Пока я стеклил гелем "Viva decor для создания эффекта стекла" (ссылка) ходовые огни на ограждении рубки (бортовые и топовый),
покрывал цветными лаками от Тамии бортовые огни,
устанавливал ограждение рубки на штатное место и шпаклевал супержидкой шпаклевкой от Mr. Hobby стык между ограждением рубки и палубой надстройки,
хитрый механик опять прокрался на борт модели и вкрутил лампочки в обтекатели (выгородки) ходовых огней и изобразил голубым светом отсвет от подсветки шкал приборов (репитер гирокомпаса, указатель положения вертикального руля, ВИКО) на БП-06 (пост управления вертикальным рулем) через носовые иллюминаторы ОР на ходу подводной лодки. Ну и опять уговорил меня проверить как ходовые огни (бортовые и топовый) и подсветка работают в сумерках.
Кстати, посоветовавшись со старшими товарищами (ветеранами, служившими на этом проекте) убрал подсветку иллюминатора надводного гальюна.
P.S. В роли "хитрого механика" снова выступал автор сказки.
Алексей Лежнев написал: "Хитрому механику" удалась подсветка корабля в тёмное время суток!
С Уважением, Алексей.
Спасибо, уважаемый Алексей, Ваше мнение будет учтено при поощрении "хитрого механика".
Одновременно довожу до Вашего сведения, что "хитрый механик" поощрен, как обычно - "ненаказанием". Конечно, это меньше чем "благодарность", но больше чем "ничего".
Все имеет свойство кончаться, иногда это может быть жидкая шпаклевка от Mr.Hobby. И пока она ехала на оленях, понемногу занимался наукой. С прибытием шпаклевки сделал прилив (зализ) шва в месте соединения палубы надстройки и ограждения рубки (ОР). Зашлифовал наждачной шкуркой 1500 и нарезал два эпроновских лючка по првому борту ОР в нос от двери.
Закончил скоб-трап по правому борту ОР, установив на цапонлак в районе прилива (зализа) первую снизу из двенадцати скоб .
Cеткой 0,2 мм фототравления от North Star Models доработал обтекатель (выгородку) опорного подшипника левого борта ПМУ Ива-МВ. В штатном от производителя обтекателе (выгородке) снял фаску модельным ножом, чтобы сетка легла впотай, установил на цианокрилатный клей вырезанные и обработанные в ювелирных тисках заготовки сетки из фототравления.
Александр Олегович, позвольте поинтересоваться. Вот эти красноватые продольные решетки на шпигатах, такие стоят на всех лодках ( имею в виду советско-российские проекты) или только именно на данном проекте 641? Просто впервые увидел такую крупную цветную фотку шпигатов, думал что шпигат обычное отверстие в легком корпусе.
Kdp78 написал: Александр Олегович, позвольте поинтересоваться. Вот эти красноватые продольные решетки на шпигатах, такие стоят на всех лодках ( имею в виду советско-российские проекты) или только именно на данном проекте 641? Просто впервые увидел такую крупную цветную фотку шпигатов, думал что шпигат обычное отверстие в легком корпусе.
Дмитрий, давайте уточним, речь идет об этих шпигатных решетках?
Kdp78 написал: Александр Олегович, позвольте поинтересоваться. Вот эти красноватые продольные решетки на шпигатах, такие стоят на всех лодках ( имею в виду советско-российские проекты) или только именно на данном проекте 641? Просто впервые увидел такую крупную цветную фотку шпигатов, думал что шпигат обычное отверстие в легком корпусе.
Цитата
Kdp78 написал: Ну да, только здесь на Вашей фотографии они красного цвета
Ну, конечно же нет, Дмитрий. Давайте уточним, я сейчас говорю только о шпигатах в борту надстроки выше ватерлинии, предназначенных, в основном, для нормальной работы клапанов вентиляции цисцерн главного балласта (ЦГБ).
Для предотвращения попадания инородных предметов в район тарелок клапанов вентиляции шпигатные отверстия закрывались решетками или сетками. У проекта 641 было два вида решеток на шпигатах в борту надстроки выше ватерлинии. На первой фотографии – шпигатные решетки лодок ранней постройки 641 проекта, в основном построенных на заводе №196 ("Судомех", г. Ленинград) в период с 1957 по 1967 годы.
На второй фотографии - шпигатные решетки лодок поздней посторойки 641 проекта, его модификаций И-641, И-641К, построенных на заводах Ново-Адмиралтейский завод (г.Ленинград) в период с 1966 по 1971 годы и Ленинградское Адмиралтейское объединение в период с 1971 по 1983 годы. Что же касается красноватого цвета шпигатных решеток, то это проглядывает красная краска, которой покрывалась крыша ЦГБ и надстройка изнутри. До 80-х годов практически каждый проект подводной лодки имел шпигатные решетки (сетки) своей формы.
Kdp78 написал: Александр Олегович, Спасибо за исчерпывающий ответ, теперь все понятно.
Дмитрий, не стоит благодарности. Если соберетесь строить модель подводной лодки и замахнетесь на шпигатные решетки (сетки), то лучше проконсультироваться у уважаемого Сергея Носова. Он более близок к этой теме. Ну и я также буду рад Вас проконсультировать.
Пока разбирались со шпигатными решетками, обтекатель (выгородка) опорного подшипника левого борта ПМУ Ива-МВ установлена на штатное место и прошпаклеваны швы.
Алексей Никитин написал: Такая работа вдохновляет на собственные подвиги.
Спасибо, Алексей. Так я еще и Музой работаю?
А сказка продолжается, наружный трубопровод подачи воздуха к среднему дизелю, выходивший на кормовую палубу надстройки (в спецификации к модели имеет №19), устанавливать не стал.
Поскольку модель делаю по состоянию на 1967 год, а подобное устройство появилось на 641 проекте во второй половине 70-х годов, и то не на всех лодках проекта.
Благодаря фотографиям, любезно предоставленными уважаемым deLoro, из фототравления от лееров Трумпетер сделал поперечные перекладины на спуске и подъеме в районе обтекателя (выгородки) опорного подшипника левого борта ПМУ Ива-МВ. Удалил ранее сделанные поперечные перекладины из проволоки по правому борту в районе крепления ПМУ Ива-МВ (п.2 ссылки) и сделал их из фототравления. Детали закрепил цапонлаком.
Чтобы закончить работу с ограждением рубки установил поручни.
Сергей Ставилэ в своей сказке о 641 проекте был прав, родные поручни от производителя имеют слишком длинные кронштейны (держатели) и при этом поручень почти в два раза имеет большее расстояние от ОР, чем ранее установленные скобы скоб-трапа по правому борту. Но решил отдать дань производителю и поэкспериментировал с поручнями носовой части ОР. Срезал родные кронштейны, в углубления сделанные ранее (ссылка), установил кронштейны из проволоки Ø 0,1 мм и закрепил их цапонлаком. Затем, подрезал кронштейны до величины 0,3 мм и на их сверху положил родные поручни, которые закрепил цианокрилатным клеем.
Результат работы с поручнями в носовой части ОР меня устроил и то же самое я сделал и с поручнями в кормовой части ОР.
Занялся изготовлением аварийного буксирного устройства (АБУ).
Для начала из трех отрезков проволоки Ø0,07 мм свил аварийный буксирный трос, он получился Ø0,2 мм.
Потом потренировался на кошечках, высверлил в пластике отверстие Ø0,2мм, вставил в него отрезок фототравления леера от Трумпетер 350 масштаба длинной 2 мм и пинцетом обогнул вокруг проволоки Ø0,25 мм. Результат меня устроил.
Извлек из отверстия полученную деталь разгибающейся скобы.
Замерил по фотографиям шаг установки разгибающехся скоб – 3 мм. До семидесятых годов шаг скоб был в районе метра, в семидесятые и восьмидесятые годы этот шаг стал чаще, но скобы – более хлипкими. По намеченному карандашем положению буксирного троса высверлил 37 отверстий Ø0,2 мм в которые установил разгибающиеся скобы. Сначала эту операцию проделал с носовой частью надстройки, потом на надстройке в районе ОР и наконец – на самом ОР. Все разгибающиеся скобы закрепил цапонлаком и дал просохнуть сутки.
Изготовленный ранее буксирный трос пинцетом продернул в отверстие между разгибающимися скобами и легким корпусом, обжал пинцетом скобы вокруг буксирного троса, модельным ножом подровнял скобы и закрепил все окончательно цапонлаком.
Скобы получились отлично! Живьем видел только музейный вариант рубки 641 проекта и там для троса в рубке был предусмотрен паз,куда собственно трос прятался. Инетерсно,был ли такой на Б-156
Сергей Ставилэ написал: Скобы получились отлично! Живьем видел только музейный вариант рубки 641 проекта и там для троса в рубке был предусмотрен пас,куда собственно трос прятался. Инетерсно,был ли такой на Б-156
Пересмотрел все доступные фотографии проекта 641, действительно трос спрятан в пазу рубки и палубы. Может у Александра Олеговича имеются другие снимки этого места? С уважением О.И.
Сергей Ставилэ написал: Скобы получились отлично! Живьем видел только музейный вариант рубки 641 проекта и там для троса в рубке был предусмотрен паз,куда собственно трос прятался. Инетерсно,был ли такой на Б-156
Сергей Ставилэ написал: Скобы получились отлично! Живьем видел только музейный вариант рубки 641 проекта и там для троса в рубке был предусмотрен пас,куда собственно трос прятался. Инетерсно,был ли такой на Б-156
Пересмотрел все доступные фотографии проекта 641, действительно трос спрятан в пазу рубки и палубы. Может у Александра Олеговича имеются другие снимки этого места?
С уважением О.И.
Спасибо, Сергей. Однако помаленьку стараюсь.
Что же касается жёлоба для укладки буксирного троса АБУ, то опять, уважаемые коллеги, возвращаюсь к истории, поднятой мной в сказке о постройке лодки 613 проекта (ссылка). На советских подводных лодках этот элемент появляется в начале 60-х годов, по некоторым данным дооборудование АБУ производилось при подготовке к переходу подводных лодок Северным морским путем и наконец, АБУ стало обязательным для всех подводных лодок после аварии К-8 (пр. 627А) в Бискайском заливе в 1970 году.
АБУ в 60-е годы устанавливалось, в основном, «хапспособом» (каждый из командиров проводил буксирный трос как мог) перед ВПЗ (выполнением поставленных задач) в море и соответственно АБУ не имело жёлоба на ОР. На лодках 613 и 633 проектов АБУ проводилось как с левого, так и с правого борта и даже встречаются варианты установки буксирного троса из капронового швартовного каната, соответственно и толщина его была больше стального.
Теперь рассмотрим эволюцию АБУ на лодках 641 проекта. На лодках ранней постройки (ссылка), в основном построенных на заводе №196 ("Судомех", г. Ленинград) в период с 1957 по 1967 годы АБУ устанавливалось без жёлоба, проводилось ближе к кормовой части ОР и крепилось на крыше ОР за проводник.
Ближе к 70-м годам буксирный трос АБУ на 641 проекте в своем креплении скобами к ОР перекочевал в нос, за обтекатель (выгородку) бортового ходового огня, но по прежнему не укладывался в жёлоб.
На лодках, заложенных после 1970 года, проходивших модернизацию или средний ремонт после 1970 года, когда АБУ стало обязательным для всех подводных лодок, для обтекаемости ОР и снижения шумности появился упомянутый Сергеем жёлоб на ОР, в который стали укладывать буксирный торс, что и показано на фотографиях Сергея и Олега Ивановича. Но и тогда на многих лодках 641 проекта из-за нехватки финансовых средств во время модернизации или среднего ремонта АБУ могли оставить и без укладки в жёлоб.
Поскольку Б-156 я строю по состоянию на 1967 год, то и соответственно АБУ сделал без жёлоба на ОР.
Уважаемые коллеги, поздравляю всех с Новым годом и продолжу сказку.
Постепенно перешел на кормовую надстройку и занялся изготовлением кабель-троса и разгибающихся скоб для аварийно-сигнального буя (АСБ).
Смотанный в бухту кабель-трос (обозначен цифрой 3) находился в донной части АСБ (4), а конец его крепился в основание кормового спасательного люка (6). По кабель-тросу от АСБ производилась посадка водолазного колокола на комингс-площадку спасательного люка.
Используя навыки, полученные при изготовлении АБУ, из двух отрезков медной проволоки Ø0,03 мм свил кабель-трос, он получился Ø0,06 мм. На фото выложил кабель-трос для сравнения с буксирным тросом АБУ.
Снова потренировался на «кошечках», высверлил в пластике отверстие Ø0,2мм, вставил в него отрезок фототравления леера от Трумпетер 700 масштаба длинной 1,5 мм, пинцетом обогнул вокруг проволоки Ø0,1 мм и получил разгибающуюся скобу для кабель-троса. Результат меня устроил.
Шаг установки разгибающехся скоб сделал 1,2 мм. По намеченному карандашем положению кабель-троса высверлил отверстия Ø0,2 мм в которые установил разгибающиеся скобы. Все разгибающиеся скобы закрепил лаком PLFSTIK-71 и дал просохнуть сутки.
Изготовленный ранее кабель-трос пинцетом завел в чуть отогнутую сверху часть разгибающихся скоб, обжал пинцетом скобы вокруг кабель-троса, модельным ножом подровнял скобы и закрепил все окончательно лаком PLFSTIK-71.
Занимаясь кормовой надстройкой, также как и уважаемый Сергей Носов в своей сказке К-3 "Ленинский комсомол", не смог обойти и кормовой аварийно-сигнальный буй (АСБ) к которому меня привел кабель-трос.
Сначала хотел сделать линь на крышке АСБ в упрощеннном варианте из проволоки, которую после покраски в черный цвет и крышки АСБ в красно-белый закрепил бы в высверленное отверстие и просто приклеил бы лаком. Но результат мне не понравился, выглядело как-то необъемно.
Поэтому, взял штатный кормовой АСБ от производителя, высверлил одно отверстие в центре для сигнального фонаря Ø0,4 мм и шесть отверстий Ø0,2 мм под обушки для проводки линя (линь предназначался для подъема АСБ и проверки его на отрыв усилием шести человек).
Из стоек лееров от Тамии изготовил шесть обушков и не приклеивая установил их в отверстия.
Из черной капроновой мононити Ø0,04 мм изготовил линь, провел его через обушки и обрезал не закрепляя.
Примерил кормовой АСБ на палубе, видимо прийдется уменьшить высоту крышки АСБ. Перед покраской или наложением декалей (пока не решил) обушки и линь на время демонтирую.
При работе с носовым АСБ (аварийно-сигнальным буем) у меня закрались большие сомнения и я решил изучить этот вопрос поглубже. В 60-70 годы АСБ были двух типов:
буи с сигнальной лампой и телефонной трубкой
и буи с радиосветосигнальным устройством РСУ-1Д (появились с 1973 года).
Основные отличия были в наличии радиосветосигнального устройства РСУ-1Д (для обозначения места нахождения аварийной ПЛ на грунте, обеспечения двусторонней телефонной связи личного состава со спасательными судами, приема электроэнергии через кабель-удлинитель, для выноса ходового троса спасательного колокола). Проще говоря, сверху обычного буя устанавливался обтекатель НКАФУ (низко расположенное кольцевое антенно-фидерное устройство), являвшегося одной из частей РСУ-1Д .
Буй с сигнальной лампой и телефонной трубкой обычно устанавливался на кормовой надстройке лодок 641 проекта.
На носовой надстройке производитель (МикроМир) предложил установить буй с радиосветосигнальным устройством РСУ-1Д, но поскольку Б-156 я строю по состоянию на 1967 год, то и соответственно и в носу АСБ должен быть установлен с сигнальной лампой и телефонной трубкой. Чтобы все было одинаково из литника выточил две заготовки для АСБ, высверлил отверстия Ø0,2мм под обушки, сделал обушки из лееров от Тамии и подогнал их по месту.
Извлек обушки, отполировал и уменьшил высоту АСБ до 0,7 мм, затем покрыл глянцевым лаком. На глянцевый лак наложил декаль.
Декаль покрыл глянцевым лаком и в ранее приготовленные отверстия снова установил обушки.
Из черной капроновой мононити (чтобы была контрастно видна на фоне белых и красных секторов АСБ) Ø0,04 мм изготовил линь, провел его через обушки, обушек со сходящимися концами закрыл лаком и аккуратно обрезал концы линя.
Nickie написал: Помимо детальности модели, которая поражает, огромное удовольствие читать про матчасть. Просто удивляешься, насколько подробно и интересно изложено!
Спасибо, Nickie, рад что Вам понравился рассказ за подводную лодку.