Этот день довольно часто помнится по встречам с друзьями-приятелями, застольями и т.д. И вот среди прочего для меня был очень примечателен этот день в 1985 году. Было мне тогда 24 года и незадолго до праздника поступил я на работу в качестве конструктора в контору под названием "ЦКБ "Вымпел". В те недалекие времена это был не выходной, а вполне обычный рабочий день. В тот день комсорг нашего отдела подошла ко мне с объявлением, что мол сегодня после работы, в нашей столовой, состоится встреча с ветераном ВОВ, хорошо бы поприсутствовать (кстати, как потом оказалось на этой встрече присутствовала и публика далеко не комсомольско-молодежного возраста). Честно говоря, я встретил это приглашение без особого энтузиазма и даже скептически. Участников ВОВ в те года ещё было много, и даже среди близких родственников, так что вроде чего особенного, знаем мы это всё. Но тем не менее я всё-таки пришел на это мероприятие. На центрально месте я увидел пожилого седого человека, с тремя орденами и колодками на пиджаке. Звали его Геннадий Васильевич Зеленцов. Оказалось, что он когда-то, до пенсии работал в нашей конторе, тоже был инженером-конструктором. А во время войны был подводником, на Балтике, хотя в 41-42 годах служил в морской пехоте, защищал Ленинград и был ранен.
23 февраля 1985-го
23 февраля 2019 года, 14:25
|
|
|
|
23 февраля 2019 года, 14:31
И в 1943-м он снова вернулся на подводную лодку. И это была С-13, командиром на которую в тоже практически время был назначен капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско.
|
|
|
|
23 февраля 2019 года, 14:43
История потопления "Вильгельма Густлова" не была на тот момент для меня чем-то сенсационным и неизвестным. У меня даже до сих пор хранится вырезанная из "Моделиста-Конструктора" за 1975-й год статья об этом эпизоде войны, о С-13, и Маринеско. Но одно дело знать-читать об этом событии и другое видеть человека, непосредственно участвовавшего в этом!
|
|
|
|
23 февраля 2019 года, 14:45
Он принимал участие в потоплении "Вильгельма Густлофа" ?
|
|
|
|
23 февраля 2019 года, 15:09
Естественно что этому событию старый подводник отвел значительное место в своем рассказе. Мне как-то запомнилось то, что после первой неудачной попытки атаковать "Густлов" они бросились за ним в погоню в надводном положении, ночью, в скверную погоду, со стороны берега, параллельно движению конвоя. И после торпедирования поднырнули под тонущее судно, дабы избежать противолодочной атаки.
Надо признать, что ветеран практически слово в слово пересказал версию существовавшую в те годы о том, что мол на транспорте находились только что обученные экипажи немецких п/л, несколько десятков экипажей, которых не дождались новейшие германские субмарины. И о том, что Маринеско будто был объявлен личным врагом Гитлера №1, и трехдневном трауре в Третьм Рейхе. Сейчас как бы становится известным, что всё не совсем именно так, но это уже никак не меняет отношение к подвигам наших моряков. Лично для меня, по крайней мере. Вот, кстати, Гитлер на торжественной церемонии спуска на воду злосчастного лайнера.
Изменено: |
|
|
|
23 февраля 2019 года, 15:24
В том походе экипаж С-13 пустил на дно ещё один корабль. Ветеран определил его как вспомогательный (то ли легкий) крейсер. На самом деле это был опять же транспорт, "Штойбен".
Довольно интересным для меня тогда было то, что наши моряки тогда базировались в финском порту Ханко. Как раз в те дни я читал книгу Василия Голубева о борьбе за Ханко осенью 41-го, а вот о том, что в конце войны мы снова были в Ханко я не знал.
Изменено: |
|
|
|
23 февраля 2019 года, 15:45
Да, интересные воспоминания
|
|
|
|
23 февраля 2019 года, 15:51
О командире С-13 я тогда мало что знал. И из рассказа Г,В.Зеленцова услышал немного больше. О том что он родом из румын, что фамилия была бы соответствующая, Маринеску, но отец осевший в Одессе поменял её на украинский лад. О том, что в начале войны Маринеско был командиром "малютки" М-96, которая потом погибла. Вообще было видно, что Зеленцов беззаветно любит и уважает своего командира. В некоторые моменты рассказа его голос начинал дрожать и было видно, как на глаза старика наворачиваются слезы... Хотя, некоторые моменты жизни Маринеско носили довольно скандальный оттенок. Так, например, ветеран довольно подробно поведал о том как его командир по-гусарски провел новогоднюю ночь 45-го. Помню, что у многих присутствующих это вызвало снисходительные улыбки. Какая-то простигосподи, какая-то пьяная драка из-за неё, наряд патруля и т.д. Честно говоря не очень красиво, хотя кто не без греха.
|
|
|
|
23 февраля 2019 года, 15:57
По моему "эски" считались лучшими лодками на нашем флоте в то время
Изменено: |
|
|
|
23 февраля 2019 года, 16:23
С того момента история С-13 стала для меня как-то ближе, хотя лично я вроде и ни какого отношения к этому не имею. Всё что вокруг и около стало интересовать и волновать. И запоздалое присвоение командиру п/л звание Героя в 1990-м было приятным событием. И появление всяких фильмов, книг, статей вызывало критическое отношение (ну уж меня то не обманите, я из первых уст слышал как всё было).
В нашем городе появился вот такой памятник. Не случайно. С-13 (как и большинство "эсок") строилась на нашем Сормовском заводе. Вроде хорошо, что у нас в городе немало памятников на тему ВОВ. Но вот большая беда с "матчастью". Так, например, много лет фанерная копия истребителя Ла-9 "играет роль" Ла-7, об окраске которого в ярко-зеленый цвет вообще лучше и не вспоминать Та же история повторилась и с С-13. Ограждение боевой рубки настоящей С-13 было совсем иное. Меня, это конечно,отчасти раздражает, но что поделать, хоть как-то помним и то, слава богу...
Изменено: |
|
|
|
23 февраля 2019 года, 16:36
Да, кстати. Коллеги-товарищи-друзья, всех вас с праздником! С днем Защитника Отечества! Или по-старому с Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота!
|
|
|
|
23 февраля 2019 года, 17:27
Сергей. спасибо за интересный рассказ и поздравление! Слава богу, есть люди хранящие историю!
А я в тот праздник был на первом курсе Тульского политеха или, как говорили "голоса" "Тульского ракетного колледжа" |
|
|
|
23 февраля 2019 года, 19:46
Могу добавить, что в 1985 году студия "Молдова-филм" сняла фильм "О возвращении забыть". Лодка там, правда, названа С-131, командир носит фамилию Булатов, немецкий транспорт называется "Тироль", но сюжет - тот самый. |
|||
|
|
23 февраля 2019 года, 20:01
Интересный рассказ.
Спасибо, Сергей. |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 11:50
Да, я сейчас очень жалею, что мало задавал вопросов знакомым ветеранам, когда они были ещё живы...
Как теперь становится известно потопленный лайнер был под завязку забит гражданскими беженцами, а курсанты школы подводников это совсем не то, что подготовленные экипажи немецких подводных лодок. Немало было потоплено и торговых судов нейтральной Швеции, причём в её территориальных водах. Но война есть война...
Изменено: |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 13:47
-
Изменено: |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 14:56
|
|||
|
|
24 февраля 2019 года, 15:08
В действительности топили всех подряд, особо не разбирая.
Поскольку своих кораблей там не было, а результат нужен был позарез.
Изменено: |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 15:12
|
|||
|
|
24 февраля 2019 года, 15:22
Да, тут какая-то ошибка вышла- После выхода в 1944 г. Финляндии из войны, Советский Союз отказался от аренды полуострова Ханко (подтверждено в мирном договоре СССР с Финляндией 1947 г.). - СССР получил право на аренду полуострова Порккала-Удд на 50-летний срок для создания там военно-морской базы. За аренду советское правительство должно было платить 5 млн. финских марок ежегодно;
Изменено: |
|||||
|
|
24 февраля 2019 года, 15:57
.
|
|
|
|
24 февраля 2019 года, 16:28
А я вот такую схему нашёл-
Изменено: |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 16:45
19 ноября «С-13» перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт. 22 декабря подводная лодка прибыла на Ханко, откуда 11 января 1945 года снова отправилась в боевой поход.
15 февраля подводная лодка прибыла в Турку, Значит ветеран не ошибся.
Изменено: |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 17:06
Зеленцов говорил о том, что они находились в Ханко. Говорил ли он из какого порта они вышли в море именно 11.01.45 я не помню.
Морозов и Кулагин в своей книге "Эски" в бою" стр.63. также упоминают про Ханко, и видимо не случайно. |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 17:07
Да, я тоже нашёл-
Скоро из-за поведения командира С-13 стал вопрос о предании его суду военного трибунала. В политдонесении было написано: «…дважды без разрешения командира Дивизиона ходил в город Ханко, где пьянствовал и имел связь с финскими женщинами…».
Изменено: |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 17:50
|
|||
|
|
24 февраля 2019 года, 18:02
-Подлодки дислоцировались в Кронштадте, Ханко, Хельсинки и Турку. Боевое управление ими осуществлялось с плавбазы «Иртыш», находившейся в Хельсинки. Для обеспечения взаимодействия подводных сил с авиацией в Паланге был создан выносной пункт управления, способствовавший улучшению обмену информации о местонахождении конвоев противника и управления силами.-
Изменено: |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 19:01
|
|||||
|
|
24 февраля 2019 года, 19:03
В соглашении оговаривается использование ВВС КА аэродромов в Финляндии, включён пункт Ханко/Порккала, но ничего нет про использование других морских баз. Смею предположить, что этот вопрос решался уже не на правительственном уровне. И я говорю не о статусе места, а о месте вообще - я вот до сегодняшнего дня ни где не встречал упоминания о "возвращении" в 44 году на Ханко, о базировании в Турку. В доступных финских источниках, я не беру архивы, упоминается только Порккала (финны любят "скромно умолчать" или "не предать значения")
Соглашение о перемирии между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, с одной стороны, и Финляндией, с другой 3. Финляндия обязуется предоставить по требованию Союзного (Советского) Главнокомандования аэродромы на южном и юго-западном побережье Финляндии со всем оборудованием для базирования советских самолетов на время, необходимое для военно-воздушных операций против германских войск в Эстонии и против немецкого военно-морского флота в северной части Балтийского моря. (см. приложение к статье 3) 8. Советский Союз отказывается от своих прав на аренду полуострова Ханко, предоставленных ему советско-финским Мирным Договором от 12 марта 1940 года, а Финляндия со своей стороны обязуется предоставить Советскому Союзу на правах аренды территорию и водные пространства для создания советской военно-морской базы в районе Порккала-Удд. Границы территории и акватории базы в Порккала-Удд определяются приложением к настоящей статье и показаны на карте. (См. приложение к статье 8 и карту масштаба 1:100 000.)
Изменено: |
|
|
|
24 февраля 2019 года, 19:35
Посмотрел, кстати, сегодня немецкий фильм 2008-го года "Die Gustloff" (давно собирался, да всё как-то откладывал). В принципе, ерунда. Забавно, что авторы картины в реальные события вплели свою бредовую конспирологию. Я всё думал, что этим больше больны только наши отечественные писатели/киношники. Нет, оказывается это повсеместная мода. Действительно, реальная история довольно скучна. Ещё, один момент, голос диктора на последних кадрах (как это обычно бывает на исторических фильмах): "...В катастрофе погибло 9000 человек, большую часть которых составляли офицеры подводного флота..." Несколько странно, от немцев такое признание.
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)