Мне тоже построить Першинг интереснее Пантеры. Кошаков строят все, кому не лень, а престарелый генерал непопулярен. Есть что изучать и над чем поработать. Но Пантеру строить несоизмеримо проще - масса литературы, масса фото, огромный выбор афтермаркета, да и моделей выбор не меньше - что хошь, то и строй. С Першингом только поиск афтермаркета - отдельная история.
Модель да, такое себе, но, на первый взгляд, получше Т-80УД от трубочиста, где доделывать пришлось буквально все.
Апрель 1945 года. 2-я танковая дивизия США неумолимо продвигается навстречу советским союзникам. Оборона некогда могучего Вермахта стремительно рушится, и американцы, подавляя спорадическое сопротивление немцев, берут в плен сотни вражеских солдат, с удивлением обнаруживая среди них стариков и подростков. Гражданские угрюмо смотрят на потоки оливковой техники с белыми звездами на бортах, но среди мрачных, пропитанных туманом обломков Рейха есть те, кто встречает освободителей с неподдельной радостью. Это десятки и сотни остарбайтеров, угнанных в Германию работников и военнопленных, выживших в аду рабского труда на арийского сверхчеловека и дождавшихся свободы. Осталось добить врага, и парни из американской глубинки, привыкшие к тяжелому трубу и лишениям войны, снова заводят свои новенькие Т26Е3, чтобы побыстрее закончить ненавистную войну и наконец увидеть того самого русского солдата, который, как пишут во всех газетах, тоже сражается за свободу...
С такой преамбулы я начну стройку американского тяжелого танка Т26Е3, будущего М26 Pershing, которая сразу станет долгостроем. В качестве базы будет М26Е1 от Hobby Boss, приобретение которого планировалось в отдаленной перспективе и произошло совершенно случайно. Историческая привязка - Т26Е3 роты G 66 танкового полка 2-й танковой дивизии США. На данный момент есть некоторые проблемы с серийным номером танка и именем собственным. Во 2-й танковой дивизии в каждой роте машины имели название, начинавшееся с литеры роты, например, в роте Н танки могли называться Hurricane, Humber, Horn и т.д. В качестве референса будет использована вот эта книга:
Дам ссылки сразу на две книги, на Ханниката и на Дойла, думаю, обе пригодятся Першинговодам.
Также буду использовать эту ветку для сбора информации по матчасти по ранним Першингам. Чтобы отличить Т26Е3 от М26, доработанных после Второй Мировой войны М26 и М26А1, можно воспользоваться вот такой таблицей:
Привязку прототипа сделаю по результатам изучения пути Першингов во 2-й танковой дивизии, благо литературы достаточно. На данный момент уже сложился список необходимых закупок, который выглядит примерно так:
Точеный ствол - RB Model 35B85 90mm M3 L/53 Травление - Voyager Model PE35197 WWII US Army M26Pershing Tank Basic for Tamiya 35254 Травление от ET Model Траки - Friul ATL-35-77 - ранние траки для Т26Е3 Траки для М26 от Master Club
И сама моделька в коробке:
Основная проблема - ничего нет сразу вместе в одном магазине, чтобы вот так просто взять, пойти и купить. Придется заказывать где-то по-отдельности. С траками вообще засада, так как в РФ их в первом приближении в продаже найти не удалось. Видимо, придется тащить откуда-то из-за рубежа. Также, очевидно, придется заменить идущие в наборе пулеметы на точено-травленые или смоляные и произвести еще целый ряд доработок. Опять-таки, потребуется докупить всякие скатки-мешки-сумки, так как воевавшие в Германии Першинги были вполне традиционно увешаны всяким имуществом. И, в качестве финального аккорда, планируется поселить в танк экипаж. Выбор подходящего набора - отдельная история, так как требуются танкисты в форме на 1945 год, а производители фигурок как правило выпускают экипажи в форме на Нормандию или более ранний период, Тунис или Анцио.
Итак, для тех, кто хочет прочувствовать атмосферу весны 1945 года и Западного фронта - вот такая подборка фото 2-й танковой дивизии в окрестностях Дюрена, где и действовал мой прототип: https://yadi.sk/d/9qQ9BwuzxtPNPQ . И, для настроения, немного фото тех самых Першингов 2-й танковой:
Тем временем сделал сварные швы на крыше башни, установил эвакуационный люк, заменил рымы и ручки на проволочные, установил стопоры люков мехвода и радиста и поставил на них подпружиненные ручки:
Я бы сказал, заготовка. Поизучал литники - там работы на пару месяцев. Плюс докупать траки, в наборе винил. Это я ещё в матчасть не лез, я планируют строить Т26Е3 из 2 танковой дивизии Hell on wheels на март 1945, фото имеются в некотором количестве, так что, думаю, список закупок на Першинг выйдет изрядный
Стройка превращается в своего рода реконструкцию. По машинам Демага известно, что они относились к варианту А, за 1943 год их было построено 50 штук, они оснащались ОПВТ (все) и буксиром от Бергпантеры (возможно не все). Также есть 4 фото, из которых три машины явно не относятся к самому раннему выпуску, а одно такого качества, что по нему ясно только, что это Демаг. Возможно, есть другие фото демаговских машин, сделанные с такого ракурса, с которого опознать фирму-производителя не представляется возможным. За сентябрь 1943 сдали 8 машин, которые явно строили еще в августе. По этим фото вообще непонятно, какие катки, какие траки и т.д. ставили на эти первые 8 Пантер, были ли они с циммеритом, без циммерита или частично с циммеритом. Также мы знаем, что 7 первых машин Демага попали в 1/2 PzReg. Собственно, вот и все данные, поэтому пробелы в знаниях придется восполнять собственными предположениями на основе информации из Panzer Tracts. Чтобы разнообразить тему, вот все четыре фото демаговских Пантер, спасибо жителям соседнего ресурса за три из них:
В сборке пластика ничего сложного нет, все более или менее неплохо стыкуется, облоя или утяжин нет, швы прессформ очень тонкие и легко удаляются. Серьёзных шпаклевальных работ, как в случае со Звездой, не требуется, разве что борта и корму подготовить к установке травла - заделать лишние отверстия, срезать ненужные выступы. По два-три часа вечером с субботы основные узлы собрать дело плевое. Больше времени ушло на изучение матчасти и поиски фото.
По копийности в целом модель на очень высоком уровне, есть конечно недочеты вроде не совсем верной геометрии внешних катков, но это дело вкуса - менять или оставить. Я оставлю.
Работаю по Панцер Трактс, чертежам в плане геометрии и деталировки модель соответствует, а вылавливать миллиметры не вижу смысла. Следы резки металла и сварные швы неплохи уже в пластике, но стыки бортов и крыши башни придётся обваривать заново - почему-то после сборки всех узлов образуется здоровая канава, надо её заделывать. В целом, планирую сначала собрать весь пластик, потом заняться травлом, потом уже собрать комбинированные узлы пластик/травло. Металлические траки в бюджет не входят, оставлю наборные, но рассверлю уши и сделаю их рабочими - так и красить, и монтировать удобнее, а спешить мне некуда.
Вот наглядный пример соответствия чертежам, лобовая деталь башни должна быть литой и монолитной, а также асимметричной со сдвигом вправо, собственно, после сборки остаётся только заделать стыки:
В Трактс написано, что маска А шире маски Д. Менг не подкачал:
В стенках башни для версии А с тыльной стороны намечены амбразуры для пистолетных портов, это сильно упрощает работу по их высверливанию:
Собственно, почему я выбрал именно этот набор. Точеный ствол, полный комплект необходимых деталей для ранней башни, а также выбор из катков разного типа и многое другое:
Андрей Ровенко написал: Лучше строить без циммерита. Ранние Д, в циммерите - огромная редкость. Но судя по фото, на предкрылке цимм. есть, на остальной машине он не прослеживается.
Так я строю вовсе не Д, я строю очень раннюю А, а они преимущественно в циммерите, как и самые поздние Д. Но циммерит наносить не хочу - с ним нанесение эффектов превращается в ад.
Андрей Ровенко написал: Да, кошерно))) В звездовском такого добра нет. Пришлось колхозить метелку и стакан к ней из подручных средств.
Тем же самым занимался. В принципе, ничего сложного с самим стаканом и вводами, а вот с метелкой пришлось повозиться. Причем конечный результат мне не очень понравился. Попутно оказалось, что купить немецкие антенны сами по себе просто негде - либо ценник как у самой модели, либо аут оф сток.
Цитата
Андрей Ровенко написал: С удовольствием послежу за стройкой, ну и чему научусь. Предстоит тоже постройка командирской пантеры.
Насчет научиться я без понятия, вы моделист поопытнее меня будете. Эта машина будет линейной, не все же Пантеры делать бефелями))) Пока склоняюсь к машине сентябрьского выпуска фирмы Демаг. Демаг построил всего 50 Пантер, строил их в час по чайной ложке с сентября по декабрь 1943 г. Они отличались установкой ОПВТ и буксирным устройством от Бергпантеры. Есть два неясных момента - ставился ли буксир на самые ранние машины и наносился ли на них циммерит. На более поздние наносился однозначно. На соседнем форуме высказывались разные мнения, я склоняюсь к версии, что буксир могли ставить и машины могли быть без циммерита.
Судя по поставкам машин, из 8 выпущенных в сентябре Пантер Демага 7 попали в 1/PzReg2, одна в распоряжение инспектора Панцерваффе или осталась на заводе для испытаний. Причем неясно, когда была поставка в батальон, потому что и 7, и 11 сентября он получил по 7 машин. При любом раскладе, Демаг строил эти танки в августе, так что вероятность, что на них циммерит не нанесли, есть. В любом случае, у нас есть фото Пантеры б/н 121, которая однозначно была выпущена Демагом, и еще есть какие-то 7 танков, чьи номера неизвестны и внешний облик мы можем реконструировать только по косвенным признакам. Опять-таки, есть фото Пантер из 1/2 без циммерита, что тоже является косвенным свидетельством вероятности наличия таких уникальных экземпляров в этом батальоне. К сожалению, по фото с таким ракурсом невозможно понять, есть ли ОПВТ на этой Пантере. Может и есть. Как в анекдоте про блондинку и динозавра)))
Так что по матчасти я буду отталкиваться от машины б/н 221 и Panzer Tracts 5-2, возможно, построю машину с буксиром и ОПВТ. Пока не могу решить, является ли постройка такой машины без циммерита допустимой с исторической точки зрения, присутствует ощущение натягивания совы на глобус, но такого, очень небольшого натягивания
Да, там полный комплект стаканов и удлинителей для бефельсвагена. "Метелка" дана травлением, самих антенн нет - делай сам из подручных материалов. 4 вариант сборки/окраски как раз предполагает постройку машины I02 из PzReg 4 под Анцио.
Думаю, они мне пригодятся, когда дело дойдет до постройки "бородатой" G от RFM - присмотрел интересный прототип в зимнем камо.
Вечером поковырял Пантеру. Зашкурил корпус, подготовил к установке травления, доработал выхлопные трубы - рассверлил, вставил перемычку. Установил всякую мелочевку. Вообще, Менг удивляет порой странными приливами пластика в непонятных местах и специфическим членением корпуса. После стыковки бортов образуются микрощели, которые неясно, чем и как заделывать, разве что сверхтекучим клеем залить.
Сравнил катки от Менга и Звезды. Ступица и там, и там выполнена как будто под копирку.
Собрал и примерил ходовую и верх с низом, а также заклеил и зашпаклевал все лишние отверстия. Постарался максимально не трогать те элементы, которые потом придется корректировать в связи с окончательным выбором направления стройки:
Николай написал: Хьюстон, у нас проблемы. Менг рекомендует приклеить деталь D15 на левый борт у оси первого балансира, а в пиратке-перепечатке Panzer Tracts на чертежах ничего подобного нет и в помине:
Корыта А и Д у Менга наверняка унифицированы. Деталь Д15 точно встречается на Пантерах А и Г. Я так понимаю это нижний стопор хода балансира. На поздних Д он уже вроде был. Про ранние внятного ответа не нашел.
Я бы еще посмотрел что с днищем, там разные варианты были.
Да, корыто там одно и то же, как и 70% деталей. Я потому этот набор за основу и взял, так как широчайший выбор комплектующих, а ранние А очень сильно пересекались с поздними Д.
Посмотрел дальше, эта штук появилась на поздних А, мне не в кассу. Клеить не стал.
Днисче решил не трогать. Оно все равно под грязью скроется. В целом по матчасти решил отталкиваться от 221й машины, по б/н пока не определился. Для меня главное, что в 1/2 однозначно были машины без циммерита, и довольно большое число Пантер из сентябрьской поставки в объективы не попало. Значит, есть простор для маневра.
Хьюстон, у нас проблемы. Менг рекомендует приклеить деталь D15 на левый борт у оси первого балансира, а в пиратке-перепечатке Panzer Tracts на чертежах ничего подобного нет и в помине:
По итогам обсуждения на соседнем форуме сделан вывод, что Пантера 221, как и машины в подобном камо на прочих фото, относится к I/Pz. Reg. 2. Этот батальон с 7 по 11 сентября 1943 получил 71 Пантеру на полигоне Графенвер и в начале октября отправился затыкать дыру во фронте под Мелитополь. Таким образом, можно сделать вывод, что фото Пантеры б/н 221 сделано в районе Мелитополя или Херсона не ранее середины октября 1943 г.
Насчёт 1/2 появились некоторые вопросы. В сентябре-октябре 1943 16 панцердивизия воевала под Салерно в Италии и вернулась на Восточный фронт в ноябре. 1/2 получил Пантеры 25 августа и, скорее всего, в сентябре в Италию не поехал, очевидно, осваивал матчасть. Донецк-Сталино был освобожден 4 сентября, после чего немцы очень быстро откатились до Днепра. Следовательно, фото 221 Пантеры сделано не под Донецком и не в сентябре. Есть у кого-то информация, где находился 1/2 в сентябре и октябре 1943?
Антон написал: Конкретно разобранная А-шка с номером 112 - это из 1/Pz.Rgt.2 16 PzD подбитая под Лодзью в 45ом. На ней кстати есть циммерит, просто его не особо заметно. Может быть, все же ваша А-шка это как раз 1/Pz.Rgt.2. Но на некоторых приведенных фото камуфляж вообще другой, одна машина - командирская.
Сейчас пригляделся, действительно, командирскую I03 и машину с фото перед ней из выборки надо исключить, камо отличается. 112ю скорее всего можно тоже исключить, стиль номеров другой. Хотя камо похож. Долгожитель однако, дожил до 45го.
Насчет 1/2 я тоже думаю, но Йентц даёт четкую привязку к месту и времени по поставкам машин.