Приветствую коллеги!
Ровно 100 лет назад, 10 мая 1915 года произошло событие,ныне именуемое как "Бой Черноморского флота с линейным крейсером "Гебен" или "Бой у Босфора 1915года".
Нужно отметить, что интерес и изучение деталей этого боя (естественно на моем,любительском уровне..) был тем мощнейшим импульсом, сподвигшем меня к постройке этой модели, модели линкора "Пантелеймон", явившемся "главным героем" Боя у Босфора.
Так что же произошло у пролива Босфор 100 лет назад, и чем так отличился линкор "Пантелеймон"...?
Не буду долго описывать предисторию, показывать баланс сил и средств, обсуждать те или иные решения должностных лиц..., только по факту.
А по факту ситуация получалась такая: утром 10 мая 1915 года, практически весь Черноморский флот находился у пролива Босфор, началась очередная операция по бомбардировке босфорских (турецких) батарей.
Линкоры "Пантелеймон" и "Три Святителя" образовывали ударную группу, именно они должны были бомбардировать турецкие укрепления. С моря их прикрывали линкоры "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Ростислав".Кроме того, при линкорах находились тральщики,эсминцы,крейсера и гидроавиакрейсер "Император Александр I".
Около 06:00 ударная группа начала занимать позицию,а в 07:10 по русским тральщикам,производящим траление перед ударной группой, открыл огонь турецкий эсминец"Нумуне", но немедленно сам попал под обстрел с "Пантелеймона" и был вынужден отойти вглубь пролива.
Ударная группа еще не успела занять позицию для бомбардировки, как последовал приказ командующего флотом, адмирала А.А.Эбергарда, немедленно идти на соединение с главными силами , к группе прикрытия (а это и были главные силы) стремительно приближался германский линейный крейсер "Гебен"...
Немного о "Гебене".
Новейший германский линейный крейсер "дредноутного" типа,введен в строй в 1912 году, был вооружен 10 орудиями 280мм , 12 орудиями 150мм, 12 орудиями 88мм.Скорость хода 28 узлов.С августа 1914 года в составе турецкого флота под наименованием "Султан Селим Грозный". Крейсер действовал под турецким флагом ,а германские моряки "на людях" красовались в турецкой военно-морской форме одежды, вот пожалуй и вся турецкость крейсера, поэтому я, как и русские моряки тех лет, буду называть крейсер его германским именем.
Нужно сказать,что "Гебен", обладавший большой скоростью хода и мощным вооружением,именно на Черном море, действуя против устаревших и тихоходных линкоров русского флота, как нельзя лучше реализовывал концепцию линейного крейсера,обогнать-обойти, нанести удар-уничтожить,быстро уйти при неблагоприятных обстоятельствах.
"Гебен" являлся настоящей "головной болью" для русского командования, вплоть до появления на Черном море новейших отечественных линкоров "дредноутного" типа.
Тем временем,командующий А.А. Эбергард, убедившись в том,что времени для соединения с группой "Пантелеймона" не остается,в 07:41 разворачивает корабли на обратный курс.(до этого корабли шли курсом на Босфор,в надежде успеть соединится и дать бой всей полноценной 1-й бригадой линкоров).
В 07:51 (по другим данным 07:53) линкор "Иоанн Златоуст", с дистанции 94каб, делает первый пристрелочный залп по приблизившемуся "Гебену"."Гебен",повернувший вправо на почти параллельный курс, начал отвечать пятиорудийными залпами.Вскоре по "Гебену" открывает огонь головной "Евстафий". Идущий концевым "Ростислав" огня не открывал,чтобы "не сбивать стрельбу" головных линкоров.
Русские 305мм снаряды сосредоточенных четырехорудийных залпов,разрывались недолетами, попаданий в "Гебен" не было...
"Гебен", в свою очередь,хоть и взял в "вилку" флагманский "Евстафий", но попаданий так же не было, хотя его залпы ложились очень кучно. "Евстафий" порой совершенно пропадал из вида в громадных водяных столбах, на корабль обрушивались гигантские массы воды, заливая стекла дальномеров и мешая эффективной ответной стрельбе.
Ситуация была предельно опасная, один удачный залп "Гебена" грозил пусть и не уничтожить флагманский "Евстафий", но мог гарантированно вывести его из строя, деморализовав тем самым остальной флот, а далее, пользуясь преимуществом в скорости и заняв удобную для себя позицию,"Гебен" наверняка взялся бы за "Иоанн Златоуст" и далее по списку...
Ситуацию ПЕРЕЛОМИЛ линкор "Пантелеймон" !
Группа "Пантелеймона" спешила к месту боя.
Вот как описывает этот эпизод старший лейтенант А.М.Чернушевич,участник тех событий:
"...В это время "Пантелеймон",лучший ходок из трех однотипных кораблей(он свободно развивал 17 узлов),казалось,не шел,а летел...Громадный белый бурун поднимался под его штевнем...Далеко отстал от него "старичок "III Святителя".
Таким образом, "Пантелеймон" несся на соединение с главными силами флота.Около 08:05 он поравнялся с "Ростиславом".В это время капитан "Пантелеймона",капитан I-го ранга М.И.Каськов, приказал открыть огонь по "Гебену" с предельной дистанции,не дожидаясь окончания маневра по соединению с главными силами.
Старший артиллерист "Пантелеймона" лейтенант В.Г.Мальчиковский вторым залпом накрыл "Гебена", ПОРАЗИВ его в среднюю часть корпуса,ниже ватерлинии.
Вот что пишет старший офицер "Пантелеймона", капитан II-го ранга Г.К.Леман:
..."Когда около 8ч 12мин.. "Пантелеймон" дал залп,легший за кормой "Гебена",лейтенант Мальчиковский скомандовал "четыре влево",и около 8ч 13мин,подходя к линейному кораблю "Три Святителя, "Пантелеймон" вновь дал залп с исправленной установкой целика и с прицелом, если не ошибаюсь,104 кабельтовых. В это время "Гебен" держал нас на курсовом угле градусов 120-130. Слыша отчетливо предуведомления гальванера "товьсь","падение!", я увидел,что одно падение этого залпа легло за кормой "Гебена" саженях в 30-40,причем снаряд разорвался о воду, другое же падение дало попадание в район задней трубы и третьей башни...Снаряд при разрыве дал густое облако черного дыма,которое прорезалось ярким красноватым пламенем".
Около 08:15 "Пантелеймон" занял место в колонне ,таким образом вся 1-я бригада линкоров была вместе.Вскоре в "Гебен" попали еще два 305мм снаряда,один предположительно с "Евстафия", в бак и один с "Пантелеймона", разорвался у кормовой башни.
Андрей Августович Эбергард докладывал в ставку:
"...После нескольких наших попаданий, стрельба "Гебена" стала значительно хуже. В его залпе вместо пяти было уже по три, иногда по два выстрела".
Русские линкоры увеличили ход до 12 узлов и подвернули вправо,начала сокращаться дистанция боя,очевидным стало артиллерийское превосходство русской эскадры, теперь уже вокруг "Гебена" вода "закипала" от разрывов снарядов.
Когда дистанция сократилась до 73каб, "Гебен", со свесившейся за борт из разбитого ящика, противоторпедной сетью и скорее всего коптящий в местах попаданий(что не факт), резким поворотом вправо, вышел из боя....
Вот такое событие произошло в этот день 100 лет назад на Черном море, такой вот юбилей, коллеги.