Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
HMS K15. Британская подводная лодка K класса.
Лодка HMS K15 была заложена на верфи Scott’s 19 апреля 1916, спущена на воду 31 октября 1917, вошла в строй 30 апреля 1918. Затонула в Портсмуте 25 июня 1921 года (самопроизвольное погружение из-за потери давления в гидросистеме), в 1924 году поднята и разделана на металл. Относится к поздней серии этих лодок.
Подводные лодки типа K — тип британских эскадренных подводных лодок, построенных в 1916—1923 годах. Построенные для взаимодействия с эскадрой, они имели скорость полного хода 24 узла, но ценой гигантского водоизмещения (вчетверо больше современных им лодок) и установки паровых турбин, что довольно необычно для подводных лодок. Для своего времени лодки были весьма инновационными - дистанционно с помощью электромоторов закрывались клапана балластных цистерн, поднимались перископы и радиомачты, убирались трубы, на более поздних лодках крышки люков вентиляции так же стали механизированы, однако новизна конструкции на могла не сказаться на надежности. .На подлодках этого типа произошёл ряд катастроф с человеческими жертвами, и все они были списаны, прослужив менее 10 лет.
Лодки типа K были торпедно-артиллерийскими. Торпедное вооружение было представлено десятью широко распространёнными в период постройки кораблей трубными торпедными аппаратами калибра 18 дюймов (457 мм). Четыре ТА были установлены в носу, четыре — в четвёртом отсеке, попарно выходящие на правый и левый борт для траверзной стрельбы. Последние два аппарата устанавливались в виде поворотной пары в носовой части надстройки.
Как выяснилось при эксплуатации лодок, носовая часть не обладала запасом достаточной плавучести и уже на скорости 12 узлов при умеренном волнении вместо того, что бы восходить на волну, зарывалась в нее, из-за чего возникала опасность, что лодка самопроизвольно уйдет под воду. Что бы этого избежать вахтенным офицером приходилось постоянно продувать носовые балластные цистерны. Для устранения данного недостатка на поздних лодках носовая оконечность была увеличена за счет свободно затапливаемой конструкции названной «лебединым носом». Позже переделки подверглись и более ранние подводные лодки. Палубные торпедные аппараты оказались бессмысленными так как волны сминали и аппараты и торпеды находящиеся в них, поэтому со временем отказались и от них.
Большая длина и маленькая ширина привели к тому что лодку сильно болтало. При надводном ходе работа экипажа была не сладкой. Особенно страдали кочегары. В надводном положении продукты горения удалялись через 2 трубы высотой 1,2 метра. Несмотря на такую высоту волны иногда захлестывали их и тушили котлы. Между трубами находились 2 вентиляционных отверстия диаметром в почти метр каждое, которые располагались между трубами. Даже при умеренном волнении через них заливало воду и кочегары были вынуждены работать в плащах. Перед погружением каждое вентиляционное отверстие закрывалось грибообразной крышкой с резиновым уплотнением. Трубы с помощью электроприводов заваливались назад и убирались в специальные отверстия в надстройки. На подготовку лодки к погружению уходило около 5 минут.
В подводном положении лодка становилась еще более капризной – мало того, что дифферентить подводную лодку было целое искусство (пуск нескольких торпед приводил к тому, что нос подводной лодки выскакивал на поверхность), так она еще плохо слушалась рулей глубины. Порой кормовые рули заклинивали в самый неподходящий момент (как подозревали в этом виновата недостаточная жесткость корпуса из-за деформации которого тяги рулей заклинивало) и лодка стремительно валилась на глубину. Почти каждая лодка данной серии прошла через это. Зная это капитаны предпочитали нырять на мелководье – где не было риска уйти на глубину, поэтому порой лодка утыкалась носом в грунт задрав свою корму над водой.
Экипажи лодки не любили. Даже в порту экипажи продолжали жить на своих лодках, что не могло сказаться на его психологической атмосфере – в порту на них царило беспробудное пьянство. Когда в сентябре 1917 года экипаж одной из лодок типа E узнал, что несколько человек могут быть переведены на К-13, которая теперь получила номер К-22, чуть не половина экипажа немедленно «заболела». Люди шли на любые уловки, только чтобы не попасть служить на лодки типа К.
Всего было заложено 27 подводных лодок с порядковыми номерами от 1 до 28 (При этом 1 подводная лодка имела в разное время 2 номера 13 и 22, 3 подводных лодки переделаны в тип М и строительство 6 подводных лодок отменено.
Характеристики
Тип корабля: Эскадренная подводная лодка
Скорость (надводная) 24 узла
Скорость (подводная) 10 узлов
Рабочая глубина погружения 50-60 м
Автономность плавания надводная: 800 миль на 24 узлах, 12 500 миль на 10 узлах; подводная: 8 миль на 8 узлах, 40 миль на 4 узлах
Экипаж 59 человек (в т. ч. 6 офицеров)
Размеры
Водоизмещение надводное 1980 т
Водоизмещение подводное 2566 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 103 м
Ширина корпуса наиб. 8,08 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,38 м
Силовая установка
Паротурбинно-электрическая
Два нефтяных водотрубных котла системы «Ярроу» по 10 500 л.с.,
Две паровых турбины Браун-Кёртис или Парсонс,
Четыре электромотора по 1440 л.с.
Два трёхлопастных винта диаметром по 2,29 м
Один резервный дизель-генератор Виккерс, 800 л.с.
Вооружение
Артиллерия: Два орудия 101,6 мм/40 Mk IX
Торпедно-минное вооружение: 4x457 мм носовых ТА с запасными торпедами, 4x457 мм траверзных ТА, 2x457 мм палубных ТА, позже демонтированных
ПВО одно орудие 76,2 мм
Последнее погружение K-15
«Хотя я погружаюсь в глубины, я всплываю более прекрасной».
Девиз К-15.
Летней ночью через 5 месяцев после исчезновения К-5 однотипная с ней лодка К-15 стояла у борта легкого крейсера «Кентербери» в Портсмуте. Днем была палящая жара, но сейчас воздух был значительно холоднее. Большая часть экипажа лодки, в том числе и ее командир капитан 2 ранга Джордж Феджин Брэдшо, находились в увольнении. На борту остались лишь несколько матросов. Большинство из них спало или пыталось уснуть, когда вахтенный наблюдатель внезапно обнаружил, что К-15 тонет. Он бросился вниз в рубку, чтобы разбудить остальных. Матросы едва успели перебраться на борт «Кентербери». Лодка погрузилась буквально у них под ногами, испустив облако светящихся пузырьков.
На следующее утро во время прилива выяснилось, что трубы и верхушка рубки торчат из воды. Так как лодка лежала возле входа в приливный бассейн, она представляла серьезную опасность. На нее сразу же спустились водолазы. Непосредственной причиной аварии почти наверняка была чудовищная жара, стоявшая накануне. Масло в гидравлической системе, закрывающей клапана балластных цистерн, перегрелось, и система начала подтекать. Вечером стало холоднее, но из-за утечек давление в системе упало. Теперь клапана потеряли герметичность и начали травить воздух. Давление в балластных цистернах упало, и вода стала просачиваться внутрь.
Спасательные работы начались немедленно. В качестве советника был вызван Воган Джоунс, первый командир К-15. Работа была бы довольно простой, если бы водонепроницаемые двери, люки и вентиляторы были задраены. Однако большинство дверей между отсеками было открыто. В результате лодка оказалась затопленной от носа до кормы. Даже при таких обстоятельствах спасательные работы не должны были представлять проблемы, так как входной люк рубки во время отлива находился над водой. Однако накануне рабочие верфи, проводившие какой-то мелкий ремонт, просверлили в прочном корпусе в центральном посту отверстие диаметром 1 дюйм. Водолазы попытались заткнуть его снаружи, но не сумели. Тогда спасательные работы решили вести через дымовые трубы. Одну из них заткнули, а вторую нарастили так, чтобы она выступала из воды даже во время прилива. Проникнув в лодку через трубу, водолазы начали осушать отсеки. Спасательная команда работала по 16 часов в день, и через 13 дней после аварии К-15 была поднята на поверхность. Вскоре после этого буксир оттащил ее на илистую отмель возле острова Уэйл. Там она простояла несколько месяцев.
Как-то, глядя на жалкие останки, Воган Джоунс вспомнил латунную табличку с гордым девизом, которую он лично прикрепил, когда в 1918 году лодка вошла в строй. Он попросил унтер-офицера-механика, который служил вместе с ним на лодке, достать ему эту табличку в качестве сувенира. Но кто-то уже успел побывать на лодке и освободил ее от неуместного теперь девиза. После своего последнего погружения в глубины лодка поднялась уж совсем не прекрасной. Вскоре она была разобрана на металл.
----------------------------------------------------------------------------
Использованы материалы сети Интернет
Дон Эверит. Подводные лодки типа «К» = K Boats: Steam-Powered Submarines in World War I. — М.: АСТ, 2003. — 284 с. — 4000 экз. — ISBN 5-17-020740-9. http://militera.lib.ru/tw/everit_d/index.html
Модель ранней лодки от фирмы MikroMir попала мне в руки совершенно случайно — заказал ее вместо советской лодки типа «К». Но в итоге и лодка К4, и сборка оказалась интересной, решил заказать лодку поздней серии. Тема о постройке лодки — здесь: http://karopka.ru/forum/forum190/topic25636/
Качество модели в целом приемлемое, за исключением декалей — очень хрупкие. Пришлось заменить мачты на стальные — родные пластиковые оказались слишком хрупкие и просто развалились при попытке их обработать. Лодка дополнена леерами из набора Tamiya и поворотным торпедным аппаратом из комплекта ЗИП. Окна в рубке имитированы декалями, я настоятельно рекомендую так не делать — выглядит не очень естественно, намного лучше их вырезать в рубке и затянуть имитацией стекла.
Краски акриловые, в основном Tamiya. Такелаж из спандекса. Смывки от Wilder и из пастельных мелков.
Очень не хватало информации о матчасти — похоже, это первая модель лодки такого типа на каропке (ну или я искал плохо) и сравнивать было особо не с чем. Удалось найти несколько исторических фотографий лодки. Очень помогло фото с лодкой К15 в полупогруженном состоянии. Фото палубных торпедных аппаратов найти не удалось, пришлось ориентироваться на их описание и примерное расположение. Строил сразу две лодки К4 и К15, на них ушел ровно месяц.
Долго рассматривал обе лодки. Чисто английский стиль, всё не как у людей, похожи на двухэтажный автобус с правым рулём. Рассказ понравился. Серийный эксперимент типа "К" не совсем удачный. Подлодки в галерею строем и своим ходом не вводить, только по одной и на буксире.
Цитата: Однозначно, вышло удачно. Можно было, наверное, окна на мостике застеклить, но это история совсем другая.
У меня вопрос: ТА вращается?
Не можно, а нужно. Подвела предыдущая "Щука" - там декалями окна рубки вполне неплохо обозначены были. Но там они черные, а тут разноцветные. Как выглядят - понял, когда прилепил декали на последнем этапе сборки. Переделывать уже было поздно - аккуратно рубку не разобрать, там на СА клее все добротно сделано. Пришлось их двух зол выбирать меньшее и оставить все как есть.
ТА - нет, не вращается. Даже мысли такой не было при сборке - он и так еле влез свое место, основание подпиливать пришлось. ТА поставил под углом, чтобы его детализацию видно было. Хотя сейчас думаю - в принципе можно было и вращающимся его сделать - тогда при сборке порядок склеивания палуб нужно было бы изменить.
Комментарии
44 года
На сайте с 14.03.2011
Больше напоминает первые миноносцы.
Я за галерею!
71 год
На сайте с 05.06.2013
С уважением О.И.
62 года
На сайте с 30.06.2009
На сайте с 07.10.2007
Возраст неизвестен
На сайте с 03.02.2014
У меня вопрос: ТА вращается?
46 лет
На сайте с 31.12.2011
На сайте с 09.03.2017
Однозначно, вышло удачно. Можно было, наверное, окна на мостике застеклить, но это история совсем другая.
У меня вопрос: ТА вращается?
Не можно, а нужно. Подвела предыдущая "Щука" - там декалями окна рубки вполне неплохо обозначены были. Но там они черные, а тут разноцветные. Как выглядят - понял, когда прилепил декали на последнем этапе сборки. Переделывать уже было поздно - аккуратно рубку не разобрать, там на СА клее все добротно сделано. Пришлось их двух зол выбирать меньшее и оставить все как есть.
ТА - нет, не вращается. Даже мысли такой не было при сборке - он и так еле влез свое место, основание подпиливать пришлось. ТА поставил под углом, чтобы его детализацию видно было. Хотя сейчас думаю - в принципе можно было и вращающимся его сделать - тогда при сборке порядок склеивания палуб нужно было бы изменить.
71 год
На сайте с 26.10.2009
Курс - Галерея!
С Уважением, Алексей.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий