта и расставляем их вдоль бортов башни, крепления для снарядов исключительно самодельно

- короба боеукладки в корме башни банально делаются из листового пластика, в передних стенках сверлится по 20 отверстий для снарядов (5 в высоту, 4 в ширину), отверстия заполняем либо снарядами(если не лень из тратить, либо самодельными шляпками имитирующими донные части гильз.

- штанги креплений сидений и штанга электроспуска хорошо получаются из медной проволоки

- спинки сидений листовой пластик

- сиденья – на что фантазии хватит

- корзина орудия, стойка с дисками, короб механизма поворота башни и косынки его – листовой пластик

- смотровые приборы – на что фантазии хватит

- телескопический прицел и штанги крепления орудия – тянутый литник

Это конечно не аксиома, каждый волен делать то что хочет и из чего хочет.

 

Перейдем к коническим башням. Эти башни дает нам в пластике только ВЭ, поэтому наименование производителя я в тексте статьи употреблять не буду.

Башни даны с неверным углом наклона бортов. В принципе конечно надо наращивать, но занятие это тягомотное и не факт, что все получится как надо, поэтому если Вы не уверены в своих силах, то лучше не пробовать и оставить так как есть, зная сложность этого хода никто на Вас не обидится. Ну и второй вариант – заменить башню на смоляную от «Комплект ЗиП», хотя сам производитель указывает, что и они ошиблись с размерами.

Ну будем считать, что башня у нас родная и мы приводим ее в наиболее похожий вид. В отличие от эллиптической башни, броне бортов конической башни почти без заклепок или же головок болтов. Выделяются только заглушки пистолетных портов и 6 клепок возле каждой смотровой щели.

Маска пушки только штампованная.

На конических башнях также устанавливаются 3 такелажных рыма, как и на эллиптических башнях, рымы крепятся в положении торчком, только в отличие от крыши эллиптической башни два передних рыма сместились назад на уровень петель люков. Расположение остальных предметов на крыше башни до люков аналогично эллиптической башне. При этом на конической башне гораздо чаще встречается бронировка панорамы, чем на танках с эллиптической башней.

Люки. Их либо 2 овальных, либо круглый с турелью и один в форме несимметрично вытянутого овала. Каждое крепление петель овального люка прикручено 2мя болтами. На модели БТ-7 с двумя овальными люками люки сделаны с ошибкой в размере и их надо исправлять.







Овальные люки имели запоры в виде замка с поворачивающейся ручкой, запор и ручка на круглом люке остались в прежнем виде. В модели этого по  традиции нет.







            Сразу за люками поперек башни идет шов стыка бронелистов, с клепками по обе стороны его. За левым люком в случае радиофицированного танка приклепывался стакан вывода антенны, на башне с зенитной турелью позади люков примерно по центру располагался стаканчик крепления ручки ДТ «по походному». Ни стакана, ни стаканчика на модели нет – привычно делаем все сами.







Кормовая ниша, на БТ-5/7 с эллиптической башней имелся люк на петлях для обеспечения извлечения орудия из башни, на БТ-7 с конической башней люк неподвижный прикрепленный в 4х точках по углам, что там выступало в роли креплений болты или еще что, я так до сих пор однозначно и не понял.

Данный люк был либо плоский с отверстием пистолетного порта сверху, закрытого внешней заглушкой, либо на данном люке в специальной бронировке устанавливалась шаровая установка для пулемета ДТ. Встречаются фотографии. Где шаровая установка демонтирована и отверстие изнутри просто закрыто бронезаслонкой. В отличие от БТ-7 с эллиптической башней, четкого разделения применения кормового пулемета только на танках с зенитной турелью нет. Конечно в основном если была турель, то была и кормовая установка. При этом есть много фото танков с турелью, и плоским задним люком, и наоборот с двумя овальными люками и кормовым пулеметом. Так что простора для фантазии при  покупке одновременно двух разных танков с конической башней от ВЭ, довольно много.








Бронировка противооткатных приспособлений орудия меньше выступает наужу, причем торцевая ее крышка изменила форму, теперь она плавно изгибается вниз, для того чтобы попадающее в бронировку не рикошетило в крышу боевого отделения к бронировке стал привариваться кусок уголка. С боков этот узел стал закрываться двумя трапецевидными деталями. Что самое интересное производитель в литнике с конической башне их не дал. Добавив при этом в литник с эллиптической башней, где они по сути не нужны. Также у производителя отсутствуют две головки болтов по бокам вышеупомянутого уголка.





С экстерьером башни закончили, перейдем к интерьеру.

В башне, при взгляде сверху, по ходу танка от орудия вправо расположены:

- штанга крепления орудия

- пулемет ДТ с мешком для гильз

- панорама (в случае ее наличия)

- укладка с дисками к ДТ (2 или 1, до сих пор не понял)

- смотровой прибор под которым расположен пистолетный порт, в котором на цепочке крепится груша заглушки

- спинка сиденья заряжающего, довольно длинная

- ниже погона сиденье заряжающего

- боеукладка на 10 снарядов/часть рации

- боеукладка на 20 снарядов /пулемет ДТ/часть рации

- ниже погона сиденье командира

- боеукладка на 10 снарядов/часть рации

- ниже погона сиденье командира

- спинка сиденья командира

- смотровой прибор под которым расположен пистолетный порт, в котором на цепочке крепится груша заглушки

- механизм поворота башни

- перископический прицел

- телескопический прицел

- штанга крепления орудия

-собственно орудие

- за казенником орудия располагается складывающаяся корзина для стрелянных гильз

- слева ниже орудия рукоятка вертикальной наводки

- от орудия вниз идет штанга с упором для ног и педалью электроспуска орудия.

Как все это сделать самостоятельно описано выше.

 

Танк БТ-7М. Внешне отличался от БТ-7 с конической башней только грибком воздухозаборника, и «люком героя». Для того, чтобы знающим людям было понятно, что Вы сделали именно БТ-7М надо открывать люк доступа к двигателю и помещать в танк двигатель В-2 и собственно нижний люк(только вот кто его увидит то)





Танк БТ-7А.

Это не танк, это загадка. Такого разнообразия чертежей и информации я не встречал ни по одному из танков БТ. При этом большинство информации не соответствует истине. Начнем с того, что до сих пор печатается информация что на крыше БТ-7А изначально имел 2 квадратных люка, потом 1 квадратный и 1 круглый на турели, и уж затем 2 круглых. Прямо с момента испытаний БТ-7А имел только 2 круглых люка в крыше, один из которых с турелью под ДТ. Все. Более никаких вариантов крыши БТ-7А не было. Форма башни и форма кормовой ниши башни это вообще нечто, что ни чертеж, то «песТня» Нет все можно понять, когда рисовались те чертежи, фотографий БТ-7А было чуть больше чем ничего. На сегодняшний день примерная картина с фотографиями БТ-7А такова: 54 фотографии 34х боевых и 1(или 2х) экспериментальных БТ-7А из 133 выпущенных из которых на 1 апреля 1941 года в строю числилось только 119. Вообще у меня в душе живет надежда, что где-нибудь на какой либо базе хранения бывших ДВФ или ЗабВО стоит хотя бы один из 47 имевшихся там на то же 1 апреля 41го БТ-7А, что его когда-нибудь найдут и хотя бы сфотографируют интерьер.

Башня БТ-7А также эллиптическая. Маска пушки на БТ-7А имеет довольно своеобразную конструкцию, относимо обычных БТ-5/7, маска выполнена в виде своеобразного короба. На правой боковой части которого 6 головок болтов, на левой боковой части 8, на передних плоскостях справа и слева по 5, передние плоскости соединяются с еще 2мя боковыми поверхностями, между ними имеется по 2 косынки и 2 болта с каждой стороны. Что в отношении данных болтов дает ВЭ сейчас сказать не могу, так как маска мной та уже перепилена, помню, что болты туда добавлял, но куда именно не помню.







На каждом борту башни по 2 вертикальных накладки, а также по смотровой щели и заглушке пистолетного порта, также на левом борту в самом низу, чуть впереди смотровой щели небольшая треугольная нашлепка приклепанная 3 клепками, на правом борту вваренный полуцилиндр установки пулемета ДТ, в кормовой нише узкий люк с шаровой установкой для ДТ.

Мягко говоря, ВЭ на бортах БТ-7А неправильным сделал ВСЁ!

Полуцилиндр ориентирован немного вправо, хотя должен быть четко вперед. Смотровые щели и пробки пистолетных портов надо сдвигать вперед, причем правые довольно далеко. Треугольной нашлепки слева вообще нет. Все вертикальные планки надо смещать вперед, форму кормовой ниши переделывать полностью, делать кормовой люк, вставлять туда яблоко шаровой установки. В общем пилить – не перепилить. При этом основное закругление кормы башни начинается за вторыми планками.












Крыша башни. Тоже «песТня» БТ-7А на крыше имел все то же, что и любой другой БТ-7, при этом перископический прицел и панорама в бронировках присутствовали всегда, при этом внешний вид и способ крепления бронировок был отличным от обычных БТ. ВЭ попытался их изобразить, но не довел свой положительный умысел до логического конца. Бронировки при этом располагались не на поперечной оси башни, а чуть позади одна другой. Ближе к левой бронировке располагался грибок вентилятора, который ВЭ почему то вообще решил не делать. На крыше перед правым люком располагался лючок флажковой сигнализации каплевидной(!), а не круглой формы, он также позабыт ВЭ, про стаканчик крепления ручки ДТ по походному я вообще молчу, нет его у ВЭ, хотя должна быть справа от лючка.

Позади левого люка мог располагаться стакан выхода антенны, ВЭ нам его предоставил. На крыше башни ВЭ верно отобразил только правый вращающийся люк и рымы. Левый люк ВЭ зачем то развернул на 180 градусов, так что мы занимаемся перестановкой петель сзади на перед, что проблематично ввиду бронировки прицела, а если ее до ума довести, то вообще край получится. При этом еще проем под люк больше самого люка и тот норовит утонуть в проеме – веселуха однака. Вокруг правого люкак крыше башни приклепывалась тонкая полоска металла, которую ВЭ ясен перец сделать не удосужился. 







Еще про борта башни. На БТ-7А как и на БТ-5/7 могла устанавливаться поручневая антенна, а могла и не устанавливаться, при этом с креплениями для нее та же петрушка, что и для обычных БТшек, а именно, либо борта башни голые без нашлепок для крепления штанг антенны, либо нашлепки есть, но к ним не прикреплены штанги, либо нашлепки есть, а также есть часть штанг, но они при этом обрезаны, ну и последний вариант антенна собственно есть.. Вообще на имеющихся фотках, только 5 БТ-7А оснащены именно поручневой антенной, еще 2 оснащены штырьевой антенной, все остальные без них.






Интерьер БТ-7А неизвестен, так что либо все люки закрываем, либо сажаем в них танкистов.

Про БТ-7А от ВЭ можно сказать то, что это модель(в части башни) исключительно для мазохистов вроде меня. Но все же лучше взять башню от «Комплекта ЗиП» и быть счастливым обладателем правильной башни.

 Экранированые БТ.

Многие моделисты считают, что таковых не было. Их мнение основано, на том, что фотографий экранированных БТ еще меньше чем БТ-7А, но данные фотографии все же имеются. До ВОВ экранировке подвергся только один БТ-7 с конической башней. Долгое время считалось, что он потерян то ли в Харькове, то ли где то в той области. Однако недавно в сети появилось фото с указанным танком на параде 7 ноября 1941 года в Москве. Не помню к какой части он принадлежал, но по имеющейся информации к середине-концу декабря его в составе части уже не было, он как и остальные БТ числится в потерях. Судьба танка неизвестна, но скорее всего ушел в переплавку. Также насколько мне известно, работы по экранировке БТ во время ВОВ производились в Одессе, вроде бы мелькала информация насчет Ленинграда, но какая-то она несерьезная по сути, так что остановимся только на Одессе. Если в Харькове был экранирован БТ-7 с конической башней, то согласно фотографиям, в Одессе экранировали БТ-5 и БТ-7 с эллиптической башней.



















Ну и приближаясь к завершению в части подтверждения того, что в матчасти танков БТ может быть все что угодно, продемонстрирую Вам три фотографии двух танков.

Итак БТ-5 с Мариупольской башней, двигателем М-17 и соответственно выхлопными трубами от него же, обрешеткой сетки над жалюзи нигде больше не встречающегося вида, катками и мелкозвенчатой гусеницей от БТ-7, а также широкими картерами от него же. Полнейший сюр.







Танк БТ-5 с глушителем как при использовании двигателя М-5, но при этом блином воздушного фильтра как при использовании двигателя М-17. Какой там движок стоит в реале, я даже предполагать боюсь. )))))





Ну и в самом заключении проведу краткий обзор декалей для танков БТ-5 и БТ-7, что дают нам Звезда и ВЭ. Сразу оговорюсь, что все что касаемо цветов сплошных и прерывистых линий вокруг башни – это надо смотреть соответствующие приказы и распоряжения. Так как фотографии черно-белые, то установить какой там цвет очень сложно. Если делаете довоенный танк, то линии должны быть четкими, если периода ВОВ, то так как система условных обозначений поменялась и старые знаки не подновляли, краска их облетала, учтите при создании. Так как основной краской для тактических знаков была белая, то ее я упоминать в тексте не буду, укажу только другие цвета

По порядку:

БТ-5 от Звезды.

Черная сплошная и белая прерывистая – да

Красная сплошная и белая прерывистая – да

Красные звезды - да

В треугольнике сверху 15, слева 2, справа 4 – лично я таких обозначений на БТ-5 с эллиптической башней не встречал, а вот на БТ-5 с цилиндрической(Мариупольской) башней неоднократно, остается вопрос, где взять Мариупольскую башню. Так как такая система обозначения существовала, то наносить данную декаль вполне оправданно, надо только фото найти.

Зоя Космодемьянская Иркутск 279 точка. – лично я такой надписи на БТ-5 не встречал, но сознательно допускаю ее существование.

47 в кольце – производитель относит ее к Халхин-Голу, однако к тем местам с таким номером относится БТ-7 с конической башней. Найдете фото БТ-5 с таким обозначением – переводите.

725 с красной звездой – этот вариант существовал и относится он к Ленинграду 42-43 годов. Позиционировать танк с такой декалью на приграничные сражения не стоит. Да, и еще, танк с этим номером был модернизирован под установку двигателя М-17, так что к Звездовскому танку указанная декаль не имеет никакого отношения





БТ-7 от Звезды:

Красная сплошная, синяя прерывистая – да

Красная звезда сплошная – да

Контур красной звезды – не встречал

Красные звезды с белой окантовкой – не встречал

Красная 2 в белом квадрате – да на довоенный период

2 под ней линия под ней 4 и все это в ромбе из линий, справа слева по линии – не встречал

 БТ-7 от ВЭ № 35108

 Синяя сплошная, красная прерывистая - да

Красная сплошная, белая прерывистая, цифра 10 – нет – это сочетание разных систем обозначений

Красные звезды - да

Три горизонтальные полосы – да – Украина, в частности Львов 41год.



Большой треугольник – да, можно использовать как самостоятельно, так и добавить к трем горизонтальным полоскам, также можно перевести на БТ-7 с конической башней.





4 58 – да, танк на платформе Ж/Д состава, по не уточненным данным из состава 57 краснознаменной ТД 5го МК Западного фронта, июль 41





703 – не встречал

12 – да, но к танку с Мариупольской башней, остается только собственно найти данную башню





2 и черный крест – да





БТ-7 от ВЭ № 35109

 452 – не встречал

Красные звезды – да

Большой треугольник – да

Белый крест на крышу башни – да

Черная сплошная, желтая прерывистая и красная 3 в желтом треугольнике – да, только танк с поручневой антенной.



БТ-7 от ВЭ № 35110

 Три красные волны – да



Белая сплошная – да

Белая сплошная, черная прерывистая и цифра 12 – нет – смешение систем обозначения

Крест на крышу башни – да

Кольца – да

Круг – да, в частности парад 7 ноября 1941 года, а там были и БТ с эллиптической башней







Х-16 – да. Довольно долго считали, что это танк 44го ТП-3й КД юго-западного фронта, но как показало исследование проведенное досужими людьми – в 44м ТП не было танков БТ-7. Кстати декаль Х-16 можно переделать в Х-61 и в Х-9, кстати навсех этих танках белый крест на крыше башни
















Крест на башню –да

2 в квадрате – да

100 – не встречал, но есть фотографии танков с похожей нумерацией

52 и красная звезда – не встречал

СОЛДАТ – не встречал

Красная звезда отдельно – да

Кольца – да

218 – да, но на танк с зенитной турелью







722 и красная звезда – да – смотрим выше про 725 и красную звезду у Звездовского БТ-5

Ромб под которым буква В – да – танк командования 3й роты 1го батальона 53го ТП 81й Калужской МД июнь 41г. гг. Немирув, Яворов, Грудек Янгельский, Львовский выступ. Путем добавления цифры от 1 до 3 можно сделать почти любой танк данной роты. За фотографиями прошу на форум Немиров 41. Единственный минус – большинство танков – это БТ-7М







БТ-7 от ВЭ № 35112

 Белая полоса сплошная и белая полоса с вырезами под грибок вентилятора и бронировки прицела и панорамы на крышу башни – да, в том числе на танки вышеупомянутого 53го ТП 81й Калужской МД июнь 41г.

Красная 34 – не встречал

Красный крест на крышу башни – не встречал

213 – не встречал

47 в кольце – да – на Халхин Гол



Красные звезды –да

Кольца – нет

55 – нет

5 – нет

Большой треугольник –нет

Красная сплошная, синяя прерывистая – да, НО БЕЗ синей прерывистой.

 По поводу окраски танков БТ говорить особо нечего – в основной массе танки окрашивались в 4БО, могли быть нанесены камуфляжные пятна красками 7К(песочный) и 6К(темно-коричневый), есть однако фотографии танков БТ с маской пушки окрашенной явно в другой цвет чем остальной корпус танка, про окраску маски пушки можно только догадываться – возможно это красный.



Поздравляю Вас! Вы дочитали статью до конца. Если у Вас возникли, какие либо вопросы, то задавайте их мне на форуме. Еще могу посоветовать Вам, если Вы внимательно читали статью, взять в руки модели танков БТ-5 и БТ-7 от Звезды и ВЭ, а также чертежи данных танков и посмотреть насколько они соответствуют тому, что я написал в статье. Не скрою, в ходе написания статьи, я для себя сделал несколько открытия в части матчасти танков БТ.

            Успешного Вам моделирования.


Обсуждение статьи на форуме.

Автор: Алексей Рудаков

 










        

         

         

         











Возврат к списку