"Алькӧс пыж", она же "комячка" основное транспортное средство для перемещения по порожистым северным рекам. Даже во времена аллюминия и поливинилхлорида остается очень популярной лодкой, россыпи этих разноцветных, но в основном смоляно-черных сигарообразных суденышек облепляют берега коми деревень и предместья городов. Это длинная, до 10-12 метров практически плоскодонная лодка с невысокими бортами, грузоподъемностью до пары тонн. Конструкция идеальная для наших рек изобилующих перекатами и порогами выверена сотнями лет.
Однако 21-й век вносит свои коррективы, в лодкостроение приходит фанера, алюминий, у нас встречается даже такая экзотика как лодки отделанные металлом со ступеней упавших ракет, тут есть зоны их падения при вылете с Плесецка. Вот например эта лодка из космического металла. Раньше эти лодки "шили" без гвоздей, еловым корнем, гвозди появились, но название осталось. Вариантов лодок множество, я выбрал так называемый "кокора с поддоном" кокора это заготовка из части ствола дерева, переходящей в корень, и задающая, тем самым, изгиб носовой части. Каких-то схем и чертежей нет, тем-более нет какой-то стандартизации, надо понимать, в каждой деревне лодки делались по своему, так что у меня будет собирательный образ, который пойдет потом на диорамку.
"Шить" что-то из дерева буду в первый раз, тем более самоделку, буду рад советам и подсказкам.
До моторов были под парусом особенно на широкой Печоре, еще ходили с шестом, в верх по течению перекаты переходили по бурлацки, но я буду делать современную версию с каким-нибудь раздолбанным вихрем.
Очень интересная тема.Сколько на Русси озер,рек и прочей водной поверхности,столько и самобытных плавсредств,проверенных и доведенных до ума веками.На селегере есть тоже своя самобытная лодка-СЕЛЕГЕРКА.
А я из Сыктывкара(на таких не ходил, да и не деревенский я, всю жизнь на асфальте, ну или на его остатках), поэтому буду следить за стройкой из-за земляческих соображений, удачи в посторойке!
Итак продолжим, стал делать борта лодки, в моем варианте "пыж пу" (кокора с поддоном) борта практически вертикальные, для них делали прямоугольные шпангоуты, кормовые "бöж упруг" и средние "нашетнöй упруг" практически спарены. В нижней части шпангоута, прилегающей к поддону, прорезались отверстия для протока воды между отсеками.
Кормовая доска "тас тэрмог" сейчас служит для установки мотора. По бокам прибивались широкие доски "кос набои" для защиты от волн.
Следует сказать, что я немного схалтурил, доски у настоящей лодки идут на всем протяжении корпуса, я сделал их раздельными из опасаения, что всю эту хренотень поведет. Но в дальнейшем имитировал целостность досок.
Лодка смолится "варом" битумом тобишь, ну я на НПЗ ее клею, этого добра у меня навалом.
На дно бросил доски и установил скамью для капитана "пуклöс".
Долго думал как имитировать старые выцвевшие доски и решил старыми выцвевшими досками надрал шпона со старых ящиков возле цеха.
На фортштевень прибит лист нержавейки, для защиты от камней, спереди вбит "сöрмöд" скоба для вытаскивания лодки и приматывания линя.
Ну и соответственно нанесен номер регистрации маломерного судна.
Лодка мне, в принципе понравилась, вышла стремительной. Не без косяков но для первого раза терпимо. Завтра попытаемся родить к ней восьмой ветерок
Если позволите, пару предложений. 1. Действительно, вода - обязательно: откуда же рыба-то выловлена? И переставить эту фигурку на берег рядом с лодкой. 2. Фигурку "молящегося" я бы тоже заменил. Шёл разговор о сетях..... может быть сделать как-нибудь будто он сеть чинит? 3. Канистру, которая вместо бензобака в лодке, можно бы ещё немного поэксплуатировать.....
Винты на движках обычно красные были (или вроде этого). Насколько мне помнится. Правда, за несколько лет эксплуатации родной цвет уже слабо угадывался. Но можно чуть подмазать. Да и сам движок, особенно нижнюю часть загадить маслицем. ИМХО, "шишарик" лишний. Вместо него чего-нить поменше, "батон" или "БМВ" (Волынь, в смысле). ПС.Интересно, а велосипеды кто-то производит в 35-м масштабе?