У меня уже давно в виш-листе, тут уже вопрос в том, что рабочее место надо дооборудовать целой кучей всего и вся, и гнулки тут далеко не на первом месте.
Предположение о красном цвете попоны рыцаря на танках штабной роты подтвердилось - вот такая копанина с места рембазы 5-й танковой дивизии Вермахта в Калининградской области. Там же обслуживались машины 505-го батальона. Вымпелы, очевидно, с штабных автомобилей батальона:
Тем временем доделал правый борт. Тубус для запасных антенн и хитрую конструкцию для установки антенны дальней связи сделал из подручных материалов. В качестве основы кронштейна взял не пошедшие в дело при стройке Бумеранга и Першинга детали - привычка все остатки травления собирать и складывать по тематическим пакетикам помогает. Ориентировался на аналогичные узлы, сохранившиеся на Тигре 2 из Кубинки. Вообще, надо больше смотреть на оригинальные узлы и лишь потом в инструкцию. Кронштейны для составного банника Микродизайн предлагает ставить вверх ногами - барашками вниз. А они должны быть барашками вверх. Заметил это только сейчас, пришлось их отдирать и ставить как надо.
В процессе поисков информации о 505-м батальоне тяжелых танков в Восточной Пруссии наткнулся на публикацию ответов на вопросы калининградских краеведов ветерана 505-го батальона фельдфебеля Хайнца Маусберга. Воспоминания очень хорошо передают атмосферу гибели кенигсбергской группировки немецких войск и общего краха Третьего Рейха, к тому же охватывают именно тот временной период, на который я и пытаюсь воссоздать облик Королевского тигра. Собственно, вот Хайнц Маусберг собственной персоной, снимок весны 1945 года:
Под спойлером немецкий текст, ниже - любительский перевод на русский (не мой):
event.stopPropagation();">
Спойлер
Цитата
Die letzten 6 Königstiger waren aus Russland kommend, in Richtung Ostpreußen, über Wirrballen, Schloßberg, Ebenrode, Gumbinnen, Nemmersdorf, Insterburg, auf dem Rückzug. Am 2. Februar 1945 sind sie in Königsberg / Ostpreußen angekommen. Die Stadt lag unter schwerem Beschuss und wurde zu dem Zeitpunkt von den Truppen der Roten Armee eingekesselt. Die 6 Königstiger der 505 haben in der Stadt etwa 3 Wochen gekämpft. Die Reichsstrasse 131 von Königsberg nach Pillau wurde am 21. Februar 1945 noch einmal freigekämpft. Flüchtlinge konnten aus Königsberg heraus ins Samland fliehen. Es fuhren wieder Frontzüge und Versorgungszüge. Die Reichsstrasse 131 wurde für einige Wochen weiter verteidigt und frei gehalten. Als die russische Übermacht zu stark wurde, zogen sich auch die Panzer der 505 aus Königsberg ins Samland zurück. In Königsberg verlor Wilhelm Kaiser seinen Panzerwagen 311. Er und seine Kameraden wurden jetzt, ohne Panzerwagen, der Infanterie zugeordnet. Sie wurden um den 7. April 1945 in die Hauptkampflinie Raum Metgethen, Vierbrüderkrug, Moditten, Gr. Holstein, (im Samland), eingesetzt. Es fanden schwere Abwehrkämpfe, Bombardierungen und Bodenkämpfe statt. Wohl die Schwersten in Ostpreußen überhaupt. Das Samland wurde eingekesselt. (Ingrid Porep war mit ihrer Mutter dabei, weil beide nach Königsberg zurückgehen wollten.) In den Raum Peyse zogen sich nur noch 4 letzte Königstiger der s/Pz.Abt. 505, lt. Marschbefehl des Divisions-Gefechtsstandes Pillau, zurück. In Peyse befanden sich riesige Versorgungs-Depots für Heer und Marine. Auch eine Panzer-Instandsetzungs-Abteilung großen Ausmaßes war dort stationiert. Das gesamte Arial war während des Krieges gesperrtes Gebiet. Im Raum Fischhausen war ebenfalls eine Instandsetzungstruppe für Panzerwagen, Halbkettenfahrzeuge, Panzerspähwagen und sonstige Kettenfahrzeuge, sowie Militärfahrzeuge aller Art. Auch ein großes Feldlazarett war in Fischhausen. Die Panzerwagen die in Peyse eintrafen, waren stark beschädigt und sollten in Peyse repariert werden, versorgt und munitioniert. Feldwebel Mausberg erhielt noch 7 Panzergranaten und MG - Munition. Über Funk hörte er, dass im Raum Tenkitten schwere Panzer-Abwehrkämpfe aussgebrochen sind und die Rote Armee kurz vor Fischhausen steht. Feldwebel Mausberg gab Kommando an seine Besatzung und an die des zweiten Panzers. Beide gaben Vollgas, ohne sich in Peyse weiter versorgen zu lassen und fuhren in großem Tempo querfeldein in Richtung Fischhausen / Lochstädt. Dort bezogen sie Position und verschossen in Richtung Tenkitten, wo schwere Kämpfe tobten, alles was beide Kampfwagen an Munition an Bord hatten. Dabei wurde der zweite der Königstiger so schwer getroffen, dass er manöverierunfähig war. Die Besatzung sprengte den Panzer und begab sich zu Feldwebel Mausberg, der das Kommando übernommen hatte. Aber: Der Panzerwagen von Feldwebel Mausberg hatte Getriebeschaden und konnte sich nur noch sehr langsam bewegen. Darauf entschloss sich Feldwebel Mausberg seinen Kampfwagen zu sprengen, um sich mit seinen Leuten mit einem Militärfahrzeug der Infantrie nach Pillau zu begeben und sich bei seinem Divisions-Gefechtsstand zu melden. Der aber hatte sich inzwischen abgesetzt und war nicht mehr verfügbar. Daraufhin meldete sich Feldwebel Mausberg mit seinem Kommando im Divisions-Gefechtsstand der Panzer-Grenadier.-Division "Groß Deutschland" und berichtete dort. Feldwebel Mausberg, Träger des Deutschen Kreuzes in Gold, wurde sofort gefangen genommen, degradiert und zum Tode verurteilt. Seine Panzer-Besatzung wurde auch degradiert und über die Frische Nehrung nach Stutthof bei Danzig einer Strafkompanie überstellt. Das war Sabotage! Das war Vernichtung militärischen Eigentums während der Kriegseinsätze ! Darauf steht der Tod und die Aberkennung aller militärischen sowie zivilen Ehrenrechte. Man existiert nicht mehr. 2 Tage vor Kriegsende konnte Mausberg flüchten und sich der Roten Armee ergeben. 1948 wurde er aus russischer Kriegsgefangenschaft entlassen. Er hat im Krieg schwer gekämpft, hat schwere Verwundungen überstanden. Am 17. Mai 2010 wird er 89 Jahre alt, aber das Alter macht ihm schon zu schaffen. Vom Krieg 1939-1945 will er nicht mehr sprechen. Nur sehr wenigen Menschen erzählt er noch ab und zu, - wenn er gefragt wird. Er tut es ungerne. Zu 2 ): In Königsberg gab es mehrere Panzerinstandsetzung-Abteilungen. Eine sehr große war in der Panzer-Kaserne in Königsberg-Rothenstein. ( 24. Panzer-Division ) Auch in Ponarth, die ich aber nicht kenne. Zu 4 ): Feldwebel Heinz Mausberg ist der Kommandeur Feldwebel Kestler 511 Pz.Abt. nicht bekannt. Ein Feldwebel ist kein Kommandeur. Meinst Du vielleicht Feldwebel K e r s c h e r ?
Формально все верно, так как бои на смоленском направлении велись в том числе потому, что это - непосредственная угроза Москве. Сейчас в исторических кругах есть тенденция укрупнять масштабы Московской битвы, включая в нее бои за Ржев и Вязьму и вплоть до освобождения Смоленска. Так что дед не сильно и ошибся.
Николай написал: Формально все верно, так как бои на смоленском направлении велись в том числе потому, что это - непосредственная угроза Москве
Смоле́нская наступа́тельная опера́ция, Смоленская стратегическая наступательная операция (Операция «Суворов») (7 августа — 2 октября1943 года)
Тигры вторые начали производить с января 1944. Штук по 5 в месяц А первое применения на Восточном фронте вообще относится к августу 1944. Какая битва за Москву? Нихрена себе укрупнение битвы
Так Майсберг начал воевать еще на первом Тигре. Думаю, он был не в курсе, что советские войска проводили какие-то свои операции, ему объясняли, что они под Смоленском за Москву сражаются, он так это и вспоминал. Это же не учебник истории, а воспоминания конкретного человека. Тем они и интересны, что позволяют увидеть взгляд с той стороны, причем, что характерно, без какой-то самогероизации.
Стройка потихоньку движется к переходу из цеха сборочного в цех покрасочный. За выходные восполнил утраты циммерита и заделал наиболее странные сколы - все-таки, если сверяться с фото КингТигров 505-го батальона, в силу своеобразного использования в качестве самоходных ДОТов циммерит на них пластами не облезал. Поэтому при помощи тамиевской шпаклевки и плоской отвертки имитировал фактуру циммерита на стыке лобовых деталей, по башне и по полосам, которые расчистил для установки экранов.
В командирскую башенку поселил блоки перископов, взятые из набора RFM - Драгон предусмотрел возможность собрать башенку с открытым люком, а вот перископы в башенке не предусмотрел.
Собрал экраны и брызговики. При использовании брызговиков от Микродизайна имейте в виду, что в инструкции нигде не указано, что имитацию заклепок надо продавить по намеченным точкам, поэтому передние брызговики я свернул "наизнанку", а, что к чему, разобрался, лишь приступив к кормовым брызговикам. Придется на передних имитировать клеп несколько иначе.
На корме переделал фланцы крепления выхлопных труб. В ход пошли остатки звездовских катков для Пантеры и италовских катков позднего Тигра, а также болты от МастерКлуб.
В общем, осталось совсем немного - переделать и смонтировать фару, сделать утраченную ступицу опорного катка и собрать траки. Родные из набора абсолютно проблемная хрень, так что будет МастерКлуб.
Командирские КингТигры в принципе редкость, наткнулся на фото вот такого экземпляра, брошенного каким-то неизвестным мне подразделением в Чехословакии в мае 1945 года. Земля танк в прямом смысле не вынесла. Интересно, что машина уже с бронировками торсиона кормового башенного люка, мне казалось, что все командирские машины были выпущены в июне-июле 1944 года и были без этих бронировок. Интересно, могла ли попасть в 505-й батальон машина с бронировками?
Спасибо! На мой взгляд, без травления добиться реалистичного облика модели довольно сложно, пластик из коробки даже близко не похож на реальные крепежи и тому подобную мелочь, поэтому, исходя из своего подхода к копийности, стараюсь любую модель дополнить разумным количеством травла. Однако...
Травло травлу рознь. Конкретно на этой модели действительно прикольно было делать брызговики и бортовые экраны с креплениями. Все мелкая хрень на бортах выморозила - только немцы для банального крепления троса могли придумать такие часы с кукушкой. Как конструктор, я смотрю на весь этот огород с исключительным недоумением. 1944 год на дворе, реалии войны требуют максимального упрощения подобных мелочей, так как каждое дополнительное крепление это время, а время - это сроки сдачи машины. И это не говоря ничего про абсолютно бесполезный циммерит. Поэтому и травленые детали очень геморройные и непростые, и собирать эту мелкую др*чь было крайне нудно и неинтересно. Мотивировало только желание побыстрее начать везеринг по циммериту маслом - это будет нечто совершенно для меня новое.
Я смотрю на национальную принадлежность иначе - есть интересные и красивые машины, которые хочется строить, а есть конченные уродцы, к которым душа не лежит абсолютно. Например, Пантера, на мой взгляд, один из самых красивых танков в принципе, наряду с Т-34 довоенного выпуска 1941 года, и я понимаю, что буду возвращаться к теме Пантер раз за разом, так как иметь небольшую коллекцию этих машин просто приятно. А то, что танк вражеский, так все по Симонову - враг был силён, тем больше наша слава.
По этим критериям Тигр 2 не тот танк, который я бы взялся строить сейчас - по сравнению с Драгоном, на рынке есть куда более интересные модели этого зверя, есть выбор, что строить, но эта модель будет, видимо, первым и последним КингТигром на моей полке - танк не цепляет чисто эстетически. Причины, почему я взялся за Тигр 2, уже вроде бы описывал - ностальгия по детству, из которого эта модель ко мне вернулась.
Есть ещё один момент насчёт техники врага. Важно, на мой взгляд, не место производства прототипа, а смысл, вложенный в модель. Давеча посмотрел фото выставки в Мадриде, так половина работ это какой-то ссманский иконостас - чувствуется искреннее восхищение авторов арийскими нибелунгами, о которых, скорее всего, они ничего толком, кроме фантазий борзописца Куровски, и не знают. Строя "вражеские" модели, я вижу свою задачу под совсем иным углом. Подождите окончание этого проекта. Не хочу раскрывать карты, но будет неожиданно.
Вот вот, меня они как раз эстэтически ни как не цепляют, более того, в пантере я внешне вижу некую китайскую подделку тридцатьчетверки... хотя вот Pz. 38t мне интересен, внешне...но там другая национальность (!)...
Если не очень-то хочется, то не очень-то и получится.
Именно поэтому мне интересны танки межвоенного периода, которые вошли в войну. Все эти БТ, КВ, Т-26, 28, 30, 34 (ранние), 35, 37, 38, 40, 50, Pz.1, 2, ранние 3 и 4, Pz.35(t), 38(t), панцерягер 1й. Пантеры, Тигры, Короевские тигры (эти вообще какаие-то Пантеры перекачанные), поздние 4ки, поздние Т-34, ИСы, ИСУ это уже голый функционал, нет того, что цепляет глаз своей интересностью. Тот же Маус он вообще скучен до безобразия и наверное является единственной моделью техники 2МВ, которую я никогда не приобрету. Конечно у меня есть и поздние 34ки, и ИСЫ и ИСУ и Пантеры/Тигры, но это все так, для галочки.
Живопись - это способ передавать реальность в двух измерениях, а моделизм - трёхмерен. И те, кто считает первое искусством, а второе игрушками, мозг у них не способен мыслить в трех измерениях. Слишком сложно. Каждый имет право на изкоробку!
А, забыл упомянуть циммерит, эта штука меня просто раздражает:-) но вещь полезная, автору следовало бы вручить Сталинскую премию, за экономическую диверсию... а уж ходовые и компановка, тянут на боевой орден... нет, точно, все эти Порше и иже с ними были нашими агентами...
Если не очень-то хочется, то не очень-то и получится.
Алексей Ромадин написал: в пантере я внешне вижу некую китайскую подделку тридцатьчетверки...
Абсолютно ничего общего, кроме сходства формы корпуса, и то это сходство очень относительное
Цитата
АлАР написал: Именно поэтому мне интересны танки межвоенного периода, которые вошли в войну. Все эти БТ, КВ, Т-26, 28, 30, 34 (ранние), 35, 37, 38, 40, 50, Pz.1, 2, ранние 3 и 4, Pz.35(t), 38(t), панцерягер 1й.
Как раз строго наоборот. Из советской техники времен Второй Мировой больше всего нравятся поздние БТ-7/7М, ранние Т-34 и КВ-1. Более поздние машины не заходят.
Цитата
АлАР написал: Пантеры, Тигры, Короевские тигры (эти вообще какаие-то Пантеры перекачанные), поздние 4ки, поздние Т-34, ИСы, ИСУ это уже голый функционал, нет того, что цепляет глаз своей интересностью.
За исключением Пантеры, весь этот список тоже малоинтересен. А Тигр 2 реально какая-то перекормленная Пантера.
Цитата
АлАР написал: Тот же Маус он вообще скучен до безобразия и наверное является единственной моделью техники 2МВ, которую я никогда не приобрету.
Маус это вообще модель для оттачивания навыков цветомодуляции)))
Цитата
Алексей Ромадин написал: А, забыл упомянуть циммерит, эта штука меня просто раздражает:-)
Аналогично, особенно с точки зрения везеринга. Тем более надо его победить
Цитата
Алексей Ромадин написал: а уж ходовые и компановка, тянут на боевой орден... нет, точно, все эти Порше и иже с ними были нашими агентами...
Как раз доктор Порше был довольно рационален, а вот Генрих Эрнст Книпкамп... Вот кто реально, сам того не зная, лил воду на чужую мельницу.
По Фердинанду и его Тигру сейчас в сети есть очень интересные статьи на русском, которые во многом разрушают миф о "тоннах дефицитных металлов" и т.д. Порше как раз продвигал дизели, но его съела недобросовестная конкуренция.
Во блин, я в таких формочках фонданы делаю, а люди траки хранят )
Живопись - это способ передавать реальность в двух измерениях, а моделизм - трёхмерен. И те, кто считает первое искусством, а второе игрушками, мозг у них не способен мыслить в трех измерениях. Слишком сложно. Каждый имет право на изкоробку!