В небольшой заметке постараюсь поделиться своими соображениями по поводу внешнего вида и классификации модификаций Т-72. Думаю данное повествование будет полезно всем, кто захочет воспроизвести в модели данный танк.
Начну с конца, т.е. самых последних/поздних модификаций Т-72. Все они берут начало с серии Т-72Б или объект 184 по конструкторской документации. Отличительной чертой Т-72Б и производных на его базе является колпак (башня), выполненная по чертежу 172.10. 100сб для машин с КУВ Свирь, т.е. непосредственно Т-72Б, и колпак 172.10.113сб для машин без КУВ, т.е. Т-72Б1. На Т-72Б устанавливались только эти два вида башен. Машины этой серии производились на УВЗ в Нижнем - Тагиле и ЧТЗ в Челябинске. Основная черта колпаков 10.113сб и 10.100сб это фаска в нижней части скул и вварные заглушки на крыше в районе скул (под установку пакетов комбинированной брони). Заглушки upload и хостинг фотографий Фаска залить картинку и image uploader С башней разобрались, далее три основных вида прпоизводственного Т-72Б, т.е. машины, которая сходила с конвейеров УВЗ и ЧТЗ. Ранняя, КД в производство выдана с декабря 1984 г. image uploader По этим машинам есть непонятность, как их классифицировать как раннюю Т-72Б и совсем позднюю Т-72А. Есть мнение, что индекс Б начал присваиваться с машин 184СБ-1, т.е. уже машины с навесной ДЗ и КУВ Свирь. Но точной информации по этому вопросу нет. Лично для себя решил, если есть упомянутый колпак, значит ранняя Б-шка. Средняя, машина с НДЗ, 184СБ-1 по КД. КД в производство выдана с декабря 1985г. хостинг картинок Поздняя, машина с ВДЗ, 184СБ-6, КД выдана в производство с октября 1989. Некоторые ошибочно называют такие машины Т-72БМ, но БМ это совсем другая модификация. правильно называть Т-72Б обр. 1989г. загрузить картинку на сайт На этих трех модификациях заканчивается серийный ряд Т-72Б. Остальные подмодели были получены в результате доработок, переделок и модернизации имеющихся в войсках базовых моделей Т-72Б.
Первая модернизация Т-72Б, проведенная на сколько-нибудь заметном количестве машин проводилась на УВЗ в начале 2000-х годов. Переделке подвергались машины как с навесной, так и со встроеноой ДЗ. КД носила индекс 184А, сами машины получили название Т-72БА. На внешнем виде модернизация отразилавь в : -установка гусеничных лент от Т-90 с параллельным шарниром -наличие датчика ветра на крыше башни в кормовой части хостинг картинок бесплатный хостинг изображений gif
Следует добавить, машины с НДЗ стали очень похожи на экспортные Т-72С, объекты 172Мсб-11СБ (внешне без датчика ветра), и 172Мсб-12СБ (с датчиком ветра). Признаки, позволяющие отличить экспортные С-ки от машин для СА и армии России это: - гусенишные ленты с РМШ (хотя сам лично видел ранние БА с НДЗ и РМШ) - отстутсвие надбоя на горизонтальных поверхностях крыши башни и крыши отделения управления - размещение ДЗ на надгусеничных полках в два яруса/ ряда. При этом сами резинотканевые экраны без блоков ДЗ. Хочется отметить, что часть С-ок попали в части нашей армии, и врезультате ремонта могли получить экраны от Б-шек с ДЗ. - отсутствие на ВЛД и НЛД приварок под колейный трал КМТ-7 и электро-магнитную приставку (на экспорт не поставляются). На С-ки возможно устанавливать тллько тралы КМТ-6 и КМТ-8. Данное отличие характерно не только для Б-шек и С-эк, но и для А-шек и М-эк. - наличие датчика ветра. Вот например экспортный Т-72С, изготовленный по КД 172Мсб-12СБ хостинг картинок бесплатный и хостинг изображений
Интересный нюанс с бонками трала, т.е. КМТ-7 на экспорт в 90-е, начало 2000-х не планировался? И даже поставлявшийся на экспорт КМТ-5 повесить нельзя. Отдельная опция, в базовую комплектацию не входит? А на индийские и алжирские 90-е?
Андрей, на экспортных Т-90, что ранних на Индию, что поздних на Индию и Алжир бонки идут полным комплектом. Почемы с С-ками так вышло не знаю. На Челябинском Станкомаше (единственном в России производители тралов) эксплуатационная документация на КМТ-7 на забугорные языки до 1999г. точно не переводилась, как потом было не знаю.
Владимир, приветствую! И по А-шкам будет, там весь затык к привязке башен по годам выпуска. По экспортным модификациям не очень силен. Но думаю общими усилиямипотянем.
Подниму немного тему. Правильно ли я понял, что катки с 6-ю болтами относились к мод. Б, а с 8-ю болтами - АВ? В инете тяжело понять по фотографиям какая модификация изображена, порой и под Т-80 ставят подпись, что это Т-72.
Gepanzerter, ну а по делу то есть что сказать? Автор темы где-то писал про различия в катках?
В чем отличия в катках? Какие катки на какие танки ставились? Фото со смешанными катками я видел и не только в Сирийской армии.
За последние несколько часов серфинга и прочтения умной книжки (пока еще в процессе), понял лишь, что катки отличались по годам, и обр. 1989г уже шел с 6 болтами. Если автор еще в теме - подтвердите или опровергните мои домыслы.
Chearl пишет: Я сам собрал Звёздовскую Б-ку с 8-ю болтами,так мне больше нравилось,потом стал немного разбираться.
Если без привязок к прототипу, то, я так понимаю, можно использовать и 8-ми болтовые катки?
Проблема на самом деле в том, что на 6-и болтовых катках у звезды довольно крупные раковины, и заделать из там очень сложно - вот и начал рыть по прототипам и модификациям.
Сами перечитайте свой пост,я понял что вы пытаетесь по каткам определить модификацию?Катки очень быстро приходят в негодность(особенно на каменистом грунте) и если я со склада получу катки с 6 болтами и поставлю их на АВ,что придётся менять формуляр на танк? Бред какой то.
По сути, вопрос был: правильно ли я понял? Правильный ответ: неправильно
Мне тут не до модификаций, просто интересно стало различие в них, и почему звезда дает оба набора?
В итоге, в чем отличия в этих катках? Мож на разных заводах разные ставились? Или в принципе соседние (по серии) танки могли выйти с завода один с 6-ю, а второй с 8-ю болтовыми катками?
Sabadash, звезда даёт оба набора катков потому что литник ходовой у них один на а и на б...точно так же как на бмп-1 и бмп-2..это всё плоды унификации наборов...это скиф или макет бывает лишнее выкусывает а звезда и драгон такой х..ёй не страдают
- Знаете ли вы, что Ближнее зарубежье – это 8-16 часов на танке?
Диск опороного катка: 8 болтов - 172-50-003СБ, в производстве с февраля 1977г 6 болтов - 172-50-003СБ-АСБ, в производстве с марта 1983г. При этом в ходе ремонтов машин в частях, ТРЗ, заводах ставились катки из фактического наличия на складе. По мере расходования запасов, на машины ранних выпусков, Т-72 Урал, Т-72А, которые с конвейера выходили на 8-и болтовых катках могли устанавливаться 6-и болтовые. И наоборот, на поздних Т-72Б, БМПТ могли стоять катки с 8-ю болтами. загрузить картинку
Коллеги, разрешите переложить с больной головы на здоровую: есть ревелловский Т-72 М1, но не хочу делать "заграничный". Знаю, что были несколько М1, оставленных в СССР где-то на урале. Так вот, не удалось найти по ним инфы или фотографий. Как красились, какие обозначения были нанесены. Помогите если кто располагает.
Анатолий Буров пишет: Это все на уровне слухов, пока ничем не потвержденные.
Тогда помогите с дилеммой, как покрасить и декалировать М1, чтобы он был советский? Ну то есть, какие вопиющие отличия у него и у "не М1", чтобы я мог их устранить и законвертировать в "неэкспортный"? Версия танка совсем не важна, важна принадлежность ссср или России.