Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1 2 След.
RSS
23 февраля 1985-го
Этот день довольно часто помнится по встречам с друзьями-приятелями, застольями и т.д. И вот среди прочего для меня был очень примечателен этот день в 1985 году. Было мне тогда 24 года и незадолго до праздника поступил я на работу в качестве конструктора в контору под названием "ЦКБ "Вымпел". В те недалекие времена это был не выходной, а вполне обычный рабочий день. В тот день комсорг нашего отдела подошла ко мне с объявлением, что мол сегодня после работы, в нашей столовой, состоится встреча с ветераном ВОВ, хорошо бы поприсутствовать (кстати, как потом оказалось на этой встрече присутствовала и публика далеко не комсомольско-молодежного возраста). Честно говоря, я встретил это приглашение без особого энтузиазма и даже скептически. Участников ВОВ в те года ещё было много, и даже среди близких родственников, так что вроде чего особенного, знаем мы это всё. Но тем не менее я всё-таки пришел на это мероприятие. На центрально месте я увидел пожилого седого человека, с тремя орденами и колодками на пиджаке. Звали его Геннадий Васильевич Зеленцов. Оказалось, что он когда-то, до пенсии работал в нашей конторе, тоже был инженером-конструктором. А во время войны был подводником, на Балтике, хотя в 41-42 годах служил в морской пехоте, защищал Ленинград и был ранен.  
И в 1943-м он снова вернулся на подводную лодку. И это была С-13, командиром на которую в тоже практически время был назначен капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско.  
История потопления "Вильгельма Густлова" не была на тот момент для меня чем-то сенсационным и неизвестным. У меня даже до сих пор хранится вырезанная из "Моделиста-Конструктора" за 1975-й год статья об этом эпизоде войны, о С-13, и Маринеско. Но одно дело знать-читать об этом событии и другое видеть человека, непосредственно участвовавшего в этом!  
Пользователь добавил изображение
s_133-tn2.jpg (39.7 КБ)
Он принимал участие в потоплении "Вильгельма Густлофа" ?
Естественно что этому событию старый подводник отвел значительное место в своем рассказе. Мне как-то запомнилось то, что после первой неудачной попытки атаковать "Густлов" они бросились за ним в погоню в надводном положении, ночью, в скверную погоду, со стороны берега, параллельно движению конвоя. И после торпедирования поднырнули под тонущее судно, дабы избежать противолодочной атаки.
Надо признать, что ветеран практически слово в слово пересказал версию существовавшую в те годы о том, что мол на транспорте находились только что обученные экипажи немецких п/л, несколько десятков экипажей, которых не дождались новейшие германские субмарины. И о том, что Маринеско будто был объявлен личным врагом Гитлера №1, и трехдневном трауре в Третьм Рейхе. Сейчас как бы становится известным, что всё не совсем именно так, но это уже никак не меняет отношение к подвигам наших моряков. Лично для меня, по крайней мере.
Вот, кстати, Гитлер на торжественной церемонии спуска на воду злосчастного лайнера.
Изменено: Сергей Бусаргин - 23.02.2019 16:28:12
В том походе экипаж С-13 пустил на дно ещё один корабль. Ветеран определил его как вспомогательный (то ли легкий) крейсер. На самом деле это был опять же транспорт, "Штойбен".
Довольно интересным для меня тогда было то, что наши моряки тогда базировались в финском порту Ханко. Как раз в те дни я читал книгу Василия Голубева о борьбе за Ханко осенью 41-го, а вот о том, что в конце войны мы снова были в Ханко я не знал.
Пользователь добавил изображение
s13_7.jpg (107.13 КБ)
Изменено: Сергей Бусаргин - 23.02.2019 16:29:27
Да, интересные воспоминания
О командире С-13 я тогда мало что знал. И из рассказа Г,В.Зеленцова услышал немного больше. О том что он родом из румын, что фамилия была бы соответствующая, Маринеску, но отец осевший в Одессе поменял её на украинский лад. О том, что в начале войны Маринеско был командиром "малютки" М-96, которая потом погибла. Вообще было видно, что Зеленцов беззаветно любит и уважает своего командира. В некоторые моменты рассказа его голос начинал дрожать и было видно, как на глаза старика наворачиваются слезы... Хотя, некоторые моменты жизни Маринеско носили довольно скандальный оттенок. Так, например, ветеран довольно подробно поведал о том как его командир по-гусарски провел новогоднюю ночь 45-го. Помню, что у многих присутствующих это вызвало снисходительные улыбки. Какая-то простигосподи, какая-то пьяная драка из-за неё, наряд патруля и т.д. Честно говоря не очень красиво, хотя кто не без греха.
Рисунок
eb9088ebcbe0.jpg (236.57 КБ)
По моему "эски" считались лучшими лодками на нашем флоте в то время
Изменено: Дмитрий - 23.02.2019 15:58:54
С того момента история С-13 стала для меня как-то ближе, хотя лично я вроде и ни какого отношения к этому не имею. Всё что вокруг и около стало интересовать и волновать. И запоздалое присвоение командиру п/л звание Героя в 1990-м было приятным событием. И появление всяких фильмов, книг, статей вызывало критическое отношение (ну уж меня то не обманите, я из первых уст слышал как всё было).
В нашем городе появился вот такой памятник. Не случайно. С-13 (как и большинство "эсок") строилась на нашем Сормовском заводе. Вроде хорошо, что у нас в городе немало памятников на тему ВОВ. Но вот большая беда с "матчастью". Так, например, много лет фанерная копия истребителя Ла-9 "играет роль" Ла-7, об окраске которого в ярко-зеленый цвет вообще лучше и не вспоминать Та же история повторилась и с С-13. Ограждение боевой рубки настоящей С-13 было совсем иное. Меня, это конечно,отчасти раздражает, но что поделать, хоть как-то помним и то, слава богу...
Рисунок
158f64as-960.jpg (201.17 КБ)
Рисунок
c0f64as-960.jpg (159.92 КБ)
Рисунок
b3084e4151b7.jpg (152.41 КБ)
Изменено: Сергей Бусаргин - 23.02.2019 16:43:28
Да, кстати. Коллеги-товарищи-друзья, всех вас с праздником! С днем Защитника Отечества! Или по-старому с Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота!
Рисунок
4715887.jpg (177.65 КБ)
Сергей. спасибо за интересный рассказ и поздравление! Слава богу, есть люди хранящие историю!
А я в тот праздник был на первом курсе Тульского политеха или, как говорили "голоса" "Тульского ракетного колледжа"  :)  
Цитата
Игорь Жмурин написал:
Сергей. спасибо за интересный рассказ и поздравление! Слава богу, есть люди хранящие историю!
Присоединяюсь.
Могу добавить, что в 1985 году студия "Молдова-филм" сняла фильм "О возвращении забыть". Лодка там, правда, названа С-131, командир носит фамилию Булатов, немецкий транспорт называется "Тироль", но сюжет - тот самый.
Рисунок
Интересный рассказ.  
Спасибо, Сергей.  
Да, я сейчас очень жалею, что мало задавал вопросов знакомым ветеранам, когда они были ещё живы...

Как теперь становится известно потопленный лайнер был под завязку забит гражданскими беженцами, а курсанты школы подводников это совсем не то, что подготовленные экипажи немецких подводных лодок.


Немало было потоплено и  торговых судов нейтральной Швеции, причём в её территориальных водах.
Но война есть война...
Изменено: Денис Догадов - 24.02.2019 16:38:56
-
Изменено: Денис Догадов - 24.02.2019 15:28:43
Цитата


Немало было потоплено и  торговых судов нейтральной Швеции, причём в её территориальных водах.
Но война есть война...
Топили шведов, потому что те снабжали  по морю Германию железной рудой.
В действительности топили всех подряд, особо не разбирая.
Поскольку своих кораблей там не было, а результат нужен был позарез.
Изменено: Денис Догадов - 24.02.2019 15:13:58
Цитата
Сергей Бусаргин написал:Довольно интересным для меня тогда было то, что наши моряки тогда базировались в финском порту Ханко. Как раз в те дни я читал книгу Василия Голубева о борьбе за Ханко осенью 41-го, а вот о том, что в конце войны мы снова были в Ханко я не знал.
Хм... Какая-то ошибка в воспоминаниях. Ещё на четвёртом заседании Тегеранской конференции состоявшемся 1.11.43 было достигнуто предварительное согласие делегации СССР на отказ от Ханко в обмен на Петсамо.
Цитата
Андрей Артамонов написал:
Цитата
Сергей Бусаргин написал:Довольно интересным для меня тогда было то, что наши моряки тогда базировались в финском порту Ханко. Как раз в те дни я читал книгу Василия Голубева о борьбе за Ханко осенью 41-го, а вот о том, что в конце войны мы снова были в Ханко я не знал.
Хм... Какая-то ошибка в воспоминаниях. Ещё на четвёртом заседании Тегеранской конференции состоявшемся 1.11.43 было достигнуто предварительное согласие делегации СССР на отказ от Ханко в обмен на Петсамо.


Да, тут какая-то ошибка вышла-

После выхода в 1944 г. Финляндии из войны, Советский Союз отказался от аренды полуострова Ханко (подтверждено в мирном договоре СССР с Финляндией 1947 г.).

- СССР получил право на аренду полуострова Порккала-Удд на 50-летний срок для создания там военно-морской базы. За аренду советское правительство должно было платить 5 млн. финских марок ежегодно;
Изменено: Денис Догадов - 24.02.2019 15:24:33
.
А я вот такую схему нашёл-

Пользователь добавил изображение  
Изменено: Денис Догадов - 24.02.2019 16:45:50
19 ноября «С-13» перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт. 22 декабря подводная лодка прибыла на Ханко, откуда 11 января 1945 года снова отправилась в боевой поход.

15 февраля подводная лодка прибыла в Турку,

https://www.drive2.ru/c/2286567/

Значит ветеран не ошибся.
Изменено: Денис Догадов - 24.02.2019 16:48:54
Зеленцов говорил о том, что они находились в Ханко. Говорил ли он из какого порта они вышли в море именно 11.01.45 я не помню.
Морозов и Кулагин в своей книге "Эски" в бою" стр.63. также упоминают про Ханко, и видимо не случайно.
Рисунок
DSC06299.JPG (189.06 КБ)
Рисунок
DSC06298.JPG (236.56 КБ)
Рисунок
DSC06297.JPG (211.95 КБ)
Да, я тоже нашёл-
Скоро из-за поведения командира С-13 стал вопрос о предании его суду военного трибунала. В политдонесении было написано: «…дважды без разрешения командира Дивизиона ходил в город Ханко, где пьянствовал и имел связь с финскими женщинами…».

http://grafskaya.com/?p=7729
Изменено: Денис Догадов - 24.02.2019 17:09:31
Цитата
Сергей Бусаргин написал:Зеленцов говорил о том, что они находились в Ханко.
Я упорствовать не буду, тем более история КБФ не мой предмет. Единственное, как я говорил выше - начиная с 43 года СССР был согласен отказаться от ВМБ Ханко, сначала в обмен на Петсамо. На переговорах в марте 44 готовы были передать Ханко безвозмездно, если финны примут другие условия. Ну и итоговые договорённости согласно Договору о перемирии от 19 сентября 44 г. которые финны подписали - отказываемся от Ханко и получаем в замен Порккала-удд (эвакуация населения начинается с 20 сентября, полная передача в течении десяти дней). По этому я так думаю, что если С-13 и была в Ханко, то это единичный эпизод.
-Подлодки дислоцировались в Кронштадте, Ханко, Хельсинки и Турку. Боевое управление ими осуществлялось с плавбазы «Иртыш», находившейся в Хельсинки. Для обеспечения взаимодействия подводных сил с авиацией в Паланге был создан выносной пункт управления, способствовавший улучшению обмену информации о местонахождении конвоев противника и управления силами.-

https://topwar.ru/101074-baltika-1945-y-deystviya-sovetskih-podvodnyh-lodok.html
Изменено: Денис Догадов - 24.02.2019 18:04:20
Цитата
Андрей Артамонов написал:
Цитата
Сергей Бусаргин написал:Зеленцов говорил о том, что они находились в Ханко.
Я упорствовать не буду, тем более история КБФ не мой предмет. Единственное, как я говорил выше - начиная с 43 года СССР был согласен отказаться от ВМБ Ханко, сначала в обмен на Петсамо. На переговорах в марте 44 готовы были передать Ханко безвозмездно, если финны примут другие условия. Ну и итоговые договорённости согласно Договору о перемирии от 19 сентября 44 г. которые финны подписали - отказываемся от Ханко и получаем в замен Порккала-удд (эвакуация населения начинается с 20 сентября, полная передача в течении десяти дней). По этому я так думаю, что если С-13 и была в Ханко, то это единичный эпизод.
Андрей, так вроде ни я, ни мой ветеран и не называли порт или город Ханко в статусе "военно-морской базы" СССР в 1944/45. Речь просто о том, что там находились наши моряки. При чем тут история о международных договорах?  
 В соглашении оговаривается использование ВВС КА аэродромов в Финляндии, включён пункт Ханко/Порккала, но ничего нет про использование других морских баз. Смею предположить, что этот вопрос решался уже не на правительственном уровне. И я говорю не о статусе места, а о месте вообще - я вот до сегодняшнего дня ни где не встречал упоминания о "возвращении" в 44 году на Ханко, о базировании в Турку. В доступных финских источниках, я не беру архивы, упоминается только Порккала (финны любят "скромно умолчать" или "не предать значения")  
Соглашение о перемирии
между Союзом Советских Социалистических Республик
и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,
с одной стороны, и Финляндией, с другой
3. Финляндия обязуется предоставить по требованию  Союзного (Советского) Главнокомандования аэродромы на южном и  юго-западном побережье Финляндии со всем оборудованием для базирования  советских самолетов на время, необходимое для военно-воздушных операций  против германских войск в Эстонии и против немецкого военно-морского  флота в северной части Балтийского моря. (см. приложение к статье 3)

8. Советский Союз отказывается от своих прав на аренду полуострова Ханко, предоставленных ему советско-финским Мирным Договором от 12 марта 1940 года,  а Финляндия со своей стороны обязуется предоставить Советскому Союзу на  правах аренды территорию и водные пространства для создания советской  военно-морской базы в районе Порккала-Удд.  

Границы территории и акватории базы в Порккала-Удд определяются приложением к настоящей статье и показаны на карте. (См. приложение к статье 8 и карту масштаба 1:100 000.)  

Изменено: Андрей Артамонов - 24.02.2019 19:33:39
Посмотрел, кстати, сегодня немецкий фильм 2008-го года "Die Gustloff" (давно собирался, да всё как-то откладывал). В принципе, ерунда. Забавно, что авторы картины в реальные события вплели свою бредовую конспирологию. Я всё думал, что этим больше больны только наши отечественные писатели/киношники. Нет, оказывается это повсеместная мода. Действительно, реальная история довольно скучна. Ещё, один момент, голос диктора на последних кадрах (как это обычно бывает на исторических фильмах): "...В катастрофе погибло 9000 человек, большую часть которых составляли офицеры подводного флота..." Несколько странно, от немцев такое признание.  
Страницы: 1 2 След.


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат