Довел корпус второй К до состояния первого - прошпаклеван, отшлифован, смонтированы валы винтов и руль. Теперь обе лодки ждут прибытия ТА, дальше с ними двигаться не могу.
На Щуки поставил палубы из ФТ и склеил рубки. Палубы на рубках тоже из ФТ. Опять пригодилась машинка для сгибания травления - без нее я не знаю, как бы палубу для Х получилось сделать - там небольшой горб позади рубки, и сгибается он из металла. Просто руками по-моему нереально. Края палуб немного не совпадают с границами корпуса (он уже), что с этим делать пока не знаю.
Наконец-то прибыли ТА. Сдвоенные, с круговой платформой-основанием. Рассмотрел поближе - класс, все детали мелкие сделаны, самостоятельно такое очень сложно повторить. Разве что ТА не британские, а русские, но это мелочи. Можно дальше лодки К делать.
Корпуса Щук залиты шпатлевкой по самые палубы вдоль всего корпуса - по-другому не получается выровнять корпус и палубу.
Сделал в корпусах К проемы сложной формы. Фотографий и чертежей толковых нет (нашел только это: http://goo.gl/RCCHAz). На этой же странице сказано, что ТА находились между дымовых труб. Однако на фотографии их разобрать невозможно, плюс открытое расположение ТА у меня вызывает сомнение. Приходится ориентироваться на описание, что "2 дополнительных аппарата были установлены в надстройке для использования ночью в надводном положении" (https://profilib.com/chtenie/104273/don-everit-podvodnye-lodki-tipa-k-4.php), схему сборки и примерное представление о том, как могли выглядеть панели, открывающие/закрывающие проемы. Открываться они должны наверх, по типу амбразур-портов парусных кораблей. ТА подогнал по размеру проемов, укоротив выступающие передние части - изначально они были слишком длинные.
У Щук еще один слой шпатлевки наложил - когда просох первый слой, так и остались щели между палубой и корпусом. В общем, шпатлевки на эти лодки ушло довольно заметно.
Нашел вот такое фото модели лодки К - хорошо видно устройство и размещение ТА в надстройке. Только боковые щиты откидываются вниз, а не вверх, как я планировал сделать. Значит, информация о размещении ТА между труб не подтвердилась:
Дело близится к покраске корпусов. Щуки собрал по-минимуму, сначала покрашу корпуса и смывку на них, потом все остальное на них доклеивать. В том числе и рубки - у Щ-303 плохо получился стык между корпусом лодки и рубкой, попробую убрать его, изменив технологию сборки. Лодки К - наоборот, собраны по-максимуму, на них приклеено все, кроме винтов, мачт и орудий.
С корпусами Щук намучался - убрать щель между травленой палубой и корпусом оказалось весьма долгим процессом - пришлось несколько раз шпатлевкой мазать, чтобы убрать все щели и каверны. На Х-бис поставил "Сом", хотя на прототипе его явно не было.
Всплыл косяк сборки - я верхнее ограждение рубки лодки К выгнул по овальной форме рубки (видно на предыдущей фотографии). По фотографиям не было видно, при виде сбоку казалось, что там гладкий край + одна из моделей на фотографиях именно так и сделана - гладкий край строго по краю рубки. Еще не понимал, почему так оно странно дано в схеме для сборки и специальный пластик-форма узкий очень. И только потом нашел фото рубки спереди, где видно, что оно значительно уже самой рубки: goo.gl/77Uswb
А приклеено оно на СА клей, и приклеено хорошо. Теперь дилемма - отрывать его и прогибать так, как должно быть или оставить так, как есть. Если отрывать - то травление помнется наверняка. Хотя есть вариант вырезать второй кусок из банки из-под пепси-колы. Дилемма, блин.
Переделал верхнее ограждение рубки как на фото с К14 выше - удалось его оторвать и заново приклеить, не испортив. Руки чешутся еще что-то доделать в лодке. На всех фото отчетливо видны леера. В наборе с лодкой лееров недоложили. Но у меня есть тамиевский набор для лееров - стойки и трос, через стойки проходящий. Как раз самое время попрактиковаться с ним.
Но опять проблема с матчастью - как проходили леера?
Довольно много фото лодок типа К здесь: http://goo.gl/wKqc9P кое-что можно понять.
Вопросы: а) как проходили леера на задней оконечности лодки, на второй надстройке? На схеме и фотки лодки К4 на отмели вроде бы их нет вообще. А на фотке полупогруженной К15 они отчетливо видны. Но зато леера по борту заканчиваются, не доходя до края задней надстройки. На разных сериях было разное ограждение? б) Где должны заканчиваться леера, идущие от носа по краю палубы? В районе заднего орудия или за второй небольшой надстройкой, ближе к корме лодки? в) Что за треугольник из прутьев на некоторых фотографиях в носу лодки? Он есть не везде, и его местоположение меняется. Это кран? г) Ватерлиния. На К4 ее четко видно. На поздних лодках ее, похоже, нет. Цвет ватерлинии - черный?
Определился с номерами лодок. Это будут К-4 (раняя) и К-15 (поздняя) - на них есть максимально подробные фотографии. На К4 будет ватерлиния. Фотки ниже - ее изготовление. Последовательность: - красим черным место под ватерлинию - наклеиваем тонкий скотч (0.7 мм) - задуваем сверху скотч черным, чтобы не было потеков под него потом - красим низ лодки в темно-серый цвет
На К-15 ватерлинии нет, поэтому последовательность досборки и покраски другая - сначала леера, потом все красим сверху, потом подводную часть. Пока сверлил отверстия для стоек лееров, сломал несколько сверел 0.3 мм - уж больно они хрупкие.
Фотки: - набор для лееров - разметка и установка стоек на лодку - леера установлены, верх лодки покрашен - леера крупным планом
Александр Олегович пишет: Ну вот уже и ватерлиния в 0,7 мм для 350 массштаба становится нормой из-за удобства ее нанесения с применением маскировки скотчем. Грустно.
А чего грустного-то? Лучше что-ли как во времена СССР - в магазине три модели МиГ-ов без особой детализации, три белесые декали на них и никакой краски в продаже? А аэрограф - инструмент с другой планеты? Если раздобыл хоть какую-то краску и коряво кисточкой покрасил модель - то - оооо, ваааау, крууууто!!!... Скажем дружно - нафиг нужно.
Технологичность операций важна при сборке важна. Если что-то слишком сложно сделать и результат плохой - то это не делается, а отрицательный опыт вообще от моделизма отвращает. Японцы в плане технологичности молодцы - узкий скотч такой они производят. Травление лееров от Tamiya мне очень понравилось - материал жесткий, ломается далеко не сразу, отливка и крепеж продуманы. Весьма отличается от вложенного китайского (?) комплекта травленки в лодки К и Щ. Травленка, кстати, в комплектах лодках уже штатной стала - без нее лодки от MikroMir просто не собрать.
Но и руки никто не отменял. Если они кривые - никакой скотч и травление не поможет, в лучшем случае все коряво будет собрано. Так что не вижу особого предмета для переживания. Вот когда собственное мастерство не растет и вместо детальных моделей получаются детские игрушки - вот это да, проблема.
Ладно, что-то в философию ударились. Потопал лодки доделывать.
Ну вот уже и ватерлиния в 0,7 мм для 350 массштаба становится нормой из-за удобства ее нанесения с применением маскировки скотчем. Грустно.
А чего грустного-то? Лучше что-ли как во времена СССР - в магазине три модели МиГ-ов без особой детализации, три белесые декали на них и никакой краски в продаже? А аэрограф - инструмент с другой планеты? Если раздобыл хоть какую-то краску и коряво кисточкой покрасил модель - то - оооо, ваааау, крууууто!!!... Скажем дружно - нафиг нужно.
Технологичность операций важна при сборке важна. Если что-то слишком сложно сделать и результат плохой - то это не делается, а отрицательный опыт вообще от моделизма отвращает. Японцы в плане технологичности молодцы - узкий скотч такой они производят. Травление лееров от Tamiya мне очень понравилось - материал жесткий, ломается далеко не сразу, отливка и крепеж продуманы. Весьма отличается от вложенного китайского (?) комплекта травленки в лодки К и Щ. Травленка, кстати, в комплектах лодках уже штатной стала - без нее лодки от MikroMir просто не собрать.
Но и руки никто не отменял. Если они кривые - никакой скотч и травление не поможет, в лучшем случае все коряво будет собрано. Так что не вижу особого предмета для переживания. Вот когда собственное мастерство не растет и вместо детальных моделей получаются детские игрушки - вот это да, проблема.
Ладно, что-то в философию ударились. Потопал лодки доделывать.
Да Вы сэр - философ. Как раз в советские времена моделисты выдерживали масштаб, потому как требования были жестче, а Вы скоро докатитесь до ватерлинии в 1 мм при 0,2-0,3 мм для 350 масштаба (10 см в реалии). Поэтому и грустно.
Александр Олегович пишет: Да нет, как раз в советские времена моделисты выдерживали масштаб, потому как требования были жестче, а Вы скоро докатитесь до ватерлинии в 1 мм при 0,2-0,3 мм для 350 масштаба (10 см в реалии).
Да нет, как раз в советские времена моделисты выдерживали масштаб, потому как требования были жестче, а Вы скоро докатитесь до ватерлинии в 1 мм при 0,2-0,3 мм для 350 масштаба (10 см в реалии).
Это С-56. Ширина ватерлинии по ГОСТу 7см, в 350-м масштабе - 0,2 мм. Боцман обычно отбивал ватерлинию кистью 10 см, поэтому и пишу Вам 0,2 - 0,3 мм.
С уважением...
Понял, спасибо за информацию. Вот только на лодках К ситуация слегка другая - там ватерлиния значительно шире. Какая - информации у меня нет, приходится на глаз прикидывать. Ниже - две фотки, одна лодки на отмели, другая - окрашенной модели с примерно того же ракурса. Видно, что ватерлинию можно было и пошире сделать. Была у меня мысль миллиметровый скотч использовать, но решил 0.7 попробовать. С 1.0 было бы реалистичнее.
Сборка Щук на паузе - жду, пока материалы для них приедут.
Лодки K-4 и K-15 окрашены и покрыты глянцевым лаком. Все готово к смывке - но нужно сутки подождать, пока лак затвердеет. Если сразу начинать с ним возиться - на модели остаются "пальчики", которые все испортят. Думал попробовать пастельные мелки на фейри, но решил остановиться на готовой смывке - она дополнительно тонирует светло-серый цвет. Сейчас пока все безжизненно выглядит:
Алексей Протасов пишет: Хорошие угольники, мне нравятся на порядок больше готовой Вашей "Щуки".
Ну не все сразу же - с места без разбега не три метра еще никто не прыгал.
------------- Случилась беда на финальном этапе сборки лодок" К" - мачты оказались совсем хрупкие и сломались при попытке их финально обработать. Пришлось пошариться в запасах и подобрать подходящие прутки, утолщения на мачтах сделал из кусочков оплетки тонкого провода. Надо было мачты сразу заменить - не пришлось бы с дополнительной покраской возиться. В других моделях, возможно, так сразу и сделаю - тонкий длинный отдельно торчащий элемент из пластика - крайне неудачная и ненадежная деталь, еще и кривая зачастую.
С такелажем лодок К возникли непонятки. Мало того, что сами мачты съемные, так и на фотографиях они все разные на разных лодках. Логично было бы, если бы мачта крепилась на 3х растяжках, но таких фото я ни разу не видел. Либо один трос на мачту идет, либо два. И конец переднего троса то к самому краю мачты идет (ранние лодки), то к верхней трети мачты (более поздние, с лебединым носом). И количество мачт отличается - то их две. то их три. Придется, видимо, делать "по мотивам", достоверной информации у меня нет.
Возникла идея поменять последовательность финишной покраски. Смывку Wilder теоретически можно снимать ватной палочкой, а практически это можно делать только на относительно ровной поверхности. На лодке, на которой уже стоят хрупкие леера и мачты или торчат мелкие детали это сделать практически нереально. Зато можно смывку использовать как фильтр, а потом добить углубления пастелью. Примерно так: - покрываем поверхность глянцевым лаком и просушиваем (уже сделано) - наносим кистью фильтр Wilder на основе уайт-спирита, не стараясь, чтоб все угулубления были четко выделены - просушиваем - за сутки он намертво уже схватывается - рельеф выделяем смывкой на водной основе, просушиваем - лепим декали - финишное покрытие матовым лаком
Инструкция по пастели взята отсюда: (http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=1183&start=20&postdays=0&postorder=asc&highlight;=) -------------------- - берем мелки - ножиком соскребаем их в пыль в специальную маленькую коробочку. - разводим небольшим количеством воды(будет не раствор, а взвесь) - добавляем Фэйри(чуть-чуть), фэйри будет играть роль клеевого слоя... - взвесь должна получиться достаточно густая(у меня как редкая сметана) - тонкой кисточкой намазываем линии расшивки - ждем пока просохнет - едва влажным бумажным полотенцем аккуратно протираем панели до полной чистоты. - покрываем лаком снова. - любуемся результатом --------------------
Процесс идет. С фильтром и смывкой реально намаялся - смывку пришлось разбавить еще примерно в пропорции 1:3, иначе слишком густой фильтр получался. Самое неудобное было стирать излишки из-за лееров. Как ни старался, леера погнулись и кое-где оборвались - надо будет все восстановить. На одной из лодок сломал вал винта - он тонкий и тоже очень хрупкий оказался. Склеил обратно, но на будущее возьму на заметку замену валов на металлические.
Прогресс (обе лодки К-4 и К-15 в параллель делаю):
+ покрываем поверхность глянцевым лаком и просушиваем (уже сделано) + наносим кистью фильтр Wilder на основе уайт-спирита, не стараясь, чтоб все угулубления были четко выделены + просушиваем - за сутки он намертво уже схватывается + оставшиеся мелкие детали (спасательные круги, П-образная стойка на рубке лодки) - готовим смывку из пастельных мелков - рельеф выделяем этой смывкой на водной основе, просушиваем - лепим штатные декали (окна в рубке, флаг и отметки осадки лодки) - выправление лееров - финишное покрытие матовым лаком (+ подставки для Щук заодно) - монтаж такелажа на мачты
Сделал смывку из пастельных мелков. Процесс очень напоминал работу с Aged Rust on Wilder, только все проще и приятнее. Смывается водой, интересные эффекты можно тоже создавать. Заливается по щелям отлично, проникает везде, сохнет быстро, засохшую смесь удалить не проблема. В общем, мелки мне больше понравились, чем смывка на основе (?) уайт-спирита от Wilder.
Прилепил декали. Опять с ними намучался - декали на рубку ну никак не хотели ложиться ровно. Пока ровнял, чуть не испортил, а, поскольку номера лодок уже выбраны, то запасную декаль с другим номером поставить вариантов не было. Может быть в этом Тамиевская жидкость Mark Fit Strong виновата - она декаль довольно быстро прихватывает, потом сдвинуть ее уже проблема. Может быть сам материал декалей - он качеством тоже не блещет - флаги хрупкие, с декалями от Begemot такой ерунды не наблюдалось. Короче, тяжело декали от MikroMir идут почему-то. К тому же декалями имитируются стекла в рубке - и выглядят они не очень естественно. Знал бы, что так получится - в самом начале рискнул бы в рубке напилить отверстий и потом их чем-то имитирующим стекло залить - явно было бы интереснее.
Фотки не делаю - уже на финишную прямую вышел, фотосессию готовой модели сделаю.
Прогресс (обе лодки К-4 и К-15):
+ покрываем поверхность глянцевым лаком и просушиваем (уже сделано) + наносим кистью фильтр Wilder на основе уайт-спирита, не стараясь, чтоб все угулубления были четко выделены + просушиваем - за сутки он намертво уже схватывается + оставшиеся мелкие детали (спасательные круги, П-образная стойка на рубке лодки) + готовим смывку из пастельных мелков + рельеф выделяем этой смывкой на водной основе, просушиваем + лепим штатные декали (окна в рубке, флаг и отметки осадки лодки) - выправление лееров - финишное покрытие матовым лаком (+ подставки для Щук заодно) - монтаж такелажа на мачты
С такелажем так и не определился - три растяжки на мачту делать или две. Наверное, все-таки две - это подлодка же, не парусник. И мачты съемные.
Наборы лодок "К" в целом понравились. Не понравились только декали - хрупкие и ложатся плохо. Недостаточная детализация наборов исправляется афтемаркетом (ТА, леера). Матчасти хватило в обрез, маловато как-то по этим лодкам информации в Интернете. Зря не сделал вырезы в рубке под окна-иллюминаторы - штатная декаль как-то не очень смотрится. Стоило заморочиться и все выпилить - тем более что примерно представляю, как это можно сделать. Очень хрупкая пластмасса набора, она не подходит к тонким деталям - при сборке ломались валы винтов и мачты. Мачты вообще постоянно ломались. При этом к крупным деталям у меня замечаний нет - с ними все хорошо. Но шпатлевка корпуса все равно понадобилась.
Выводы на будущее: - тонкие длинные пластиковые детали сразу же менять на стальные. - проверять набор декалей до сборки - что ими имитируется. Особенно если это не только надписи, а элементы конструкции. - поменьше усердствовать с матовым лаком - если его перелить, получаются белесый налет. Двух тонких слоев вполне достаточно для защиты и убирания блеска, больше не надо. - крайне осторожно обращаться с тонкими сверлами 0.25-0.3-0.35 мм диаметром. Крутить их без усилий, никогда не ронять. Уронил инструмент = сломал сверло. - уйти от смывок на основе уайт-спирита в сторону смывок из пастели. Результат одинаковый, а работать с последними заметно проще.
Использованная краска и материалы:
Tamiya:
XF-19 Sky Grey (надводная часть корпуса, рубка, тумбы орудий, мачты) XF-54 Dark Sea Grey (подводная часть) XF-1 Flat Black (якорь и изоляторы на тросах, ватерлиния, трубы, подставка) X-22 Clear - глянцевый лак, перед смывкой XF-86 Flat Clear - матовый лак, финальное покрытие
Wilder NL01 Black Smoke Wash разведенная 1:3 - фильтр на палубу и надстройки
Tamiya Mark Fit Strong - жидкость для приклеивания декалей
Нить спандекс без оплетки №19 1 мм - заготовка для тросов, из нее тонкие нити добываются.
Декали - все штатные
Мачты - бронзовые прутки, утолщения сделаны из оплетки тонкого провода от витой пары компьютерных проводов
Винты - естественный цвет металла травления, штатный комплект
Торпедные аппараты - Комплект ЗиП 350.023 (6 шт в комплекте)
Леера - набор Tamiya 12642 "Scale Photo-Etched Handrail SET A", стойки и проволока 0.1 мм диаметре
Кольцо на носу - иллюминатор от NorthStar
Спасательный круг на К15 - из комплекта от NorthStar
Клей ПВА - изоляторы на тросах ----------------------------------------------
Решил сделать фото всех существующих типов лодок вместе - они в одном масштабе 1/350, получается отличное представление о размерах: (АПЛ проекта 949А "Курск", британский К-класс, немецкая IX серия, немецкая VII серия, советская "Щ" третья серия)
Приехали все запчасти к Щукам. Поупражнявшись в сборке локи типа М (http://karopka.ru/community/user/22725/?MODEL=487805), вернулся к сборке двух заброшенных Щук X серий. Хорошо, что сделал паузу. Я сначала планировал собрать корпуса Щук по-минимуму, покрасить, потом доклеивать мелкое травление. Теперь концепция изменена - собираю все по-максимуму (кроме торчащих перископов), потом крашу. Такая технология обкатана на лодке типа М, получилось вполне приемлемо.
Долгострой с Щуками близится к концу - лодки собраны, покрашены, покрыты глянцевым лаком. Традиционно на сутки просохнуть, перед финальной обработкой.
Слегка накосячил при сборке - не заметил одну из деталей палубы лодки Х бис (зеленой), в итоге палуба за рубкой осталась горизонтальной - а там небольшой горб должен быть. Переделывать не стал - травленую палубу уже не отодрать, она приклеена и зашпаклевана. Лодку X бис собрал, не ориентируюясь на прототип. Зато с сетепрорезателем - весьма любопытное устройство.
На лодке Х серии (красной) пропала расшивка рубки при шпаклевке и шлифовке - передняя дверь, иллюминаторы. Пришлось все восстановить, как смог (никогда раньше этого не делал)
Поменял порядок сборки - теперь все сначала собираю, включая такелаж и тросы, затем крашу. Посмотрим, что из этого эксперимента выйдет.