Регистрация Вход · Почистить куки
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 177 След.
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Форум china-defense.com опубликовал информацию о разработке в Китае в 1970-х годах самоходного ЗРК HQ-5.
Судя по изображениям, Китай пытался создать аналог советского ЗРК «Куб». Длина ракеты 6,8 м, диаметр корпуса 0,47 м, размах оперения 1 м, стартовый вес 1330 кг, дальность стрельбы 35-50 км, досягаемость по высоте от 500 до 18000 м (интересно, что Google не выдает информации по этому ЗРК
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Компания Raytheon завершила поставку новейшей подводной модульной сонарной системы MS3 (Modular Scalable Sonar System) пятого поколения для интеграции на подводную беспилотную лодку ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous TrailUnmanned Vessel), которая разрабатывается Агентством по перспективным оборонным системам DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), сообщает asdnews.com 18 ноября.
Подводный аппарат под названием Leidos разработан по схеме тримаран и способен обнаруживать/отслеживать подлодки противника в автономном режиме работы. Оборудование разработано с открытой архитектурой для «максимальной гибкости» интегрирования новых технологий и программного обеспечения (ВМС США получат эту систему для оперативного использования к 2018 году, эта система может применяться для обнаружения будущих угроз, таких, например, как российская беспилотная ПЛ для заражения радиацией морских акваторий «Статус-6
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Депутаты от правящей и оппозиционных партий Южной Кореи требуют провести аудит программы разработки истребителя KF-X, сообщает The Korea Times 18 ноября.
Парламентарии считают, что программа стоимостью 8,5 трлн вон находится под угрозой срыва, так как Администрация оборонных закупок минобороны не проводит приобретение необходимых технологий (самолет должны разработать южнокорейская компания Korea Aerospace Industries и индонезийская
Indonesian Aerospace — прим. Военный Паритет).
Новые истребители должны заменить парк боевых самолетов F-4 и F-5, однако программа столкнулась с трудностями привлечения технологий, когда правительство США запретило компании Lockheed Martin сотрудничество в передаче четырех, связанных с истребителем F-35 Lightning II, в том числе активной ФАР для бортового радара.
Всего Южная Корея планирует получить 25 технологий, которые США должны были предоставить в рамках контракта по закупке 40 истребителей F-35, подписанного в 2014 году.
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Тем не менее, этап эскизного проекта СНИиПКБ П.А. Лехова сделало. В конце концов, пока требовалось только надлежащим образом оформить результаты предыдущей 15-20 летней работы... Но дальше предстояли технический проект, рабочая документация, расширение фронта работ минимум в 10 - а то и в 100 раз! Это, конечно, должно было предвосхищаться соответствующим финансированием - государственным, раз госконтракт... А финансирование зависло: в Роскосмосе снова сменилось руководство, и решительная оппозиция ЛЮБЫМ работам по многоразовым средствам выведения, имеющаяся в аппарате ведомства, активизировалась. Да и Центру, на фоне участившихся аварий и ухудшающегося финансового положения, отстаивать новую программу стало сложнее.
Правда, появился и новый козырь в поддержку проекта: потенциальный противник активизировал разработку системы с повторно используемыми ускорителями RBS (Reusable Booster System) "Pathfinder"
Кстати, совершенно не исключено, что публикации про МРКС (а о ней докладывали и на международных конгрессах) были в числе причин, сподвигших американцев снова взяться за эту тему и эту схему.
Конечно, у них был богатейший задел, от фантазий на тему "крылатого "Сатурна" до программы SLI,
Нет, боже упаси, это НЕ в одном масштабе! Грузоподъёмность этого варианта "Патфайндера" предполагалась чуть не в 10 раз меньше, чем самого маленького варианта МРКС. Но перед ним задача сокращения стоимости запуска ставилась только в перспективе, по мере развития.

Однако информация из-за океана не помогла. В 2014-м г. Центр возглавил абсолютный "варяг" не только на предприятии, но и в отрасли - А.В. Калиновский. Да только проблема была не в том, что он "варяг"...
Вообще говоря, достаточно 10 минут в инете, чтобы убедиться, что, во всяком случае, руководить он УМЕЕТ, причём предприятиями РАЗНОГО профиля, производящими как зерноуборочные комбайны, так и магистральные авиалайнеры. И умеет УСПЕШНО руководить, что, вообще говоря, в наши дни редкость. А весьма живые рассказы тех, кому пришлось общаться с ним по работе, или хотя бы при сём присутствовать, позволили сделать - правда, осторожный - вывод: все его международные дипломы ("Международный институт менеджмента в Великобритании...") - не более, чем полагающиеся по статусу "висюльки", основа - вполне себе советская, красочно описанная А. Беком и В. Липатовым.
Проблема в том, что пришёл он с задачей финансового оздоровления предприятия, а что и как при этом производить, было второстепенно...
К сожалению, в целях финансового оздоровления было решено сосредоточиться на одном направлении, отбросив всё "лишнее". Этим "одинм направлением" стали РН семейства "Ангара", а "всем лишним" - модули орбитальных станций, спутники прикладного назначения - ну и перспективные исследования, включая многоразовые средства выведения. В новой структуре предприятия места для СНИиПКБ не нашлось...
В какой степени этому способствовала позиция КБ "Салют" - я могу судить только по слухам. Нехорошим. Но радоваться уходу П.А. Лехова и его команды Ю.О. Бахвалову пришлось недолго - отказ работать по "Ангаре-5В" Калиновский уже не спустил!
Существуют две возможных версии происшедшего.
Согласно первой, погнавшись за сиюминутным эффектом, с подачи руководства КБ "Салют" (а позиция Бахвалова там не уникальна) руководство предприятия упускает перспективу длительного развития. В наши дни это не только вполне возможно, но и происходит сплошь и рядом. Однако эта версия предполагает, что Центр вообще и КБ "Салют" в частности "могут, но не хочут".
Вторая версия учитывает глобальный аудит предприятия, проведённый осенью 2014 г. Причём для этого привлекались отнюдь не финансисты, а вполне ушлые и грамотные люди с авиастроительных, в частности, предприятий. Да, специфика есть, но не скрывается ли, порой, за разговорами о "ракетно-космической специфике" элементарное нежелание не только что-то менять, но и вообще что-то делать? Так вот, есть предположение, что по состоянию на зиму 2014-2015 гг. Центр реально НЕ МОГ тянуть больше ничего, кроме того, что оставил новый генеральный директор...
http://asv-k.livejournal.com/4498.html
Пользователь добавил изображение
5411_600.jpg (78.55 КБ)
Пользователь добавил изображение
5696_600.jpg (14.31 КБ)
Пользователь добавил изображение
6207_300.jpg (14.45 КБ)
Пользователь добавил изображение
6550_300.jpg (20.09 КБ)
Пользователь добавил изображение
6936_600.jpg (10.43 КБ)
Рисунок
7311_600.jpg (247.38 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Компоновка МРКС-35.

Итак, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева конкурс выиграл, а дальше... А дальше произошло именно то, что и даёт основания говорить, что в космической промышленности у нас процветает никакой ни социализм, ни капитализм, а самый что ни на есть махровый феодализм.
Немного истории.
ЗАВОД им. М.В. Хруничева отсчитывает свою историю с 1916 года (что не совсем обоснованно, поскольку довоенный, 22-й, завод был полностью эвакуирован в Казань, а в тех же цехах 23-й завод создавался уже, во многом, с нуля, но дело сейчас не в этом). Но Государственный космический научно-производственный ЦЕНТР им. М.В. Хруничева был создан в 1993 г. путём объединения двух (тогда) предприятий - КБ "Салют" и собственно завода, находящихся на одной территории, но на тот момент завязанных в совершенно разных кооперациях. И отцом-основателем Центра, безусловно, следует считать тогдашнего директора завода А.И. Киселёва. Он не только "досуха отжал" подвернувшийся "семейный фактор" (в КБ "Салют" работала никому тогда не известная Т.Б. Ельцина-Дьяченко), но и сделал всё возможное, чтобы придать предприятию проектную самостоятельность (до этого завод входил в "империю Челомея", а КБ, преимущественно, работало для НПО "Энергия"). Эти шаги Киселёва встретили ожесточённое сопротивление и вне организации (в создававшемся тогда же Роскосомсе), и внутри. Причём как вне, так и внутри это сопротивление и порождённая им ненависть были перенесены с личности генерального директора на предприятие в целом.
В результате сложился некий баланс сил и интересов, сложным образом связанный как с определёнными должнонстями, так и с занимающими их личностями. И когда в 2001 г. Киселёв ушёл со своего поста (в советники), следующим генеральным (А.А. Медведеву, В.Е. Нестерову, А.И. Селиверстову) пришлось действовать в рамках этого баланса.
Это экскурс в какой-то степени должен объяснить тот вопиющий факт, что, когда настала пора делать эскизный проект МРКС-1, начальник КБ "Салют" Ю.О. Бахвалов заниматься им... отказался.
И работу продолжало специальное научно-исследовательское и проектно-конструкторское бюро Департамента инновационного развития и стратегических исследований (ни того, ни другого подразделения в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева больше не существует), возглавлявшееся П.А. Леховым, с разговора с которым начался этот рассказ. Но беда в том, что численность этого СНИиПКБ не превышала 20 человек, а средний возраст их, наоборот, превышал 70 лет...
Это те самые люди, которые сделали "Буран". Когда в 90-х рассыпалось НПО "Молния", они сотрудничали с ГКНПЦ, создав проект "Байкала" - многоразовую версию универсального ракетного модуля УРМ-1 системы "Ангара".
Потом и перешли в ГКНПЦ, и, в конце концов, собрались "под крылышком" Департамента стратегических исследований и планирования развития РКТ, переименованного позднее в "инновационного развития и стратегических исследований". К 2014 г. это был ЕДИНСТВЕННЫЙ в стране коллектив - хранитель реального опыта проектирования воздушно-космических систем - что, возможно, стало весомым основанием победы ГКПНЦ им. М.В. Хруничева в конкурсе. Но силы его, и так небесконечные, естественным образом убывали...
Пользователь добавил изображение
4667_600.jpg (40.49 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Рисунок
Скрин-шот из презентационного фильма об МРКС-35, ижевский НИИ "Высоких технологий" по документации ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

В 2011 г. Роскосмос объявил конкурс на право выполнения эскизного проекта многоразовой ракетно-космической системы 1-го этапа. За неимением иной информации будем пока считать, что это стало результатом многократных обращений ГКНПЦ им. М.В. Хруничева с обоснованием необходимости многоразовых средств выведения и насущности развёртывания соответствующих работ.  Впрочем, следует помнить, что в это же время в США закрыли программу "Vision - Constellation" и в очередной разь заговорили о снижении стоимости доставки грузов на орбиту, а сменившийся руководитель Роскосмоса начал активный пересмотр реализуемых программ.
В конкурсе приняли участие три предприятия: ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (Москва), ЦСКБ-"Погресс" (Куйбышев) и ГРЦ им. Макеева (Миасс).
Волжане, похоже, попытались использовать немалый задел, наработанный по программе "Русь-М" (это, вообще, тема отдельного разговора, и, возможно, к нему придётся вернуться...). На рисунках можно видеть то, что получилось в результате.

Рисунок
Это - МРКС от ЦСКБ-"Прогресс" в стартовой конфигурации.
Рисунок
А это - возвращаемые ракетные блоки в посадочной конфигурации.

Двигатели, похоже, предполагались РД-180 (т.е. всю философию двигательной установки МРКС-1 в Куйбышеве проигнорировали). Но дело даже не в них - одно взгляда на этот "катамаран" достаточно для возникновения множества вопросов из области, прежде всего, аэродинамики...
Уральцы пошли своим путём. К этому времени ГРЦ им. Макеева уже предлагал частично-многоразовый носитель "Россиянка", главной особенностью которого была ВЕРТИКАЛЬНАЯ (на дросселированных маршевых ЖРД) посадка возвращаемого блока.
Рисунок
"Россиянка". С проспекта ГРЦ им. Макеева.

Это почти то, что пытается сейчас реализовать Э. Маск, но идея-то старая (пунктирно её путь показан здесь). Только в отличии от Маска миассцы рассчитывают не просто на посадку, а на возвращение в район старта, что реализуется хитрой траекторией полёта
Несмотря на то, что вертикальная ракетная/реактивная посадка привлекает отечественных разработчиков не первое десятилетие (работы Куландина и Рябошапки в ЛВВИКА в начале 1960-х, куйбышевский "Подъём" десятилетие спустя, "Заря" К.П. Феоктистова...), отношение к ней... настороженное. Особенно со стороны заказчика. И то сказать, при всём размахе работ по РЕАКТИВНЫМ "вертикалкам", летавших РАКЕТНЫХ (почувствуйте разницу!) аппаратов такого типа у нас не было (если я чего-то не знаю - поправьте, это действительно интересно - "Луна-16" и блок "Е" ЛК, естественно, не в счёт...).
Впрочем, уральцы отнюдь не опустили руки - очень в космос хочется! - и в 2013-2014 гг. предложили даже ряд носителей, вплоть до сверхтяжёлых, базирующийся на многоразовом модуле вертикального взлёта и посадки. Но тут им было сделано предложение, от которого они не могли отказаться, и последние годы (и надолго впредь) отнюдь не беспредельные силы миасского КБ полностью отданы более традиционной для него тематике. А, с учётом того, о чём пойдёт речь дальше, очень жаль!
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Приятно, когда твои прогнозы сбываются, даже если прогнозы эти не позитивные...
Не далее января сего, 2015-го, года, я сказал Павлу Анатольевичу Лехову, главному конструктору многоразовой ракетно-космической системы 1-го этапа, которому оставалось работать на предприятии несколько дней (мне - несколько месяцев, но этого мы ещё не знали; впрочем, это не имеет отношения к делу), что пройдёт максимум полгода, и его на коленях будут умолять вернуться. Именно для работы по этой тематике. Он, будучи значительно старше и умудрённее печальным опытом, отнюдь не разделял моего оптимизма, да и в любом случае это никак не помогало ему в конкретной административно-финансовой ситуации.
Однако ж...



Это не моя прямая речь, как вы могли бы подумать. Это начало интереснейшего цикла статей asv_k о многоразовой космической системе МРКС-1. Продолжение - под катом.
Читаем "Известия" от 20 августа 2015 г.: "Роскосмос создаст многоразовую ракету-носитель".
Особенно восхищает, что пресс-служба ГКНПЦ ими. М.В. Хруничева согласно кивает: да, де - дедали и будем делать... При том, что структурное подразделение, которое, собственно, занималось МРКС-1, ликвидировано ещё осенью 2014-го, люди уволены зимой 2015-го.
Неприятно - хотя и не удивительно - наблюдать воинствующую, патологическую безграмотность отечественных "дурналистов" (называть их журналистами - немыслимо много чести), взявшихся заявлять, аж, о "разработке аналога "Бурана". А телеканал "Звезда" (канал Минобороны, между прочим!!!) не долго думая озаглавил новость "Роскосмос вернёт аналог "Бурана" на орбиту"... Поневоле с ностальгией вспоминаются времена, когда публикации на космические темы визировал генерал Ю.А. Мозжорин! Вы, блин, ребята, предмет изучите, о котором пишете, а потом будете верещать чего-то о "недопустимости цензуры..." А так позориться допустимо?
Удивительно, в какой-то мере, читать заявление аж целого члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, что, де, "Жидкостные ракетные двигатели еще пока никто не спасал и не пытался использовать повторно." Член-корр не в курсе, что с начала 1970-х годов непременным требованием к ЖРД космического назначения являются обязательные контрольно-сдаточные испытания на стенде, после которых двигатель летит БЕЗ переборки и монтажно-демонтажных операций? Т.е. ВСЕ космические ЖРД, созданные за последние 45 лет, являются многоразовыми. А что до повторного использования - про "Space Shuttle" член-корр слышал? А про то, что двигатели ОТЛЕТАВШИЕ на "шаттлах" по нескольку полётов и вернувшиеся на Землю будут использоваться в новом носителе SLS?.. Нет, нужно обязательно доказать недоказуемое - что многоразовые системы экономически невыгодны, а уж какой ценой это "доказывается" - вопрос второй...

Итак, концепция многоразовой ракетно-космической системы первого этапа была разработана в недрах ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, в подразделении, которое возглавляли А.И. Кузин и С.Н. Лозин, в начале 2000-х годов. По крайней мере с 2006 г. доклады, отражающие процесс работы, регулярно звучали на открытых научных конфеернциях, включая международные, а в специализированных изданиях появлялись соответствующие статьи. Причём ГЛАВНОЙ задачей МРКС-1 изначально предполагалось именно сокращение стоимости вывода полезных нагрузок!
Да, почему "первого этапа"? Дело в том, что с самого начала предполагался и второй этап - полностью многоразовая система. Но сначала предполагалось решить более простую, но более важную задачу.
Сокращение затрат на выведение предполагалось получить за счёт повышения надёжности системы в целом и двигателей в частности, за счёт отказа от полей падения и, соответственно, всеазимутальности пуска, и, конечно, за счёт сокращения затрат на производство и самих ступеней, и двигателей для них.
Одноступенчатая система идеальна с точки зрения многоразовости, но очень и очень требовательна к технологическому уровню, к весовой культуре, да и формулу Циолковского никто не отменял. Двухступенчатая получится гораздо проще в реализации. При этом многоразовый ускоритель второй ступени будет, по сути, многоразовым воздушно-космическим кораблём с дорогой во всех смыслах теплозащитой (это мы, собственно, проходили на "Буране"). А вот ускоритель первой ступени - дело другое, особенно если правильно выбрать скорость разделения. Можно обеспечить торможение и посадку в заданной точке (или возвращение к месту старта) вообще без специальной теплозащиты, "просто" заложив более высокие требования к жаропрочности конструкционных материалов (благо - ВИАМ, несмотря ни на что, жив!).
Посадить ракетный блок можно разными способами, крылатая схема позволяет не просто посадить, а именно вернуть на ВПП к месту старта. Т.е. никаких проблем с полями падения, с местами посадки, с транспортировкой. Да, крылья на участке ракетного полёта - мёртвый груз. Но на ПЕРВОЙ ступени его влияние на грузоподъёмность системы примерно в 10 раз меньше, чем на второй!
Тем не менее, вот ИМЕННО ЭТО, а отнюдь не многоразовость двигателей, было и остаётся главной проблемой МРКС. Самолётная посадка ракетных блоков предложена много десятилетий назад, проектов известна масса, но никто пока не посадил на ВПП ни один ракетный блок, и тем более - не поднял его в повторном пуске! Вопрос настолько серьёзен, что до сих пор окончательно не определена аэродинамическая компоновка ВРБ - возвращаемого ракетного блока. Посетители МАКС-2013 могли видеть масштабные модели двух вариантов - с прямым поворотным и с треугольным крылом. Сами конструкторы склонялись к первому варианту, но однозначного решения ещё не было.



И именно для изучения этого комплекса проблем предложен "демонстратор", лётно-экспериментальный комплекс, тот самый ЛЭК, о котором говорится в проекте ФКП.
Выбор числа, типа и размещения двигателей на МРКС потребовал отдельной НИР, в котороой активно участвовали и Центр Келдыша, и воронежское КБХА. Рассматривались и существующие двигатели, и вновь создаваемые, компоненты - керосин, метан, водород и кислород. Выводы получились такие:
- на ВРБ использовать метан+кислород и ставить по 4 двигателя с возможностью аварийного отключения любого из них и ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСЛЕ ЭТОГО ЗАДАЧИ ПОЛЁТА;
- на одноразовом блоке (он называется "блок выведения", БВ) ставить по одному двигателю. Компоненты - водород+кислород, но поначалу можно и метан;
- двигатели на ВРБ летают по 5-10 раз (потом можно и больше), после чего отправляются в последний полёт на БВ.
Чем, помимо прочего, хорош метан - за время возвращения ВРБ к месту посадки метан (как и кислород) полностью испаряется из баков, двигателей и арматуры, и, соответственно, не требуются межполётные операции по нейтрализации остатков компонента, их удалению, очистке поверхностей и пр. На "шаттлах" это была одна из самых трудозатратных и опасных операций (там компоненты двигателей орбитального маневрирования были ядовитые), но и при керосине это тоже неизбежно.
Да. Необходимость отключения аварийного агрегата предполагает достаточно медленное развитие возможной аварии (чтобы успела сработать автоматика), а значит - нерекордные удельные параметры двигателя и т.н. "сладкая" схема. Т.е. какие-либо модификации РД-170 из рассмотрения ушли.
Вариант с водородом на всех ступенях рассмотрели... и отказались. Исключительно по соображениям наличной производственной и транспортной инфраструктуры: водород требует бОльшей ёмкости баков, по сути - постройки нового завода. Это, может, уже ТРЕТИЙ этап работ, но не первый...
Да, поскольку скорость разделения ракетных блоков была выбрана исходя не из оптимальной баллистики, а из температуры нагрева конструкции ВРБ, соотношение масс ступеней получилось тодже неоптимальным, зато... габариты ВРБ и БВ получились близкими! При пакетном соединении легко получались носители 4 грузоподъёмностей, в зависимости от числа используемых ВРБ и БВ:
1 ВРБ + 1 БВ (асимметричная компоновка) - 21 т
2 ВРБ + 1 БВ - 35 т
2 ВРБ + 2 БВ (асимметричная компоновка) - 46 т
2 ВРБ + 3 БВ - 60 т.
В таком, примерно, виде проект МРКС-1 сложился к 2010 г., когда, наконец, им заинтересовался Роскосмос.
Пользователь добавил изображение
2217_900.jpg (122.14 КБ)
Пользователь добавил изображение
2442_300.jpg (16.24 КБ)
Пользователь добавил изображение
2999_300.jpg (12.47 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
ИС - это советская программа противокосмической обороны (ПКО), разработка которой началась в 1962 году. Расшифровывается, как "истребитель спутников".
В СССР впервые в мире была разработана система противокосмической обороны на базе маневрирующих КА (космических аппаратов), оснащенных головками самонаведения и средствами поражения целей. Она предназначалась для поражения ИСЗ (искусственных спутников Земли) военного назначения, в том числе маневрирующих на орбите.



Космический аппарат ИС

1 ноября 1963 года ТАСС сообщило о запуске в СССР «первого в мире» маневрирующего космического аппарата «Полет-1», объявив, что этот аппарат в ходе полета выполнил «многочисленные» маневры изменения высоты и плоскости орбиты. Второй «Полет» стартовал 12 апреля 1964 года и повторил маневры первого. Западные эксперты расценили эти запуски как появление новых КА, предназначенных для испытания системы маневрирования в космосе, возможно, для подготовки к стыковке на орбите. Однако это были прототипы противоспутниковых аппаратов ИС. Система обеспечивала перехват и поражение спутников-целей за один-два витка полета перехватчика на нисходящих или восходящих витках.

Перехватчик массой около 2,4 т был оснащен системой ориентации, мощной двигательной установкой с большими запасами топлива, позволяющими проводить широкий маневр в космосе. Спереди стояла антенная радиолокационная головка самонаведения, за ней цилиндрический приборный отсек с системами, обеспечивающими связь и обмен данными с наземным комплексом. Для уничтожения цели служили две боевых части осколочно-кумулятивного действия. Складные боевые части раскрывались только после выхода на орбиту.

19 октября 1968 года СССР вывел на орбиту космический аппарат «Космос-248», а запущенный на следующий день «Космос-249», на втором витке проходя «недалеко» от «Космоса-248», взорвался. ТАСС торжественно сообщил: «Запланированные научные исследования выполнены». Однако «Космос-248» оказался живуч — через месяц неподалеку от него взорвался очередной спутник-самоубийца «Космос-252».

Специалисты Пентагона предположили, что цели поражались осколочным зарядом при максимальном (около 1 км) сближении с ними перехватчика. Причем перехватчик подрывался не позади цели, а после ее обгона. Делалось это намеренно: большинство осколков при таком взрыве сразу же тормозятся в атмосфере и сходят с орбиты, не засоряя околоземное пространство.

Ведь испытания противоспутниковых систем сопровождались возникновением на околоземной орбите большого количества фрагментов, которые представляли угрозу для космических полетов не только во время взрыва, но и спустя продолжительное время. Если взять спутник "Космос-249", первый спутник уничтоженный на орбите в рамках этой программы, то он распался на 109 фрагментов. Причем по состоянию на 1 января 1998 года 54 фрагмента продолжали находится на околоземной орбите.
Количество фрагментов, на которые распадался спутник, а оно варьировалось от 27 (уничтожение спутника "Космос-462" 03.12.1971 года) до 139 (уничтожение спутника "Космос-252" 01.11.1968 года), дает основание предположить, что при этом испытывались, как мощность размещенного на спутнике заряда, так и различные конструкции строения обшивки спутника. То есть исследовалась вероятность поражения цели фрагментами различного размера.

Как осуществлялся перехват?
Первоначально в дело вступал Центр контроля космического пространства, специалисты которого определяли координаты цели. По ним на командно-вычислительном пункте рассчитали алгоритм наведения аппарата-перехватчика на спутник-жертву. После чего с КП автоматически уходила команда на подъем перехватчика. Во время полета движения спутника корректировалось по данным наземных РЛС. На последнем участке полета наведение осуществлялось посредством головки самонаведения.




В программу ИС постоянно вмешивалась политика.

В мае 1972 года началось советско-американское сближение, были подписаны Договор об ограничении стратегических вооружений и Договор об ограничении систем противоракетной обороны, который ограничивал и противоспутниковые системы. В связи с этим программа испытаний была свернута.
Однако противоспутниковая система была принята на вооружение и несколько "Истребителей спутников" были помещены в шахтные пусковые установки в районе космодрома Байконур.

Испытания ее возобновились только в 1976 году. Перерыв был использован не только для доработки отдельных элементов системы, но и для разработки некоторых довольно принципиальных вещей. Самым важным из доработок явилась новая система наведения на цель, которая впервые была применена на спутнике "Космос-814" 13 апреля 1976 года. Во время испытаний ИС, двигаясь по более низкой орбите, быстро нагнал спутник-мишень, включились двигатели перехватчика, он совершил "подскок" и прошел менее, чем в километре от цели. Перехват такого типа укладывался менее, чем в один виток с момента старта и упрощал процесс сближения. Маневр перехватчика с такой системой наведения не позволял своевременно обнаружить его маневры наземными станциями слежения противника, которые могли бы предупредить спутник противника о готовящейся атаке. Получив эти данные спутник-мишень, к примеру разведывательный спутник типа "Bog Bird", мог бы включить бортовой двигатель и избежать поражения. Против нового типа перехвата такие маневры были бы бесполезны. Такой тип перехвата был назван "выпрыгиванием".

В 1978 году начались советско-американские переговоры об ограничении противоспутниковых систем. На период проведения переговоров обе стороны приостановили испытания своих систем ПКО. Несмотря на то, что программа испытаний не была полностью выполнена, модифицированный спутник-перехватчик ИС-М через год (1 июля 1979г.) был поставлен на вооружение. А между тем 14 ноября 1978 г. начинается разработка нового комплекса ИС-МУ для перехвата спутников менее, чем за один виток, а так же для перехвата маневрирующих ИСЗ.

В 1980 году переговоры зашли в тупик и полеты "Истребителя спутников" были возобновлены. Дальнейшие испытания были скорее проверкой работоспособности находящейся на вооружении системы.

Последнее испытание комплекса состоялось 18 июня 1982 года в ходе крупнейших учений советских ядерных сил, прозванных на Западе «семичасовой ядерной войной». «Космос-1379» перехватил мишень — имитатор навигационного спутника США «Транзит». Это было полноценное испытание средств комплекса ИС-М, которое проводилось в том числе в интересах разработки комплекса ИС-МУ. В рамках темы ИС-МУ под руководством А.Савина продолжается разработка КА 14Ф10, оснащенного четырьмя ракетами.

18 августа 1983 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов, на тот момент являющийся главным идеологом развала СССР в угоду интеграции России в Европу, объявил о прекращении испытаний в СССР противоспутникового оружия в одностороннем порядке.
Андроповым (и его соратниками по т.н. «К-17») уже вовсю готовилась «перестройка».

9 февраля 1984 г. после смерти Андропова работы по комплексу ИС-МУ возобновились.

В апреле 1991 года новый комплекс ПКО – ИС-МУ в составе РН "Циклон-2" и ИСЗ 14Ф10 принимается в эксплуатацию.

И вновь по политическим мотивам в августе 1993 г. руководством РФ было принято решение о снятии комплекса ИС-МУ с боевого дежурства.
Пользователь добавил изображение
150160_original.jpg (108.49 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Предполагаемый вид "Скифа-Д"  на дежурстве
За макетом "Скиф-ДМ" должны были последовать "Скиф-Д1" и "Скиф-Д2" (второй уже - полноценный боевой аппарат).

Далее планировался КА 17Ф19С "Скиф-Стилет". На нем собирались установить лазерный комплекс 1К11 "Стилет", разработанный в НПО "Астрофизика".
"Стилет" для 17Ф19С представлял собой космический вариант наземного "Стилета" (я упоминал о нем ранее в посте про "Сжатие"), уже созданного и проходящего в 80-х годах испытания. Наземный "Стилет" не предназначался для разрушения или уничтожения техники противника - этого просто не позволяла атмосфера и энергетика. Лазеры предназначались для вывода из строя прицелов и датчиков оптических устройств. На Земле применение "Стилета" было малоэффективным. В космосе за счет вакуума радиус его действия значительно увеличивался. "Стилет - космический" вполне можно было применять как противоспутниковое средство. Ведь выход из строя оптических датчиков космического аппарата противника был равносилен гибели спутника.
Для повышения эффективности действия "Стилета" в космосе был разработан специальный телескоп. В сентябре 1986 года электрический действующий макет "Стилета" был изготовлен НПО "Астрофизика" и поставлен в КБ "Салют" для испытаний. В августе 1987 года был изготовлен стендовый прототип кожуха телескопа.

В дальнейшем планировалось разработать целое семейство различных аппаратов тяжелого класса. Была запланирован унифицированный космический комплекс 17Ф19У "Скиф-У"... Но "перестройка" поставила на программе "Скиф" жирный крест. На руку противникам "Скифа" сыграл и неудачный вывод на орбиту "Полюса".
Пользователь добавил изображение
182745_original.jpg (88.44 КБ)
Пользователь добавил изображение
182898_original.jpg (47.61 КБ)
Пользователь добавил изображение
183225_original.jpg (92.63 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
:D  :D  :D  [*](
Пользователь добавил изображение
17067_original.jpg (58.46 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Х-555 - глубоко модифицированный неядерный вариант ракеты х-55 с улучшенной системой управления, в которой помимо инерциально-доплеровской системы используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация. Массу БЧ увеличили до 410 кг, за счет чего упала дальность полета: 2000 км.


Х-555 на подвеске МКУ-6-5
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Х-102 - вариант ракеты с ядерной боевой частью.
6 ракет Х-101 на внутрифюзеляжной многопозиционной катапультной установке МКУ-6-5
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Новая стратегическая крылатая ракета с увеличенной дальностью пуска.
Ракета оснащена автономной корреляционно системой «Спрут» с оптико-электронной системой коррекции траектории полёта, приемником системы ГЛОНАСС, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Позволяет поражать не только стационарные, но и движущиеся объекты.
Принята на вооружение в 2013 году.
Носители:
Ту-95МСМ - 8 шт.
Ту-160 - 12 шт.
Дальность полета: 5000-5500 км.
Боевая часть: 400 кг
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Во время одного из испытательных полетов многоцелевой транспортно/штурмовой самолет AC-130 GhostRider чуть не потерпел катастрофу, сообщает foxtrotalpha.jalopnik.com 19 ноября (самолеты специальной версии С-130 были приняты на вооружение с 1968 года — прим. Военный Паритет).
По ошибке пилотирования самолет, который летел на высоте 15000 футов, перевернулся на спину и потерял 5000 футов высоты, прежде чем смог вернуться в исходное положение. Самолет благополучно вернулся на базу.
Специалисты связали инцидент с чрезмерным движением руля во время выполнения контрольной точки, что привело к высоким углам бокового скольжения, ошибка усугубилась неправильным выбором последующих действий экипажа, в результате самолет вышел на нештатные перегрузки и потере исходного положения. Возможно, пилоты подверглись пространственной дезориентации (головокружению).
Этот инцидент может ударить по разработке самолета и нарушить график интеграции многих электронных и оптических систем. Самолет должен поступить на вооружение Командования специальных операций ВВС США в 2017 году и оснащен 105 мм и 30 мм пушками, а также высокоточными ракетами и бомбами.
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Основной боевой танк  Al-Khalid  является бронированным кулаком пакистанской армии, сообщает dawn.com 10 ноября.
Танк является результатом тесного сотрудничества между пакистанской компанией HIT (Heavy Industries Taxila) и китайской NORINCO (North Industries Corporation). Первый прототип был создан в начале 1990-х годов. «Аль-Халид» является дальнейшим развитием китайского ОБТ Тип 90-II, всего, по оценкам, произведено 600 единиц.
Танк включает в себя российскую и китайскую концепции танкостроения, по своим размерам и массе он значительно легче западных конкурентов. Силовая установка состоит из дизельного двигателя с жидкостным охлаждением 6ТД-2 украинского производства мощностью 1200 л.с., максимальная скорость 70 км/ч.
Вооружение состоит из 125 мм гладкоствольной пушки, способной стрелять ракетами 9М119М «Рефлекс» (код НАТО AT-11 Sniper) на дальность до 5 км.
По слухам, последняя версия танка оснащена системой активной защиты для перехвата ПТУР и реактивных гранат.
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
В Южной Корее беспилотник MQ-1C (верхнее фото) и боевой вертолет AH-64Р впервые выполнили совместные полеты, сообщает сегодня flightglobal.com.
Эти полеты были совершены для демонстрации возможности совместного выполнения боевой задачи машинами этих классов. Полеты проходили рядом с базой Кунсан (первый испытательный полет MQ-1C Gray Eagle состоялся в октябре 2004 г., цена одного аппарата по состоянию на 2013 год составляла 21,5 млн долл США - прим. Военный Паритет).
Беспилотник обеспечивал вертолет потоковым видео, тем самым доказав возможность взаимодействия для выполнения операций в различных погодных условиях, которые типичны для Корейского полуострова.
Сеул заказал 36 вертолетов АН-64Е (нижнее фото). Компания  General Atomics — производитель БЛА MQ-1C — демонстрировала на недавней выставке ADEX большой стенд с рекламой своей продукции.
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
одуванчик
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Китайская авиационная промышленность ускоренными темпами создает стелс-самолеты, сообщает israeldefense.com. J-20 и J-31 находятся на стадии разработки, на сайте НОАК представлены еще J-23 и J-25, которые должны отобрать у США господство над Тихим океаном. Пока J-20 и J-31 находятся на стадии опытных полётов и отработки, упоминания о новых истребителях пятого поколения J-23 и J-25, создающихся в полной секретности, появились на сайте НОАК, согласно сообщению новостного портала Qianzhan
1
Истребитель J-23, создаваемый Шэньянской авиастроительной корпорацией, больше не основан на российских технологиях, говорится в сообщении. Шэньянская корпорация предпочла взять за основу американский F-22 Raptor. Самолёт создаваемый на его основе должен обеспечить ВВС и ВМС Китая больше шансов на победу в возможных боях с американскими самолетами. Согласно раскрытой информации, J-23 имеет более длинный фюзеляж и два V-образных киля, которые очень похожи на те, которые используются на F-22. Если Китай сможет обеспечить закупки в России двигателей с управляемым вектором тяги, то маневренные характеристики J-23 также будут улучшены, говорится в сообщении.

Также говорится, что самолет J-25 4-го поколения (по китайской классификации), проектируемый авиастроительной корпорацией Чэнду, способен «сбивать F-22 за несколько секунд». Самолет получил название «Призрак птицы». Аналитики отмечают, что главная задача J-25 - бросить вызов господству США и их союзников на Тихом океане (будущей оперативной среде китайских авианосцев).
http://wartime.org.ua/

13.12.2013 КНР РАБОТАЕТ НАД СОЗДАНИЕМ НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ. Shenyang Aviation Corporation, будучи компанией, специализирующейся на авиастроительстве, заявила о продолжении работы с истребителями, которые называют «невидимками» J-20/ J-31. Вместе с этим, два аналога новых истребителей пятой генерации J-23/ J-25 участвуют в военных учениях. В соответствие с полученными данными, J-23, который был выпущен авиастроительной компанией, не базируется на созданных российскими разработчиками технологиях. Данная модель является копией американского F-22 Raptor, и должна стать адекватным аналогом этих самолётов. Ссылаясь на данные, обнародованные на китайском сайте, модель J-23 характеризуется вытянутым фюзеляжем и наличием 2-х вертикальных килей V-образной формы, которые напоминают кили F-22. Если китайским разработчикам удастся внедрить в самолет двигатель российского производства с вектором тяги, приравнивающимся 117 S, уровень маневренности модели станет лучше. По сообщениям этого сайта, истребитель J-25 производства Chengdu Aviation Corporation, будет достойным соперником американскому F-22. Модель самолета была названа «Птица-призрак». Портал не берется подтверждать достоверность данных о новых самолетах.

2
30.12.2013 ИЗРАИЛЬ ЗАПОДОЗРИЛ КИТАЙ В СОЗДАНИИ СТЕЛС-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ. Они представляют собой копии американских и израильских самолетов, полагают СМИ Китайские авиаконструкторы работают сверхурочно для создания самых современных истребителей-невидимок. Об этом сообщило израильское издание Israel Defense. Журналистам удалось выяснить, что силы китайской авиационной промышленности брошены на создание стелс-истребителей J-20 и J-31. Эти воздушные суда еще находятся в разработке. При этом самолеты-«невидимки» J-23 и J-25 уже проходят испытания. По мнению израильских экспертов, эти истребители представляют собой копии военных технологий США и Израиля. В частности, J-23 якобы повторяет американский F-22 Raptor и создан специально для противодействия своему американскому аналогу. J-25 (или «Птица-призрак») должен быть эффективен при столкновении с F-22. Журналисты задаются вопросом, удастся ли китайским инженерам создать самый неуловимый самолет в мире. При этом они уверены, что этот проект в любом случае станет головной болью для американских военных. По полученным сведениям, над истребителями работает китайская корпорация Shenyang Aviation Corporation. США активно используют свои истребители F-22 Raptor. Так, два таких самолета были отправлены в Южную Корею весной 2013 года на учения. Это произошло на фоне обострения отношений Южной Кореи с КНДР.

31.12.2013 КИТАЙ РАЗРАБАТЫВАЕТ ЕЩЕ ДВА ТИПА СТЕЛС-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ – J-23 И J-25. Китайская авиационная промышленность ускоренными темпами создает стелс-самолеты, сообщает israeldefense.com. J-20 и J-31 находятся в стадии разработки, на веб-сайте НОАК представлены еще J-23 и J-25, которые должны отобрать у США господство над Тихим океаном. Два новых стелс-самолета, J-20 и J-31, находятся в стадии проектирования. Тем не менее, секреты этих истребителей пятого поколения появились на сайте НОАК, согласно сообщению новостного портала Qianzhan. Истребитель J-23, создаваемый Шэньянской авиастроительной корпорацией, больше не основан на российских технологиях, говорится в сообщении. Шэньянская корпорация предпочла взять за основу J-23 американский F-22 Raptor, что должно обеспечить ВВС и ВМС Китая больше шансов побеждать в возможных боях с американскими самолетами. Согласно раскрытой информации, J-23 имеет более длинный фюзеляж и два V-образных киля, которые очень похожи на те, которые используются на F-22. Если Китай сможет достичь закупки в России двигателей 117С с вектором тяги, то маневренные характеристики J-23 также будет улучшены, говорится в сообщении. Также говорится, что самолет J-25 4-го поколения (по китайской классификации), проектируемый авиастроительной корпорацией Чэнду, способен сбивать F-22 за несколько секунд. Самолет, который получил название «Ghost Bird», считается одним из лучших стелс-самолетов в мире благодаря китайским технологиям 3D печати. Аналитики отмечают, что главная задача J-25 – бросить вызов господству США и их союзников на Тихом океане (будущей оперативной среде китайских авианосцев).

Оригинал взят у raigap в Проекты перспективных истребителей J-23 и J-25 (Китай)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Правительство Дании заключило контракт с немецкой компанией  Rheinmetall Group (Дюссельдорф) по закупке 35 мм артустановок Oerlikon Millennium для кораблей королевских ВМС, сообщает asdnews.com 16 ноября (состоит на вооружении с 2003 года — прим. Военный Паритет).
Этими пушками будут оснащены два типа датских боевых кораблей — фрегаты класса Absalon и фрегаты нового поколения Iver Huitfeldt. Арткомплекс имеет шведскую систему управления огнем SaabTech CEROS.
Артсистема является многоцелевой и способна бороться как с воздушным, так и надводным противником.
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Цитата
Михаил пишет:
Цитата
левин владимир пишет:

ну и копировали бы дальше .Это что ж получается,советский автопром только 412 выпустил самостоятельно?



Вы так говорите, как будто это что-то плохое.

Это уж не говоря о том, что волги, например, разве что внешне похожи.
да нет ,я не считаю ,что это плохо.Лучше выпускать качественные лицензионки чем свой тихий ужас.
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
ну и копировали бы дальше .Это что ж получается,советский автопром только 412 выпустил самостоятельно?
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
да уж,а еще китайцев обвиняют в копировании
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Концептуальный космический истребитель STINGBAT
Italeri 1:48
Олег Тимченко aka PEPS

http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=1
Пользователь добавил изображение
g14994_1498951.jpg (109.11 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Лунная тактическая разведывательная машина LUM-168 "Camel"
http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?mode=P&vmode=T&p=15146&id=196734&tp=g
Пользователь добавил изображение
g15146_1553870.jpg (131.85 КБ)
Пользователь добавил изображение
g15146_5313942.jpg (127.21 КБ)
Пользователь добавил изображение
g15146_6028310.jpg (142.48 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Коминтерн - кабина ЗиС-5, шасси Т-24:
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Быстроходный артиллерийский трактор ЛТ-  1
Пользователь добавил изображение
MchTruck063.jpg (40.29 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Быстроходный артиллерийский трактор ЛТ-2.
Пользователь добавил изображение
MchTruck064.jpg (41 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Небронированный трактор-транспортер ГАЗ-20 («Комсомолец-2») на испытаниях..
Пользователь добавил изображение
MchTruck034.jpg (72.37 КБ)
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Экспериментальный гусеничный тягач на шасси танка Т 40. Кабина от ГАЗ АА (ММ). Танковые рычаги управления бортовыми фрикционами были заменены на рулевое колесо, и он управлялся как автомобиль. Тягачи предлагались для транспортировки 76-мм пушки или зенитки вместе с расчетом и а также для перевозки в кузове двадцати пехотинцев.









Проведенные в январе - марте 1941 года испытания опытных машин выявили способность ГАЗ 22 буксировать тяжелую 122-мм гаубицу М 30. Но  предвоенное дефицит танковых шасси не позволил запустиь вовремя эту модель в серию.











Источник: http://www.autowp.ru/picture/uoeh3m
Архив малоизвестных и нереализованных проектов., Фото,картинки,рисунки фантастической техники.
Работа над американскими управляемыми снарядами началась в мае 1937 года, после получения сведений о испытании русскими первых прототипов беспилотных радиоуправляемых бомбардировщиков. Военное министерство США было изрядно встревожено этими данными. В Америке еще хорошо помнили знаменитый перелет самолета РД-1 (АНТ-25) и опасались что теперь, с появлением носимых радиоуправляемых летающих бомб, безопасность Америки находится под угрозой.

В самом деле, если сам по себе медлительный, маловысотный АНТ-25 и его возможные “собратья” не представляли особой угрозы, то в сочетании с управляемыми снарядами мог получиться очень неприятный тандем. Медлительный сверхдальний бомбардировщик мог приблизиться к территории США, и, не входя в радиус ПВО, запустить быстроходную радиоуправляемую “воздушную торпеду”. Мировая обстановка накалялась, в 1938 году в Японии поднялся в воздух рекордный самолет Gaudsden Koken, чей радиус действия в 16000 километров делал его способным добраться до любой точки Америки. Метрополия нуждалась в защите от атак с воздуха.

В ситуации растущего международного напряжения, Конгресс выделил значительные средства на создание и развертывание новых зенитных пушек. Но многие офицеры высказывали сомнения в том, что зенитные орудия будут эффективны против маленьких, высоколетящих “воздушных торпед”. Истребители же вызывали сомнения из-за недостаточной скорости реакции и времени на взлет.



12 мая 1937 года, армейский офицер лейтенант Кино Томпсон, работавший в лаборатории радиолокации и имевший дело с ранними радарами флота, предложил идею управляемого снаряда, наводящегося на самолет противника при помощи автопилота, действующего по принципу радиолокации. Знакомый с работами Годдарда, он предложил нечто вроде небольшого самолета, приводимого в действие жидкотопливным ракетным двигателем и наводимого на отраженный сигнал радара.

Армейские офицеры сначала не заинтересовались работами Кино Томпсона, но 26 мая 1937 года армейский радар SR-268 впервые успешно осуществил обнаружение воздушной цели (бомбардировщика Martin B-10), даже не смотря на его 10-мильное отклонение от расчетной точки. Под влиянием этого успеха, и сведений о британских радарах, армейские инженеры временно поверили в то, что возможно все. Работа Кино Томпсона была изучена чрезвычайно внимательно, и 21 июня 1937 года лаборатория радиолокации армии направила Институту Кларка запрос о возможности создания автопилотируемого противовоздушного снаряда, наводимого на отраженный радиосигнал. Институт ответил меморандумом, что создание автопилота, способного наводиться на отраженный сигнал вполне возможно, хотя безусловно, потребует множества технических проработок компонентов.

Этот меморандум был предложен президенту Рузвельту в октябре 1937 года. Президент отнесся к нему с большим интересом, особо заинтересовавшись вопросом, сколько зениток и зенитных снарядов обычного типа сможет заменить такая система. Проведя буквально “на коленке” расчет, президент заметил, что система будет экономически эффективной, если будет работать как предполагается, в сравнении с старомодными зенитками просто за счет меньшего расхода боезапаса.

14 ноября 1937 года Конгресс одобрил выделение финансирования на программу разработки управляемого ракетного вооружения для противовоздушной защиты Америки с редкостным единодушием (пацифистически настроенные круги отнеслись к программе благосклонно, считая что такой “чисто оборонительный” вид вооружения способствует имиджу США как миролюбивой державы). 1 января 1938 года, только что сформированная Ракетная лаборатория армии, Институт Кларка, Лаборатория Радиолокации и группа Годдарда официально начали работы над программой, получившей название “Баньши”.

По меркам того времени, программа была беспрецедентно масштабной. Число задействованных в ней организаций и специалистов непрерывно росло. По мере того, как Европа катилась в пропасть тотальной войны, Конгресс непрерывно расширял финансирование.

В августе 1939, лаборатория радиолокации представила вниманию комплекс “автопилот-радар”, способные управлять летательным аппаратом. Установленный на истребителе “Буффало”, автопилот успешно навел его на летящую мишень без участия пилота. Вскоре, опыт был повторен с беспилотным истребителем, пилот которого поднял машину в воздух и покинул ее с парашютом. Хотя система еще страдала множеством недостатков, газеты раструбили успех под заголовком “самолеты-роботы защищают воздушное пространство Америки!”

Через несколько недель началась война.

21 августа 1941 года, на полигоне в Оклахоме, ракетой “Banshee”-1A  был сбит радиоуправляемый бомбардировщик Martin B-10, летевший на высоте 8000 метров. Испытание было проведено в присутствии офицеров армии и правительственных представителей. Ракета, шедшая по лучу радиолокаторов, догнала самолет и взорвалась рядом с ним, полностью разрушив левый двигатель и наполовину оторвав крыло. Генерал Перкинс был более чем впечатлен успехами нового оружия, и немедленно подал запрос на организацию комитета по вопросам развертывания новых вооружений. Однако, наблюдателей не устроил небольшой радиус активного полета ракеты – всего около 8 км.

Был разработан проект ракеты “Banshee”-2, имевшей 5 двигателей конструкции Годдарда и радиус действия до 30 км. Однако, разработка такой ракеты представлялась достаточно отдаленной перспективой, выходящей далеко за установленный планкой 1942 год.

Поэтому, инженеры обратились к более простому решению. К слегка модифицированной ракете “Banshee”-1B была добавлена дополнительная стартовая ступень, работающая на твердом топливе. Это позволило увеличить активный радиус и дать ракете возможность экономить горючее ЖРД на старте, растягивая фазу активного полета.

Конструктивно, ракета была двухступенчатой c комбинированной силовой установкой. В качестве стартовой ступени использовались четыре разработанных в 1941 году ускорителя JATO, работающих на твердом топливе. Ускорители обеспечивали устойчивое горение на протяжении 30 секунд, выдавая при этом суммарный импульс в 13,2 Кн.

Вторая ступень – собственно, “Banshee”-1B -  была оснащена двумя двигателями Goddard C8 конструкции Р. Годдарда, работающим на жидком топливе. Используя в качестве горючего кислород-керосиновую смесь, двигатель выдавал 3,04 Кн в течении приблизительно 32 секунд. Таким образом, общее время активного полета ракеты составляло порядка 60 секунд. При скорости полета 0,8 МаХа, это давало ей около 22 километров радиуса и потолок до 12,5 км.

Вторая ступень имела коническую форму, и была оснащена 4-мя кормовыми стабилизаторами в дополнение к 2-м расположенным в центральной части корпуса коротким крыльям. Стабилизаторы играли также роль подставок для антенн системы наведения на маршевом участке.

Система наведения ракеты на цель была двойной. Сразу же после старта, ракета входила в узкий луч радара целеуказания AN/SF-2 и двигалась “по лучу” к цели. Автопилот ракеты удерживал ее в таком положении, чтобы обеспечить максимально равномерный принимаемый сигнал нам всех четырех антеннах управления, расположенных на крестовидном хвостовом оперении.

При приближении к цели, включалась система полуактивного радиолокационного наведения, основывающаяся на приеме отраженного сигнала с радара точного наведения AN/FG-4. Расположенная в носовой части ракеты приемная антенна, когда сигнал радара достигал требуемой силы, отключала маршевый автопилот и переводила управление на приемный радиолокатор. С помощью полуактивного наведения, ракета сближалась с целью на дистанцию подрыва, который обеспечивался стандартным радиодетонатором.

Боевое применение ракеты выглядело следующим образом. Воздушная цель обнаруживалась стандартным поисковым радаром SCR-271B на дистанции до 180 км. При помощи радара SCR-268 положение цели уточнялось, делались поправки на высоту и скорость, и данные передавались станциям сопровождения. Первым цель захватывал радар AN/FG-4, вслед за ним, ориентируясь на его излучение, на цель наводился соединенный с стартовой установкой AN/SF-2. Оператор радара следил за совмещением сигналов, и когда оба радара были нацелены на одну и ту же цель, передавал приказ на взятие ее на сопровождение. Только после того, как персонал AN/SF-2 подтверждал захват цели, и ее устойчивое удержание, центральный пост давал команду на запуск ракеты.

После запуска, “Баньши” входила в луч AN/SF-2 и система автопилота стабилизировала ракету на курсе. Ракета двигалась в луче радара, до тех пор, пока ее локатор не улавливал отраженный сигнал AN/FG-4 достаточной силы, чтобы захватить цель. Реле управления отключало автопилот AN/SF-2 и рулевые машинки переключались на работу по сигналам головки самонаведения. Радиус полуактивного самонаведения не превышал 5 км из-за слабости приемной антенны локатора, поэтому фактически, самонаведение использовалось только для точного выхода на цель на финальной фазе полета.

Запуск ракеты проводился с вертикальной пусковой, на которой ракета закреплялась с помощью удерживающего приспособления. Снаряженные ракеты лежали в ангарах, и доставлялись на пусковую с помощью рельсовой электродрезины. Заправка ракет осуществлялась с помощью заправочной машины высокого давления непосредственно на пусковой.

Первые испытания новой двухступенчатой ракеты начались в мае 1942 года. Они продолжались с переменным успехом до августа 1942, когда в ходе проведенных 8-го августа на полигоне в Оклахоме испытаний, экспериментальная ракетная батарея последовательно сбила тремя ракетами два беспилотных B-17B выведенных на максимальную высоту и скорость. 12 августа 1942 комплекс был официально принят на вооружение под названием “Sky Protector”, но еще до этого в Нью-Йорке и Сан-Франциско началось строительство первых баз для расположения компонентов системы.

Задолго до начала испытаний, США и Великобритания уже вели переговоры о возможном развертывании нового оружия в британской метрополии. Генерал Перкинс, глава проекта “Баньши”, всегда утверждал, что развертыванию ракет на передовых позициях (под которыми он подразумевал Великобританию и Северную Африку) должен быть отдан основной приоритет даже над развертыванием защиты США. Призывы его были услышаны: уже в мае 1942, британские специалисты получили доступ к “Banshee-1A”. Специально для них была проведена серия летных испытаний, после которой Черчилль предложил немедленно начать поставки ракеты на острова. Тем не менее, его убедили в том, что разрабатываемая “Banshee”-1B будет гораздо лучшим сюрпризом, который сможет эффективно решить проблемы в небе над островами.

Строительство первых передовых баз комплекса “Banshee” в Великобритании началось в октябре 1942 года. Оно шло экстренными темпами, для него снимали людей с других проектов. Кольцо ракетных баз вокруг Лондона должно было состоять из 8-и баз, каждая из которых включала собственный радар обнаружения.

Стандартная ракетная база образца 1942 года состояла из 3-х батарей. В состав ракетной базы входила РЛС обнаружения. централизованный командный пост, ангары долговременного хранения, топливные запасы, ремонтные мастерские, бараки персонала и обслуживающая инфраструктура, включая батарею зенитных пушек для самозащиты.

Каждая батарея зенитных ракет имела собственные радары AN/SF-2 и AN/FG-4, пусковую установку, 8 готовых к стрельбе ракет. Запасы топлива ограничивались (по соображениям пожаробезопасности) рассчитанными на 10 выстрелов. Заряжающее и заправочное оборудование базировалось на батарее.

Изначально, ракетные базы строились открыто, лишь топливохранилища и ангары ракет были заглублены в землю. После того как немцы начали наносить удары по зенитным батареям. ситуация изменилась – ракетные системы начали защищать бетонными бункерами. Для запуска ракет с защищенной позиции, британскими инженерами была разработана специальная бетонная пусковая “Пенал Его Величества”.

Наиболее мощно защищенной считалась база “Гринфилд”, защищавшая одну из основных баз бомбардировочного командования. Специально для его противобомбовой защиты, в 1943 году началось строительство мощного бетонного купола, прикрывающего структуру от атак немецких управляемых снарядов. 30-метровый в диаметре, купол из железобетона должен был прикрывать основные комплексы управления и стартовые площадки зенитных ракет.

Купол Гринфилд был сооружен в декабре 1944, и его трехметровой толще еще пришлось выдерживать атаки немецких управляемых ракет, наведенных на эту несокрушимую цитадель.

Первые боевые залпы комплекс произвел 11 декабря 1942 года. В 21.00 минут, радары раннего обнаружения засекли приближавшиеся на большой высоте двухмоторные германские бомбардировщики. Радары сопровождения ракетной базы “Лэффорд-Грин”  немедленно взяли их на прицел, и в 21.15 полковник Самуэль Локси отдал приказ ракетным батареям открыть огонь.

В 21.18 и 21.23 было выпущено две ракеты. Целью каждой был двухмоторный бомбардировщик, и ракеты сработали великолепно. Оставшиеся два немецких самолета немедленно легли на обратный курс. и начали отступать. Им вслед была выпущена еще одна ракета, но она не достигла цели (во всяком случае, никто не видел разрыва). Затем, в 22.24 еще одной ракетой был сбит германский самолет-разведчик, приблизившийся к базе “Виндзор-Рэд”.

Дебют нового оружия был успешным. Великобритания присвоила программе развертывания зенитных ракет приоритет над всеми остальными поставками по ленд-лизу и гиперфорсировала собственную ракетную программу.

Вопросом особой важности было обеспечение секретности ракетного проекта. Союзники отлично понимали последствия, которые могут возникнуть если немцы получат хотя бы частичный доступ к технологиям зенитных ракет. Никто из инженеров не сомневался, что немцы, изучив даже отрывочные данные о программе, смогут достаточно быстро продвинуть свои собственные разработки в этой области. и создать серьезнейшие проблемы для авиации союзников.

Меры, принятые по сохранению проекта “Баньши” в секрете были по меркам Америки экстраординарными. Для работы с ракетами допускался лишь тщательно отобранный персонал, проходивший многомесячную проверку. Известен тот факт, что одному подававшему большие надежды лейтенанту, рекомендованному на ракетную батарею, было отказано в этом назначении лишь на том основании, что его сестра была жената на немце.

Каждый ракетный “форт” представлял собой почти что изолированный городок за колючей проволокой. Все контакты между операторами снарядов и остальным миром жестко контролировались. В развернутых “на передовой” – т.е. в Британии и СССР – ракетных базах правила были еще более жесткими, солдатам в увольнительной даже запрещалось посещать бары за исключением особого списка мест, где постоянно присутствовали агенты безопасности.

Казалось невероятным, что даже такие экстремальные меры безопасности могут обеспечить полную шпионо-непроницаемость проекта, но ко всеобщему удивлению, послевоенные исследования в немецких архивах позволяют утверждать что немцы не имели никакой конкретной информации о проекте “Баньши”. Возможно, свою роль в этом невольно сыграло то, что Гитлер вообще не верил долгое время в ракетную программу. Полученные немецкой разведкой зимой 1943 первые данные о зенитных ракетах в Англии Гитлер назвал пустыми фантазиями, и требовал сурово приказать агентам не заниматься дезинформацией. Он считал, что слухи о зенитных ракетах выдумываются струсившими летчиками, как повод к уменьшению числа боевых вылетов. Когда известный немецкий ас, капитан Ганс Штрумбле, незадолго до этого награжденный Железным Крестом, доложил, что его самолет был поврежден зенитной ракетой над Лондоном, Гитлер пришел в дикую ярость, и потребовал лишить Штрумбле всех наград и разжаловать в рядовые. Согласно послевоенным воспоминаниям очевидцев, “Гитлер… был настолько убежден в превосходстве немецкого оружия, что… называл обманом и дезинформацией любые слухи о технических преимуществах союзников” (с)

В результате, немецкая разведка вплоть до 1944 года не занималась сбором информации специально о зенитных ракетах. Хотя Люфтваффе как таковое было весьма обеспокоено происходящим, и пыталось что-то предпринять, действия Гитлера мешали Герингу не в меньшей степени чем остальной разведке. Возможно, именно неприязнь Гитлера к “слухам” о зенитных ракетах и привела к тому, что программы разработки немецких ЗРК были практически приостановлены в пользу разработки ракетных перехватчиков.

Расположение ракет в СССР вызвало с самого начала массу споров. Сталин настаивал на поставках управляемого оружия по ленд-лизу, или даже в форме отдельного контракта еще в 1942 году, но вопрос натолкнулся на сильное противодействие генерала Паттона и генерала Перкинса. Перкинс считал, что поставки русским ракет подвергнут большой угрозе безопасность программы, он отвечал советской делегации довольно раздраженно, что “миллионы русских находятся под германской оккупацией или сотрудничают с Осью, что создает значительную угрозу утечки информации”. Тем не менее, Москва продолжала настаивать на своем.

Результатом переговоров стал нелегкий компромисс весной 1943, согласно которому, СССР получал ракеты-перехватчики, но на жестких условиях. Базы, для их развертывания, утверждались заранее, и комплектовались и оснащались исключительно англо-американским персоналам. Де-факто, два построенных района ПВО – под Москвой и на Урале – были, своего рода, американскими анклавами посреди необъятных русских просторов. Каждая ракетная база была окружена полосой отчуждения, доступ за которую разрешался лишь с личного разрешения Берии, подтвержденного по телефону. Защиту базы обеспечивала расквартированная на них американская пехота.  Американские агенты тщательно следили за падающими обломками ракет, немедленно выезжая в район падения и изымая всю аппаратуру, считающуюся секретной.

Остается лишь удивляться, как при таких жестких мерах безопасности, сотрудникам советской ГРУ все же удалось получить ряд данных о летных характеристиках ракет и устройстве их систем.

За время Второй Мировой, в боевых условиях было запущено 4128 зенитных ракет. Было подтверждено сбитие 1124 самолетов, преимущественно – разведчиков, бомбардировщиков и самолетов-снарядов. Зенитные ракеты оказались отличным оружием против германских управляемых самолетов-снарядов. запускаемых с бомбардировщиков. Случаи сбития истребителей были сравнительно редки, в основном потому, что истребитель с трудом удерживался радарами сопровождения.

Наиболее известным случаем, является сбитие в мае 1944 ракетой “Banshee”-1B немецкой большой ракеты А-4 над Лондоном. В результате удачного совпадения, радар наведения был установлен так точно, что немецкая ракета вошла в луч и была уничтожена 3 запущенными зенитными ракетами. Такой случай являлся, безусловно, совпадением, но сам по себе факт говорил достаточно многое о возможностях ракеты.

В ходе войны. комплекс подвергался ряду модернизаций, в основном, нацеленных на улучшение его помехозащищенности и точности приведения головки самонаведения к цели. Были испытаны несколько экспериментальных версий с инфракрасной головкой самонаведения, но результаты были сочтены малоуспешными. Также был принят ряд мер по увеличению радиуса стрельбы ракеты. Вопреки предвоенным расчетам, оказалось вполне возможно стрелять ракетами с достаточной точностью и за пределами радиуса активного полета, так что уже в ходе войны, эффективный радиус полета ракеты был формально увеличен до 32 км. В 1944 двигатели Goddard C8 заменили на более мощные Goddard C11. К 1945 году была готова “суперракета” “Banshee”-1C, с двумя жидкотопливными ступенями, несшими “сверхмощный” двигатель Goddard C-A, но ее эксплуатация выявила ряд проблем, и на вооружение этот сверхмощный снаряд с активной головкой самонаведения так и не попал. На испытаниях, с его помощью был сбит беспилотный B-17G на расстоянии в 55 км.
Страницы: Пред. 1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 177 След.